Известно, что формирование графомоторных навыков является важнейшим фактором в развитии ребёнка дошкольного возраста для его обучения письму. В связи с этим дошкольное образование осуществляет на занятиях специалистов ДОО подготовку моторики ребенка, развивает способности к согласованной деятельности руки и глаз, формированию адекватного восприятия пространственных отношений и характеристик предметов, цветовосприятию и др.
Большое значение для эффективного воздействия на разные стороны развития ребенка имеет профессиональное воздействие всех специалистов дошкольной образовательной организации. В рамках своих профессиональных задач педагоги формируют и развивают навыки и умения у детей, которые в целом создают основу для целенаправленного всестороннего развития дошкольника.
Очень полезны в плане физического развития и воспитания музыкально-ритмические и физкультурные занятия. Они помогают развивать координацию, крупную и мелкую моторику, ориентированию в пространстве, знанию схемы собственного тела, что также является важными предпосылками к овладению графомоторными навыками.
Коррекционно-развивающие занятия с дефектологом направленные на развитие психических, сенсорных, мелкомоторных функций дошкольника важны для подготовки руки и глаз к обучению графомоторным навыкам. Так, дефектолог проводит занятия по формированию понятий эталонов форм, цветов, пространственных характеристик и взаимоотношений предметов Работает над развитием мелкой моторики и ориентированию в схеме собственного тела и тела человека сидящего напротив.
Логопед на своих занятиях проводит работу по расширению активного и пассивного словаря; по формированию лексико-грамматических средств языка и произносительной стороны речи; по развитию мелкой моторики и оптико-пространственных ориентировок; ориентировании на плоскости листа и в схеме собственного тела; развитию зрительного гнозиса и анализа; развитию слухового внимания и контролирующей функции речи; проводится работа по стимуляции речевой активности и развитию связной речи дошкольников. Для решения данных задач в структуру занятий включаются различные приемы изобразительной деятельности и связанный с этим лексический материал.
На занятиях психолога велась работа по развитию памяти, внимания, мышления, пространственного ориентирования, произвольности навыков самоконтроля и волевых качеств; совершенствованию мелкой моторики и снятию тревожности для улучшения психоэмоционального состояния дошкольников.
Особое значение для психофизического развития дошкольника имеет взаимовлияние речи и предметно-практической деятельности. На занятиях воспитателя по изобразительной деятельности дети знакомились с названиями предметов для рисования; с различными техниками и приёмами нанесения краски; с разными видами изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка) и их особенностями; с спецификой используемых материалов и их качествами. В ходе каждого занятия педагог закреплял и отрабатывал умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости листа; стимулировал речевую активность детей и её согласованность с движением руки; работал над развитием контролирующей функции речи.
Для достижения наиболее высоких результатов и большей продуктивности в проводимой работе её организация должна соответствовать следующим принципам:
- системность (взаимосвязанность и взаимозависимость всех компонентов речи и психики, в связи с чем, и работа всех специалистов ДОО должна иметь системный характер);
- взаимодополняемость (работа всех участников образовательного процесса должна вестись в едином направлении и дополнять работу друг друга);
- адекватность требований и нагрузок (при составлении и разработке различных заданий и занятий необходимо учитывать возрастные и образовательные возможности детей)
- повторяемость материала, которая позволяет формировать и закреплять полученные знания и навыки;
- постепенность (работа должна стоится по принципу «от простого к сложному»).
Большое значение имеет участие родителей в подготовке дошкольников к школьному обучению и в частности в развитии их двигательных функций рук в процессе самообслуживания, посильного участия в домашних делах и занятий детскими видами творчества, в том числе разными видами детской деятельности, особенно изо-деятельностью. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения является залогом наиболее успешной помощи детям с ОНР в подготовке их к школьному обучению.
Благотворное влияние на общее психическое состояние дошкольника, его познавательную активность и поведение в условиях образовательной организации оказывает участие родителей в его общественной жизни, их взаимодействие с педагогами в общем образовательном процессе. Это помогает ребенку доверительно относится к педагогам, воспитательному процессу, что способствует наиболее полному и глубокому пониманию законов окружающего мира и способов адаптирования к ним. Роль семьи заключается в создании адекватных детскому организму условий существования, участие и стимулирование детской деятельности, игр и в обеспечении правильной речевой среды.
Задания к занятиям по формированию графомоторных навыков у дошкольников с ОНР III уровня с использованием изобразительной деятельности.
Для организации занятий по формированию графомоторных навыков у дошкольников 5 – 6 лет с ОНР III уровня нами были проанализированы методические источники, которые легли в основу системы заданий по развитию мелкой моторики, оптико-пространственного восприятия, и работы над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв. Обучение детей графическим навыкам необходимо проводить в два этапа. Первый этап – подготовительный, на котором основное внимание уделяется развитию двигательных функций рук и главным образом развитию тонкой моторики; развитию пространственного восприятия, формированию эмоционально–положительного отношения детей к графомоторной деятельности. Основным условием организации этих занятий является систематичность и учет образовательных потребностей каждого ребенка.
К графическим навыкам дошкольников относится: штриховка, обведение по контуру, проведение различных линий, раскрашиванию картинок, воспроизведение графических узоров по клеткам и без опоры на них; создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам, умение изображать симметричные фигуры и дорисовывать отсутствующие элементы; использования отдельных элементов букв.
Одним из важнейших этапов подготовки 5 – 6 летних детей к систематическому обучению, является подготовка руки к письму. Эта работа связана с психофизическими особенностями этого возрастного периода. По данным физиологов и психологов у детей слабо развиты мышцы рук, окостенение запястий и фаланг пальцев, несовершенна координация движений. Двигательные и зрительные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов ещё находятся на разной стадии развития. Однако, именно этот возрастной период более благоприятен для развития ручной умелости и формования графомоторный навык, тем более, что мышечная память в этот период достаточно хорошо развита. В связи с этим важнейшим направлением в формировании графо моторных навыков является развитие двигательных функций рук и сенсорное воспитание.
Развитие двигательных функций рук предполагает способность к разным вида захвата, моторную ловкость, координацию движений обеих рук, выполнение серии движений, переключение с одного движения на другое. Для развития этих функций сначала даются упражнения для более крупных мышц, направленных на развитие статических движений (удержание позы); динамических движений (кулак – ребро - ладонь); движения с помощью пальцев. Формирование таких двигательных навыков следует начинать с ведущей руки, затем подключать вторую руку, затем обе руки одновременно. Обучение двигательным упражнениям следует сопровождать речью, что помогает ребёнку в его действиях. На ряду с основными задачами развития двигательных функций рук в комплекс коррекционно-развивающих упражнений включаются упражнения направленные на коррекцию нарушений и активизацию кистей рук.
Ряд специалистов, посвятивших свои исследования данной проблеме (Н.А.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербина [23] С.Е.Гаврина [10], Кузнецова Г.В.) рекомендуют для решения этой задачи следующие упражнения:
- запускание мелких волчков;
- разминание пластических материалов (глины и пластилина);
- ощупывание и прокатывание мелких предметов (камешков, шариков, бусин) поочередно каждым пальцем;
- сжатие пальцев в кулачок сильнее и слабее;
- различные пальчиковые игры (например «ходьба» по столу пальцами, вторым и третьим, медленная и быстрая);
- постукивание пальцами обеих рук по столу;
- различные движения пальцами обеих рук в воздухе;
- «аплодисменты» разной силы и темпа;
- собирать пальчики обеих рук в щепотку (пальчики собрались, разбежались);
- нанизывание бусин, пуговиц на нитку;
- завязывание узлов на толстой веревке;
- застегивание и расстегивание разнообразных застёжек;
- открывание и закрывание замков;
- завод механических игрушек, закручивание и откручивание крышек разного диаметра;
- игры с кубиками, конструктором, мозаикой;
- складывание матрешек;
- рисование пальчиками в воздухе;
- различные движения рук в воде;
- рисование мокрым пальцем по на доске;
- игры с песком;
- резание ножницами;
- поглаживание разнофактурных предметов и т.д.
Формированию двигательных функций рук способствуют различные пальчиковые игры. Такие авторы как, М.М. Кольцова и О.С. Бот рекомендуют использовать пальчиковые игры в сопровождении чтения потешек и народных стихов. Такие игры полезны для тренировки пальцев рук, умению слушать и понимать речевую инструкцию, улавливать ритм речи. Кроме того они повышают концентрацию внимания, улучшают работоспособность, создают эмоционально-положительный фон для речевой коммуникации.
Различные пальчиковые игры представлены в работах Г.И. Топорковой, С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, С.В. Щербиной, И.Е. Светловой, Т.А. Ткаченко. По наблюдению этих авторов в процессе пальчиковых игр дети повторяют и запоминают движения взрослого. Их моторика активизируется, у них вырабатываются двигательная ловкость, которая способствует выработке изолированных движений, умению управлять своими движениями, и концентрировать внимание на своих действиях.
Двигательные навыки, в том числе и графические усваиваются путём целенаправленного обучения в специально организованных условиях. Способ выполнения графических действий вырабатывается и автоматизируется в результате многократных повторений. Постепенно в результате совершенствования графических действий у ребенка появляются более рациональные способы.
На первом этапе формирования графомоторных навыков дошкольники должны овладеть навыками изображения линий (прямой, ломаной, волнистой, прерывистой, штрих-пунктирной и других) различной длинны и направлений. Такие навыки помогут формированию содружественного действия руки и глаз, что способствует прослеживанию направления движения руки при удержании строки в заданном направлении (что важно при письме). Рисование ломанной, волнистой, прерывистой, штрих-пунктирной линий является основой для обучения ритмичному написанию букв одинаковых по высоте. С этой целью можно в качестве вспомогательного оборудования использовать линейки и шаблоны (волнистая и ломаная линия); обводку по тонким линиям, маркировки начала линии, опорные точки и т.д. К обучению детей испытывающих затруднения в самостоятельном овладении навыками в начале обучения следует применить пассивно-активный метод.
Уже на первых этапах при выполнении графических упражнений ребёнок учится следовать речевой инструкции, работать самостоятельно, последовательно и связно высказывать свои суждения. Для мотивации деятельности и эмоционально-положительного отношения к данным занятиям следует использовать цветные карандаши с мягким грифелем или фломастеры, которые не вызывают напряжения руки ребенка, что позволяет закрепить навык регуляции силы нажима.
В этот период также следует ознакомить детей с приемами штриховки с использованием трафаретов и шаблонов. Применение этих приспособлений позволяет ощутить внешний (шаблон) и внутренний (трафарет) контур фигуры. Для наиболее наглядного и четкого восприятия полезно заштриховать фигуру внутри контура. В этом случае можно использовать книжки раскраски, в которых предлагается большой набор различных контурных рисунков более, или менее сложных. В качестве упражнений можно также использовать различные виды копирования (через копирку, по точкам и др.) Штриховка различных фигур способствует навыкам закрашивания фигур изображений разных по форме. Такие упражнения помогут дошкольникам в возрасте 5-6 лет лучше усвоить основные правила раскрашивания:
- не заходить за контур;
- не оставлять пробелов;
- выполнять движения в заданном направлении.
Кроме того эти упражнения способствуют уточнению и запоминанию различных форм. Эти задания дети выполняют на нелинованном листе, так как одной из задач является добиться свободного движения кисти руки.
Одной из важных задач, при формировании графомоторных является нормализация оптико-пространственных ориентировок. Для чего детей начинают знакомить с особенностями структуры школьной тетради для письма и математики (обложка, лист, страница, строка). На данном этапе их начинают учить копировать по точкам нарисованный педагогом образец. В тетрадях в узкую линейку учат писать палочки, кружочки, крючочки. А затем начинают использовать, тетради в крупную и мелкую клетку.
Для формирования пространственного восприятия начале следует научить детей ориентироваться в схеме собственного тела.
При решении этой задачи необходимо научить детей ориентироваться:
- в схеме собственного тела (знать правую руку, правую ногу, левая рука, левая нога);
- ориентироваться в пространстве помещения формируется относительно положения ребенка в данном пространстве – правая стена находится со стороны правой реки, левая стена – со стороны левой руки; над головой – потолок; внизу, под ногами – пол;
- сформировать такие понятия как «впереди» - «пере до мной»; «позади» - «за моей спиной» и т. д.;
- ориентироваться в схеме человека сидящего напротив;
При обучении дошкольника ориентировки на плоскости листа следует начать обучение на листе чистой белой нелинованной бумаги. Сначала у ребенка формируется понятие угла (угол правый верхний, угол правый нижний, угол левый верхний, угол левый нижний). Формируется понятие о сторонах листа, о центре листа. Размер листа бумаги может варьироваться от небольшого, например, формат А 6, А5. до более крупного. Для начала нужно выбрать самый маленький размер или начертить клетку, которая является маленькой копией листа. Для ориентировки в пространстве клетки полезны упражнения по рисованию графических узоров. Полезно нарисовать орнамент в прямоугольнике. В качестве элементов орнамента использовать знакомые детям ломаные или волнистые линии и геометрические фигуры, которые следует симметрично расположить по сторонам листа и выделить центр орнамента. Работа должна вестись в аналогичной последовательности, от простого к сложному. Графические задания, направленные на формирование пространственных понятий способствует пониманию значений и употребления предлогов в предложениях.
Работа над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв должна проводится в следующей последовательности:
- развитие зрительного гнозиса, т.е. узнавание;
- развитие зрительного анализа;
- дифференциация смешиваемых букв.
Для решения данных задач детям предлагается выполнить следующие упражнения, например находить и выделять контурные изображения предметов на «зашумленном» рисунке, дорисовывать контуры незавершённых объектов, уметь выделять контурные изображения наложенные друг на друга; сличать предметы по величине; находить аналогичные предметы на рисунках; уметь рисовать и дорисовывать симметричные фигуры и дорисовывать недостающие элементы изображения (рисунка).
На втором этапе обучению графомоторным навыкам дошкольников 5 – 6 лет следует научить детей:
- работать в тетради в крупную клетку;
- работать в тетради в крупную линейку;
На этом этапе следует использовать школьные тетради, однако детям 6-ти летние дети затрудняются выполнять мелкие изображения. При этом главная задача при рисовании элементов букв для детей этого возраста является освоение их формы. В связи с этим размер должен быть больше, чем это определяется нормативными требованиями при обучении детей письму в школе. Буквы в русской графике состоят из таких элементов как: короткая и длинная палочки, короткая и длинная палочки с закруглением внизу, палочка с закруглением вверху и внизу, удлинённая вниз петля, удлинённая вверх петля, левые и правые полуовалы, овалы. Именно эти элементы должны быть освоены детьми в процессе подготовки к обучению письму в школе. Занятия по формированию графомоторный навык, это хорошая тренировка для внимания, памяти, различных мыслительных операций, пространственного ориентирования. В этот период полезно в общую систему занятий включить такие упражнения, как «Графический диктант», когда ребёнок изображает узор или фигуру по словестной инструкции – «влево, вправо, вверх, вниз». Или нарисуй дорожку, по которой едет машина, обведи по контуру какую либо фигуру, дорисуй фигуру, нарисуй такую же и т.д. Эти упражнения способствуют развитию внимания, зрительной памяти, зрительно-пространственному восприятию, способности концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах, контролировать свою деятельность и получать навыки самостоятельной работы. Выполнение действий по инструкции взрослого приучает ребенка к методу школьного образования. Занятий по формированию графических навыков должны органично включатся в систему специальных занятий, игр, режимных моментов, повседневного поведения дошкольника и не должны противоречить нормальному психофизическому состоянию 5 – 6 летнего ребенка. Тем более что дети даже с незначительными отклонениями в развитии нуждаются в охранительном режиме и специально организованных условиях обучения и воспитания.
В качестве выбора рекомендуемых упражнений направленных на формирование графомоторных навыков мы рекомендуем использовать следующие методические пособия.
Пособия и книги, которые помогут в подготовке занятий по развитию мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста:
Бондаренко А.К. Словестные игры в детском саду. – М., 1977.
Бот О.С. Формирование движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология 1983, №1
Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
Ковалев В.И. Развивающие игры для дошкольников и младших школьников. — М., 1998.
Крунекчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: 2013.
Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: 2017.
Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. – СПб. : 2015
Куцакова Л.В. Оригами. — М., 1994.
Мальцева И.В. Умелые пальчики: В 4 кн. — М., 1999.
Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1997.
Развивающие игры для дошкольников// Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1996.
Расскажи стихи руками// По мотивам английского фольклора. - М., 1992.
Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. — СПб., 1997.
Синицын Е.И. Умелые пальчики. — М., 1998.
Щебеко В.Н., Ермак Н.Н. Поиграем в упражнения: творчество в двигательной деятельности дошкольника. — М., 1999.
Пособия, которые помогут в организации занятий по развитию оптико-пространственного ориентирования, ориентирования на плоскости листа, помогут в формировании буквенного гнозиса и зрительного образа букв:
Агеева С.И. Обучение с увлечением — М., 1991. — Ч. 1.
Александрова Е.С. Альбом для профилактики дисграфий. – СПб.: 2017.
Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи. – М. 1997.
Арцищевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. – М.: 2017.
Бабаева Т.И. У школьного порога. — М., 1993.
Воробьёва Т.А. 85 уроков для обучения письму. – СПб.: 2018.
Воробьёва Т.А., Гузенко Т.В. 50 уроков для подготовки руки к письму – СПб.: 2018.
Дьяченко О.М., Веракса НЕ. Чего на свете не бывает? — М., 1994.
Екжанова Е.А. Узоры. Линии. Штрихи. – М. : 1017.
Зак А. «Путешествие в сообразилию» или как помочь ребенку стать смышленым. — М., 1993.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5 – 7 лет. – М.: 2003. – Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5 – 7 лет. – М.: 2003. – Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка.
Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч 2. – М.: 2016.
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта для детей 5 лет. – СПб.: 2017.
Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Контур, линия, цвет. СПб.: 2017.
Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Рисуем по клеткам. СПб.: 2017.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: 2014.
Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение. – СПб.: 2017.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М., 1990.
Никитин Б.П. Развивающие игры. — М., 1994.
Никитина А.В. Рисование веревочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. – СПб. 2010
Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: 1998
Полякова М.А. Как научить ребенка читать и писать. – М.: 2010.
Потапова Е.Н. Радость познания. — М., 1990.
Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения / М.: 2018.
Преведникова И.И. Точка, точка, два крючочка. Для детей от 5-ти лет. – М.: 2016.
Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. - СПб.: 2017.
Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. — СПб., 1998.
Уварова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. – Москва: 2017
Уромова С.Е. Знакомимся с линией: Формирование графических навыков у дошкольников – СПб.: 2006.
Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению: Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1988.
Известно, что изобразительная деятельность является одним из основных видов детской деятельности, поэтому обучение технике изображения различных линий можно рассматривать и как обучение различным рисовательным движениям, т.к. графический навык реализуется и мотивирует детей на использование его в предметном и сюжетном рисовании. Так, например, волнистая линия используется в изображении моря, реки, озера, при рисовании морских, или каких либо других пейзажей с водой. Образец такой работы представлен на рисунке № 16
Рис.№ 16.
«Морской пейзаж».
Особенно часто в рисунках детей используется прямая линия. Она обозначает дорожки, контуры построек, элементы в изображении растений (стволы и ветви деревьев, стебли цветов, траву и т. д.). Кривые и замкнутые кривые используются при рисовании круглых и округлых изображений, например, людей или животных. Прерывистая линия изображает дождь или лучи солнца и т. д. Примеры сюжетных картинок с использование таких линий представлены на рисунках № 17 «Городской пейзаж»
и № 18 «Горный пейзаж»
Рис.№ 17.
«Городской пейзаж»
Рис.№ 18.
«Горный пейзаж»
Безусловно, рисование, это наиболее понятный и близкий ребенку 5 – 6-ти лет вид деятельности, в котором реализуется его отношение к реальной действительности, эстетические чувства, игра, кроме того, в изобразительной деятельности большое место занимает речь. С точки зрения развития графических навыков в процессе изобразительной деятельности, изобразительная деятельность является основой для их формирования. В связи с выше изложенным значение изобразительной деятельности в дошкольном детстве необходимый и очень важный для дальнейшего развития ребенка вид деятельности.
Наши задания являются вариативными в связи с особенностями образовательных потребностей детей.
Так, например, для изображения линий предлагаются следующие задания:
- для изображения прямой вертикальной линии детям предлагается рисовать, сначала, длинные вертикальные линии (дождик, лучи солнца, ниточки для воздушных шаров и т.д.), затем горизонтальные линии различной длинны (провести зайчика в гости к ежу, проведя прямую линию между двумя заданными точками.);
- для изображения горизонтальной изогнутой и ломаной линий детям предлагается рисовать узоры на разных предметах, например на чашке, платье, шляпе, диване и т.д. (в зависимости от лексической темы занятий логопеда и воспитателя); различного рода пейзажи (морские - для изогнутой, и горные для ломаной линии);
- для изображений пунктирных и штрих-пунктирных линий предлагаются задания, в которых нужно провести такие линни между двумя заданными точками, например, провести белочку к дереву (скачками);
- работа по обучению штрихованию проводится с использованием различных трафаретов (где ребенку нужно заштриховать предмет внутри трафарета), различных раскрасок (с фактурным краем изображенных фигур и простых раскрасок). Учитывается и направление штриховок. Сначала это штрихование вертикальное (сверху вниз), потом горизонтальное (с лева на право) и затем косое штрихование (т.е. уклон линий штрихов должен быть примерно 50 – 60 градусов; направление линий с верху вниз наискосок).
Для формирования у детей способности ориентироваться на плоскости листа и в клетке, как уменьшенной его копии используются следующие задания: «Укрась платок» или «Укрась коврик», где коврик – это лист формата А4 (постепенно формат листа уменьшается до формата А5 и А6). В процессе работы внимание детей обращается на углы и их названия (левый верхний, правый верхний, левый нижний, правый нижний), на центр листа (клетки) и способы его определения (путем проведения прямых линий от верхнего левого угла в нижний правый и от верхнего правого угла в нижний левый. Так, место пересечения линий будет центром клетки). Один из примеров подобных работ представлен на рисунке № 19. Детям предлагается украсить коврик различными видами линий и их сочетаний.
Рис. №18.
Задание «Укрась коврик»
Приведем пример конспекта одного из таких занятий.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 467.