Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

У детей с общим речевым недоразвитием наблюдаются особенности в формировании интеллектуальной, волевой и сенсорной сферы.

Речевые нарушения обуславливают нарушения в развитии иных сторон психического развития, что приводит к наличию вторичных дефектов. Так, например, имея полноценные предпосылки к овладению мыслительными операциями (сравнение, классификация, анализ и синтез), у детей наблюдается отставание в развитии словесно-логического мышления, большие трудности вызывает овладение мыслительными операциями.

Т.Д. Барменсковой (1997) [5]  были проведены ряд экспериментальных исследований, результаты которых позволяют сказать о том, что у дошкольников с ОНР наблюдаются значительные отставания в сформированности логических операций сравнительно с нормативно развивающимися сверстниками. Автору удается выделить четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций. 

У детей составивших первую группу достаточно хорошо сформированы вербальные и невербальные логические операции. Они соответствуют уровню детей с нормальным речевым развитием по уровню познавательной активности, интересу к заданию, их целенаправленная деятельность носит устойчивый и планомерный характер.

Вторую группу составили дети, сформированность логических операций которых ниже возрастной нормы. Отмечается более низкий уровень речевой активности, объем кратковременной памяти ограничен, что приводит к невозможности удержания словестного ряда.

В третью группу вошли дети с нарушениями целенаправленной деятельности как при выполнении вербальных, так и невербальных заданий. Характерными являются недостаточность концентрации внимания, низкий уровень познавательной активности, скудный объем представлений об окружающем, трудности в установлении причинно-следственных связей.

Дети, вошедшие в четвертую группу, имеют недоразвитие логических операций. Их логическая деятельность крайне неустойчива, непланомерна, уровень познавательной активности низкий, отсутствует контроль за правильностью выполнения задания.

Рядом авторов у детей с ОНР отмечены недостаточность устойчивости и объема внимания, ограничения в возможности его распределения (Р.Е. Левина, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова) [66,70, 105]. 

Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У детей с первым уровнем речевого развития низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

В работе «Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью» Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова, Э.Л.Фигередо [9] (1991) представили результаты исследования психических функций.

При зрительном опознании предмета в усложненных условиях дети с общим недоразвитием воспринимали образ предмета с определенными трудностями, им требовалось больше времени для принятия решения, отвечая, они проявляли неуверенность, допускали отдельные ошибки в опознании. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» они использовали элементарные формы ориентировки. Например, при выполнении заданий по моделирующему перцептивному действию дети с ОНР меньше применяли способ зрительного соотнесения. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать вывод о том, что у детей с ОНР оно сформировано недостаточно.

Исследование мнестических функций позволяет заключить, что запоминание словесных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.

Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной [27] (2001) отмечается, что:

- у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

- имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

- преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4 — 5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.

Наличие общего недоразвития у детей приводит с стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной (Л.В. Лопатина [70, 71]). По результатам обследования моторной сферы дошкольники с ОНР (третий уровень речевого развития, подготовительная к школе группа) разделились на три подгруппы: дети с низким уровнем развития моторной сферы – 23,5%, со средним уровнем – 28,55%, с высоким – 48%.

У детей с низким уровнем развития моторной сферы наблюдаются трудности переключения с одного вида движений на другой, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память и низкий уровень произвольного внимания.

У детей со средним уровнем развития моторики отмечаются сопутствующие движения при выполнении некоторых проб, им требуется длительное время для выполнения заданий. Лучше выполняются задания по показу, чем по словесной инструкции.

Дети с высоким уровнем развития моторики приближаются к возрастной норме: у них достаточно сформирована мелкая и артикуляционная моторика. Это можно объяснить тем, что с детьми подготовительной группы длительное время проводилась коррекционная работа (А.Н. Корнев) [57].

Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции. [107]

Дата: 2019-02-02, просмотров: 331.