Характеристика участников эксперимента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экспериментальное исследование проводилось на базе образовательной организации «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области "Детский сад комбинированного вида № 14 «Светлячок»"» . По адресу: Московская область, г .Королёв, ул. Садовая, д.4А. В период с 29 октября по 26 ноября. В данной дошкольной образовательной организации проводятся групповые и индивидуальные занятия с детьми, имеющими речевые и сенсорные нарушения. Группы укомплектованы в зависимости от ведущего дефекта детей. Наполняемость групп 8 человек. Коррекционно-развивающая работа в группах проводится по программам соответствующим возрасту и специфике речевого развития детей.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников  осуществляют специалисты: дефектологи, психологи логопеды и воспитатели.

В эксперименте принимали участие 28 детей. Из них 14 детей по заключению логопеда имеют общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня. Эти дети вошли в экспериментальную группу, а дети с речевым развитием соответствующим возрастным нормам (14 детей) составили группу сравнительного анализа.

 

Таблица № 1

Имя ребенка пол Возраст (лет,мес.) Логопед.заключ. Сопутствующие нарушения
1 Павел М 5.7 ОНР III ур. Сходящееся косоглазие
2 Маша Ж 5.5 ОНР III ур. Не выявлено
3 Максим М 6 ОНР III ур. Не выявлено
4 Рома М 5.9 ОНР III ур. Не выявлено
5 Аня Ж 5.7 ОНР III ур. Не выявлено
6 Ваня М 6 ОНР III ур. Не выявлено
7 Таня Ж 6 ОНР III ур. Снижение зрения
8 Петя М 5.10 ОНР III ур. Не выявлено
9 Илья М 5.3 ОНР III ур. Не выявлено
10 Павлик М 5.8 ОНР III ур. Леворукость
11 Сережа М 6 ОНР IIIур. Не выявлено
12 Алёша М 5.10 ОНР III ур. Не выявлено
13 Алиса Ж 5.4 ОНР III ур. Леворукость
14 Роман М 5. 7 ОНР III ур. Не выявлено

Экспериментальная группа.

В таблице №2 представлены данные детей сравнительной группы. В эту группу вошли дети, развитие которых соответствуют возрастным нормам: речевое развитие, сюжетно-ролевая игра, продуктивные виды деятельности, в том числе изобразительная соответствуют возрастным нормам.

 

Таб. №2.

Имя ребенка пол Возраст (лет,мес.) Логопедическое заключение Сопутствующие нарушения
1 Матвей М 5.6 Нормативное речевое развитие Не выявлено
2 Василиса Ж 5.4 Нормативное речевое развитие Носит очки
3 Иван М 6 Нормативное речевое развитие Не выявлено
4 Рита Ж 5.8 Нормативное речевое развитие Не выявлено
5 Алина Ж 5.6 Нормативное речевое развитие Леворукость
6 Кирилл М 5.9 Нормативное речевое развитие Не выявлено
7 Алиса Ж 6 Нормативное речевое развитие Не выявлено
8 Полина Ж 5.5 Нормативное речевое развитие Не выявлено
9 Ирина Ж 5.6 Нормативное речевое развитие Не выявлено
10 Валентина М 5.3 Нормативное речевое развитие Не выявлено
11 Катя Ж 5.7 Нормативное речевое развитие Не выявлено
12 Саша М 5.11 Нормативное речевое развитие Не выявлено
13 Игорь М 5.9 Нормативное речевое развитие Не выявлено
14 Витя м 5.10 Нормативное речевое развитие Не выявлено

Группа сравнительного анализа

Ознакомившись с медицинской документацией, и принимая во внимание наблюдения воспитателя и специалистов и данные из бесед с родителями, и собственные наблюдения мы составили психолого-педагогическую характеристику детей экспериментальной группы.

Мы составили психолого-педагогическую характеристику детей экспериментальной группы.

Павел. 5 лет и 7 мес. Поступил в ДОО в сентябре 2016 года. Воспитывается в полной семье, единственный ребенок. Старшие члены семьи уделяют достаточное внимание воспитанию и развитию ребенка. Родился 7 мес. При рождении закричал не сразу. У мальчика косоглазие. Ребенок подвержен частым простудным заболеваниям. Отмечается нарастающая истощаемость психических процессов при выполнении интеллектуальных заданий. Павел легко идет на контакт с окружающими детьми и взрослыми. Любит быть в центе внимания и получать одобрение от взрослых. Знает и правильно использует предметы и материалы для изобразительной деятельности. Предметное рисование находится на уровне схематического изображения. Павел знает и правильно называет основные цвета, оттеночные цвета различает, но путается при их назывании, использует их мало. Знает и называет геометрические фигуры и тела (круг – шар, треугольник – пирамида, квадрат - куб). Активный словарь на уровне общеупотребительной лексики. Пассивный словарь шире активного. Собственная речь представлена распространенными предложениями с аграмматизмами согласования. Фонематический слух сохранен на уровне дифференциации карточек на слова квазиомонимы. Павел понимает простые предложные конструкции, понимание сложных предложных конструкций и логико-грамматических связей затруднено. Наблюдается нарушение слоговой структуры по типу перестановки слогов. Отмечаются трудности актуализации слов. Не полностью сформированы обобщающие понятия. В собственной речи преимущественно пользуется существительными и общеупотребительными глаголами. Словообразование на стадии формирования, словоизменение с аграмматизмами морфемного характера. Рассказ по картинке на уровне простой фразы. Рассказ по серии сюжетных картинок затруднен, необходимы наводящие вопросы. Заключение ПМПК – ОНР (III ур.) рекомендованы занятия с логопедом.

Маша. 5 лет и 5 месяцев. В ДОО поступила в конце августа 2016 года. Воспитывается в полной семье вместе со старшим братом. Родители уделяют достаточно внимания воспитанию и развитию дочери. Проявляют интерес к консультациям и рекомендациям специалистов. Родилась доношенной, но закричала не срезу. В раннем детстве часто болела простудными заболеваниями. Не всегда адекватно реагирует на замечания педагога по поводу допущенных ошибок, в некоторых случаях может отказаться от выполнения задания. Внимание не устойчивое, девочка подвижна, активна, быстро реагирует на окружающие события, любознательна. Объем словаря не соответствует возрастной норме. Затрудняется называть предметы, выходящие за рамки бытовой лексики, испытывает трудности в подборе прилагательных и глаголов к слову. Испытывает трудности в образовании относительных прилагательных. Отмечается низкий уровень сформированности обобщающей функции слова. Нарушена структура четырех сложных слов. Слуховая дифференциация фонетически близких звуков нарушена. Составление рассказа по картине заключается в перечислении знакомых объектов. Пересказ простого текста выполняется самостоятельно после повторного прочтения. Громкость голоса нормальная речь медленная, не достаточно выразительная. Маша довольно общительная девочка. В группе активно играет со многими детьми. Игровая деятельность представлена в форме сюжетно-ролевой игры. Любит и охотно занимается изобразительной деятельностью. Хорошо знает основные и оттеночные цвета. Заключение ПМПК: ОНР (III ур.) рекомендованы занятия в логопедической группе.

Максим, 6 лет. Поступил в ДОО в ноябре 2016 года. Воспитывается в полной семье. В результате перенесенного тяжелого вирусного гриппа у ребенка возникла почечная недостаточность, которая обуславливает частые и длительные госпитализации. В связи с этим мальчик не получает систематического педагогического сопровождения, постоянного общения со сверстниками. Ограниченность впечатлений от окружающей реальности не вызывает потребности отражения её в рисунках, лепке, аппликации. Что в свою очередь не способствует формированию графомоторных навыков. Собственная речь представлена распространенными предложениями с аграмматизмами согласования, нарушением порядка слов. В речи отмечаются вербальные парафазии. Разборчивость речи затруднена в следствии дизартрического компонента. Максим понимает обращенную речь в полном объеме, правильно выполняет трехступенчатую инструкцию. Фонематический слух сохранен на уровне дифференциации звуков с использованием картинок на слова-квазиомонимы, на уровне слухового анализа фонем, слогов, слов нарушен, увеличен латентный период. Доступно понимание простых и сложных предложных конструкций. Понимание логико-грамматические конструкции вызывает затруднения. Слоговая структура нарушена по типу пропусков звуков и слогов, пропуск согласной при их стечении. Объем пассивного словаря превышает объем активного. Максим активно использует мимику и жесты. Отмечаются трудности актуализации слов. Обобщающие понятия сформированы не полностью. Отмечаются вербальные парафазии по функциональному назначению и смежности звуковой оболочки слова, неправильное ударение в словах. В собственной речи преобладают существительные и общебытовые глаголы. Словообразование не сформировано, словоизменение с аграмматизмами морфемного характера. Подобные аграмматизмы присутствуют и на уровне фразы. Частично сформированы простые предлоги (за; под), сложные предлоги не сформированы. Рассказ по картинке представлен простой фразой. Рассказ по серии картинок требует наводящих вопросов. Заключение ПМПК: ОНР (III ур.) рекомендованы занятия с логопедом.    

Рома, 5 лет 9 мес. В ДОО поступил в конце августа 2016 года.  Единственный ребенок в семье. Семья полная, обеспеченная. Родители заняты производственными проблемами. Воспитание ребенка поручено дедушке и бабушке, которые ограничивают общение внука с ровесниками. В связи с этим ребенок мало интересуется окружающим реальным миром, игрушками, особенно заменителями живых существ – человека, животных. Большую часть времени отводит интерактивным играм на планшете. В связи с этим возник дефицит предметно-практической деятельности, особенно продуктивных её видов. Рома не любит рисовать, лепить. Такой образ жизни ребенка не способствует формированию коммуникативных навыков, речевой активности и развитию различных речевых средств. Активный словарь ниже возрастной нормы. Проявляются трудности в назывании слов обозначающих предметы или действия выходящие за рамки повседневной лексики. Испытывает трудности в словообразовании в виде пропусков и замен словообразовательных аффиксов. Отмечается низкий уровень понимания и употребления обобщающих понятий. Нарушена структура четырёхсложных слов. Отмечается бедность и однообразие в использовании языковых средств. При составлении рассказа по картинке использует короткие, малоинформативные фразы. Темп речи средний, голос громкий. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК): ОНР (III ур.) – рекомендованы занятия с логопедом.

Аня, 5 лет 7 мес. Поступила в ДОО в августе 2016 года. На поздних сроках беременности мать перенесла вирусное заболевание, что вызвало преждевременные роды. Девочка родилась 8-ми месячной. Воспитывается в полной семье. Семья является достаточно обеспеченной. Родители заботятся о своих детях, которых в семье двое. Аня младший ребенок. Девочка поступила в ДОО в возрасте 4-х лет, что относительно улучшило её психоэмоциональное развитие. Девочка с удовольствием играет с куклами, но её игры носят процессуальных характер. В совместных играх с ровесниками остается пассивна, но наблюдается интерес к игре. В рисовании наблюдаются элементы зеркального изображения, затруднения в рисовании симметричных фигур. Аня затрудняется проводить прямую в заданном направлении. Изображения мелкие по отношению к размеру листа и расположены на нём хаотично. У Ани нарушена целостность восприятия, что проявляется при складывании разрезных картинок. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Фонематический слух сохранный на уровне дифференциации звуков с использованием картинок на слова квазиомонимы. Понимает простые предложные конструкции (в, на, под). Основные цвета различает, понятия «один – много», «большой – маленький» сформированы. Пассивный словарь шире активного. На уровне слова отмечается нарушение слоговой структуры по типу элизий, неправильное употребление ударения. Отмечаются трудности в актуализации слов, обобщающие понятия на стадии формирования. В собственной речи пользуется всеми частями речи, предлогами В, НА. В словоизменении наблюдаются грубые аграмматизмы морфемного характера и неправильного ударения. Словообразование не сформировано. Рассказ по картинке на уровне простой фразы (перечисление изображённых предметов). Пересказ по серии сюжетных картинок так же представлен простой фразой, также наблюдаются нарушения передачи последовательности событий.  Заключение ПМПК: ОНР (III ур.) рекомендованы занятия с логопедом.

Ваня, 6 лет. Поступил в ДОО в ноябре 2016года. С рождения ребёнок находится в семье, которая ведёт асоциальный образ жизни. Ваня третий ребёнок в семье. Родители не занимаются воспитанием детей. Родился физически ослабленным, что обусловило частые заболевания соматогенного характера. Ребенок проявляет интерес к игрушкам и играм с ровесниками. Уровень развития его графических навыков не соответствует возрастным нормам. Рисунки примитивны по характеру изображения и содержанию. Особенно это проявляется в изображении человека, которое изображается в виде «человечка-огуречка». У ребёнка не наблюдается желание найти приемы изображения прически, одежды и других элементов рисунка. Сюжетное рисование не сформировано. Цвет в рисунках практически не использует, хотя называет и различает основные цвета. Ваня во время игры или каких-либо других занятий быстро утомляется и легко отвлекается. На речи ребёнка негативно сказывается окружающая его речевая среда, не соответствующая нормам речевой культуры. Собственная речь представлена преимущественно речевыми штампами, а также распространенной фразой с грубыми аграмматизмами согласования, морфемного характера, сокращением звуко-слоговой структуры. Голос нормальный, истощается к концу фразы, окончания не выражены. В речи мальчика также отмечаются интерации в середине слова и на уровне звуков и слогов, замедленное послоговое проговаривание слов сложной слоговой структуры. Речь маломодулированна, тихая. Хорошо понимает обращенную речь. Фонематический слух сохранный на уровне дифференциации звуков с использованием карточек на слова квазиомонимы. Объем пассивного словаря превышает объем пассивного. На уровне слова отмечаются нарушения слоговой структуры слова множественных литеральных парафазий, элизий, перестановок слогов. Обобщающие понятия на стадии формирования, отмечаются выраженные трудности в актуализации слов, трудности в назывании частей предметов. В речи использует все части речи. Словоизменение с аграмматизмами согласования и морфемного характера. Словообразование не сформировано. Аграмматизмы согласования морфемного характера встречаются и на уровне простой фразы. Простые предлоги не сформированы. Рассказ по картинке или серии картинок представлен простой фразой. Заключение ПМПК: ОНР (III ур.) рекомендованы занятия с логопедом.

Таня, 6 лет. Поступила в ДОО в сентябре 2016года. Воспитывается в полной семье. Родилась в срок. Асфиксия в родах. В дальнейшем развитии ребёнка значительных нарушений не выявлялось. Однако предметно-практическая деятельность имела незначительное отставание от возрастных норм. У ребенка наблюдается нарушение зрительного восприятия – носит очки (-1,5). Таня является единственным ребёнком в семье. Родители стремятся обеспечить полноценное воспитание ребенка. Проявляют интерес к педагогическому процессу в саду. Таня легко вступает в контакт как с детьми так и со взрослыми. Проявляет активное внимание к игрушкам. Использует их по назначению. Адекватно использует их в сюжетно-ролевой игре. Речевая активность снижена. Активный словарь ниже возрастной нормы. Словообразовательная деятельность недостаточно сформирована. Собственная речь представлена простыми предложениями с аграмматизмами согласования, морфемного характера, нарушением порядка слов. Пассивный словарь шире активного. Фонематический слух сохранный. Доступно понимание простых предложных конструкций. Понимание сложных предложных конструкций  и логико – грамматических вызывает трудности. Нарушена слоговая структура слова. В собственной речи использует, в основном, существительные, общеупотребительные глаголы, наречия, местоимения. Словоизменение и словообразование с аграмматизмами морфемного характера. Рассказ по картинке представлен перечислением изображенных предметов. Рассказ по серии сюжетных картинок не доступен. Заключение ПМПК: ОНР (III ур.) рекомендовано посещение логопедической группы.

Петя, 5 лет 10 мес. Поступил в ДОО в сентябре 2016 года. Мальчик воспитывается в неполной семье. Воспитанием занимается мать и бабушка, которые проявляют гипперопеку над ребёнком. Петя в раннем детстве (2 года) переболел гриппом в тяжелой форме. У ребенка наблюдается неловкость движений, что отражается на его предметно-практической деятельности. Однако Петя проявляет активный интерес к игрушкам и использует из в соответствии с их назначением. По отношению к ровесникам доброжелателен, но предпочитает играть один. Часто отказывается от занятий изобразительной деятельностью, предпочитая конструирование из наборов различных модулей. Петя не стремится к речевому общению. Он хорошо понимает обращенную речь, но его активный словарь ограничен. В речи встречаются аграмматизмы. Фонематический слух сформирован на уровне дифференциации звуков с использованием картинок на слова квазиомонимы. Слоговая структура слова нарушена по типу добавления слогов. Словоизменение с аграмматизмами морфемного характера. Словообразование не сформировано. Понимание предложных конструкций доступно на уровне простых предлогов. Рассказ по картинке на уровне простого предложения. Рассказ по серии сюжетных картинок с нарушением временных и причинно-следственных связей. Заключение ПМПК: ОНР (III ур.) рекомендованы занятия с логопедом.  

Илья, 5 лет 3 мес. Поступил в ДОО в октябре 2016 года. Воспитывается в полной семье. Есть брат 6-ти месяцев. Семью обеспечивает отец. Внимания к воспитанию и развитию ребенка явно недостаточно. В ДОО мальчик поступил в начале сентября 2018 гора. Адаптация к детскому коллективу прошла достаточно быстро. Ребенок проявляет интерес к игрушкам, однако не всегда правильно взаимодействует с ними. Сосредоточенность на игре кратковременная. Плохо запоминает слова детских песен, потешек. Эталоны основных форм различает и называет. Соотносит плоские геометрические фигуры и объемные геометрические тела. Различает и называет основные цвета. Предметное рисование сформировано на уровне схематического изображения. Рисует в основном, хорошо знакомые объекты (домик, дерево). Изобразительные средства ограничены. Цвет практически не использует. Сюжетный рисунок не сформирован. Собственная речь представлена распространенной фразой с ошибками согласования в употреблении глаголов. Фонематических слух нарушен. Слоговая структура слова нарушена по типу усечения слогов. Доступно понимание простых предложных конструкций. Затруднено понимание сложных предложных конструкций и логико-грамматических связей. Словоизменение и словообразование на уровне формирования. Рассказ по картинке беден, представлен простым перечислением предметов изображенных на картинке. Рассказ по серии сюжетных картинок носит фрагментарный характер. При пересказе Илья нуждается в постоянных наводящих вопросах. Заключение ПМПК: ОНР (III ур.) рекомендованы занятия с логопедом.

Павлик, 5 лет 8 мес. Воспитывается в полной многодетной семье. Он младший ребёнок. Семья имеет средний достаток. Родители уделяют достаточное количество времени общению с детьми. Воспитанию в семье помогает бабушка. Языковая среда соответствует норме. Мальчик родился недоношенным (7 мес.). В младенчестве ребенок часто болел и был физически ослаблен. Развитие предметно-практической деятельности в раннем возрасте происходило с небольшим отставанием от нормы. Мальчик достаточно активен. Проявляет интерес к общению с ровесниками. Любимым занятием является игра с игрушками – транспортом. В сюжетно-ролевых играх принимает участие, но не стремится быть лидером. Изобразительная деятельность на уровне схематического рисования. Павлик пользуется левой рукой в качестве ведущей. В рисунках редко использует цвет, хотя основные цвета знает и называет. Активный словарный запас характеризуется употреблением частотной лексики. Нарушена звукопроизносительная сторона речи (замена звуков сходных по звучанию). В речи преобладает употребление простых нераспространенных предложений. Понимает простые предложные конструкции. Понимание логико-грамматических связей вызывает затруднения. В собственной речи употребляет уменьшительно-ласкательные формы существительных, относительных прилагательных и некоторых профессий. Словообразование слов, выходящих за рамки бытовой лексики, вызывает большие затруднения. Рассказ по картинка представлен простым предложением. Рассказ по серии картинок доступен с помощью наводящих вопросов. Заключение ПМПК: ОНР (III ур.) рекомендовано посещение логопедической группы.

Сережа 6 лет. Воспитывается в ДОО с октября 2015 года. Воспитывается в многодетной семье (трое детей), он средний. Семья заботится о воспитании детей. Дети растут в хорошей благоприятной обстановке. Родители активно сотрудничают с образовательной организацией. Ребенок отличается двигательной расторможенностью, неусидчив, плохо сосредоточивается, быстро утомляется при выполнении каких-либо заданий связанных с мыслительной деятельностью. Плохо запоминает стихи. Охотно включается в деятельность, но быстро теряет к ней интерес. У ребенка обедненный словарь. Собственная речь представлена распространенной фразой со звуковыми заменами и искажениями. Голос средней громкости, речевой выдох нормальный. В собственной речи использует в основном существительные, общебытовые глаголы, простые предлоги, отмечаются вербальные парафазии (блюдце – тарелка). Словоизменение с аграмматизмами согласования морфемного характера. Словообразование не сформировано. Рассказ по картинке представлен простой фразой, перечислением увиденных предметов. Рассказ по серии картинок беден, представлен простой и распространенной фразой, требуются наводящие вопросы. Звукопроизношение нарушено в группе свистящих, шипящих, сонорных по типу замени и искажений. Продуктивная деятельность не соответствует возрастным нормам по характеру изображений и использованию изобразительных средств. Мальчик проявляет интерес к совместным играм со сверстниками. Доброжелателен по отношению к детям и взрослим. За время пребывания в детском саду заметно улучшилась динамика его развития.  Заключение ПМПК: ОНР (III ур.) рекомендовано посещение логопедической группы.

Алёша, 5 лет 10 мес. Поступил в ДОО в возрасте 4 лет 6 мес. Ребенок воспитывается в неполной семье. Живет с отцом и его родителями, которые, в основном, занимаются воспитанием ребенка. В семье приятная обстановка взрослые прислушиваются к советам специалистов ДОО и стараются реализовывать их. Ребенок родился недоношенным (7 мес.). В младенчестве и раннем детстве часто болел простудными заболеваниями и перенес корь. Алёша хорошо воспитан, доброжелателен по отношению к окружающим. С удовольствуем принимает участие в совместных играх, однако быстро утомляется, что может вызвать плаксивость. Словарь обеднен. Звукопроизношение нарушено в группе свистящих и шипящих по типу замен и искажений. Собственная речь представлена распространенной фразой с ошибками согласования употребления предлогов, в также стереотипными фразами. Фонематический слух не сформирован. Грамматические ошибки не улавливает. Наблюдается формализм усвоенных знаний, механическое заучивание и трудности использования этих знаний спонтанной речи, деятельности, жизни обобщающие понятия сформированы частично. Отмечаются вербальные парафазии по функциональному назначению. На уровне слоговой структуры слов слова повторяет правильно, но наблюдается тенденция к послоговому произношению сложных слов. Аграмматизмы при изменении существительных по падежам. Пересказ беден, необходимы наводящие вопросы. Громкость голоса нормальная, темп речи медленный, голос недостаточно выразительный. Движения ребенка несколько замедленны и неловки. Нажим на карандаш слабый. Ребёнок неправильно располагает рисунки на листе бумаги, не ориентируясь на плоскости листа. Ребенок не проявляет большого интереса к изобразительной деятельности. Дома большую часть времени проводит за планшетом. Практически не сформированы рисовальные движения. Уровень изобразительных навыков не соответствует возрастным нормам. Заключение ПМПК: ОНР (III ур.) рекомендовано посещение логопедической группы.

Алиса 5лет 4 мес. Поступила в ДОО сентябре 2016 года. Девочка родилась в срок, однако в процессе родов получила родовую травму височной области левого полушария. В дальнейшем ребенок развивался с небольшим отставанием от возрастной нормы. В качестве ведущей руки преимущественно использует левую. Это заметно в её предметно – практической деятельности и рисовании. При проведении прямой линии Алиса пытается вести её с права на лево. При изображении симметричных фигур испытывает трудности. Рисунок фигуры человека в виде «человечка-огурчика» с попытками изобразить элементы одежды и прически. Собственная речь представлена простой фразой с аграмматизмами согласования, морфемного характера, неправильным ударением в словах. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Понимание сложных предложных конструкций недоступно. Объем пассивного словаря превышает объем активного. Нарушена слоговая структура в четырехсложных словах. Обобщенные понятия не сформированы. Отмечаются трудности в актуализации слов. В собственной речи использует все части речи, предлоги В, НА. Словообразование с грубыми аграмматизмами. Темп речи средний, голос тихий, невыразительный. Алиса растет в полной семье. Единственный ребенок. Родители проявляют интерес к вопросам развития ребенка и сотрудничают с образовательной организацией. Заключение МППК: ОНР (III ур.) рекомендованы занятия в логопедической группе.  

Роман 5 лет 7 мес. Поступил в сад в конце сентября 2017 года. Семья ребенка переехала в город Королев для постоянного проживания из Воронежской области в 2016 году. Семья полная. В семье двое детей. Роман младший. Между детьми значительная разница в возрасте. Старшему брату 12 лет. Отец работает и обеспечивает семью. Мать домохозяйка, занимается воспитанием детей. В возрасте 1г 6 мес. мальчик был тяжело болен скарлатиной. Ребенок пассивен, мало интересуется игрушками и окружающими ровесниками. Объем словаря не соответствует возрастной норме, в основном он состоит из обиходной лексики. Мальчик испытывает трудности в подборе прилагательных и глаголов к словам. У него наблюдается нарушение в звукопроизносительной стороне речи в группе сонорных звуков в виде замен и искажений. Испытывает трудности при пересказе текста и рассказе по картинке. Рассказ носит фрагментарных характер, требуются частые наводящие вопросы. Голос достаточно громкий, темп речи нормальный. Роман не стремится к самостоятельной деятельности, в частности к занятиям рисованием. Рисует в основном по инициативе педагога и по его инструкции. Его изобразительная деятельность обеднена как в технике, так и в изобразительных средствах. Заключение ПМПК: ОНР (III ур.) рекомендовано посещение логопедической группы.

2.2 Организация и содержание констатирующего эксперимента.

Для проведения исследования графомоторных навыков у дошкольников с ОНР мы изучили ряд диагностических программ, авторы которых (Озерецкий Н.А., Венгер Л.А. , Безруких М.М., Гаврина С.Е., Князева М.Г., Вильдавский В.Ю., Гуткина Н.И.) [14, 8, 51, 84,] в качестве основных критериев рассматривают сенсомоторную координацию – согласованность действия рук и глаз, особенности восприятия, внимания памяти, мышления, общей и мелкой моторики.

На основании авторских программ был составлен комплекс диагностических зданий для выявления особенностей формирования графомоторных навыков у дошкольников с ОНР (III ур.). Задания включали:

 - определение ведущей руки;

- определение уровня развития пространственных представлений;

- зрительного восприятия;

- определение особенностей развития графических навыков.

Методика обследования включает два блока. В первом – исследование базовых предпосылок формирования графомоторных навыков

Дата: 2019-02-02, просмотров: 284.