Церковь и Израиль в эсхатологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   Личность патриарха Авраама, жившего приблизительно за 1900 лет до Р.Х., делит религиозное развитие человечества на две независимые и очень неравные по своим размерам ветви: иудаизм и язычество. В конце концов, с наступлением «полноты времен» они смыкаются и воссоединяются в Мессии Иисусе, общем Спасителе, в котором находят свое исполнение все образы и пророчества, желания и чаяния древнего мира. И вот это объединение произошло в Церкви, мистическом Теле Мессии, но вместо всесторонней радости евреев и язычников открылись новые проблемы, как в молодой семье, где уже не жених и невеста, а муж и жена начинают строить взаимоотношения, так и язычники начали строить взаимоотношения с евреями в Церкви, в Божьей Семье. Но если Иерусалимская Церковь решила не обременять язычников, проэллинская Церковь «обременяла» еврейский народ серьезно навязывая свой образ жизни и поклонения, отвергая и заставляя отвергать все еврейское. Мы хотим привести еще одну цитату, которая поможет нам лучше познать духовные устремления еврейского народа и следовательно и мессианских евреев, Маймонид пишет: «Мудрецы и пророки мечтали о днях Мессии не ради того, чтобы править миром, не ради власти над чужими судьбами, не ради славы среди народов, не ради еды, питья и развлечений, но ради свободы, которая позволит им всецело посвятить себя постижению мудрости Торы, ради свободы от угнетения и от гнета обстоятельств, отвлекающих человека от главного; и все это дабы оказаться достойними жизни будущего мира. Когда наступят эти времена, никто не останется голодным; не будет больше на земле войн, фанатизма и раздоров, ибо доброта разольется полноводным потоком, а радости станут неисчислимыми, как песчинки, и весь мир будет стремиться лишь к одному: познать Господа. Тогда народ Израиля станет воистину мудр, ибо он познает то, что пока сокрыто от нас, достигнет такого уровня богопознания, которого только можно достичь, как сказано у пророков: «Ибо земля наполнится знанием Господа, как море наполнено водами»[80]. В Приложение 4 мы приводим 13 пунктов веры еврейского народа, которые были сформулированы Маймонидом. Итак, с создания Церкви все человечество стали делиться на три группы, которые, взаимодействуя друг с другом, имеют свою цель и предназначение в Божьем плане Спасения или в эсхатологии. Ап. Павел так пишет своим ученикам: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» (1Кор.10:32)(см. Приложение 2).

 4.1.1. Израиль в эсхатологии

Мы рассмотрим основные богословские системы, которые в главной мере определяют эсхатологию Израиля и эсхатологию Церкви относительно Израиля. Нам надо понять место евреев и еврейского народа в событиях прошлого, настоящего и будущего в судьбе человечества, согласно Писаний, чтоб понять и определить место мессианских евреев и мессиаской еврейской общины как «остатка Израиля», который стал им по причине того, что принял Иисуса как Мессию и в то же время является чачтью этнического Израиля. Начнем с исследования Божьих Заветов, поскольку они являются набросками Божьего плана для всей человеческой истории. Поскольку Израиль и Церквь являются частью истории, вопрос заключается в том, как они связаны с этими Заветами. Прежде всего, мы исследуем, как Израиль относится к этим Заветам. Затем мы разберем, как Церковь относится к этим Заветам, определив точки зрения Теологии Замещения и Теологии Диспенсационализма.

I. Разберем, какие обетования Бог дал Аврааму через Завет[81] с ним:

Но прежде, чем перейдем к обетованиям, мы должны обратить особое внимание на то, как был заключен Завет, а он был и есть односторонний, т.е. Авррам во время церемонии заключения Завета уснул («крепкий сон напал на Авраама» Быт.15:12), а Бог прошел «между рассеченными животными», тем самым взяв ответственность за исполнение Завета только на Себя (есть упоминание и у Иеремии 34:18,19).

Условно, эти обетования Быт.12:2,3 мы разделим на 6 частей:

1.  «и Я произведу от тебя великий народ..»(исполнилось в Исааке и Якове и…)

2. «и благословлю тебя…» (исполнилось, Авраам получил земные (Быт.13:2, 24:35) и духовные (Быт.13:18, 21:22)благословения),

3. «и возвеличу имя твое…» (исполнилось - он стал очень известен и почитаем),

Цель дарования обетований для Авраама, чтоб он был - «и будешь ты в благословение»;

Но для того, чтоб Авраамовы благословения пришли на людей и народы необходимо, чтоб они прежде благославляли Авраама и его потомков:

4.  «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну»;

Нижеприведенное обетование, согласно толкования ап.Павла в Гал.3:16 исполнилось во Христе:

5. «и благословятся в тебе все племена земные».

6. «…потомству твоему отдам Я землю сию» (обетование Земли, Быт.12:7, 13:15,17, 15:7,8,18; 17:8; 24:7; 26:3; 28:13,14; 35:12; 48:4; 50:24).

Еврейский народ за всю свою историю никогда не владел дарованной Богом Землей полностью – это обетование еще не исполнилось. Таким образом, положения Завета с Авраамом касаются трех основных вещей: земли, семени и благословений (личных, национальных и общечеловеческих). Через заключение вышеупомянутого Завета мы можем уже начать видеть Божий план для всего мира, с его благословением всего человечества, через специалильные взаимоотношения язычников с Авраамом и его потомками, основанных на этом Завете. Здесь мы имеем указание на то, что Авррам есть отец евреев, отец Израиля. И так, мы начинаем видеть, что семя Авраама, народ Израиля, будет каналом прихода Божьих благословений на все человечество. Любое поколение израильтян могли бы пользоваться этими обещаниями, если б они были послушны Богу. Но в конечном счете, Бог будет выполнять эти обещания через послушных Ему из каждого поколения. Согласно Завета, Он будет делать это независимо от того, что делали Авраам или любой из его потомков. Завет подтвержден Аврааму в Бытие 15:1-21, 17:4-21, 22:15-18; Исааку в Быт.26:3-5:5,24 и Иакову в Бытие 28:13-15, 35:9-12.

II. Разберем, какие обетования Бог дал Давиду через Завет с ним (2Цар.7:12-16, Пс.89:20-37):

1. 8 И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля;

9 и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле.

2. 10 И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде,

3. 11 с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом.

12 Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, 13(2Цар.7:8-12) «... Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его» (о Соломоне).

14« Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки»(Соломон, а не Давид построил Храм и престол царства Соломона будет утвержден навеки).

4. 15« Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, но милости Моей не отниму от него»,

16« И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки».

Хотя слово «Завет», не появляется в 2 Цар.7, но ссылки ясно указывают на то, что это Завет. Например, в 2 Цар. 23:5 Давид говорит: «... Ибо сделал вечным Завет со мной», кроме того это мы видим в Пс.89:3-4, 28; 2 Пар.13:5; 21:7. Мы видим, что обетования Давиду были даны без каких-либо условий. Не зависимо от поведения неправедных детей Давида, престол царства над Израилем оставался за Давидом и его потомками – Иисус Христос наследовал право на престол Давида через Иосифа (Мф.1:17,12,16). Много мест Писания из ТаНаХа (ВЗ) говорят о грядущем царстве Мессии (Пс.2,17,19,20,44,71,88,100,131,143; Иер.23:5,6; 30:8,9; 33:14-17,20; Дан.7:13,14, Осия 3:4,5; Амос 8:11, Иезек.37:24,25; Зах.14:4-9; Ис.9:7).

1. Давид получил обетование Великого Имени (династия) (ст.9). Это перекликается с Авраамовым Заветом. Бог обещал Аврааму великое Имя. Имя Давида будет большим, поскольку его царствование и династическая линия берут свое начало от Авраама и будет продолжена навеки. Обетование Авраамова Завета усиливается.                                                                                                                                                                    

2. Обетование места (земли) для Израиля (ст. 10). Это перекликается с Авраамовым заветом, согласно которому Бог обещал Аврааму и его потомкам землю, а теперь обещает дать безопасность земле Израиля и показывает, насколько важным аспектом является Земля в пунктах Завета с Израилем. Через Завет с Давидом Бог обещает покой (шабат) нации на Земле Обетованной.

3. Обетование Вечного царства (ст. 11-12,16). Даже после  смерти Давида Бог обещает увековечить царство Давида через его потомка, кто будет править царством навсегда. Это обетование также возвращает нас к Авраамову завету, в котором Бог сказал, что «цари произойдут из его потомков» (Бытие 17:6)

4. Обетование отношений - Отца и сына (ст.13-14). Это, безусловно, говорим о царских правах наследования престола, но Бог говорит, что он будет исправлять их, когда они будут грешить, но в отличие от Саула Царство будет за Давидом и его потомками навечно. Благодаря своим личным взаимоотношениям с Богом Давид  имеет Духа Святого, чтобы он мог возглавить нацию. Давид даже молится в Пс.51, чтобы  Бог не забрал Своего Духа от него.

Итак, Завет с Давидом  параллелен Авраамову Завету во многих аспектах. И более конкретно в нем усиливается семенной аспект Авраамова завета, и обещание, что царь придет от Авраама. Он гарантирует, что Израиль всегда будет иметь царя. В частности, в Завете говорится, что царь будет происходить из рода Давида, что его царство в конечном итоге будет вечным (2 Цар.7:13). Поэтому, как мы видим из обзора истории мессиаской еврейской общины, до разрушения Иерусалима во главе Иерусалимской Церкви стояли только уверовавшие братья и родственники Господа Иисуса. Возникает вопрос: «Как может Бог выполнить свои обещания в обстоятельствах, когда  народ Израиля постоянно бунтует и грешит? Какай можно дать покой земле Израиля и вечное Царство Божие, когда приходится постоянно наказывать Свой народ мечем окружающих народов и даже обрекать на изгнание.  Ответ таков, что Бог должен изменить людей, с тем, чтобы они могли выполнять Его заповеди. Поэтому был нужен Новый Завет.

   III . Разберем обетования Нового Завета (Иеремия 31:31-37; Иезекииль 36:15-28).

Новый Завет является продолжением обещания Аврааму и Давиду. И мы видим, что Израиль играет ключевую роль в реализации этих обещаний. Он заключил этот Завет с Израилем и Иудой, показывая тем самым, что нация, будет воссоединена в будущем. Он указывает на будущее время, когда будет происходить следующее:

1. Закона (Тора) будет размещена в сердцах израильтян. Иер. 31:32 говорит о том, что этот Завет не является обновлением Завета, который Бог заключил с Израилем дав Десять Заповедей, когда Он выводил его из Египта. Чем они отличаются? Бог не собирается оставлять Израиль, но Он будет менять сердца людей. Теперь отношения с Богом будут строиться не на основе соблюдения внешнего Закона или Буквы Закона, но отношения с Богом будут строиться на послушании внутреннему Закону, написанного на сердцах Духом Святым, чтоб ходить Путями Г-да. 

2. Новые отношения с Богом. Бог говорит: «Я буду их Богом, и они будут Моим народом». И он говорит: «... все сами будут знать Меня». Это перекликается с обещанием в Давидовом Завете об  особых отношениях с Богом, отношениях Отца с Сыном. Итак, Новый Завет превосходнее Завета Бога с Израилем (мы его не рассматривали, т.к. это условный Завет), потому что отпала необходимость в существовании специальной касты священников, которые могут действовать как единственные посредники между Богом и человеком. Через Новый Завет все люди могут иметь прямой доступ к Богу (Евр.10). Хотя в Царстве Мессии, как видно из Обзора ТаНаХа весь Израиль будет царственным священством (скорей всего исполняя левитские обязанности).

3. Прощение грехов. (Иер 31:34) – «все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». Прощение грехов – это основа Нового Завета, т.к. по причине того, что их грехи прощены Бог может написать Свой Закон на их сердцах и через это строить новые отношения с Ним, взаимотношения Отца с Сыном. Христос говорил об этом во время вечери (Лук.22:15-20). В Иер.31:35-37 Бог говорит: «Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною (Что невозможно), говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу (Что невозможно), то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа…».

Мы видим, что Бог устраивает народ и город для Своей Славы. Итак, мы ясно видим незыблемость вечного будущего для народа Израиля, которое Бог обещал в Заветах Аврааму, Исааку, Иакову, Давиду…. Бог обещает, что племя Израилево всегда будет существовать пред Богом как Его народ или ввиде народа, а не рассеянных ассимелированных евреев. Мало того, что Бог просто обещает защищать Израиля всегда (даже наказывая), но Он еще Своим Словом связывет, ставит в зависимость, существование Вселенной, планеты Земля от существования евреев как народа. Мы видим, что одно из основных обетований Авраамова Завета (земля, семя и благословение), а именно, семенной аспект, был усилен в Давидовом Завете. В Новом Завете было усилено обетование «благословения» для народов. Итак, при вхождении Израиля в Новый Завет через принятие им в основной массе Иисуса Мессией при 2-м Пришествии окончательно и безповоротно закончится «власть язычников» над этническим Израилем и он войдет в 1000-ее Царство Яхве и Мессии Иисуса как «глава народов» и войдет под главенством Иисуса и Его Церкви («Собора первенцев»).                               

Церковь в эсхатологии

Христианская эсхатология включает три основные теории, касающиеся вопроса о тысячелетнем Царстве (прямо затрагивают судьбу Израиля) – постмилленаризм, амилленаризм и премилленаризм.

Постмилленаризм – «это учение, согласно, которому Царство Божье постепенно устанавливается в мире через проповедь Евангелия и действие Святого Духа в сердцах. В конце концов, наступит эпоха всеобщего мира и справедливости (тысячелетнее Царство), которая завершится вторым пришествие Христа, всеобщим воскресением мертвых, всеобщим судом и явлением небес и ада»[82]. Постмилленаристы верят, что Церковь станет главным орудием установления 1000-го Царства через выполнение Великого Поручения[83]. В этом постмилленаристы видят главное назначение Церкви. Они верят во 2 Пришествие Христа, но оно должно завершить 1000-ее Царство и предшествовать всеобщему воскресению мертвых и суду. Одними из первых постмилленаристов были Иоахим Флорский (1135-1202), Даниель Уитби (1638-1726). Д. Уитби имел четкую еврейскую ориентацию. Он полагал, как пишет Райри, что в 1000-ем Царстве будут править обратившиеся ко Христу евреи и присоединившиеся к ним язычники, все духовные благословения будут исходить в эту эпоху от обращенного Израиля; Церковь сохранится в обновленном виде, но телесное Воскресение произойти должно будет только после 1000-го Царства. Насчет Израиля и евреев, мы согласны, но вот в отношении Церкви – нет, т.к. очевидно умаляется роль и предназначение Церкви, которая как бы должна разделить правление вместе с этническим Израилем, который, конечно, уже будет тогда весь «спасен» и ходить в Духе. В последнее время, после 2-ой мировой войны, многие амилленаристы становятся постмилленаристами-теономистами («теономия» -- боговластие) – овладение миром средствами науки, просвещения, искусства, для того, чтоб утвердить владычество Бога. Некоторые теономисты хотят восстановить Закон Моисея, не только как свод нравственных принципов, но в качестве полноценного государственного, судебного, финансового законодательства и т.д. Предложение восстановить Закон Моисея привлекло многих богословов-амилленаристов присоединиться к постмилленаристам.

Амилленаризм – учение, согласно которому 1000-го Царства уже существует с 1 до 2-го Пришествия Иисуса Христа. После Его 2-го Пришествия будет всеобщее воскресение мертвых и суд. Амиленаристы считают, что все обетования Библии уже испонились в Церкви, т.е. большинство обетований надо воспренимать духовно. Премилленаристы считают, что обетование Ханаанской земли, которое является составной частью Завета Бога с Авраамом, должно исполниться буквально, амилленаристы же считают, что обетование исполняется в Церкви и исполниться в Небесном Иерусалиме. Буквальное толкование Библии или Премилленаристкий взгляд на будущее преобладали с самого начала Церкви. Но благодаря Оригену (185-254гг.) и Августину (354-430гг.) при толковании Писаний предпочтение отдавалось аллегорическому толкованию, виделся  прежде духовный смысл. Ориген под 1000-им Царством понимал «эпоху Церкви». 1000-ее Царство, по Августину – это период между первым и вторым Пришествиями Христа.[84] Реформаторы в основном придерживались позиций амилленаризма Августина. Кальвин, например, учил, что Церковь представляет собой Новый Израиль. В наши дни амилленаризма придерживаются все те, кто принимает концепцию Августина. Амилленаристы фактически стоят и поддерживают «теорию (теологию) Замещения» Израиля Церковью.

Премилленаризм – учение, согласно которому второе Пришествие Христа положит начало Его Царству на земле и эта эпоха Царства продлится ровно тысячу лет. Премилленаристы в основном толкуют библеские пророчества о 1000-м Царстве буквально. Хотя Джордж Лэдд, считает, что пророчества об Израиле имеют духовный смысл и, следовательно, 1000-ее Царство также является духовным[85]. Премилленаристы-диспенсационалисты[86] последовательно различают Израиль и Церковь; они различают и отличают обетования, дарованные для Израиля и отдельно для Церкви. Многие выдающиеся учителя Церкви 1-го века разделяли премилленаристкие взгляды, хотя они не были включены в символы веры и соборные постановления. Вообще в  доникейской эсхатологии Церкви преобладал хилиазм, то есть вера в земное царство Христа вместе с воскресшими святыми. Это царство должно продлится тысячу лет, после чего последуют воскресение всех остальных верующих и суд.

 

Вывод

Проанализировав имеющиеся богословские системы в христианской эсхатологии и еврейскую эсхатологию мы пришли к пониманию, что эсхатология премилленаристов-диспенсационалистов более объективна и более учитывает эсхатологию пророков Израиля, веру еврейского народа в прошлом и настоящем, веру, которая не может быть не учтена Живым Богом Израиля, Творцом и Вседержителем Вселенной. Согласно нашего исследования условий Завета Бога с Авраамом и Давидом, то мы видим, что позиция амелинаристов, Оригена, Августина и других в плане того, что в Церкви все обетования «да и аминь» также не  противоречат Писанию и Природе Бога Творца, т.к. Иисус вместе с Церковью в новых преображенных телах должны будут обитать в земном Иерусалиме, среди земного Израиля и постоянно освящать Собою Израиль, землю Израиля и все приходящие народы на Праздники Господа. После Вознесения Церкви «в сретенье к Господу» и Пришествием с Ним в народ Израиль, в Иерусалим, на Масляничную гору Господь Иисус в Единстве с Церковь станет телесно един и с народом Израиля, который на земле будет жить в пока невозрожденных телах и со всеми народами Земли (первенцы, которых будут представлены в Церкви). И эти народы Земли будут иметь  Единство с Господом и Церковью  посредством единения с народом Израиля при совместном поклонении и встречах на праздниках Господа в Иерусалиме. Итак, мы согласно всех вышеприведенных исследований видим, что амилленаристы правы в понимании обетований для Церкви, но не правы в том, что народ Израиля совсем Богом отвержен и Церковь навсегда заменила и будет заменять Израиль в его священнических функциях. Мы видим, что теория премилленаристов-диспенсационалистов гораздо больше имеет прав на существование, т.к. придерживается буквального толкования пророчеств Библии об обетованиях народу Израиля. Но мы не можем согласиться с умалением  обетований для Церкви, которые в «этом мире» и «мире грядущем» действенны, согласно откровений Апостолов и пророков НЗ.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 268.