стражей Поставил Я Иерушалаим твоих стенах на
~yrIêm.vo) ‘yTid>q;’p.hi ~Øil;ªv'Wry> %yIt:åmoAx-l[; WTT Isaiah 62:6
Яхве Напоминающие молчать они будут не всегда ночь всю и день весь
hw"ëhy>-ta, ‘~yrIKiz>M;h; Wv+x/y< al{å dymiÞT' hl'y>L:±h;-lk'w> ~AYõh;-lK'
не отдыхайте\не молчите
`~k,(l' ymiÞD\-la;
сделает не пока и восстановит не Он пока Ему отдыха давайте не и
~yfióy"-d[;w> + !nEùAky>-d[; Al ymiÞd\ WnðT.Ti-la;(w> WTT Isaiah 62:7
земле на славою Иерусалим
`#r<a'(B' hL'ÞhiT. ~Øil;²v'Wr)y>-ta,
•!Tea,-~ai AZ=[u [;Aråz>biW AnàymiyBi( hw"±hy> [B;óv.nI WTT Isaiah 62:8
‘rk'nE-ynE)b. WTÜv.yI-~aiw> %yIb;êy>aoæl. ‘lk'a]m;( dA[Ü %nE“g"D>-ta,
hw"+hy>-ta, Wlßl.hi(w> Whluêk.ayO ‘wyp's.a;m. yKiÛ WTT Isaiah 62:9
WhTuÞv.yI wyc'îB.q;m.W*
Ровняйте народу путь очищайте ворота в проходите, проходите
WLsoå ~['_h' %r<D<ä WNàP; ~yrIê['V.B; ‘Wrb.[i WrÜb.[i WTT Isaiah 62:10
народами над знамя поднимите камней от очищайте дорогу ровняйте
`~yMi([;h'-l[; snEß WmyrIïh' !b,a,ême WlåQ.s; ‘hL'sim.h;( WLsoÜ
Говорите: земли этой краёв до услышать даёт Яхве вот
‘Wrm.ai #r<a'êh' hceäq.-la, ‘[:ymi’v.hi hw"©hy> hNEåhi WTT Isaiah 62:11
Ним пред воздаяние Его и Ним с Его награда Вот идет Спаситель твой Вот Сиона дочери
AtßL'[up.W ATêai ‘Ark'f. hNEÜhi aB'_ %[Eßv.yI hNEïhi !AYëci-tb;l.
Яхве от искупленным, святым этим народом их назовут И
hw"+hy> yleäWaG> vd<Qoßh;-~[; ~h,²l' Waïr>q'w> WTT Isaiah 62:12
оставленным не, городом взысканным назовёт Он тебя а,
s `hb'z")[/n< al{ï ry[iÞ hv'êWrd> arEäQ'yI‘ %l'w>
«На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, —
7 не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле.
8 Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился;
9 но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего.
10 Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!
11 Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним.
12 И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным» (Ис.62:6-12).
Наш отрывок находится в контексте глав, которые в общем можно озаглавить «Восстановление приходит от Бога» (гл.40-66). В гл.40-48 говорится о величии Господа, которое открывается в Его верности Завету с Израилем, что Бог всегда будет избавлять Израиля от врагов. В гл.49-57 говорится о том, что избавление Бога придет через Его «страждущего Раба». А в гл.58-66 говорится о том, каким именно образом придет избавление Израилю. Гл.62 открывает и говорит о важной роли «сторожей», которых Сам Господь поставил «охранять» еврейский народ, символически представленного здесь под именем Иерусалима, столице народа Израиля и города Мессии Иисуса. Бог поставил этих «стражей», которые должны постоянно «напоминать» Господу о Его обещаниях (ст.6-7) и в этом воля Яхве. Первым Стражем (евр. «шомер»/rmv) Израиля является Сам Яхве (Пс.121:8), через Ангела Лица Своего (Ис.63:9), т.е. Мессию. «Стражами» Израиля, прежде всего, являются пророки Израиля, им был и пророк Исайя. Божья воля для пророков, молитвенников-ходотаев заключается в том, чтоб они постоянно обращались к Нему с молитвами и просили, даже о вещах отлично Ему известных и Им же обещанных. Зачем? Неужели Богу надо постоянно напоминать о Его обещаниях, т.к. Он забывает? Так и Иисус Мессия говорит ученикам, чтоб они молились о Пришествии Царства, о том чтоб воля Его всегда исполнялась и на Небе и на Земле (Мф.6:10), чтоб Отец «выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:38). В ст.8-9 Яхве говорит о том, что наказания, которые Он являл Израилю, согласно Втор.28:33, уже не будет угрожать ему в будущем. Ст. 10-12 раскрывают картину скорого пришествия и вечного примирения Яхве с Израилем, который на протяжении истории часто отступал от Него, но теперь Яхве «сочетается» с ним навсегда и Иерусалим сделается духовной столицей не только еврейского народа, но и всего человечества.
В свете общего плана книги ответ на вопрос практического пути воплощения обетования Божьего очень актуален и важен,т.к. говорит об человеческой части, части которые должны сделать Божьи люди на Земле, а какую часть сделает Бог, чтоб Его добрый план явления Царства Божьего на всей Землн мог быть воплощен.
С точки зрения истории и авторства текста, то книга пророка Исайи написана где-то в период 739-681 г. до н.э. Автором книги был сам пророк Исайя, который жил в этот период. Многие современные христианские и еврейские богословы считают, что книга Исайи имеет не одного, а двух или трех авторов. Это предположение исходит из того, что речи пророка представлены из разных сборников, которые размещены не в хронологической последовательности, а по тематическому принципу. Согласно Ис.1:1 следует, что Исайя пророчествовал в годы правления нескольких иудейских царей: Озии (790-739 гг), Иоафама (750-732гг), Ахаза (735-715гг), и Езекии (715-686гг)[51].
Разбор:
Ст. 6 ~ yrI ê m . vo ) ‘ yTid > q ;’ p . h / «поставил Я стражей». В этом стихе мы видим, что Яхве поставил «стражей» (евр.«шомер»). Это Его пророки, что подтверждается стихами из Ис. 21,6; 56:10, 57,11; Иер. 6:17; Иез. 3:17; 33:2-7), которые в определенной степени являются пастырями народа (Ис.56:11). Мы читаем, что именно Бог «поставил» (евр. производное от «пакад» /dqp ). Евр. слово yTid > q ;’ p . h , переведенное как «поставил Я» является глаголом, стоящем в «перфектном» перфекте и, имеющего породу хифил. Хифил, скорей всего имеет каузативное значение, указывающее на побуждение, принуждение к дейстию. Что говорит нам о том, что Бог побуждает вставать на «стражу» Своих слуг-пророков. «Перфектный» перфект прошедшего времени описывает действие, завершенное в прошлом, результаты которого продолжаются в настоящем времени. Перед нами противоречие, которое указывает на свободный выбор пророков, но в то же время налицо исполнение предопределенного Божьего плана. Но разрешение данного противоречия нам кажется не таким уж трудным – Бог предопредил «от начала совтворения» мира в Своем плане, что в каждом поколении Своего народа, в каждом поколении человечества (которое, в общем - Его народ) будет избирать особых людей, через предоставление им возможности служить Ему в Его «страже» через свободный выбор. Бог в начале поставил, а затем в «определенные времена и сроки» призывает встать на «стражу» и призывает таким образом, что свободный выбор не нарушается и определенное минимальное количество из верных Ему («остаток», первенцы, левиты, священники) отзывается на Его зов, как пророк Исайя в свое время (Ис.6:8, «вот я, пошли меня»/ «хинени»/ynIïn>hi). Но Богу нужно такое количество пророков-ходотаев, молитвы которых бы наполнили и переполнили «чашу» (Отк.5:8) пред Господом и Он мог совершить во всей полноте то, что предопределил – спасение Сиона, Израиля, Суды и наступление Царства на Земле. И эти «сторожа» «не будут умолкать ни днем, ни ночью». В Таргуме (Раши) пишет, что это ангелы, но мы все же думаем, что это люди-ходотаи, которые знают и слышат Бога[52]. А мы знаем, что Бог «ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам.3:7).
Wv + x / y < al {å / «ло шашах»/ «не будут молчать/отдыхать/пребывать в тишине {пред Ним в данном вопросе}. Слово на евр. «шашах »/ Wv+x/y< - это глагол имперфект 3 лица, мн. ч., имеющий породу кал. Т.е. этот глагол простого будущего времени, являющийся предсказанием или декларацией того, что кто-то будет делать постоянно в будущем. В данном случае это Бог будет делать так, что определенное количество пророков-ходотаев всегда будет возносить молитву Яхве о спасении Израиля.
~ k ,( l ' ymi Þ D \- la /«не умолкайте» или «не отдыхайте» . Сам пророк или Бог устами пророка, что одинаково верно, призывает «не умолкать» всех тех, кто слышит Его. В основе этого призыва лежат слова ст. 1. Это говорит о наличии свободы выбора для пророков-стражей, которые могут пренебречь в какие-то времена своей обязанностью «стражи Израиля». Мы встречаем такую ситуацию в Иезек.21:30, где Бог искал стражника, но не нашел и поэтому Ему пришлось землю и народ Израиля «предать на расхищение». Итак, мы видим, что Бог избрал «стражей», которые и не будут и не должны «умолкать пред Господом».
hw "ë hy >- ta , ‘~ yrIKiz > M ; h ; / О, вы, напоминающие о Господе. Но мы считаем, что перевод «Напоминающие Яхве» будет более верным в сравнении с синодальной версией. Но перед нами встает вопрос - «пророки» должны говорить народу о Господе или говорить Господу о Его обетованиях для Его народа? Согласно экзегезы текста мы видим, что частица ta,, стоящая пред словом «Яхве», является прямым дополнением, указывающим, что «напоминание» «стражей» обращено или должно быть обращено к Яхве, а не к народу Израиля. Хотя мы знаем, что цель пророков – обращать сердца народа Божьего обратно к Богу. Но, согласно, этого стиха – надо просить Бога, чтоб Он совершил, и надеяться и возлагать все усилия по изменению сердец Израиля только на Него. Поэтому предыдущий контекст книги говорит, что это изменение произойдет через «страждущего Раба Г-да».
Ст. 7 Al ymi Þ d \ Wn ð T . Ti - la ;( w > / «не умолкайте пред Ним». Данный стих в синодальном переводе уже более точнее отражает суть еврейского орегинала, но еще не достаточно. В синодальной версии – «не умолкайте пред Ним, доколе…», согласно еврейского орегинала лучше перевести – «не давайте отдыха/молчать Ему, пока…». Синодальная версия перевода дает основание так понимать текст, что «не умолкать» - это значит говорить другим о Боге, как в прочем говрил и предыдущий стих в синодальной версии. А здесь мы читаем о четком повелении Бога, чтоб именно к Нему были обращены молитвы и именно Ему не давали возможности ходотаи-пророки «молчать/отдыхать», а постоянно действовать в деле внутреннего, духовного преображения всего народа Израиля «доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его-- как горящий светильник» (ст.1). То, что повеление направлено именно к Богу, а не имеет общий характер, указывает предлог «ло»/Al с местоименным суффиксом – «Ему». Само повеление «не давайте» - это глагол в имперфекте, указывающий на будущее время, стоящий в юссиве, который указывает на повеление.
Ст. 8 и 9. В этих стихах Яхве говорит о том, что наказание, которые Он являл Израилю, согласно Втор.28:33, уже не будет угрожать ему в будущем. И это говорится в форме клятвы, которая выражена глаголом «поклялся», стоящем в прошедшем времени (в синодальной версии). В евр. орегинале это слово «шаба»/[B;óv.nI. Эта клятва прозвучала от Господа при обновлении Завета с Израилем в моавитских степях (Втор.28:1-14).
Ст. 10 В данном стихе мы находим пять разных глаголов, стоящих в повелительной значении: 1)«п роходите (2 раза), 2) приготовляйте, 3) ровняйте(2 раза), 4) убирайте, 5) поднимите» (синод. пер.). В евр. орегинале: 1)Wrb.[i/«абару»/проходите (2 раза), 2) WNàP;/«пану»/очищайте, 3) WLsoå/«салу»/ровняйте (2 раза), 4) WlåQ.s;/«сакалу»/очищайте , 5) WmyrIïh/ «хариму»/поднимите. Все эти глаголы стоят в повелительном наклонении.
1. Wrb .[ i /«абару»/проходите (2 раза) .
Повеление звучит два раза, что может нам указывать на особое желание пророка и Бога ускорить этот процесс по достижению цели (ст.1) и не затормозить его. Здесь мы слышим призыв Яхве, направленный к определенной группе людей, согласно контекста – это пророки-ходотаи, которые должны первыми войти в «ворота» Иерусалима. А в «ворота» Иерусалима, который символизирует в данном случае – присутствие Божье, народ Божий должен входить правильно поклоняясь, например – «со славословиями» (Пс.99:4) и в «духе и истине» (Иоан.4:24). И эта группа, пророков Яхве должна входить к Нему (разумеется после обретения дара вечной жизни или дара общения с Творцом) не для себя, не из эгоистических мотивов, а из мотива Божьей любви к народу Израиля (сердцем которого была и есть Церковь Мессии), чтоб показать пример, обратить внимание еврейского народа на Путь Спасения в Иисусе Мессии, приводя ко спасению избранных евреев (Рим.9:27) и «приготавливая» путь для обращения к Яхве «всего Израиля» (Рим.11:26). И далее мы читаем, что эти пророки должны объявить сию волю Божью или привлечь к работе «приготовления пути» Израилю языческие народы.
2. WN à P ; / «пану»/очищайте.
~['_h' %r<D<ä WNàP;/ «очищайте путь этому народу»(наш перевод). Как написано в Женевской Библии: «Исполнением этих слов стало служение Иоанна Крестителя (Мф. 3,3; Мк. 1,3; Лк. 1,76; 3,4.5; Ин. 1,23), однако нельзя не отметить, что в неменьшей степени они относятся к служению его предшественников, среди которых был и сам Исайя»[53]. Это во времена ТаНаХа или Ветхого Завета, но кто несет служение пророков-хранителей или стражей Израиля во времена Нового Завета, в котором есть Дух Божий – это Церковь Иисуса Мессии. Но данное повеление также относится и к «стражам» Церкви, которые призваны подготовить Её к встрече с Г-дом, прежде выполнив Его поручение – «подготовить/очистить» путь этому, т.е. еврейскому народу и принять в Себя первенцев-учеников из всех народов (Мф.28:28). Данный глагол имеет породу пиел, который образован от производного глагола породы кал и, соответственно обозначает качество действия. В основном в других текстах Библии он употребляется в породе кал, но – в пиеле, только в 2-х местах Писания: Ис.40:3 «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу…», 57:14 «И сказал: поднимайте, поднимайте (WLsoß-WLso)/ровняйте), ровняйте{очищайте} путь, убирайте преграду с пути народа Моего».
3. WLs o å /«салу»/ровняйте (2 раза).
Повеление «ровнять», как и «проходить» звучит 2 раза, которое усиливает важность, данного дела, где особо подчеркивается значимость качественной стороны подготовки. Из 5 вышеприведеных повелений – 3 (очищайте, ровняйте (2 раза), очищайте) касаются вопроса, направленного на удаление духовных преград, которые могут помешать и мешают еврейскому народу (и в чем-то христианам из язычников) признать Иисуса Господом и возрости в Его зрелость (Еф.4:13). Существительное, которое находится в связки с этим глаголом имеет определенный артикль, который указывает, на какой-то известный определенный объект, в данном случае, известную «дорогу». Судя из всего билейского контекста речь идет о «дороге» к взаимоотношениям со Своим Творцом (Иер.3:1,7,12).
4. Wl å Q . s /«сакалу»/очищайте .
Мы читаем здесь слово, которое на русский переводится также, как и второе повеление – «очищайте», но на иврите используется другое слово WlåQ.s. В Библии в данной форме оно употребляется только 1 раз – это в данном месте. И здесь мы имеем не только общее повеление, но уже указывается объект «очищения» - это убирать «камни».
5. WmyrI ï h / «хариму»/поднимите.
Здесь мы читаем о повелении, которое обращено, по всей видимости, к Его, «стражам», которые слышат Его Голос. И теперь должны еще, кроме того, как «очищать» и «ровнять» путь Его народа, возвращаемого к Нему, привлечь к этой работе все остальные языческие народы. Контекст следующего за ним ст.11 подтверждает эту мысль. Эта мысль звучит и в других пророчествах, где Бог призывает языческие народы для участия в Его плане по возвращению еврейского народа к Нему (Ис.14:2), а грозное предостережение Бога о последствиях отказа, призвано помочь в принятии правильного решения – «Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, — погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Ис.60:12)
Ст.11 В данном стихе Бог через пророка, конкретно указывет, что надо говорить и кому говорить. Говорить надо «дочери Сиона». Под ней традиционно, согласно буквального толкования текста, понимается народ Израиля, или лучше сказать потомки, дети народа, которого Бог Авраама вывел из Египетского рабства. Но также под именем «дочери Сиона» скрывается имя Церкви Иисуса Мессии, которая, согласно богословию ап.Павла была «тайной», сокрытой в Писании для древних пророков, но открытой в «последнее время» через апостолов Мессии (Еф.5:32, Кол.1:26). Повеление говорить, что именно Спаситель приходит, возвращается на Землю, важно и актуально как для ожидающей Его Церкви, так и еврейскому народу и не может назначаться только каму-то одному в большей или меньшей степени, т.к. Церковь вышла из Израиля и является частью Израиля и Израиль теперь заново рождается через Церковь в Иисусе Мессии (Ис. 40:9; Зах. 9:9; Мф. 21:5). Интересно, что Бог дает возможность или делает так, что эта Добрая весть предназначенная для еврейского народа будет услышана всеми «концами земли», а не только самим Израилем. Такое толкование нам дает основание делать значение используемого здесь глагол ‘[:ymi’v.hi, который в данной форме употребляется в Библии только 4 раза (1 Цар.15:22, 2 Цар.7:6, Ис.45:21). И в контексте данных стихов раскрывается почти весь смысл данного еврейского слова на русский язык.
Ст. 12 vd<Qoßh;-~[; ~h,²l' Waïr>q'w / «и назовут их этим народом святым». Кто назовёт и кого назовут? Согласно контекста и вышеприведенной экзегезы речь, безъусловно идет об Искуплении Яхве в Иисусе Мессии этнического Израиля. Здесь имеется в виду не столько освобождение из вавилонского плена, сколько искупление от рабства греха. Но уникальность события в том, на каторую указывает данный текст – это то, что еврейский народ будет признан окружающими народами именно тем самым «святым народом» Бога, о котором говорит вся Библия. На это указывает определенный артикль h;/«ха» перед словом vd<Qoß/ «кадош». Народы признают, что еврейский народ в своей миссии не такой, как все окружающие народы и «среди народов не числится», как не числятся священники (Ис. 43; Исх. 19:6; 1 Пет. 2:9.10). Мы также видим в этом предсказании и «особый народ»-Церковь.
Вывод
1. Взаимоотношения евреев и язычников начинают строиться от Авраама, как первого еврея (согласно Библии) и определены условиями Завета Бога Творца с Аврамом, Исааком, Иаковом, Давидом (и Иисусом Мессией). Суть этих взаимоотношений – Бог благославляет Аврама и его потомков, выделяет их из «семьи народов Земли», чтоб в будущем благословение Бога, дарованное Авраму чрез его Потомка (Гал.3) – Иисуса Христа разошлось на все народы.
2. Если язычники будут делать зло евреям, Бог их проклянет, а если добро – то Бог будет благословлять язычников.
3. 38 мест Пятикнижия говорят о пришельцах среди Израиля – они должны были вести образ жизни пред Г-дом как и все евреи, пришельцев запрещалось хоть как-то ущемлять – «один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (Числ.15:29, Исх.12:49).
4. Некоторые обряды на Праздники Господни указывают нам, как на Мессию, так и на совокупное единство евреев и нееврев в служении Богу Авраама, Исаака и Яакова.
5. При обновлении Завета Бога с обществом Израиля на равнинах Моава участвовали и язычники: « Весь Израиль, старейшины его…, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев» (Иис.Нав.8:33).
6. Интересный и пока несовсем понятный случай особого отношения Давида к пришельцам описан в 1Пар.22:2 - «приказал Давид собрать пришельцев, находившихся в земле Израильской, и поставил каменотесов, чтобы обтесывать камни для построения дома Божия». Его сын Соломон также сделал исчисление пришельцев (их было 153600 чел.) и потом поставил «из них семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменосеков на горах и три тысячи шестьсот надзирателей, чтобы они побуждали народ к работе» (2Пар.2:17,18). Это предвзятое отношение Давида и Соломона или особая честь для язычников среди Израиля непосредственно участвовать в подготовке и строительстве Храма Яхве. В нескольких местах у Пророков говорится о похожей ситуации, но которая должна произойти в будущем:
– Ис.60:10 «сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе…»;
-- Ис.49:23 «и будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими…;
– Ис.61:1-5 «и придут иноземцы, и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями». Не будем спешить с выводами, но изучим, что прежде говорится в других книгах Библии.
7. Мы можем видеть, как Бог особо относится к вдовам, сиротам и пришельцам среди Израиля и обличает за притеснение их среди Его народа (Пс.93:6, Пс.104:12, Пс.145:9).
8. В Псалмах много высказываний относительно язычников и все они сводятся в основном к следующему: 1) Бог защищает Свой народ от язычников и не хочет, чтоб Его люди смешивались и делали дела язычников, т.е. поклонялись идолам их, но Бог Яхве хочет, чтоб евреи и язычники поклонялись и жили пред Яхве угодно Ему. Если Израиль не слушался Яхве, то Он отдавал их в руки язычников. Это мы видим из следующих высказываний:
а) «исчезнут язычники с земли Его (Пс.9:37),
б) «поклонятся пред Тобою все племена язычников» Пс.21:28,
в) «Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов» Пс.32:10,
г) «Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм» Пс.78:1,
д) «для чего язычникам говорить: "где Бог их?" Пс.78:10,
е) «но смешались с язычниками и научились делам их» Пс.105:35,
ж) «и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими» Пс.105:41
з) «…чтобы дать ему (народу Своему) наследие язычников Пс.110:6,
и) «Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих…» Пс.134:15
9. Бог воспитывает или культивирует евреев и язычников, определяя их взаимоотношения друг с другом на разных отрезках человеческой истории, чтоб они оба ходили угодно «путям Всевышнего» (см.Приложение 1и 2).
2.2. Обзор Нового Завета (Брит Хадаша)
Гладя на Новый Завет, мы видим существенный прогресс по сравнению с ТаНаХом в вопросе взаимоотношений евреев и неевреев как в рамках народа Божьего Израиля, так и Израиля со всеми остальными народами. Если раньше, как мы читали в ТаНАХе были евреи, физические потомки Авраама, пришельцы, туземцы, живущие среди Израиля, которые имели равные права и обязанности пред Богом и друг другом. И был весь остальной языческий идолопоклоннический мир, живущий вне рамок Бога Израиля. С образованием же Церкви Иисуса Мессии Израиля и Господа возникло пять групп людей в мире:
1. Евреи этнические, признавшие Иисуса Мессией и Господом, являются одновременно частью этнического Израиля и частью духовного Израиля, Церкви.
2. Евреи этнические, не признавшие Иисуса Мессией, являются только частью этнического земного народа Божьего Израиля.
3. Язычники этнические, признавшие Иисуса Мессией и Господом, являются частью духовного Израиля, Церкви (уже не язычники).
4. Язычники этнические, не признавшие пока Иисуса Мессией и Господом, являются частью языческого идолопоклоннического мира.
5. Язычники духовные, атеисты, ярые враги Мессии Иисуса и Его народа, как евреев этнических, так и духовных. Прообразом их является народ Амаликитян, с которыми у Господа «вечная вражда» (Исх.17:14-16). Могут быть и этнические евреи.Они должны быть полность уничтожены Богом на Земле.
А с образованием Церкви Иисуса Христа отпала необходимость в законническом соблюдении заповедей Божьих, данных Моисею, так как через принятие Иисуса Мессией пришла благодать прощения грехов и свободный доступ для евреев и неевреев в присутствие Святого Бога через Кровь Агнца и дар Духа Святого. А культурный национальный багаж приходящих к вере евреев и неевреев остается, Поэтому Новый Завет показывает нам, как первоапостольская Церковь решала вопросы взаимоотношений внутри себя между мессианскими евреями и верующими из язычников, а также отношения мнокогокультурной Церкви к внешнему миру, который пока не признал Иисуса Мессией и Господом, состоящего из антимессианского Израиля, языческого мира и воинствующих антисемитов. В Новом Завете много цитируется мест из ТаНаХа в плане, свидетельства исполнения пророчеств написанных в нем с приходом Иисуса Христа. Так, Иисус, в Матф.21:43 говорит, что Царство Божие будет отнято от Израиля «и дано будет народу, приносящему плоды его» (но на какое время отнято не указано, т.к. согласно пророчест ТаНаХа говорится о возвращении священнической обязанности Израилю (Ис.61:6).
В Матф.25:32 Иисус подтверждает пророчества о суде над народами за Израиль. В Матф.28:19 написано Великое Поручение Иисуса, которое Он дает Своим ученикам-евреям проповедовать Евангелие всем народам.
У Лук.2:32 говорится о том, что Иисус – «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля», подчеркивая славную миссию Иисуса Христа прежде всего для Израиля. Книга Деяний полна ситуаций проливающих свет на взаимоотношения евреев и неевреев в Первой Церкви, о которых мы будем говорить в других главах. В основном они касаются исполнения пророчеств ТаНаХа о спасении язычников (обращении их к Господу) и ситуаций взаимоотношений с неверующими язычниками и евреями (Деян.15:14-17, Деян.17:13, Деян.21:28, Деян.26:17, Деян.26:23, Деян.10:45, Деян.11:18, Деян.13:42, Деян.13:43, Деян.13:46, Деян.14:2, Деян.14:5, Деян.15:19, Деян.21:25).
В 1Пет.2:9,10 ап. Петр пишет об исполнении пророчества Ос.1:10, о том, что «непомилованные», ныне помилованы.
В Рим.9:25 ап. Павел, как ап. Петр, пишет, цитируя, пророчество Ос.1:10 «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною». В Рим.11:1,2 ап. Павел защищает избранность еврейского народа, который, как думали тогда римляне, Бог отверг. Ап. Павел сразу говорит: «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал…». Ап. Павел описывая причину обращения язычников ко Христу в Рим.15:10,11,12 как исполнение пророчеств из 2Цар.22:50, Пс.17:50 «…хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы», Втор.32:43 «…возвеселитесь, язычники, с народом Его», Ис.11:10 «будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут». В послании к Галатам (Гал.3:8) ап. Павел, наставляя язычников в вере, обращается к примеру жизни Авраама и ссылается на Завет Бога с Авраамом (Быт.12:3). Рим.11:11-16 мы сделаем подробный экзегетический разбор, который должен нам прояснить ситуацию по еврейско-христианским взаимоотношениям. В Рим.11:25 ап. Павел продолжает раскрывать римским христианам причину ожесточения еврейского народа в основной своей массе по отношению к вере в Иисуса как Мессию, чтоб они не особо мнили о себе, будто они сами достигли такой веры, а вот евреи нет. А причина отпадения всего (в основной массе) Израиля временна и кроется в любви Бога ко всему человечеству и Его верности праведнику Ною, которая заключается в решении и ожидании спасения в Церкви всей полноты народов, рожденных от 70 потомков Ноя: «…ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников». Бог в Своей Любви к роду человеческому допустил ожесточение большей части Израиля, но кроме избранного «остатка», чтоб спасти в Церкви и на Земле «полное число язычников». Далее в Рим.15:16-27 ап. Павел продолжает раскрывать тайну нынешнего положения евреев и язычников к Евангелию, говорит о важности своего участия в служении Иисуса Христа у язычников, как он пишет: «совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу». В данном утверждении мы можем предположить, что Павел имеет ввиду свое еврейское присутствие и должное священнодействие среди язычников, которые приняли его Павла-еврея и приняли его священнодействие, что особенно приятно видеть Богу, когда евреи и неевреи взаимнослужа друг другу служат и Ему. И далее в ст.27 он говорит прямо, что христиане-неевреи должны из чувства долга участвовать в спасении Израиля не только духовно, но и материально: «Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном». Здесь ап.Павел вопреки мнению многих современных богословов амилленаризма, премилленаризма, которые ссылаясь на самого же Павла в Гал., говорят, что «нет уже еврея и эллина» и нет необходимости делать разделение в Церкви на евреев и неевреев, говорит о важности разделения в церкви на евреев и неевреев. Конечно, если в поместной церкви есть верующие евреи и неевреи, то мы не видим необходимости особого отличия в плане отделения на конкретное служение пред Богом, ап. Павел об этом не говорит, здесь, скорее речь идет о взаимной поддержке церквей еврейской национальной ориентации нееврейскими церквями, как в диаспоре, так и в земле Израиля.
В послании к Коринфянам ап. Павел назидая верующих, использует фразу: «когда вы были язычниками», тем самым, говоря, что теперь они уже не язычники, а стали частью народа Божьего, т.е. Израиля (1Кор.10:20, 1Кор.12:2). Вообще у апостолов Иисуса Христа, как мы читаем Новый Завет было четкое разделение в отношении благовестия евреев и язычников: «…Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (Гал.2:9). Но в этом разделении направлений труда, они были едины и взаимоподдерживали друг друга. Если мы обратимся к греческому орегиналу и посмотрим значение слова, переведенного как «общение»/koinwni , a /«койнония», то увидим, что более точное его значение – это (взаимо)отношения, (со)участие, общение, (со)участие, общение, общительность, подаяние, пожертвование. Каждый нес и несет солидарную ответственность пред Иисусом за выполнение всей работы – донести Евангелие до «всего Израиля» и до «полноты язычников», результат, которой определиться в приготовлении всего «мира» ко второму Пришествию Христа и наступлению Царства Бога на Земле.
В Гал.3:14 Павел снова возвращает нас к обетованиям Завета с Авраамом, подчеркивая одну из целей благословения Авраама, чтоб оно распространилось и на все языческие народы через принятие Иисуса Христа и Духа Святого – «дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою». Эта мысль апостола звучит и в Еф.2:11, Еф.3:1-8, Кол.1:27, 1Фесс.2:16, 1Тим.2:7, 2Тим.1:11, 2Тим.4:17).
Автор Послания к Евреям по некотором рассуждении приходит к выводу, что «…для народа Божия еще остается субботство (Евр.4:9). Но согласно общепринятого христианского богословия, мы уже не спасаемся через законническое исполение заповедей Божьих (ибо они заменены Учением Иисуса Христа (Еф.2:15), ради наступления единства во взаимослужении Богу и друг другу евреев и язычников (как этнических, так и духовных), а исключительно живой верой в Иисуса Христа (Рим.10:9,10). Тогда же о чем говорит автор Послания, призывая народ Божий союлюдать заповедь о суботстве? Под народом Божьим согласно учения Нового Завета обычно подразумеваются евреи и неевреи, которые верят в Иисуса Христа, т.е. Церковь, но не отвергая и не умаляя роли и предназначения этнического Израиля (как в прошлом, так и в будущем). Судя из ближайшего контекста стиха, мы видим, автор Послания призывает это делать всему народу Божьему, ради любви к тем (евреям по плоти), кто еще не вошел в истинный Божий покой («субботу») в Иисусе Христе и не преткнулись о несполнение теми, кто «много разумеет в этом вопросе» и не в пали в непокорность к Богу вообще (Евр.4:11).
Книга Откровения является последней и конкретно эсхатологической книгой Нового Завета, как книга Даниила в ТаНаХе. Откровение, возвещенное через неё, проясняет и ставит все на свои места в вопросе понимания Плана Спасения, открывшегося человечеству с первых глав книги Бытие, проходящего через все книги Библии, как Танаха, так и Нового Завета, проясняет понимание пророчеств и учения Нового Завета. С первой главы Откровения открывается её главная цель – это 2 Пришествие Христа и наступление Его 1000-го правления на Земле:
«Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:7,8). Этот стих как бы является квинтессенцией всей Библии и всей книги Откровения – открывает нам Бога как Вседержителя, Который является Началом и Концом любой истории. И здесь мы видим, что Господь приходит как Победитель, Который начал историю Спасения человечества и Который ее заканчивает, достигнув цели, когда все человечество в лице евреев и неевреев преклоняются пред Господом своим и Спасителем в плаче за бывшее отступление от Бога Вседержителя. Иисус сказал, в свое время, евреям: «Не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!» (Мф.23:39, Пс.117:26). А в книге Захарии описывается то, что будет происходить с «остатком евреев», спасаемых от окресных народов и переживающим Пришествие Мессии: «И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:9,10). И «этот день» наступит именно тогда, когда благочестивый «остаток евреев», оплакивающих свой грех отвержения своего Мессии-Христа, воззвет к Нему, «Которого пронзили». Иисус цитировал Захарию и Псалом, а в Откровении это пророчество воплощается. И Господь Иисус придет не Сам, а «с облаками небесными», со Своей Церковью, духовным или небесным Израилем (состоящей из евреев и неевреев, достигших совершенного и полного единства со Христом и друг другом), чтоб спасти земной Израиль от уничтожения окружающими языческими народами, явив над ними Свои Суды, а земного Израиля поставить главою народов (Иер.31:7), возвратив право царственного священнодействия пред Богом (Ис.61:6). С Пришествием Христа, Вознесением и Преображением Церкви (1Кор.15:51,52) и наступлением 1000-го Правления Иисуса и Церкви на Земле снова должны остаться две группы людей – евреи и неевреи, а «духовные язычники» или атеисты будут искоренены из Земли, когда Иисус посредством Своих Законов будет править над язычниками «жезлом железным» (Пс.2:9, Откр.2:27, 12:5). Взаимоотношения евреев и неевреев на Земле войдут в новую фазу при участии незримого присутствия и покровительства Господа и Небесного народа Бога – Церкви. В книге Откровения произошел отход от новозаветного стиля в повествовании о Боге, т.к. в ней встречается много имен Бога, которые не обнаруживаются в Новом Завете (кроме нескольких цитат из ВЗ), но часто упоминаются в ТаНаХе, например имя «Вседержителя» (7 раз). Значение этого возврата к Именам ТаНаХа весьма значительно. Оно говорит о том, что с этого момента, как пишет Т.Б.Бэйнс, «Бог обращается к Своим замыслам относительно Земли и что Его образ, открытый в книге Откровения тот, который Он примет после того, как Церковь будет восхищена на Небеса и Бог возобнавляет Свои надолго прерванные отношения с Израилем и с миром в приготовлении для правления Мессии».[54] Об этом говорит радуга, которая была увидена ап. Иоаном «вокруг престола, видом подобная смарагду»(Отк.1:2,3), т.к. радуга, явленная Ною, символизирует «вечный завет» Бога с созданием (Быт.9:16). Когда Иезекииль видел Бога опустошающим Иерусалим, он заметил «вид» радуги «на облаках во время дождя» (Иез.1:28). Это говорит, что даже в своем Суде Бог помнит завет, который Он заключил с Землей, с миром и не как не может символизировать завет с Церковью. А в мире, на Земле у Бога центральным объектом всегда является Израиль и земля Израиля, через которые Он взаимодействует с миром. Идею об этническом Израиле и городе Иерусалиме, как центре построения Божьего земного правления подтверждают места Писания из кн. Иезекииля, где, перед наступлением господства язычников, Иезекииль видел Божью Славу покидающей Храм в Иерусалимен. Впоследствии в пророчестве о Царстве Мессии и восстановлении «та же самая слава…возвратилась в Иерусалим (Иез.43:3).
Сейчас мы хотим обратиться к откровению об 144000 из каждого колена Израиля и множесте народов пришедших от Великой Скорби. Кто они? После вскрытия шестой печати открываются первые суды, последовавшие сразу за восхищением Церкви. После восхищения приближается начало «великой скорби». Но Бог вспоминает об Своих избранных в Израиле и приостанавливает суды, пока Его избранные из всех колен Израиля не будут запечатлены. Божья благодать, в это время, охватывет и множество язычников, хотя они и не запечатлены особым образом как 144000 евреев, но после завершения «великой скорби» мы видим это множество облаченных в белые одежды с пальмовыми ветвями победителей и исполнены радости служить в Царстве Мессии (Отк.7:9-17). Судя по контексту эти группые евреев и множество язычников (число 144000 евреев скорей всего символическое) не стали частью восхищенной Церкви, а перешли через «великую скорбь», дни которой были сокращены ради этих избранных (Мф.24:22). Мы снова видим, что Бог думает о всем человечестве, которое Он разделяет на две группы: евреев и неевреев. И в эти группы входит определенное, только Богу ведомое, число спасенных (спасенных в плане перехода через «великую скорбь», а не «рождение свыше», хотя и это может иметь место), на что указывает определение числа спасенных символическим числом. А о спасенных язычниках сказано, что они состоят «из всех племен и колен, и народов и языковое», которые перешли через «великую скорбь». Мы видим Бога, которые ВЕРЕН Своим Заветам – Он верен Завету с Авраамом, Исааком, Яковом, Давидом, народом Израиля и в Новом Завете, но также Он верен и Завету с Ноем: «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею»(Быт.9:1-17). В Церковь, прежде ее восхищения к «остатку евреев» должны присоединиться «полнота язычников», чтоб Его Тело было представлено полнотою человечества, т.к. «Он (Иисус) есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Иез.6:8, Рим.9:27, Рим.11:25, Кол.1:18). Согласно нашего обзора Пятикнижия (Исх.4:22) – Израиль есть «первенец» Божий из народов на Земле, а Церковь – «начаток» первенцев, «начаток» плодов Господу от евреев и неевреев (символично 12(колен Израиля, 12 апостолов-евреев)+70(учеников Иисуса, 70 народов от сынов Ноя)) на Небесах.
- «Но вы приступили…к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» Евр.12:23.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 224.