Auvto . j ga , r evstin h ` eivrh , nh h ` mw / n (
А1) 14 Ибо Он есть мир наш
o` poih,saj ta. avmfo,tera e[n(
Б1) 14 соделавший из обоих одно
kai . to . meso , toicon tou / fragmou / lu , saj ( th , n e ; cqran evn th /| sarki , auvtou /(
В1)14и преграду стоявшую посреди разрушивший15упразднив вражду Плотию Своею,
to . n no , mon tw / n evntolw / n evn do , gmasin katargh , saj (
15 а закон заповедей учением
Центральная цель
i [ na tou . j du , o kti , sh | evn auvtw /| eivj e [ na kaino . n a ; nqrwpon
Г) 15 Дабы(чтобы/ «хина») - из двух создать в Себе Самом одного нового человека,
poiw / n eivrh , nhn
А2) 15 устрояя мир
kai . avpokatalla , xh | tou . j avmfote , rouj evn e ` ni . sw , mati tw /| qew /| dia . tou / staurou /(
Б2) 16 и примирить (ил) обоих в одном теле с Богом посредством креста,
avpoktei , naj th . n e ; cqran evn auvtw /|\
В2) 16 Убив вражду на нем.
kai . evlqw . n euvhggeli , sato eivrh , nhn u ` mi / n toi / j makra . n kai . toi / j evggu , j \
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
o[ti diV auvtou/ e;comen th.n prosagwgh.n oi` avmfo,teroi
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ
evn e`ni. pneu,mati pro.j to.n pate,raÅ
18 к Отцу, в одном Духе.
В нашем отрывке ап. Павел объясняет причины примирения или наступления единства между евреями и язычниками, между Богом и евреями и язычниками в Церкви и через Церковь. Он говорит о том, что сделал и делает Иисус Христос через Свою крестную смерть, Кровь и учение – это разрушило все возможные преграды между евреями и язычниками, между Богом и ветхим человеком.В первуй главе апостол открывает ефесянам гениральный план Божественного домостроительства «в устроение полноты времен» (ст.1:10). Начиная со 2 главы ап.Павел пишет о новом положении вообще верующего человека пред Богом (ст..1-3) и что сделал Иисус: 1) «животворил…со» (ст..4), 2) «воскресил…»(ст..6), 3) «посадил…во» (ст.6), но со ст.2,3 он кокретизирует состояние невозрожденного Богом человека (невзирая еврей он или язычник). А с 2:11-13 апостол конкретно расписывает положение язычников пред евреями и Богом (до деяния Христа), чего они были лишены в сравнении с евреями (5 пунктов).
С точки зрения общей темы послания, а в нем ап. Павел говорит конкретно о призвании Церкви (1-3 гл) и как в это призвание практически реализовывается (4-6 гл), наша тема является очень важной, т.к. отвечает на самую сердечную молитву Иисуса Мессии в Иоан.17:22: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино». В ближайшем контексте следующих глав ап. Павел говорит о дарованном Богом единстве как Тайне сокрытой Богом «от начала». Но самой главной целью послания – донести «Любовь Божью» и призвать жить в «первой любви», являя ее к Богу и во взаимоотношениях внутри Церкви, как между евреями и язычниками, так и между самими язычниками.
Послание, скорей всего было написано в Римской тюрьме в 60-62 годах (Деян.28:30), т.е. где-то сразу после послания к Римлянам. В послании к Ефесянам Павел продолжил начатую тему «о домостроительстве благодати Божьей для язычников», расширил понимание вообще домостроительства Божьего и постоянное внимание читателя обращал к теме любви (агапе). Это послание начинается с темы «любви»(1:4) и заканчивается ею (6:23-24). Эта тема была очень насущной для Ефеской церкви, но все же, согласно Отк.2:4 и исторических данных церков утратила «первую любовь». Ефеская церков перестала существовать во время исламского господства.
Разбор:
Ст. 14. Иисус Сам является состоянием eivrh , nh (мир, безопасность, покой, часто «благополучие», как евр. «шалом»/~Alv') между евреями и язычниками, в гениалогической линии Которого есть и язычники (Руфь), да и распят был двумя этими группами человечества. Вышеприведенное слово «мир» встречается 3 раза (ст.14,15,17). На основании грамматического анализа греческой фразы под «разделяющей преградой» Павел видел вражду, неприязнь по жизни между евреями и язычниками.
Ст..15. Здесь ап. Павел показывает как этой вражде был положен конец. Причина вражды была уничтожена посредством смерти Иисуса Христа и «упразднением» закона (прежде всего закона святости, который запрещал иудеям сообщаться с язычниками), заменив его на библейское учение. Греческое слово «катаргео»/katarge , w, переведенное как «упразднил» имеет следующие значения: 1. делать бесполезным; 2. упразднять, уничтожать, отменять. Думаем, что уместнее было бы использовать слово «делать бесполезным», т.к. «цель закона Христос», пока человек не приобрел Христа он под законом, а если приобрел, то «вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу», ибо «закон ничего не довел до совершенства» (Евр.7:19). Причины вражды были устранены с целью создать единое «новое» человечество. Слово «новое» в греческом kaino . n, означает «новый» по качеству, а не по времени.
Ст. 16. Греческое слово avpokatalla , xh /«апокаталладзе»/«примирил» относится к полному примирению двух враждующих сторон и встречается в Новом Завете только 3 раза: Еф.2:16, Кол.1:20,22. Почему это слово мы находим только в посланиях Тайны? Значит ли это, что это слово связано исключительно с Иисусом Христом и Его Церковью, которая есть Тело Его и есть домоуправление Его Тайны? Произошло ли уже это полное примирение или еще должно произойти? Рассмотрим отрывок Еф.2:14 - 16 стихи и структуру этого отрывка. Итак мы видим, что в пунктах А1), Б1), В1) речь идет о исполнении давних пророчеств ТаНаХа (ВЗ), когда язычники смогут веселиться, радоваться вместе с еврейским народом пред Лицем Всевышнего (Ис.66:10, Рим.15:10). Именно тогда, когда Израиль был отстранен в основной своей массе, отстранен как «этнический народ священнослужителей» (на время) от священнодействия пред Господом из-за отвержения Мессии Иисуса, то язычники без особыах преград (преграду мы видим прежде всего в психическом отношении язычников к евреям, свого рода противостояние и конкуренция «за хорошее место под солнцем») посредством проповеди Евангелия стали присоединяться ко Христу, который есть «начаток» через «еврейский остаток» (учеников Иисуса Мессии). Многие христиане из язычников, как в свое время римляне при ап. Павле, игнорируют особое предназначение еврейского народа, нежелая особо выделять его в молитвах, молясь в общем за все народы, как раз мотивируют это тем, присоединения ко Христу как «начатку» Израиля достаточно, но контекст данного стиха говорит, делая упор на «вхождении в сообщество Израиля», присоединение к «еврескому остатку верных» из еврейских апостолов и учеников Иисуса: «что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Ефес. 2:12).
Итак, со стороны язычников, одна преграда пала – но вторая преграда, которая отделяла язычников от общения с евреями – это Законы святости, дарованные Богом через Моисея Израилю для отделения их от грехов народов мира. Это «примирение» происходит в Церкви, согласно контекста (Еф.1:22,23) – это главное, касающееся Устройства Небес. Но не менее главная часть касается и Устройства Земли. Как говорится в Ис.51:16: «И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ». Согласно Быт.1:1 мы не можем говорить об устройстве Небес, как более важном деле, чем устройство Земли – они были сотворены одновременно, как «две стороны одной медали». Центром структуры является пункт Г) в нем мы можем видеть главную цель Бога, ради которой Израиль и язычники были соделаны одним. Цель Бога - создать одно новое человечество, которое в культурном разнообразии было бы скреплено воедино «посредством всяких взаимоскрепляющих связей» с Богом и друг другом, которое бы подчинялось Ему и принадлежало Ему. Эта цель входит в более общую, которую мы находим в Еф.1:10 – «в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под Главою Христом» (букв. с гр. «эис ойкономиан ту плероматос тон кайрон»/ eivj oivkonomi , an tou / plhrw , matoj tw / n kairw / n - «для домоуправления полноты сроков»). Слова «все», «небесное и земное» мы также встречаем в Кол.1:20. Там же мы встречаем слово «апокаталладзе» второй раз. Давайте сравним как применяется это слово в Еф. и Кол.
БGT Colossians 1:20 kai. diV auvtou/ avpokatalla,xai ta. pa,nta eivj auvto,n(
eivrhnopoih,saj dia. tou/ ai[matoj tou/ staurou/ auvtou/( ÎdiV auvtou/Ð ei;te ta. evpi. th/j gh/j ei;te ta. evn toi/j ouvranoi/jÅ
БGT Colossians 1:22 nuni. de. avpokath,llaxen evn tw/| sw,mati th/j sarko.j auvtou/ dia. tou/ qana,tou parasth/sai u`ma/j a`gi,ouj kai. avmw,mouj kai. avnegklh,touj katenw,pion auvtou/(
Еф.2:15-16 Цель Бога | Кол. 1:20 Намерение Бога. Его воля |
i [ na /«хина»/ дабы, чтобы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить («примирил»/«апокаталладзе» ) обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем | i [ na /«хина»/ «чтобы» посредством Его «примирить»/avpokatalla,xai/ «апокаталладзаи» с Собой все, умиротворив через Него, Кровью креста Его и земное и небесное. |
Слово «примирил» в Еф. 2:16 связано со словом «чтобы»/ «хина» из Еф.2:15, и является целью, то есть это примирение должно еще произойти в будущем (на это указывает и аорист сослагательного наклонения), но аорист указывет нам на то, что действие уже свершилось. Таким образом действие уже свершилось, но не закончилось. Причина «примирения» уже, согласно контекста, произошла– смерть и пролитие Крови Иисуса Мессии на кресте.. Слово «примирить» в Кол.1:20 в греческом имеет ту же форму (глагол аорист, но в инфинитиве), что и в Еф. 2:16, и тоже связано со словом «чтобы» из Кол.1:18. Мы видим, что и там и там примирение уже произошло, но окончательный процесс еще не закончен. Согласно исследования ВЗ и НЗ полный мир еще не наступил, т.к. он должен наступить после войн и 2 Пришествия Христа (Зах.9:10, Мф.10:34). В Еф. эта цель касается Израиля и язычников, а в Кол. всего небесного и земного, т. е. эта цель более глобальная. Условно мы видим здесь «примирения» двух уровней – горизонтальное и вертикальное примирение соответственно. Давайте теперь выясним, что значат слова «в одном теле» (Еф. 2:16 гр. «эн эни сомати»).
Для этого сравним переводы двух фраз:
Еф. 2:14 | Еф. 2:16 |
evn th/| sarki «эн те сарки»/плотью | evn e`ni. sw,mati «эн эни сомати»/«в одном теле» |
и некоторые параллели:
Еф. 2:14 Упразднивший вражу плотью Своею evn th/| sarki/ «эн те сарки» Еф.2:16 Примирил в одном теле evn e`ni. sw,mati «эн эни сомати» | Кол. 1:22 В теле плоти Его evn tw/| sw,mati th/j sarko.j «эн то сомати тес саркос» |
Еф. 2:16 Через крест dia. tou/ staurou/ «диа ту стауру» | Кол. 1:22 Через смерть Его dia. tou/ qana,tou/«диа ту танату» Кол. 1:20 Умиротворив через Него, Кровью креста Его dia. tou/ ai[matoj/«диа ту айматос» |
Глядя на структуру и на эти две таблицы можно сделать вывод, что примирение должно осуществиться посредством одного тела или если все это понять в совокупности: плотью, одним телом, крестом, то ясно, что речь идет об одной жертве. Это подтверждает параллельное место из Кол. 1:22 примирил в теле плоти Его через смерть Его. Давайте снова обратимся к структуре и сравним две ее симметричные части:
В А1), Б1), В1) речь идет о вражде между Израилем и язычниками, а в А2), Б2), В3) о вражде между Богом и ветхим человечеством, которое состояло из Израиля и язычников. Обе вражды устранены Христом, Его жертвой.
Пункты А1), Б1), В1) указывают нам на вступление в силу домоуправления благодати Божией, а А2), Б2.), В2) на домоуправление полноты времен, но и то и другое подчинено одной центральной цели, и то и другое стало возможным благодаря одной жертве Иисуса Христа Сына Божьего.
«И вас ... теперь Он примирил/ «апокаталладзен» в теле плоти Его через смерть Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и безукоризненными пред Собою» . Но здесь «Он примирил» стоит в аористе, изьявительное наклонение, в активном залоге, то есть это полное примирение уже произошло. Это полное примирение касается всех, кто был когда-то врагом Богу, а теперь ответил на мирное предложение Бога. Хотелось бы обратить наше внимание на еще одну параллель. Греческое слово du , o встречается в послании к Ефесянам два раза. При рассмотрении этих двух мест мы можем обогатить наше понимание великой тайны - тайны Христа и Церкви (Еф.5:32)
Еф.2:15 | Еф 5:31 |
Из двух tou . j du , o/ «тус дуо» создать в Себе одного (eivj e[na) нового (kaino.n )человека a;nqrwpon/»антропон» | оставит человек «антропос» отца и мать и прилепится к жене своей и будут двое (oi` du,o ) плотью (eivj sa,rka) единою (mi,an ) |
Ст.17, 18. Союз kai («и») в начале предложения связывает со ст.14, т.е. Иисус и является нашим «миром», но его и проповедовал. Но как? Скорей всего имеется ввиду через Свою смерть и через учеников. Мир был проповедан как дальним (язычникам, которые были без Христа, отделены от Израиля и его заветов обетования, Еф.2:13), так и близким иудеям. Теперь оба, евреи и неевреи, будучи примиренными и находясь в Его Теле, через Духа могут иметь доступ к Отцу, тем самым «устрояя» мир, как на Небесах, так и на Земле и соответственно между ними (Еф.1:10).
Вывод.
1. Не только наш отрывок из Рим., но и вся Библия открывают нам Яхве Израиля как Бога, Которому можно доверить свою жизнь. И это доверие строится на Его верности Заветам с Авраамом, Исааком, Иаковом, Давидом и всем еврейским народом, этническим Израилем.
2. Согласно нашего отрывка из Еф.2 и Кол.1:18 язычники присоединились к Иисусу Христу, как «начатку» Израиля, так и обязательно, через Него к «еврейскому остатку» из еврейских апостолов и учеников или первых мессиаских евреев, что дает нам всем право бать сопричастниками обітований сообщества Израиля.
3. Примирение Израиля и язычников между собой и с Богом должно еще произойти, когда произойдет соединение всего небесного и земного под Главою Христом, но все для этого было сделано жертвой Христа. Хотя Христом примирение уже осуществлено и вражда убита, но полнота времен для земли еще не наступила и мы не видим, чтоб «весь Израиль» как Божий народ был примирен с Богом, он отвержен и не желает пока признать Мессию.
4. Полное примирение, о котором идет речь в Рим., Еф. и Кол., стало возможным только благодаря жертве Христа.
5. Ни в одном из рассмотренных нами мест не говориться напрямую о Церкви, которая есть Тело Его и о домоуправлении Тайны. Эти места касаются либо домоуправления благодати Божией, либо домоуправления полноты сроков.
6. Когда наступит полнота всех сроков Муж и Невеста соединятся в одно в полном мире с Богом. И это будет один новый человек (человечество) (муж + жена). Будет осуществлена цель Бога создать новое человечество. И как родоначальниками ветхого человечества были Адам и Ева, так родоначальниками нового человечества в Боге будут Церковь и Израиль, Небесное семя Авраама и Земное семя Авраама, которые будучи получив возрождение от Христа приведут к возрождению весь языческий мир.
7. Если взять за основу верность теории трихотомии (трех составляющих структуры человека – дух, душа и тело), то Новое человечество в своей структуре будет состоять из Прославленной Церкви (прообраз возрожденного духа), «всего Израиля» (прообраз возрожденной души) и народов (прообраз физического непрославленного тела).
8. Интересен факт, что все события по кончине «сего века» и начале 1000-го Царства, окончательно описываемые в Откровении Иоанна, совершаться по «молитвам святых», которыми должны будут наполниться чаши «24 старцев»(Отк.5:8). Этот факт говорит и подтверждает мысль о том, что Церкви важно усердно и с постоянством молиться о соответствующей подготовке и сохранности ритуальной чистоты 144000 евреев-первенцев (мессианских евреев) в дар Господу и Агнцу от Израиля. Ибо только тогда Бог сможет позволить Себе «снимать печати» с Книги…погружая весь мир в Свои Суды.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 257.