РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЙ ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТА ЕДИНСТВА МЕЖДУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЕВРЕЯМИ И НЕЕВРЕЯМИ

  2.1. Обзор Ветхого Завета (ТаНаХа)

Кн. «Бытие» (Брейшит, «В начале…»). В книге Бытие первый раз упоминается о евреях, но пока только относительно Авраама: «известил Аврама Еврея…» (Быт.14:13). Второй раз жена Потифара называет Иосифа евреем (Быт.39:14). Но дело в том, что Аврам был сыном Фарры из Ура Халдейского, арамеянином (Втор.26:5). Мы уже выше писали о происхождении слова «еврей», но в любом случае, не зависимо от того начало названия происходит от Евера или собственно от Аврама, начало Аврам-Еврей свое берет от язычников. Бог повелевает Авраму жить обособленно от своего родства и земли с обещанием произвести великий и сильный народ (Быт.12:1-3): « И сказал Господь Авраму:

1) пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;

2) и Я произведу от тебя великий народ,

3) и благословлю тебя,

4) и возвеличу имя твое,

5) и будешь ты в благословение;

6) Я благословлю благословляющих тебя,

7) и злословящих тебя прокляну;

8) и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:2,3)

Божье обетование в Быт.12:1-3 мы условно разбили на 8 частей, каждая из которых является составной частью пунктов Божьего Завета.

Пункт 1 – условие, которое пока еще Аврам (а не Авраам) должен выполнить, т.е. отделиться от прошлой жизни, родства, земли, культуры или «освятиться».  

Пункт 2 – Бог обещает произвести великий народ. Бог отрезал его от существовавшей ветви дикой маслины, чтобы сделать его корнем хорошей маслины. Бог творит нации (Ис. 66:8), и Он «искореняет, сокрушает и губит» и Он «устраивает и утверждает» нации по Своей воле (Иер 18:9).

Пункт 3 – Бог обещает благословить самого Аврама. Пункт 4 – Бог обещает возвеличить имя Аврама, т.к. покидая свою страну, он потерял свое имя там. Бог говорит, что это Божья забота возвеличить имя Аврама в новой земле, но ему надо только доверять и следовать за Г-дом и Он сделет его имя большим, чем в его бывшей земле. Пункт 5 – открывается цель Божьих благословений Авраму – это наградить его за верность и чтобы он был благословением для окружающих людей. Пункт 6 – открывается уже условие, как благословение Аврама будет переходить на окружающих – только через благословение его (Авраама). Пункт 7 – Бог предостерегает тех, кто будет злословить Аврама (и его потомков) – они будут прокляты Богом. Мы знаем, что беспричинные проклятия не могут сделать вреда Авраму, но справедливое проклятие Бога, конечно, настигло бы и разрушило злословящих его (Числ. 24:9). Покидая свою страну, он потерял свое имя там. Пункт 8 – опять открывается цель благословений Аврама, как и в п.5, но уже с усилением и большим раскрытием: «и благословятся в тебе все племена (семьи - hx ' P ' v . mi род, племя, семейство) земные». Бог здесь уже просто утверждает, не давая места никакому сомнению, что, в конце концов, все «семьи» Земли будут благословлены в любом случае. Хотя глагол будущего времени «благословятся» и стоит в пассивной форме, но переводится в активе (это утверждение мы можем сделать на основании изучения грамматики греческого текста). Это подрозумевает также активное участие «благословляемых» народов, т.е. надо, чтоб они «встали на колени» или смирились пред Богом. Таким образом, мы видим, что человечество будет как бы просеиваться через Аврама, т.е. кто будет благословлять, тот будет благословен, а кто будет злословить, тот будет проклят. В п. 8 мы видим благословение прихода Божьего Семени – Христа (Мессии), который становиться фамильной ценностью Аврама и его потомков. Но что будет с людьми, которые не благославляют и не проклинают? Чтобы понять это разберем значение слов «благословение», «проклятие», «злословие». В ветхозавтной (иудейской) традиции слово «благословлять» (בְּרָכָה, браха - с ивр.‎) — молитвенное пожелания успеха, счастья, долголетия человеку. Словарь дает следующее толкование глагола «…и благословятся…» из Быт.12:3 -- %rB A(qal): 1. прич. благословловенный; 2. преклоняться. B(ni): благословлять себя, желать благословений себе. C(pi): благословлять. E(hi): ставить на колени[32]. Корень ברך (брх) этимологически связан со словом берех — «колено», и в Библии глагол барах встречается так же и в значении «становиться на колени» (Пс. 95:6), что указывает на прямую связь между этими двумя действиями – встать на колени и получить желаемые благословения. Осуществление благословения предполагается при помощи Бога, и поэтому лишь благословение, опирающееся на силу Божью, является действенным, но обязательно предполагается активное желание и решительность в завоевании благословения (Иаков в Пенуэле). Существительное « …в благословение…» из Быт.12:2 имеет следующее толкование с ивр.  hk'r"B.: 1. благословение; 2. дар, подарок; 3. примирение. Обычай благословлять людей ведет начало из глубокой древности и, вероятно, основывается на том благословении, которое Бог дал нашим прародителям Адаму и Ною в Быт. 1:28 и 9:1. Уже патриархи Авраам, Исаак и Иаков перед смертью торжественно благословляли своих детей и потомков. Что касается обряда благословения, то у евреев он состоял в поднятии десницы или обеих рук и в возложении их на главу благословляемого (Быт.48:14, Лев. 9: 22). Такой же видимый знак употреблял и Иисус Христос, когда благословлял некоторых детей (Mapк.10:16) и всех учеников при Своем вознесении на небо (Луки 24:50). Глагол «злословить» с иврита «llq/qalal»[33]- активное поведение, направленное на умаление, презрение, пренебрежение Аврамом (и его потомками) и его призванием, деятельностью направленной на ослабление и смерть Аврама. Глагол «прокляну» (arar ) имеет значения: - «rra A(qal): проклинать, заклинать. B(ni): быть проклятым. C(pi): быть проклятым. C(pi): проклинать, налагать или наводить проклятие.  F(ho): быть под проклятием»[34]. При исследовании значений слов мы не смогли найти ответ на вопрос о судьбе тех людей, которые не будут благословлять и не будут проклинать Авраама и его потомков. Но согласно таких мест Писания, как Втор.30:15 («Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло») и Откр.3:16 («Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»). Два места Писания однозначно указывают на то, что Г-дь всегда ожидает от верующего конкретной четкой активной позиции – верующий Ему или несет Его благословение другим или не несет: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (Иак.3:11), «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матф.12:30, Лк.11:23). Господь предпочитает, чтобы Церковь (на примере Лаодикийской) проявляла большую определенность в своем безразличии или своей ревности[35].

Далее мы видим, как Бог поражает фараона и царя Геррарского за Сару жену Аврама-Еврея, которые каждый в свое время хотели взять ее себе в жены (Быт.12:17, 20:2-18). Бог защищает будущий еврейский народ в лице Авраама перед всеми остальными народами и защищает сурово. Мы видим реальное действие вышеприведенных Божьих обещаний Авраму. В данной главе описано ходотайство Авраама перед Богом за помилование Содома и Гоморры. Это показывает нам важную особенность еврейского народа – это ходотайствовать за все народы земли перед Богом Неба и Земли (Быт.18:23-33). Видим, что Бог благословляет Лота жизнью ради Аврама и похоже в знак того добра, какое Лот делал в отношении своего дядьки. Авраам в Быт.12:7 первый раз создает жертвенник Господу после того, как Бог дал обещание Аврааму. До этого жертвенник был построен только Ноем в Быт 8:20. Бог Всевышний становиться личным Богом Авраама и его потомков (Быт.17:1-16). Бог желает, чтоб Авраам и его потомки «ходили путем Господним, творя правду и суд» (Быт.18:19). Бог подтверждает обещания данные Аврааму и его потомкам Исааку и Иакову (Быт.26:3, 28:13-15). Бог защищает Исаака и Иакова, как и Авраама от всякого посягательства на жизнь и имение от окружающих народов. Мы встречаемся с завистью народа Филистимлян по отношению к Исааку, которого Бог очень благословил и материально (Быт.26:14). Через Иосифа сына Иакова, потомка Авраама Бог благославляет фараона, Египет (из-за того, что благословили Иосифа, дав ему кров и пищу) и окружающие народы, спасая их от голодной смерти.

· Кн. «Исход» (Шмот, «И вот имена…»).

В книге Исход описан выход потомков Авраама, Исаака и Иакова уже, как миллионного народа, из египетского рабства. Бог являет огромные силы в Египте для освобождения Своего народа.  С первой главы книги Исход мы видим Бога, Который помнит Завет Свой с Авраамом, Исааком и Яковом, размножая Израиль и особенно благословляя тех, кто «благословлял» Израиль, его защищал. Бог называет Себя Богом Евреев, тем самым на веки вечные отождествляя Себя, Свою вечную природу и бытие с физическим Израилем, еврейским народом (Исх.3:6, Иер.33:19-26). Все происходит согласно Слова, Которое Бог Всемогущий дал Аврааму при заключении с ним Завета в Быт.15:13-16, показывая Себя верным Богом. В Исх.4:22 Бог называет Израиля Своим сыном: «И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой». Тут мы находим момент, через который мы видим, что Бог называет народ Израиля Своим первенцем, т.е. выделяет его из среды всех остальных народов. Из этого мы можем сделать предварительное заключение, что Бог не умаляет другие народы, а просто возвышает один определенный народ (Израиль), чтоб он был царем-слугой народов.  Обозначение народа Израиля как сына Божьего, первенца Его (Исх 4:22) позволяет судить о священническом назначении еврейского народа на земле (Исх 19:5 и след.)[36]. Определим значение «первородства», т.к. данный вопрос непосредственно касается нашей темы исследования и это должно помочь нам прояснить то, какие взаимоотношения Бог желает видеть между еврейским народом и другими народами. Так первородный сын между Евреями пользовался особыми правами и преимуществами пред своими братьями: «Ты крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества (Быт.49:3), говорил Иаков своему первородному сыну Рувиму. Между этими преимуществами были следующие: посвящение Господу (Исх.22:29), особенное достоинство (Быт 49:3) двойная часть из имущества отца (Вт 21:17) и (в царском семействе) наследие престола по смерти отца (2Пар 21:3). Старший сын во время отсутствия отца считался в доме его представителем. Благословение отца считалось в частном смысле также правом первородного, хотя право это и благословения оного могли быть перенесены на прочих братьев, как то видно из истории Исава и Иакова, Рувима и Иосифа[37]. На иврите «первенец» называется «бекор» /rAkB ., а на греч.  prwto , tokoj [38].  Из греческого языка слово «апархэ»/avparch , (начаток, первый сбор или лучшая доля плодов) – «начаток», «приношение начатков» - указывает на бытовавший и в языческом мире обычай жертвовать божеству лучшее из того, чем владеешь. Первое - это залог последующего, поэтому пожертвованием первого освящается все остальное. В соответствии с Законом, первенцы у израильтян должны были быть посвящены на служение Господу. При этом вступали в силу предписания о выкупе. Все человеческие первенцы подлежали выкупу (Исх 13:13). Первенцев, к-рые должны были лично служить Господу, замещало колено Левия. Левиты были отделены и предназначались для Господа, заменяя собой всех первенцев народа Израиля (Чис 3:11-13; 8:14-19). Выделение «первородного» также касалось и нечистых животных (но они должны были быть выкуплены (Чис. 18:15; Лев 27:27), плодов земли (Притч 3:9, Исх. 23:19; Чис. 18:12; Втор. 18:4), начатков шерсти овец (2Пар 31:5; Неем 10:36),  из начатков теста полагалось принести в жертву Господу лепешку (Чис 15:20). Все эти приношения поступали в собственность священника, и каждый ритуально «чистый» в его доме мог их есть (Чис 18:11; Иез 44:30). НЗ называет Иисуса «первенцем из мертвых» (Кол 1:18; Откр 1:5) или «первенцем из умерших» (1Кор 15:20,23). Из этого следует, что первое является залогом целого. Ап. Павел и ап. Иаков пишут: «так и мы, «имея начаток Духа», достигнем «Церкви первенцев», чтобы в известной степени стать «некоторым начатком Его созданий» (Рим 8:23; Евр. 12:23; Иак 1:18). Те сто сорок четыре тысячи человек, стоявшие на горе Сион, были искуплены как «первенцы Богу и агнцу» (Откр 14:4) из всех колен Израиля. Этих примеров достаточно, чтобы показать, что и членам Церкви Христовой в Божьем творении принадлежат права и обязанности первенцев и что эти «первенцы», соединившись с Христом, великим Первенцем, представляют собой подтверждение исполнения обетований для всего мира. Таким образом мы можем сделать вывод, что звание первородного, применимо в Писании к Христу, к народу Израиля и к Церкви Христовой. Потерял ли народ Израиля свое первородство у Г-да? Мы не находим, чтоб в Библии где-либо было указано о потере Израилем своих функций «первенца».

При выходе народа Израиля из Египта с ними вышло «множество разноплеменных людей» (Исх.12:38). Что дает нам основание думать о Израиле, как народе Божьем, состоящем из этнических евреев и неевреев, последовавшими за Богом Авраама, Исаака и Иакова для служения Ему.   

В Исх.17:16 после нападения народа Амалика на Израиль и его поражение по молитве Моисея Богу Г-дь изрекает Слово о будущих взаимоотношениях народа Израиля с Амаликитянами: «брань у Г-да против Амалика из рода в род». В еврейской раввинистической традиции толкования Амалик стал символом антисемитского духа, всегда враждебно относящегося к евреям, но мы можем добавить с богословской точки зрения, антисемитский дух – это дух враждебный Духу Христовому, «семени» Божьему (Быт.3:15, Гал.4:29).

· Кн. «Левит» (Ваикра, «И воззвал…»).

Большая часть книги посвящена подробному описанию жертвоприношений и описанию законов, определяющих святость и выделенность еврейского народа.[39] В Лев.25:54,55 Бог снова провозглашает, что «сыны Израилевы Мои рабы; они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш». В Лев.20:2 Бог запрещает как евреям, так и не евреям сообщества Израиля отдавать своих детей на служение идолам (в данном случае Молоху).

Библейский словарь Брокгауза дает нам следующее значение слова святости – «Святое [евр.vAdq' – «кадош»- святой, посвященный; LXX: a [ gioj; греч. «хагиос»][40] - это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и неприкосновенное. Святость предполагает определеленную связь с Богом и поэтому ассоциируется с чистотой и непорочностью - в противоположность греховности»[41]. Законы святости сделали взаимоотношения еврейского народа с другими народами максимально минимальными: браки запрещены, кушать вместе запрещалось, бизнес совместный запрещен….(Иоан.4:9). Законы святости открыли двери для надменности евреев над другими народами, а те в свою очередь открыто выражали свою враждебность (осбенно в тяжелые времена).

В Лев.23:16,17 говорится об обязательных приношениях на праздник Пятидесятницы, которые включали два кислых хлеба, «которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу» (Лев.23:16,17). Закваска, согласно 1 Кор.5:7, символизирует грех, поэтому две лепешки должны быть, в отличии от Мацы (безквасного хлеба на Пасху), заквашеными, что символизирует о греховности двух составных частей первого плода. Что на наш взгляд, согласно вышеприведенных и последующих размышлений, говорит о двух народах – евреях и неевреях. И так произошло на день Пятидесятницы, Дух Святой излился на евреев и неевреев и была создана Церковь Иисуса Христа (Деян.2). Похожее приношение первых плодов будет принесено в дар Г-ду, но уже в 1000-м Царстве (Ис.66:20).

В Лев.26:44,45 Бог после перечисления всех наказаний, которые Он обрушит на Израиль при его отступлении, в конечном счёте Бог говорит: «…и тогда как они будут в земле врагов их, — Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их; вспомню для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египетской пред глазами народов, чтоб быть их Богом. Я Господь». Бог обещает оставаться с Израилем в Завете.

· Кн. Числа (Бемидбар, «В пустыне»).

В Числ.18:19 мы читаем, что Бог заключил с коленом Левия («уставом вечным; это завет соли вечный, пред Господом, данный для тебя и потомства твоего с тобою») вечный завет. Мы попытаемся выяснить значение слова «вечный», хотя это не посредственно и не относится к еврейско-языческим взаимоотношениям, но должно нам приоткрыть завесу понимания в вопросе, который затрагивают амилленаристы, постмиленаристы, премилленаристы сегодня – действует ли Завет Бога Авраама с Израилем, является или будет ли являться Израиль «царством священников» пред Богом в 1000-м Царстве Мессии?

Слово «вечный» имеет следующее значение с иврита   - ~l'A[ / «olam» (1. долгое время, долго; 2. вечность, вечно, вовек).   С греческого - aivw , nioj / «aionios»/ «вечный» (без начала и без конца), постоянный, непрерывный.[42] Существует 30 мест Писания из ТаНаХа (ВЗ) и НЗ, в которых используется слово «вечный». Этимиология данного слова убеждает нас в непрерывности, постоянстве действия Завета или лучше Договоров, заключенных Богом Творцом с Авраамом, Израилем, Давидом и человечеством в Иисусе Христе. Центром книги Чисел, на наш взгляд, является история с пророком Валаамом и его пророчества. Эта история, во-первых, показывает последствия (согласно Завета Бога с Авраамом) попытки проклясть народ Израиля, во-вторых, открывает некоторые аспекты взаимоотношений Израиля с язычниками, в третьих, сами четыри пророчества Валаама высвечивают аспекты благословения Авраамова Завета. В Быт.12 мы читали о Божьем предостережении (в рамках Завета с Авраамом) тех, кто будет проклинать, а не благословлять народ Израиля, что Сам Бог их проклянет. Теперь же мы видим своего рода демонстрацию Бога Вседержителя Своей решимости твердо следовать пунктам Своего Завета с Авраамом. Бильям (Валаам) был язычником, но каким-то образом он знал Истинного Бога и имел с Ним общение. Еврейские мудрецы Талмуда по пророческому дарованию и мудрости Бильяма ставят в один ряд с Мелхиседеком-царем, Иовом, Итро (Иафор – тесть Моисея) и даже Моисеем, но по характеру – со злодеями Амаликом и Аманом. Таким образом, и язычников Бог принимал в общение, но им было трудно сохранить святость, находясь вне Божьего собрания. Это первое. Вторая, главная идея, важная для нас – это то, что желание, решение сделать зло Израилю Бог, будучи верен Завету с Авраамом обернул во благо. Рассмотрим сами пророчества Валаама.

Все четыри пророчества говорят об отделении еврейского народа от мира, его оправдание, его порядок, его красоту, как бы насаженные Богом при вечных источниках реки Божией, затем пришествие Мессии-Христа. И каждое из этих пророчеств отвечают на каждую новую попытку проклясть и при этом не повторяются. Как пишет Дж. Дарби: «Каждая из этих попыток выявляет что-то новое из того, что Бог готовил в Своем сердце с целью благословить Свой народ…По замыслам Своей благодати Он дал выкуп и грехи Его народа были искуплены»[43]. Кто то может сказать, что эти прочества уже исполнились. Но если мы внимательно исследуем пророчества и возмем во внимание, что на пророке Валааме был Дух Господа, то увидим, что пророчества прозвучали в космической перспективе, отражая конечную цель и вечный замысел Бога на Земле. Их безусловно можно и нужно отнести и к Церкви Иисуса Христа (её отделении, оправдании, порядке, красоте и 2 Пришествии Мессии), но буквально – еврейскому народу. Эти пророчества объединяют судьбу Израиля и Церкви, пути которых на определенном отрезке истории шли параллельно, не пересекаясь.

· Кн. «Второзаконие» (Дварим, «Вот слова…»).

Во Втор.26:19 снова подтверждается обетование Бога восстановить Израиль в Его Славе и поставить его «выше всех народов». Втор.32:8 говорит об очень интересном факте, что «Всевышний…поставил пределы народов по числу сынов Израилевых». Рассматривая географию и историю с Божественной точки зрения, как пишет К.Х. Макинтош, «мы должны признать, что Ханаан и семя Авраамово являются для Бога центром всех земных постановлений. Да, Ханаан,…представляет собою центр Божеской географии; двенадцать же колен Израилевых являются центром истории с Божией точки зрения». Земля Ханаанская или Эрец-Израэль и город Иерусалим на планете Земля  представляют для Бога очень большой интерес. В подтверждение этого Писание приводит знамения Пришествия Христа, которое должно произойти на горе Элеонской (Деян.1:11). В последней третьей прощальной песне Моисей произносит следующие слова: «Веселитесь, язычники, с народом Его; ибо Он отмстит за кровь рабов …» (Втор.32:43). Они явно нам указывают на будущие желаемые Богом взаимоотношения евреев и неевреев пред Господом, которые должны иметь место вбудущем. Но пока Закон святости выделяет еврейский народ из сообщества народов мира и запрещает Израилю «сообщаться» с язычниками. Ниже мы произведем тщательный экзегетический анализ данного отрывка.

·  В Иис. Нав.8:33 говорится о том, что благословения и

проклятия на горах Геразим и Гевал произносили и пришельцы среди Израиля. Таким образом, язычники также были участниками обновления Синайского Завета на Моавитских равнинах.

Согласно Суд.3:1 мы видим, что Господь использовал окружающие народы для испытания веры Израиля.

Руф.1:16 «Но Руфь сказала…но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом». Многие толкователи в образе Руфь видят Церковь, которая в основной своей массе состоя из язычников, приняла еврейский народ как свой народ, а Бога Евреев с еврейским Мессией, как своего Бога и Мессию.

Во 2Цар.7:11 говорится о Завете Бога с Давидом, который очень важен в судьбе Израиля и всего человечества.

В 3Цар.8:43 мы слышим молитву Соломона, который при освящении Храма молится Богу Израиля и в ней он просит, чтоб Бог слышал молитвы и язычников, иноплеменников: «все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил».

В книгах Ездры, Неемии мы видим попытки еврейского народа освободиться, ритуально отделиться от других народов, но свободы от власти язычников Израиль уже не имел.

В книге Есфирь мы видим Бога Израиля, Который находится «как бы в тени», но Который охраняет Израиля от «Амалика». 

Книга Иова рассказывает о человеке не еврее, который приобрел особое

благоволение Всевышнего.

В книге Псалмов много говорится о избранности Израиля, о любви Бога к Израилю, верности Заветам, о безуспешности всех планов языческих народов уничтожить Израиль (Пс.32:10), о желании, чтоб и язычники поклонялись Богу Израиля… (Пс.85:9), о судах Божьих над всеми народами (Пс.95:10), о том, что в свое время все языческие народы вместе с евреями будут служить Богу Авраама (Пс.101:23).

В 6 (шести) местах Писания упоминается о пришельцах (как в орегинале, так и в Синодальной Библии) и 13 - о язычниках (в Синодальной версии Русской Библии), 83 – о «гоим» (в орегинале с иврита). В книге пророка Исайи много стихов говорят о последнем времени, времени когда евреи и другие народы будут вместе служить Господу (Ис.43:9,  Ис.56:3, Ис.56:7, Ис.66:19), когда Израиль будет возвышен Богом (Ис.2:2-4, Ис.60:3), о язычниках, которые обратятся к Мессии Израиля (Ис.11:10), о том, что Бог будет использовать язычников, для возвращения евреев к Богу и Эрец-Израэль (Ис.14:2). Много стихов призывающего характера, где Бог призывает слушающих Его приобщиться с Ним в труде по спасению евреев (Ис.40:1, Ис.49:6, Ис.49:22, Ис.51:16 , Ис.57:14, Ис.62:10). В Ис.47:6 Бог обличает мистический Вавилон, который не оказал милосердия Израилю во время Гнева Божьего на Свой народ. В Ис.60:12 Бог говорит еще более предостерегающе для других: «Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, — погибнут, и такие народы совершенно истребятся». Бог обещает, что  Израиль «весь будет праведный, на веки наследует землю, — отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» (Ис.60:21). В Ис.61:6 Бог говорит: «будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их», тем самым мы видим, что в свое время священство будет возвращено Израилю и распостранятся на все народы.

  Пророк Иеремия подобно Исайе также возвещает о днях, когда евреи и неевреи будут собираться вместе в Иерусалиме для поклонения Господу (Иер.3:17 Иер.16:19). Много пророчеств, открывающих двери для судов Божьих на народы (Иер.10:25, Иер.12:16, Иер.25:13, Иер.30:11, Иер.33:24). Пророчество о заключении Нового Завета было дано Иеремии (Иер.31:33). Обещание вечного пребывания народа Израиля на Земле (Иер.31:36).

  В Иезекииле Бог обещает всегда сохранять «остаток Израиля» во время рассеяния евреев (Иез.6:8). В Иез.25:8 Бог осуждает Моав и Сеир за то, что «говорят: «вот и дом Иудин, как все народы!». Этим самым мы видим не желание Бога уравнивать Израиль со всеми народами, лишая его Божьей Святости (Иез.26:2, Иез.28:25, Иез.36:5, Иез.36:23, Иез.37:28, Иез.39:7).

  Пророк Даниил пророчествовал о событиях последних дней пред пришествием Господа. В Дан.7:27 говорится о «народе святых Всевышнего в поднебесье», что, похоже, указывает на Церковь с ее Небесной природой Господа.

Пророк Осия пророчествует о наступлении дней, когда Божий народ по рождению, но не Божий по делам, станет все же Един со своим Творцом (Ос.1:10, Ос.2:23).

У Иоиля очень известно пророчество о долине Иосафата, где Бог соберет народы и будет судить их за не праведное отношение к Израилю и земле Израиля (Иоил.3:2).

Пророк Авдий в 1:13 изрекает Суд Божий на тех, радовался и наживался на несчастии Его народа, проходящего Суды Божии (Авд.1:15).

Через пророка Михея Бог обличает за не должное поведение к Его народу (Мих.2:9, Мих.3:3),  говорит о благословенных днях, когда Бог возвысит Свой народ и евреи вместе с язычниками буду поклоняться Господу (Мих.4:1-3,7 Мих.5:7).

 Пророк Софония также пророчествует о возвышении народа Израиля и  о том, что Бог даст «народам уста чистые» для служения Ему вместе с евреями «единодушно» (Соф.2:8, Соф.3:9, Соф.3:12, Соф.3:20). Аналогично и пророк Аггей (2:7) и Захария (Зах.2:11, Зах.8:12, Зах.8:13, Зах.8:22-23,Зах.9:10). Захария так же пророчествует (как и Иоиль) о наказании народов за неправедное отношение к Израилю (Зах.11:10, Зах.12:3, Зах.14:12, Зах.14:14). В Зах.14:16 говорится об обязанности всех народов праздновать праздник кущей в Иерусалиме (Зах.14:18).

Изучив книги Пророков, мы видим, что в них больше чем в других книгах Библии говорится о язычниках. Кроме уже известных и упомянутых нами выше тем, связанных с язычниками, поднимается новая, воистину  новаторская, очень прогрессивная мысль, что через язычников Бог Израиля собирается собирать рассеянных евреев (Ис.11:12, 14:1-2, 43:5-8, 49:22, 62:10-11), что через Мессию Израиля язычники обратятся к Богу Израиля. А через пророка Захарию Бог говорит, что настанет время, когда «десять человек из всех разноязычных народов возьмутся за полу Иудея» т.к. захотят встречи с Живым Богом.

Мы знаем, что Захария начал пророчествовать где-то в 520 г. до Р.Х. и прозвучали во время восстановления 2-го Храма Яхве в Иерусалиме (Ездра 6:15). Контекст книги и главы,  в которой находится наш стих, говорят о том, что пророчество должно сбытся в полной мере после 2-го Пришествия Христа. Об этом ясно говорят такие стихи:

- Зах.8:10 «и попускал Я всякого человека враждовать против другого. А ныне для остатка этого народа Я не таков…»,

- Зах. 8:13 «и дом Израилев, были проклятием у народов, так Я спасу вас, и вы будете благословением»;

  - Зах.8:22 «И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа». Вышеприведенные стихи ясно говорят о исполнении их в 1000 -ем Царстве Христа – это и прекращение вражды и воин между народами (пересек. с Ис.2:4 и Мих.4:3); из-за отвержения Иисуса как Мессии их даже Церковь в основной своей массе считала евреев проклятыми, а теперь в них видят благословение; настанет время, когда для того, чтоб взыскать Господа Саваофа нужно будет придти в физический Иерусалим (молитвы в «Духе и Истине» согласно Иоан.4:23 будет недостаточно, скорей всего здесь говорится об обязательном присутствии язычников на Господних Праздниках в Иерусалиме, минимум на Суккоте Зах.14:16).

Обратимся к еврейскому орегиналу Зах.8:23. Так глагол переведенный словом «возьмутся» (в многих русских версиях Библии) имеет следующие значение -   qzx / «хазак»/ «брать силой, захватывать». Данный глагол является имперфектом, имеющего породу хивил, это говорит об усилении действия, что «возьмутся» с особым рвением, в то же время, преодолевая какую-то преграду. Этот стих указывает нам, что евреи Иерусалима в 1000-м Царстве будут восстановлены Г-дом в роли «царственного священства», не умаляя роли и Церкви в 1000-м Царстве, хотя Библия об этом почти не говорит.

В Ис.11:10 и Ис.11:12 говорится, что по Слову Божьему активная роль в собирании рассеянных евреев  будет принадлежать последовавшим за Христом язычникам. Так как это стихи одной главы и одного контекста, то можно предположить, что основная работа по сбору евреев язычниками, уверовавшими во Христа Иисуса, будет проходить в 1000-м Царстве, но до 2-го Пришествия Христа она тоже должна иметь место, согласно Мф.28:18,19.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 229.