Экзегетика текста. Римлянам 11:11-16
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

      Λεγω ουν          μή            έπταισαν                        πέσωσιν;       

11) «Итак спрашиваю неужели они преткнулись, чтобы [совсем] пасть?

   μη γένοιτο

   Никак.

   άλλά τω αυτών παράπτωματι ή σωτηρία τοις εθνεσιν εις τό

 12) Но      от их паления       спасение язычникам, чтобы

    παραζηλώσαι    αότους

    возбудить ревность в них.       

  ει δε το παραπτωμα αυτών πλούτος κοσμου και το ηττημα αυτών

13) Если же падение  их - богатство миру, и оскудение их -

       πλούτος εθνών     πόσω μάλλον το πλήρωμα αυτών

  богатство язычникам, то тем   более полнота их.

Ύμϊν δε λέγω τρις εθνεσιν  εφ' όσον μεν ουν ειμι εγω εθνων αποστολοσ,

14) Вам говорю, язычникам.      Как                   язычников апостол,    

   την διακονίαν μου δο£άζω,         ει πως παραξηλώσω                                                    

служение мое я прославляю, не возбужу ли ревность в [сродниках]

    μου την σάρκα και σωσω      τινάς εξ αυτών.

   моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

Ει γαρ η αποβολή αυτών    καταλλαγη κόσμου,

15) Ибо если отвержение их - примирение мира

  τις             ή πρόσλημψις ει μη ζωή εκ νεκρών;

   то что{будет}принятие,  как не жизнь из мертвых?

Ει δε ή απαρχή αγία, και το φύραμα και ει η ρίζα άγια, καΐ οΐ κλάδοι

 16) Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви».

 

В этом отрывке Павел делает упор на тему «Божье избрание Израиля неизменно». Начиная с 9 гл до нашего текста, Павел раскрывает нам Божью праведность, которая проявляется на примере отступления Израиля, передачи эстафеты язычникам и ожидании полного покаяния и принятия Иисуса Мессией всем Израиля. 11 гл начинается с Павлова вопроса: «Неужели Бог отверг Свой народ?». И далее в нашем тексте Павел доказывает, что Бог продолжает быть Верным и Всемогущим Богом Авраама. И более того, Павел открывает условному оппоненту главную цель и план Бога в отношении избрания Израиля - возрождение всего мира к новой жизни (что возможно только со 2 приходом Иисуса Христа). И в конце отрывка он раскрывает цель принесения начатков.

В свете общего плана послания к Римлянам видно, что это очень важная тема, так как через понимание причины верности Яхве Израилю мы сами получаем основание доверия Яхве через Иисуса Христа. А доверие строится в зависимости от знания Его праведности. Данное Послание мы назвали «Божья праведность», и раздел, в котором находится наш отрывок, мы назвали «Божья праведность, открывающаяся в избрании». Яхве Свое избрание закрепляет Заветом. Завет Яхве с Израилем уникален и неизменен, как неизменна Его Любовь к человечеству (Ноев Завет).

С точки зрения истории текста интересно заметить, что это Послание Павел написал в конце своего 3-го миссионерского путешествия, находясь в Коринфе в 57 г. по Р.Х. Послание было адресовано римским христианам, с целью подготовить их к своему предстоящему путешествию в Рим. Римские христиане очень нуждались в систематическом и хорошо аргументированном богословском учении, т.к. сама история Рима, их культура, особенно правовая не имели аналогов в мире (да и теперь множества правовых систем государств в основе своей имеют римское право). Поэтому их особый, превосходный склад ума заставлял их предвзято относиться к остальным народам. Еврейский народ - не исключение. Поэтому римляне нуждались именно в хорошем богословском учении о Божьей праведности, явленной через верность Израилю и милость язычникам, в частности римлянам.

Разбор:

Ст. 11 начинается с вопроса: «Неужели они (Израиль) споткнулись, чтобы совсем пасть»? Судя по всему римские христиане пришли к выводам, что еврейский народ уже не является особым, святым народом в глазах Яхве из-за отвержения ими Иисуса как Мессии и избрание Яхве уже происходит только через принятие Иисуса Христа. На данный момент такой точки зрения придерживаются амиленаристы, сторонники «богословия замещения». Павел в свойственной ему форме - прямо и эмоционально вскрывает главные ложные моменты в богословии римлян и также бурно отвечает - μή γένοιτο (ст.11). Ответ в синодальной Библии звучит: «Никак», а лучше перевести фразой: «Не состоялось». Для вопроса используется отложительный глагол в медиальном залоге, который имеет активное значение μ η γένοιτο. Что указывает нам на активную позицию Яхве и самого Павла в защиту положений Завета. Кроме того, данный глагол Павел поставил в оптативном наклонении, тем самым, видимо, желая выразить свое отвращение к такому пониманию и результату. Под вопросом для нас остается смысл заложенный Павлом в слове ή σωτηρία (существительное в именительном падеже с определенным артиклем). В данном контексте оно может пониматься в двух значениях одновременно:

1) Спасение как дар вечной жизни в Иисусе Христе;

2) Спасение как дар служения Яхве по спасению других.

Если бы весь Израиль принял Иисуса Мессией, то язычники получили бы спасение в любом случае, т.к. читаем в Матф.24:14 «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Павел наталкивает на интересное понимание реализации Божьей праведности. Дар спасения в обоих значениях был бы дан язычникам, чтобы Израиль возревновал о Яхве Спасения, т.е. Иисусе Мессии. Яхве мог, как и раньше просто рассеять Израиля, но служение Яхве оставить за Израилем, оставив народы поклоняться своим идолам.

Ст. 12. Тут Павел продолжает открывать Божий план относительно причины прихода спасения к язычникам. Слово ηττημα (с греч.: оскудение, упадок, понижение) имеет, исходя из греческого использования разные значения. Так, данное слово переведено в синодальной Библии как «оскудение», обозначает: обнищание, обеднение, скудость, что больше относится к богатству (духовному и материальному); слова - «упадок» и «понижение» имеют смысл «поражения», указывая на положение, и указывают на наказание со стороны. Лучше будет использование слова - «поражение». Главное понимание Автор открывает для слушателя далее это вывод, к которому нас ведет Божья праведность: πο ' σω μάλλον το πλήρωμα αυτών. Синод, версия: «то тем более полнота их». Здесь Павел пропускает глагол, но мысль его четко прослеживается. Смысл должен быть где-то следующий: «то насколько же больше богатства принесет их полное обращение».

Ст. 13. Павел вопреки нормальной структуре греческого предложения личное местоимение ύμΐν δε λέγω τοις εθνεσιν ставит в начале предложения, т.е. под ударение. Делая это, он тем самым хочет обратить особое внимание верующих из язычников, что он, Павел, будучи их, язычников апостол, продолжает фокусироваться на спасении евреев. Далее Павел сдвигает глагол δοξάζω в конец предложения и этим самым делает особое ударение на словах: έγώ и εθνών ( έφ ' οσον μεν ούν ει ’ μι έγώ εθνών απόστολος). Этим он, похоже, указывает на то, что это именно он, Павел, так говорит на основании принадлежности своей к язычникам и каким образом прославляет свое служение. Т.е. будучи евреем, он стал апостолом язычников, с целью, чтобы возбудить ревность по Яхве и Иисусу у соплеменников-евреев, а не потому, как, может, думают многие язычники, что Израиль уже окончательно отвергнут и обречен.

Ст. 14. В данном предложении Павел продолжает перечислять, как он «прославляет свое служение» - работая и применяя различные способы, возбуждая и даже раздражая своих единоплеменников с целью их добровольного обращения к Иисусу как Мессии, чтобы евреи начали размышлять об Иисусе. Павел трудится в надежде возвратить к Яхве-Иисусу хотя бы единицы. Хотя мы знаем, что ое был послан Богом к язычникам, но он не забывал никогда о своем служении еврейскому народу. Что является наставлением для многих современных христианских служителей, которые служа «во спасение» какому-то языческому народу игнорируют важность труда одновременно и по спасению евреев. Ап. Павел пытается разрушить это ложную позицию. Статус Павла, как апостола, помогает ему в спасении евреев. Хочет ли Павел, как то поднять свой авторитет в глазах римских христиан? Нет. Он этим самым указывает на Иисуса, говоря тем самым, что это Праведный Бог поставил его исполнять сие служение, дав статус апостола и, сопутствующие статусу, власть и помазание Духа.

Ст. 15. Если в 12 ст. Павел обращает внимание слушателей, пытаясь включить их ассоциативное мышление, свойственное восточным народам, говоря о потенциальных богатствах, которые должны придти на язычников, то в этом стихе он делает сильное заявление - «то, что будет принятие, как не жизнь из мертвых» (синод, версия). Здесь Павел хочет донести до римских христиан Божью истину, что если отвержение иудеев совершило такое великое благо, если это отвержение примирило язычников с Богом, - то какая же великая слава должна явиться миру, когда к Богу войдут иудеи (имеется ввиду весь, полный Израиль). Если даже трагическое несчастье - отвержение - привело к такому чудесному результату, то каким будет тот счастливый конец, когда трагедия отвержения сменится славою принятия? Павел может лишь сказать, что это подобно воскресению из мёртвых. Кого? Всего человечества!

Ст. 16. Здесь Павел делает не менее сильное заявление, которое дает нам два понимания, какое именно из них ап. Павел хочет донести до нас, мы затрудняемся ответить. Первое это то, что евреи по плоти сейчас являются, как дети плотского Авраама, не менее святыми, чем был и есть Сам Авраам - Отец всех верующих! В нашем предложении слово άγια в двух местах выступает в форме именного сказуемого и в двух местах оно же увязывается с последующими подлежащими. Таким образом, Павел делает очень сильное заявление, что если «начаток» свят, то целое свято не менее. Для усиления и утверждения данного понимания Павел приводит еще дополнительный пример с деревом. Второе понимание – это то, что под «начатком» понимается весь спасенный народ Израиля, а под «целым» - все народы, язычники. Спасение Израиля, как начатка, первенца, обязательно «освятит» все человечество и откроет двери для возрождения всего мира через 2 пришествие Мессии. Амвросиаст (автор 4 в., возможно Амвросий Медиоланский), в толковании на Послание к Римлянам, вразумляя христиан-язычников пишет: «Ты должен благодарить Бога за Его дар во Христе и не оскорблять иудеев, но молиться, коли уж их порочность привела тебя к спасению, дабы и они вернулись к истоку. Тогда угодишь Богу, Который явил тебе милость, ибо Он призвал тебя, чтобы и они, возревновав, вернулись к благодати»[55]. Полнота Израиля откроет двери Небес для спасения и возрождения полноты, всего мира, человечества. Во всех этих рассуждениях и доводах незримо на втором плане присутствует Яхве, со Своей Праведностью, которую пытаются опорочить тем, что думают и говорят о Яхве, Который «может» отречься от Своего вечного Завета:

- «но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой,

Господь» (Ис.54:8);

- «Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер.31:3).

                                         Вывод

1. Не только наш отрывок, но и вся Библия открывает нам Яхве Израиля как Бога, Которому можно доверить свою жизнь. И это доверие строится на Его верности Заветам с еврейским народом, этническим Израилем. Мы видим обетование Божьей праведности в избрании Давида: « И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2Цар.7:16). Основное значение праведности по ВЗ: «норма отношений с миром, которой должны соответствовать люди и вещи и которая служит для них мерилом». Давид назван праведным, потому что он не захотел убивать Саула, с которым его соединяли отношения завета (1Цар.24:18). Таким образом, праведность связана с отношениями. Праведность Бога-Яхве связана со взаимоотношениями Его с Израилем и не духовным только, но и физическим («ради Отцев»). В Исх.34:6 Бог открыл Свое Имя или Суть Моисею: «И прошел Яхве пред лицем его и возгласил: Яхве, Яхве, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». А в Чис.14:18: «Яхве долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода». Божья праведность не может игнорировать грех. Милость небезразлична по отношению к Святости Яхве, но Яхве праведен в отношении Самого Себя, т.к. поступает всегда согласно Своего Имени, которое Он провозгласил Израилю.

2. Что касается приемлемости данного наставления к нам сегодня, то мы с твердой уверенностью можем сказать, что провозглашение Божьей праведности Самим Яхве Израилю дает нам всем (евреям и язычникам), присоединившихся к «начатку» Нового Израиля Иисусу Христу и «святому остатку Израиля», из апостолов и пророков (Ефес.2), непоколебимое основание для прощения, обновления жизни и служения «в Духе и Истине». Это было, как продолжает Павел, «к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса Христа» (Рим. 3:26). В связи с вышесказанным, мы можем с уверенностью утверждать, что верность Бога (Яхве) Израилю основана на Его праведности и не зависит от дел закона Израиля и всех, кто последовал за Иисусом Христом, а только от нашей веры и от служения Иисусу Христу.

3. В Ст.15 Посл. к Римлянам ап. Павел возбуждает в римских христианах и современного читателя понимание важности спасения Израиля, побуждая к доброхотной активности, как и он Павел, участвовать в молитве и спасении еврейского народа, хотя призвание и труд христианина-служителя могут находиться среди других народов. Амвросий Медиоланский также подтверждает данную идею.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.