Тема 9. Сущность техники
Возникновение философии техники
Техника впервые стала предметом философского осмысления в античности, у Аристотеля. В дальнейшем отдельные соображения о сущности и значении техники высказывали многие философы и учёные, в особенности начиная с эпохи Возрождения и перехода от ремесленного производства к промышленному.
Философия техники как особая дисциплина возникает в XIX-XX вв. в результате двойного идейного движения: 1) техники и инженеры пытаются понять наиболее общий смысл своей работы; 2) философы обращают внимание на технику как определяющий фактор в жизни общества.
Основоположниками философии техники признают немецкого учёного Иоганна Бекмана, написавшего «Введение в технологию, или познание ремёсел, фабрик и мануфактур…» (1777 г.) и пятитомную историю изобретений, и немецкого философа и географа Эрнста Каппа («Основы философии техники», 1877 г.). В русский язык термин «философия техники» впервые ввёл инженер Пётр Климентьевич Энгельмейер в 90-х гг. XIX в.
Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, ставит вопрос об общей сущности технического вообще, связывая понятие техники с основными философскими категориями и проблемами. Во-вторых, её интересует место техники в общественном развитии, в жизни человека.
Понятие «техника»
Русское слово «техника» восходит к древнегреческому слову τέχνε, которое первоначально обозначало обработку дерева, мастерство строителя и плотника, а позднее стало употребляться в значении человеческого искусства как умения что-либо сделать. Уметь означает и знать, поэтому в понятии техники изначально мыслилось единство знания и практической деятельности. И в дальнейшем понятие техники объединяло: 1) вещи, созданные человеком (всё искусственное), и используемые как средство деятельности; 2) совокупность знаний и умений (навыков, операций), необходимых для приведения в действие этих средств и достижения определенных целей.
Иногда для обозначения первого аспекта используют слово «техника», а для второго аспекта - «технология». Имеется в виду, что техника всегда материальна (созданные человеком вещи), а технология всегда идеальна, это - знание способа деятельности. Но понятие техники используется и для характеристики деятельности (техника музыканта или спортсмена и т. п.).
В понятии техники мыслится: 1) деятельность, которая является лишь средством для достижения некоторой цели; 2) такой способ этой деятельности (совокупность приёмов), которым цель достигается наиболее эффективно (технично); 3) искусственные предметы (артефакты) как материальные средства этой деятельности; это предметы, которые человек помещает между собой и предметом своей деятельности, которые служат проводником его воздействия на предмет, дополняют и усиливают его естественные органы.
Встречается более широкое понимание техники, как любого воздействия на объект, изменяющего его и приспособливающего к потребностям любого деятеля (субъекта). В этом случае можно говорить не только о технике бобров или пчёл, но и о технике растений, и даже неорганических процессов (технике кристаллизации, например).
Понятие техники анализируется во многих публикациях. Приведём некоторые примеры краткого определения сущности техники.
П. К. Энгельмейер: техника – это умение целесообразно воздействовать на материю, искусство вызывать желательные явления; реальное творчество (создание вещей, отсутствующих в природе).
Фред Бон: техника – такой способ целенаправленного действия, в котором цель надёжно и постоянно достигается благодаря заранее известному средству и посредством заранее установленного правила.
Франц Рело: техника - то, что заменяет в осуществлении его деятельности; такое соединение материальных элементов, что их действие по законам природы реализует цель человека.
Хайнрих Бек: техника - точка соприкосновения сознания и природы, изменение природы согласно целям человеческого духа; не познание, а использование и управление; техника - лишь те способы деятельности, которым можно научиться.
Карл Ясперс: техника - совокупность действий, опирающихся на знание и направленных на господство над природой, на освобождение человека от власти природы посредством самой природы, на создание второй природы, искусственной среды человеческого существования; техника всегда – только средство, поэтому имеет подчинённый характер: её ценность определяется ценностью целей.
Льюис Мэмфорд: техника - один из способов самосозидания, самосовершенствования человека, суть развития техники – развитие самого человека.
Ортега-и-Гассет: техника – это усилие ради сбережения усилий; результат такого усилия - артефакты, «вторая природа»; техника - выражение сущности человека, его свободы, творческой, проектирующей целеустремлённости; цель техники – реализация свободы, а не удовлетворение биологических потребностей. Техника отличает человека от животного: животное приспосабливается к среде, человек приспосабливает среду к себе, создавая вторую природу, цивилизацию.
Техника и антропогенез
Без философского понимания техники невозможно философское понимание человека, проблемы его происхождения.
Аристотель заметил, что разум проявляет себя не только в речи, но и в движениях руки, в умениях. Арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332-1406) положил эту мысль в основу философско-исторической концепции, согласно которой человек выделился из царства животных благодаря рассудку и труду. Ремесло снабжает человека искусственными орудиями, далеко превосходящими все естественные специализированные органы животных.
Изготовление орудий изначально определялось строением и способом деятельности органов тела человека, а также их недостатками, ограниченностью. Техника – продолжение тела человека, его искусственное тело. Эта мысль была систематически разработана Э.Каппом в его теории органопроекции: чаша, крючок, грабли, лопата, молоток, весло и т. д. – воплощение в более прочном материале природы различных позиций и положений человеческой руки, кисти, пальцев.
Орудийно-трудовая теория происхождения и формирования человека и связанная с ней концепция органо-проекции, идею которой можно найти уже у Аристотеля или Ибн Хальдуна, получили свое детальное развитие в XIX в., хотя и в XVIII веке Бенджамин Франклин, например, определил человека как животное, делающее орудия.
Роль орудия в становлении человека и его развитии была детально исследована немецким ученым Людвигом Нуаре, который утверждал, что только с изготовления и применения орудий (техники) начинается собственно человеческая история. В работе руки и в совместной деятельности формируются мышление и язык. Техника – слаженная деятельность, в которой взаимодействие друг с другом (общение, язык) не менее важно, чем воздействие на природу. Ничто другое не имело такой важности для становления человеческого мышления и познания мира, как орудийная (техническая) деятельность. Сам разум формировался и развивался вместе с орудийной деятельностью, «внутри» неё. Мир представляется объективно, то есть как мир «объектов», или «вещей» лишь для человеческой воли, для деятельности. Если бы человек был чистым созерцателем, у него не возникло бы ни понятия о вещах, ни представления о причинности, ни других важнейших, основополагающих понятий. Знание о мире развивалось лишь в связи с практической деятельностью, в неразрывной связи с техникой, присутствующей в любой сознательной и целенаправленной деятельности.
Орудийная теория происхождения человека получила развитие в марксизме, который признал труд основой человеческой жизни, культуры и истории. Фридрих Энгельс писал, что труд создал человека. Становление человека – это становление труда (в отличие от биологического выживания и приспособления), создающего «вторую природу», культуру и цивилизацию. Изготовление орудий превратило конечность животного – в человеческую руку, орудие всех орудий.
П. К. Энгельмейер не без влияния Франклина и Энгельса определяет человека как техническое животное.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 291.