Источники правового регулирования бюджетного учета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время создано четыре уровня правового регулирования отечественного бюджетного бухгалтерского учета (рис.2).

Уровни правового регулирования бюджетного учета
Первый – законодательный
Второй – нормативный
Четвертый – организационный
Третий - методический

 

 


Рис. 2 Нормативное и правовое регулирование бюджетного учета в РФ

 

Документы первого уровня – законодательного, регламентируют учет доходов, источников финансирования дефицита и расходы бюджета, операций, осуществляемых в процессе его исполнения. Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс, федеральные законы «О бюджетной классификации», «О бухгалтерском учете», «О бюджете на соответствующий год».

Нормы БК РФ являются основой действующей Инструкции по бюджетному учету и Указаний по применению бюджетной классификации.

Отдельные аспекты бюджетного бухгалтерского учета регулируются Гражданским, Трудовым, Семейным кодексами, Законами РФ «Об образовании», «О культуре», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и другими федеральными законами и указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Нормативный уровень представлен документами, в которых регламентируются правила и принципы формирования учетной политики, учета фактов деятельности бюджетных учреждений, активов, обязательств, доходов и расходов. К ним относятся: Инструкция по бюджетному учету, Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений, Указания о порядке применения бюджетной классификации

Методический уровень составляют специализированные документы отраслевого характера, которые утверждаются федеральными органами, министерствами и ведомствами.

Как правило, они содержат указания, рекомендации, возможные варианты учета, связанные с отраслевыми особенностями (методические указания, письма, обзор практики разрешения споров Высшим арбитражным судом РФ и т. п.).

К ним относятся: Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, «Об утверждении форм регистров бюджетного учета», «О порядке проведения переоценки основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов бюджетных учреждений»

Документы четвертого уровня – организационного, включают приказы, распоряжения руководства учреждений, должностные инструкции, положения об оплате труда и др.

К ним относятся: Рабочие документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено инструкцией по бюджетному учету; должностные инструкции, график документооборота, формы внутренней отчетности и др.

Основными нормативными актами, регламентирующими вопросы бюджетного учета, являются:

- Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ);

- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ);

- приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

- приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

- приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

- приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

 

 




Тема 3. План счетов бухгалтерского учета, его особенности

1. Счета бюджетного учета

2. Первичные документы и учетные регистры

 

Счета бюджетного учета

План счетов и их корреспонденций определены инструкцией № 148н. В российской системе бухгалтерского учета традиционно применяется иерархический план счетов. При этом данные аналитического учета агрегируются на синтетических счетах.

План счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов: 1. Нефинансовые активы; 2. Финансовые активы; 3. Обязательства; 4. Финансовый результат; 5. Санкционирование расходов бюджета. Кроме того, для учета имущества, не являющегося имуществом, переданным в оперативное управление бюджетному учреждению (арендованные основные средства, материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку), а также бланков строгой отчетности, списанной задолженности неплатежеспособных дебиторов и пр. применяются забалансовые счета. Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе.

План счетов включает в свой состав объекты учета, соответствующие международным требованиям к финансовой отчетности, – как по методу начисления, так и по кассовому методу.

Объектами учета являются:

- по учету методом начислений: нефинансовые и финансовые активы, обязательства, доходы, расходы, финансовый результат (чистая стоимость активов), счета по учету санкционирования расходов, юридические обязательства;

- по учету кассовым методом: кассовые поступления и выбытия, финансовый результат, финансовые активы и обязательства, связанные с кассовыми поступлениями и выбытиями, счета по учету санкционирования расходов бюджетов, юридические обязательства.

Особенностью Плана счетов бюджетного учета является то, что в нем существует раздел, предназначенный для управленческого учета – «Санкционирование расходов бюджета».

В бюджетном учете различают номер счета и код счета бюджетного учета. Это необходимо для составления бюджетной отчетности, а также дополнительных форм отчетности. В них информация может быть представлена как в разрезе номера счета бюджетного учета, так и в разрезе кода счета бюджетного учета.

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 – 17 разряд – код классификации доходов, классификации расходов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд – код вида деятельности: бюджетная деятельность – 1; приносящая доход деятельность – 2; деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, – 3;

19 – 21 разряд – код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 – 23 разряд – код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 – 26 разряд – код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Разряды 18 – 23 образуют Код счета бюджетного учета.

Особое значение в бюджетном учете отведено КОСГУ. В рамках бюджетной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Такая классификация построена по следующей структуре:

- доходы – операции, увеличивающие чистую стоимость (налоговые доходы, доходы от собственности, безвозмездные и безвозвратные трансферты и т.п.); КОСГУ – 100;

- расходы – текущие операции, уменьшающие чистую стоимость (оплата труда, расходы на оплату услуг, социальные выплаты, предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов); КОСГУ – 200;

- операции с нефинансовыми активами – увеличение и уменьшение стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов; КОСГУ: поступление нефинансовых активов – 300, выбытие нефинансовых активов – 400;

- операции с финансовыми активами – увеличение и уменьшение остатков денежных средств и ссуд, финансовых вложений, дебиторской задолженности; КОСГУ: поступление финансовых активов – 500, выбытие финансовых активов – 600;

- операции с обязательствами – привлечение и погашение задолженности в виде государственного и муниципального долга, прочей кредиторской задолженности; КОГСУ: увеличение обязательств – 700, уменьшение обязательств – 800.

Таким образом, чистую стоимость активов можно представить в виде уравнения, составленного на основе классификации операций сектора государственного управления:

 

 

(100 – 200) = (300 –400) + (500 – 600) – (700 –800)

 

Использование КОСГУ при формировании номера счета обеспечивает возможность вести учет по методу начисления и по кассовому методу, отражать операции исходя из воздействия, которое они оказывают на активы и пассивы субъекта учета, формировать отчетность, с одной стороны, определяющуюся целями проводимой государственной политики, с другой стороны, отражающую реальное экономическое содержание операций.

Важной задачей КОСГУ при его применении в структуре счетов бюджетного учета является отражение момента начисления суммы поступления в бюджет/выбытия из бюджета и момента кассового поступления в бюджет/выбытия из бюджета начисленной суммы. Указанное отражение осуществляется с помощью следующих КОСГУ, применяемых в расчетных счетах администратора с дебиторами и кредиторами:

560 – увеличение прочей дебиторской задолженности;

660 – уменьшение прочей дебиторской задолженности;

730 – увеличение прочей кредиторской задолженности;

830 – уменьшение прочей кредиторской задолженности.

В КОСГУ выделены 8 групп (100-800), каждая группа разбита на статьи, некоторые статьи детализированы подстатьями. Указания по применению бюджетной классификации определяют какие именно операции отражаются на тех или других статьях и подстатьях. В 2009г. в дополнение к Указаниям по применению бюджетной классификации Министерством финансов РФ изданы Методические указания по применению КОСГУ в части группы 200 «Расходы» и 300 «Поступление нефинансовых активов». Более подробные аналитические коды, предусмотренные в Методических рекомендациях, не являются кодами КОСГУ, а предназначены исключительно для целей структурирования операций, отражаемых на соответствующих кодах. Например, подстатья 221 «Услуги связи» статьи 220 «Оплата работ, услуг» группы 200 «Расходы» детализирована следующим образом:

- 221.1 «Услуги почтовой связи»;

- 221.2 «Услуги фельдъегерской и специальной связи»;

- 221.3 «Услуги телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, Интернет-провайдеров»;

- 221.6 «Другие расходы по оплате услуг связи»

Из-за наличия в бухгалтерском счете классификатора операций сектора государственного управления на некоторых счетах вводятся отдельные названия и номера дебета и кредита счета. На активных счетах это выглядит следующим образом:

 

Счет 0 201 04 000 «Касса»

Дебет Кредит
Начальное сальдо  
   
Счет 0 201 04 510 Счет 0 201 04 610
«Поступления в кассу» «Выбытия из кассы»
   

 

На пассивных счетах:

 

Счет 0 302 04 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи»

Дебет Кредит
  Начальное сальдо
   
Счет 0 302 02 830 Счет 0 302 02 730
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи» «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи»
   

 

Большое количество позиций (более двух тысяч) в Плане счетов обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в Плане счетов предусмотрены счета для органов, осуществляющих кассовое исполнение бюджетов, и органов, осуществляющих исполнение бюджетов. Во-вторых, к синтетическим счетам открыто большое количество аналитических счетов.

Финансовым органам, органам казначейства и учреждениям разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям. Примерами реализации данной нормы Инструкции № 148н может служить 22 разряд счетов 5 раздела «Санкционирование расходов бюджета» или детализация КОСГУ по группе 200 в соответствии с Методическими рекомендациями. Дополнительная детализация может быть необходимой, например, на счетах 010601000 «Капитальные вложения в основные средства» (для обособления операций по приобретению основных средств, строительству объектов основных средств подрядным или хозяйственным способом, затратам на модернизацию и реконструкцию), 010604000 «Изготовление материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)», 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и на других счетах.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 256.