Если рассматривать характеристику субъектов бюджетного учета, то следует разделить всю экономику страны на пять секторов.
Первый — сектор нефинансовых корпораций, создается с целью производства товаров и оказания нефинансовых услуг, т. е. таких услуг, которые не связаны с распределением денежных средств (не банковских услуг).
Второй — сектор финансовых корпораций - на рынке они предоставляют финансовые услуги. К финансовым корпорациям относятся кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды или обычные инвестиционные фонды).
Третий — сектор государственного управления. Объединяет все структуры, занимающиеся в качестве своего основного вида деятельности выполнением государственных функций (сектор государственного управления не занимается производством рыночных услуг).
Четвертый — сектор некоммерческих организаций, оказывающий услуги и включающий политические партии, религиозные объединения и другие общественные организации.
Пятый — сектор так называемых домашних хозяйств, объединяющий все население страны.
В свою очередь, каждый из пяти секторов экономики состоит из совокупности институциональных единиц.
Институциональная единица — это структура, самостоятельно владеющая своими активами, от своего имени принимающая обязательства, занимающая экономической деятельностью, а также ведущая операции с другими секторами экономики.
Сектор государственного управления - это институциональная единица, состоящая из нескольких подсекторов:
· подсектор центрального Правительства: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
· подсектор региональных органов управления: в соответствии с Бюджетным кодексом это бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
· подсектор местных органов управления, к нему относятся местные бюджеты.
Согласно Конституции России только первые два уровня являются органами государственной власти.
Государственный сектор — это производное обобщающее понятие, позволяющее представить совокупность определенных организаций. Состоит из двух частей:
· сектора государственного управления, делящегося на три подсектора;
· сектора, включающего все государственные корпорации, предприятия и организации, занимающиеся продажей услуг на рынке, которые государством не финансируются, но находятся под государственным контролем. К таким предприятиям следует отнести казенные и государственные унитарные предприятия, контрольный пакет акций которых находится у государства. К этой группе относятся финансовые и нефинансовые государственные корпорации.
Также, можно определить субъектов бюджетного учета с точки зрения различных отраслей законодательства:
· в рамках частного (гражданского) права субъектом бюджетного учета является бюджетное учреждение;
· в рамках публичного (бюджетного) права субъектами бюджетного учета считаются:
- главный распорядитель бюджетных средств;
- распорядитель бюджетных средств;
- получатель бюджетных средств;
- органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета (органы казначейства);
- органы, организующие исполнение бюджета (финансовые органы).
При этом, бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:
· учредителями бюджетного учреждения могут являться органы государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органы местного самоуправления;
· бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;
· деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;
· основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.
При организации бюджетного процесса в настоящее время существует трехуровневая система финансирования, в соответствие с которой:
· Минфин России выделяет объемы финансирования (план) и направляет бюджетные средства главному распорядителю средств бюджета (органу власти);
· главный распорядитель распределяет выделенные ассигнования по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении;
· распорядитель средств бюджета (орган государственной власти, бюджетное учреждение) распределяет ассигнования между получателями средств бюджета, находящимися в его ведении;
· получатель бюджетных средств непосредственно расходует выделенные бюджетные средства.
Схема финансирования может быть двухуровневой: главный распорядитель — получатель. Кроме того, на каждом этапе часть средств выделяется для содержания соответствующего распорядителя.
Субъекты бюджетного учета, за исключением Федерального казначейства, определяются на уровне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Объекты бюджетного учета в соответствии с Приказом Минфина РФ N 157н подразделяются на нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов хозяйствующего субъекта.
В состав нефинансовых активов включены: основные средства (помещения, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и др.), непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и др.), нематериальные активы, материальные запасы (медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, материалы и др.) и другие.
К финансовым активам относятся: денежные средства учреждения (на банковских счетах, в кассе и др.); средства на счетах бюджетов; средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов; финансовые вложения (депозиты, акции и иные формы участия в капитале и др.); расчеты с дебиторами (по доходам, по выданным авансам, по бюджетным кредитам, по недостачам и др.); дебиторская задолженность по внутренним расчетам по поступлениям в бюджет и по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов и др.
Объектами учета являются обязательства: по расчетам (с кредиторами по долговым обязательствам; с поставщиками и подрядчиками; по платежам в бюджеты и др.); по внутренним расчетам между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств; по расчетам по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов; по внутренним расчетам по поступлениям в бюджет и по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов (кредиторская задолженность) и др.
К объектам бюджетного учета относится также финансовый результат: финансовый результат учреждения (разница между его совокупными активами и совокупными обязательствами) и результат по кассовым операциям бюджета (разница между поступлениями в бюджет и выбытиями средств бюджета).
В составе такого объекта учета, как санкционирование расходов хозяйствующего субъекта, выделяются: бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и принятые бюджетные обязательства.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 390.