Организация работы по доведению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до распорядителей (получателей) средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Доведение показателей плана финансирования расходов федерального бюджета (росписи расходов) и лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета по показателям ведомственной, функциональной и экономической классификации бюджетной классификации расходов Российской Федерации осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях и уведомлений о лимитах бюджетных обязательств.

ГУФК на основе утвержденных в установленном порядке и полученных от Департамента бюджетной политики сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета доводит до главных распорядителей в виде уведомлений:

- объемы бюджетных ассигнований;

- лимиты бюджетных обязательств на финансовый год;

- объемы финансирования расходов на месяц.

Если главный распорядитель находится за пределами города Москвы, ГУФК направляет казначейское уведомление в электронном виде с одновременным направлением его на бумажных носителях в орган федерального казначейства по месту нахождения главного распорядителя для передачи его главному распорядителю.

Казначейское уведомление формируется в полном или в сокращенном формате.

Казначейское уведомление полного формата составляется не реже четырех раз в год: в начале каждого квартала финансового года.

В течение текущего квартала финансового года может составляться казначейское уведомление сокращенного формата.

Объемы финансирования расходов в казначейском уведомлении полного формата указываются в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации нарастающим итогом с начала финансового года, с выделением, в том числе, сумм текущих изменений (увеличений или уменьшений) объемов финансирования расходов.

Объемы финансирования расходов доводятся ГУФК до главных распорядителей, исходя из того, что объемы финансирования расходов с начала года не должны превышать лимиты бюджетных обязательств на год.

При этом в случае утверждения главному распорядителю объемов финансирования расходов на соответствующий месяц в размере, превышающем, с учетом ранее доведенных объемов финансирования расходов, установленные лимиты бюджетных обязательств, казначейское уведомление с дополнительными объемами финансирования расходов направляется главному распорядителю только после уточнения сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств.

Изменение лимитов бюджетных обязательств и (или) изменение объемов финансирования расходов главным распорядителям оформляется ГУФК очередным казначейским уведомлением.

Распорядители и получатели, находящиеся в ведении главного распорядителя, уведомляются расходными расписаниями о распределении главным распорядителем лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов.

Расходные расписания оформляются главным распорядителем по каждому из находящихся в его ведении распорядителю и получателю. На обеспечение своего содержания, включая осуществление централизованных мероприятий, главный распорядитель также оформляет расходное расписание.

Расходные расписания представляются главными распорядителями в ГУФК в двух экземплярах на бумажном носителе, а также в электронном виде для отражения на лицевом счете распорядителя средств, открытом главному распорядителю в ГУФК.

Лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, распределенные главным распорядителем по находящимся в его ведении распорядителям и получателям, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов, доведенные ему казначейскими уведомлениями, по соответствующим кодам Бюджетной классификации Российской Федерации

Показатели, отраженные в сформированных главным распорядителем расходных расписаниях, учитываются на его лицевом счете распорядителя средств, открытом в ГУФК, с начала финансового года по каждому распорядителю и получателю, находящемуся в ведении главного распорядителя.

Первый экземпляр принятого на учет расходного расписания или реестра расходных расписаний, сформированных главным распорядителем, остается в ГУФК, второй экземпляр с отметкой ГУФК о принятии на учет возвращается главному распорядителю одновременно с выпиской из его лицевого счета распорядителя средств.

После осуществления контроля расходных расписаний и их отражения на открытом главному распорядителю лицевом счете распорядителя средств ГУФК направляет в электронном виде как отдельные расходные расписания главного распорядителя, так и расходные расписания, сформированные ГУФК на основе представленных главными распорядителями реестров расходных расписаний, по принадлежности в органы федерального казначейства по месту открытия соответствующих лицевых счетов распорядителям или получателям.

Распределение средств федерального бюджета распорядителем оформляется расходным расписанием по каждому находящемуся в его ведении распорядителю и получателю, а также на содержание распорядителя.

Расходное расписание представляется распорядителем в двух экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде в орган федерального казначейства по месту открытия распорядителю лицевого счета распорядителя средств.

Лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, отраженные распорядителем в расходных расписаниях по находящимся в его ведении распорядителям и получателям, а также на обеспечение содержания распорядителя, включая осуществляемые распорядителем централизованные мероприятия, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, доведенные ему расходным расписанием главного распорядителя (вышестоящего распорядителя).

После осуществления контроля орган федерального казначейства в электронном виде направляет как отдельные расходные расписания распорядителя, так и расходные расписания, сформированные органом федерального казначейства на основании реестра расходных расписаний распорядителя, по принадлежности в органы федерального казначейства по месту открытия соответствующих лицевых счетов находящимся в ведении распорядителя нижестоящим распорядителям и получателям.

Неиспользованные или нераспределенные лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, числящиеся на соответствующих лицевых счетах нижестоящих распорядителей и получателей, могут быть отозваны главным распорядителем (распорядителем). Для осуществления данной операции оформляется следующее по порядку отдельное расходное расписание с указанием уменьшенных лимитов бюджетных обязательств, а также объемов финансирования расходов.

Орган федерального казначейства по месту нахождения соответствующего лицевого счета распорядителя или получателя, которому адресовано расходное расписание, осуществляет контроль поступившего расходного расписания главного распорядителя (распорядителя). При этом указанные в расходном расписании лимиты бюджетных обязательств на финансовый год не должны быть меньше кассовых расходов получателя с учетом принятых органами федерального казначейства на учет бюджетных обязательств данного получателя, а объемы финансирования расходов с начала финансового года – меньше соответственно объемов финансирования расходов, распределенных распорядителем, или произведенных получателем кассовых расходов с начала финансового года.

О результате контроля орган федерального казначейства по месту нахождения соответствующего лицевого счета распорядителя или получателя, которому адресовано расходное расписание главного распорядителя (распорядителя), извещает орган федерального казначейства, от которого поступило расходное расписание, в электронном.

 

2. Исполнение федерального бюджета по расходам

Основанием для расходов является закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета – величина планируемая, то расходная часть формируется расчетно и при исполнении полностью зависит от доходов.

Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономики по следующим принципам:,

• территориальный – расходы для субъектов Российской Федерации;

• отраслевой – расходы министерств и ведомств;

• функциональный – расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы. Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

• обеспечение функционирования законодательных, представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, а также их территориальных органов;

• функционирование федеральной судебной системы;

• осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

• национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

• государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

• государственная поддержка атомной энергетики;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техничес­кому прогрессу;

• исследование и использование космического пространства;

• обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

• реализация решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

• осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

• финансовая поддержка субъектов Российской Федерации и др.

• Финансирование отдельных видов расходов может проводиться из бюджетов разных уровней. Распределение и закрепление расходов между бюджетами осуществляются по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления. Это могут быть расходы на:

• государственную поддержку отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и др.;

• обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности, социальной защиты населения, охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов;

• прочие цели, находящиеся в совместном ведении.

На основе закона о федеральном бюджете на соответствующий год правительство издает постановление о мерах по реализации этого закона, где конкретизированы механизмы и порядок расходования средств федерального бюджета и поставлены задачи министерствам и ведомствам по исполнению бюджета.

Бюджет по расходам исполняется с применением последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов. Санкционирование расходов бюджета включает следующие обязательные этапы, после выполнения которых можно проводить финансирование:

1) составление и утверждение бюджетной росписи;

2) утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им смет доходов и расходов;

3) 4) подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Каждый этап санкционирования расходов бюджета имеет свои особенности.

1. Составление и утверждение бюджетной росписи.

Министерство финансов РФ составляет сводную бюджетную роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок ее исполнения и доводит годовой объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.

2. Утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им смет доходов и расходов.

Главные распорядители на основе установленных им объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств доводят распределенные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств дово­дятся в форме уведомлений и не дают права бюджетному учреждению на расходование бюджетных средств.

После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение в вышестоящий орган смету доходов и расходов. Смета доходов и расходов главного распорядителя бюджетных средств утверждается руководителем этого органа.

Смета доходов и расходов – документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.

Получатели средств федерального бюджета представляют утвержденные в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств в соответствующий орган казначейства для контроля за расходованием средств.

3. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств.

Получатели бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов могут принимать обязательства по расходованию средств федерального бюджета путем составления платежных и иных документов.

4. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

Орган казначейства осуществляет расходование бюджетных средств после проверки соответствия принятых денежных обязательств получателем бюджетных средств лимитам бюджетных обязательств и поступившему на его лицевой счет финансированию.

Орган казначейства, где открыт лицевой счет получателю бюджетных средств, может отказаться подтвердить принятые денежные обязательства исключительно в следующих случаях:

• при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям, предъявляемым к платежным и иным документам, необходимым для совершения расходования средств;

• при несоответствии принятых бюджетных обязательств закону о бюджете доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;

• при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

• при блокировке расходов.

Блокировка расходов бюджета – сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых денежных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Блокировке могут быть подвергнуты только те расходы федерального бюджета, финансирование которых в соответствии с законом о бюджете связано с определенными условиями либо по которым выявлено нецелевое использование бюджетных средств.

В ходе исполнения федерального бюджета по представлению главных распорядителей бюджетных средств в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения по следующим основаниям:

• в случае передачи полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов расходов!

• путем уменьшения ассигнований на сумму, израсходованную получателями бюджетных средств незаконно или не по целевому назначению, по предписаниям контрольных органов Министерства финансов Российской Федерации и Счетной палаты;

• в случае образования в ходе исполнения федерального бюджета экономии по отдельным статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В этом случае главные распорядители представляют в Минфин России обязательство о недопущении кредиторской задолженности по тем статьям экономической классификации расходов, по которым уменьшаются лимиты бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств не могут быть изменены после истечения половины срока их действия.

В случае задержки финансирования более чем на 2 мес. либо при финансировании не более 75% объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением на квартал, бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять объемы бюджетных ассигнований по предметным статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

 

Тема 7. Основы бюджетного учета и отчетности в государственных и муниципальных учреждениях

1. Общие положения

2. Особенности бюджетного учета в государственных (муниципальных) учреждениях РФ

3. Типы учреждений: сходства и различия

 

Общие положения

Особенностью современного бюджетного учета является закрепленная в нормативных документах множественность планов счетов бухгалтерского учета, обусловленная спецификой государственных (муниципальных) учреждений.

Единый план счетов Приказ Минфина 157н  
План счетов по бюджетному учету в казенных учреждениях и органах государственной власти и местного самоуправления, финансовых органах и органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н  
План счетов по бюджетному учету в бюджетных учреждениях Приказ Минфина от 16 декабря 2010 г. N 174н    
План счетов для автономных учреждений Приказ Минфина от 23 декабря 2010 г. № 183н

 

 


Рис. 1. Планы счетов бюджетного учета на основе Единого плана счетов

Вместе с Единым планом счетов и положений Инструкции 157н для ведения бухгалтерского учета применяются:

- казенными учреждениями, – план счетов бюджетного учета для казенных учреждений и Инструкция по его применению;

- бюджетными учреждениями – план счетов бюджетного учета для бюджетных учреждений и Инструкция по его применению;

-  автономными учреждениями – план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению.

На основе соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению государственным (муниципальным) учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, отражающий специфику учреждения. Специфика бюджетного учета привела к необходимости создания сложной системы кодификации для обеспечения надлежащей аналитики, которая может обеспечить выполнение всех целей и задач бюджетного учета с учетом специфики его субъектов и объектов.

Как уже было отмечено, аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются следующим образом: в 1-17 разрядах – аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий; в 18 разряде – код вида финансового обеспечения (деятельности); в 19-23 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический код счета Единого плана счетов; в 24-26 разрядах – аналитический код вида поступлений, выбытий. В 24-26 разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), для автономных учреждений – аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.

Единый план счетов содержит наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтетических кодов счетов (счетов первого порядка) и аналитических кодов синтетических счетов). Учреждение вправе вводить дополнительные аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов (абз. 4 п. 1 Инструкции № 157н).

Рабочий план счетов бухгалтерского учета разрабатывается и утверждается учреждением на основе Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению (о субъектах учета, на которые данные нормативные акты распространяются, сказано выше).

Объектами бюджетного бухгалтерского учета в учреждениях являются:

- имущество, находящееся на балансе;

- финансовые активы и обязательства;

- доходы и расходы по бюджетным и внебюджетным источникам;

- бюджетные и внебюджетные средства на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федераций, на лицевых счетах в органах Федерального казначейства (финансовых органах, кредитных организациях;

- расчеты, возникающие в ходе исполнения бюджета;

- прочие хозяйственные операции, осуществляемые в процесс деятельности.

Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях основан на методе начисления и имеет свои особенности, обусловленные законодательством о бюджетном процессе. К основным из них можно отнести следующие:

- План счетов отличен от этого документа в коммерческих структурах и отражает ведомственную и функциональную принадлежность;

- учет ведется в разрезе статей бюджетной классификаций;

- кассовое обслуживание исполнения бюджетов происходит в казначейской государственной системе;

- расходы принимаются в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов;

- ведется учет исполнения сметы доходов и расходов.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и Инструкцией по бюджетному учету главный бухгалтер в каждом бюджетном учреждении формирует приказ об учетной политике, который утверждается руководителем учреждения и отражает:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета е содержанием синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета;

- применяемые формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы и формы внутренних документов;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- график документооборота и технологию обработки учетной информации;

- порядок отнесения к основным средствам;

- метод списания материально-производственных запасов;

- порядок учета в филиалах;

- способ ведения бухгалтерского учёта для целей налогообложения;

- другие вопросы, необходимые для организации учета.

Структура бухгалтерской службы в государственных (муниципальных) учреждениях зависит от объема, учетной работы. Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, т.е. за каждым работником или группой закрепляется определенный участок: финансовый, материальный, расчетов и т.д. Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерий. В обязанности бухгалтерских служб входит:

- ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Инструкцией по бюджетному учету и с другими нормативными правовыми актами;

- осуществление контроля за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой доходов; и расходов, иди лимита межбюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета; своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;

- контроль за правильностью и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, с учетом внесенных в них установленном порядке изменений;

- контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;

- осуществление учета начисления и контроля за поступлением в бюджет налогов, сборов, платежей и иных поступлений;

- финансирование обособленных подразделений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет доходов и расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета;

- начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, стипендий учащимся, студентам, аспирантам учебных заведений;

- своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения бюджета в пределах санкционированных расходов с организациями и отдельными физическими лицами;

- контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно-материальных и других ценностей;

- участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение в учете;

- проведение, инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;

- составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки смет доходов и расходов с расчетами (при отсутствии плановой службы) и бухгалтерской отчетности казенными учреждениями, Плана финансово-хозяйственной деятельности - бюджетными;

- хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и подобных документов как на бумажных, так и на машинных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

Требования, предъявляемые к бюджетному учету государственных (муниципальных) учреждений:

1. Бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, фактов хозяйственной деятельности, финансовых результатов осуществляется методом двойной записи.

2. Бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций отражаются по факту их совершения независимо от даты получения или выплаты денежных средств.

3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из предположения, что учреждение будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем.

4. Информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов, должна быть полной.

5. Информация об имуществе, обязательствах, и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности учреждения формируется на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству РФ.

6. Данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности.

7. Рабочий план счетов, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).

8. В бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая квалифицировать ее как правдивую. Информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), признается существенной.

9. Имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании.

10. Обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете обособленно от иных объектов учета.

Государственное (муниципальное) учреждение при ведении бюджетного учета учреждение должно обеспечить:  

 

 


- формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества и его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах;

- формирование бухгалтерской отчетности;

- предоставление информации, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства РФ при осуществлении учреждением хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

 

2. Особенности бюджетного учета в государственных (муниципальных) учреждениях РФ

Методы бухгалтерского учета в коммерческих организациях и государственных (муниципальных) учреждениях практически одинаковы, однако, существует ряд принципиальных отличий.

Учет в своей сущности представляет собой процесс сбора и формирования определенного рода информации. Бухгалтерский учет формирует информацию об имущественном и финансовом положении организации, а также о результатах его деятельности. В российской действительности информация, сформированная бухгалтерским учетом на коммерческих организациях, предназначена, в первую очередь, для фискальных органов государственной власти (Федеральная Налоговая Служба). В государственных и муниципальных учреждениях ситуация не много иная.

Учреждение – это организация, созданная собственником для выполнения различных функций некоммерческого характера (прежде всего, социальных) и финансируемая им полностью или частично.

Основополагающим признаком отличия государственных и муниципальных учреждений от иных организаций является отношения собственности. Учреждение не является собственником большинства своего имущества, а зачастую и всего имущества полностью. Имущество учреждения принадлежит ему на правах оперативного управления. Собственником же данного имущества является учредитель рассматриваемой государственной или муниципальной некоммерческой организации (субъекты РФ, муниципальные образования, министерства, ведомства).

Таким образом, первоочередный пользователь информации, сформированной бухгалтерским учетом на государственных и муниципальных учреждениях (далее - бюджетный учет) это учредитель данного учреждения и органы финансово-бюджетного контроля. Налоговый и финансовый надзор за деятельностью государственных и муниципальных учреждений осуществляют не только традиционными для коммерческих структур организациями (Федеральная налоговая служба, Министерства Финансов и тд.), но и специализированные ориентированные на деятельность учреждений организации (Федеральное Казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Счетная Палата РФ).

Учитывая некоммерческий характер и отношения собственности в государственных и муниципальных учреждениях, их финансовая отчетность и прочее документальное сопровождение их деятельности значительно отличается от той, что ведется и предоставляется коммерческими организациями.

Кроме того, государственные и муниципальные учреждения имеют свою типологию. Учреждения подразделяются на три вида: 1. Автономные; 2. Бюджетные; 3. Казенные

Основными отличиями типов учреждения друг от друга является степень их финансовой самостоятельности.

Бюджетные и автономные учреждения более схожи по способу организации деятельности. Все три типа учреждения имеют право на осуществление деятельности, приносящей доход, если таковое указано в учредительных документах. Но только бюджетные и автономные государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно распоряжаются доходами, полученными от данной деятельности. Казенные же учреждения доходы, полученные от указанной деятельности, передают в соответствующий бюджет.

Министерством финансов Российской Федерации также разработаны и утверждены планы счетов для каждого типа учреждений.

Структура плана счетов и самих счетов бухгалтерского учета, используемых в государственных и муниципальных учреждениях, совершенно иная, чем в коммерческих организациях. Счета, используемые в бюджетном учете, увязаны с бюджетной классификацией Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования бюджетной системы Российской Федерации.

Также как и коммерческие организации государственные и муниципальные учреждения составляют и предоставляют бухгалтерский баланс.

Баланс государственных (муниципальных) учреждений также значительно отличается от бухгалтерского баланса, предоставляемого другими типами организаций.

Баланс государственных (муниципальных) учреждений (ОКУД 0503730) состоит из четырех разделов (в противовес 5 разделам коммерческого баланса):

 1. Нефинансовые активы

2. Финансовые активы

3. Обязательства

4. Финансовый результат

Помимо баланса государственные и муниципальные учреждения предоставляют ряд специфических сведений и отчетов:

1. ОКУД 0503761. Сведения о количестве обособленных подразделений

2. ОКУД 0503767. Сведения о целевых иностранных кредитах

3. ОКУД 0503768. Сведения о движении нефинансовых активов учреждения

4. ОКУД 0503771. Сведения о финансовых вложениях учреждения

5. ОКУД 0503772. Сведения о суммах заимствований

6. ОКУД 0503776. Сведения о задолженности по ущербу; причиненному имуществу

7. ОКУД 0503769. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения

8. ОКУД 0503725. Справка по консолидируемым расчетам учреждения

9. ОКУД 0503760. Пояснительная записка к балансу учреждения

10. ОКУД 0503737. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово- хозяйственной деятельности

11. ОКУД 0503738. Отчет об обязательствах; принятых учреждением

12. ОКУД 0503830. Разделительный баланс государственного учреждения

13. ОКУД 0503721. Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения Деятельность государственных и муниципальных учреждений всех трех типов

постоянно контролируется соответствующими органами. А ряд казенных учреждений, таких как воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, психиатрические больницы (стационары) специализированного типа, имеют централизованную систему бухгалтерии на Федеральном уровне, которая и осуществляет бюджетный учет на данных учреждениях.

Таким образом, автором выделены несколько особенностей бюджетного учета:

1. Первоочередными пользователями информации, сформированной бюджетным учетом, являются не только органы Федеральной налоговой службы, но и органы финансово-бюджетного контроля (Федеральное Казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Счетная Палата РФ);

2. Правовые отличия в отношениях собственности государственных и муниципальных учреждений, которые накладывают отпечаток на организацию бюджетного учета;

3. Специфические особенности структуры счетов бюджетного учета, привязка которых осуществляется с бюджетной классификацией Российской Федерации;

4. Специфические особенности состава финансовой отчетности государственных и муниципальных учреждений.

 

3. Типы учреждений: сходства и различия

Порядок финансирования зависит от типа учреждения (казенное, бюджетное, автономное). Эти учреждения могут финансироваться по двум схемам.

Первая – финансирование за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (применима к казенным учреждениям как к получателям бюджетных средств). Здесь предусмотрена сметная система финансирования.

Вторая – финансирование путем предоставления субсидий на выполнение государственных и муниципальных заданий (распространяется на бюджетные и автономные учреждения).

Рассмотрим основные характеристики всех учреждений.

Характеристики Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Финансовый документ Бюджетная смета учреждения Задание учредителя, план финансово-хозяйственной деятельности Задание учредителя, план финансово-хозяйственной деятельности
Финансовое обеспечение На основе бюджетной сметы Субсидии из бюджетной системы, а также иные источники поступлений (собственные доходы, средства ОМС и пр.) Субсидии из бюджетной системы, а также иные источники поступлений (собственные доходы, средства ОМС и пр.)
Финансовое обеспечение из бюджета В соответствии с бюджетной сметой Субсидии: – в соответствии с заданием учредителя; – на содержание имущества; – на иные цели. Средства бюджета: – на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами; – на осуществление мероприятий в соответствии с нормативно-правовыми актами В виде субсидий в соответствии с заданиями учредителя
Право на иные доходы учреждения Перечисляет иные доходы в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ Самостоятельно распоряжается доходами от оказания платных услуг Самостоятельно распоряжается иными доходами, в том числе средствами от использования целевого капитала
Кассовое обслуживание Лицевой счет, открываемый в казначействе или финансовом органе Лицевой счет, открываемый в казначействе или финансовом органе Лицевой счет, счета и депозиты, открываемые в кредитных организациях

Имущество и обязательства учреждений. Распоряжение и ответственность.

Порядок распоряжения имуществом зависит от вида имущества и типа того учреждения, которое его учитывает. За казенными, бюджетными и автономными учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления. Они владеют и пользуются активами в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества в установленных законом пределах.

Характеристики Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Имущество учреждения Закрепляется на праве оперативного управления Закрепляется на праве оперативного управления Передается на праве оперативного управления
Распоряжение имуществом Не вправе отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником

Вправе распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника

Участие в капитале Не вправе участвовать в капитале других юридических и физических лиц Вправе с согласия собственника вносить деньги и иное имущество, за исключением недвижимого и иного ценного движимого имущества, в уставный (складочный) капитал других юридических лиц и выступать их учредителем или участником Вправе с согласия собственника вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц и выступать их учредителем или участником
Заключение крупных сделок С согласия органа, наделенного функциями и полномочиями учредителя С предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения С предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения
Ответственность по обязательствам Отвечает денежными средствами, а при их недостаточности по долгам отвечает собственник Отвечает имуществом (кроме недвижимого и особо ценного), собственник не отвечает по обязательствам учреждения Отвечает имуществом (кроме недвижимого и особо ценного), собственник не отвечает по долгам учреждения
Отчетность по деятельности и имуществу

Отчеты о деятельности и об использовании закрепленного за учреждением имущества в соответствии с Инструкциями о порядке составления и представления отчетности

Основные требования к ведению учета

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях и выполнение норм законодательства несет руководитель. В случае разногласий между руководителем (уполномоченным им лицом) и главным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям данные отражают в бухгалтерском учете с письменного распоряжения руководителя (уполномоченного им на то лица).

Принципы бухгалтерского учета учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов.

Бухгалтерский учет ведется методом двойной записи.

Счета учета должны быть включены в рабочий план счетов субъекта учета и взаимосвязаны. Рабочий план счетов разрабатывается и утверждается на основании соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению. Об этом сказано в пункте 21 Инструкции по применению Единого плана счетов. Рабочий план счетов утверждается в составе учетной политики учреждения (как отдельное приложение) или его можно закрепить отдельным внутренним нормативным актом (приказом руководителя). Хозяйственная операция на счетах учета отражается строго на основании первичных учетных документов.

При ведении бюджетного учета применяют метод начисления (результаты операций признаются по факту их совершения).

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который уточнил терминологию, используемую в законодательстве РФ о бухучете. Согласно статье 2 этого закона, его положения распространяются и на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Кроме того, пунктом 2 статьи 2 Закона № 402-ФЗ установлено, что его положения применяются при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

 

 

Тема 8. Особенности организации бухгалтерского учета в казенных учреждениях

1.Функции руководителя и главного бухгалтера по управлению финансами.

2. Общие вопросы организации учета

3. Методологические и правовые основы современной системы бюджетного учета

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 308.