Упорядоченная система – это существование заданного порядка накопления и систематизации данных в учетных регистрах. Эта система создается в интересах управления имуществом, обязательствами и финансовыми результатами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Элементы ее связаны между собой правилами двойной записи, т.е. каждый факт хозяйственной жизни (экономическое событие) должен быть отражен в одинаковой сумме по дебету одного и кредиту другого счета.
Обобщение информации в денежном выражении – реализуется через оценку как способ стоимостного измерения объекта учета. Оценка является способом перевода учетных объектов из натурального (трудового) измерителя в денежный. В качестве денежного измерителя применяется валюта Российской Федерации – рубли. Если стоимость объекта выражена в иностранной валюте или условных единицах, то она переводится в валюту РФ по соответствующим правилам. В бюджетном учете используется несколько видов оценок: первоначальная и последующая; историческая и текущая рыночная стоимость; балансовая и остаточная стоимость.
Финансовые и нефинансовые активы (или имущество) - это совокупность имущественных прав и обязанностей, которые характеризуют имущественное положение их носителя. Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование имеет в собственности имущество, которым отвечают по своим обязательствам.
Обязательства . В бюджетном учете обязательство рассматривается как расчеты с кредиторами, т.е. лицами, в отношении которых субъект обязан совершить определенное действие, которое вытекает из законов, нормативных правовых актов, договоров, соглашений и иных оснований. В балансе исполнения бюджета отражаются не все обязательства, а преимущественно те, которые вытекают из исполнения заключенных договоров (поставка товаров (работ, услуг) и обязательства по их оплате). Сам факт заключения договора находит отражение в бюджетном учете на счетах санкционирования расходов бюджета, которые по сути являются счетами управленческого учета и не находят отражения в балансе.
Операции, приводящие к изменению вышеуказанных активов и обязательств – это факты хозяйственной жизни (состояние, действие или событие), подтверждающие или меняющие: а) состав актива; б) состав пассива; в) состав актива и пассива одновременно.
Т.о. Бюджетный учет, на основании анализа определения, ведется с целью формирования информации о деятельности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) – структур, способных владеть активами, принимать обязательства, вести деятельность и совершать операции с другими структурами от своего имени. Таким образом, посредством бюджетного учета пользователи получают необходимую отчетность об исполнении и эффективности использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к основным задачам бюджетного учета относят:
- формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;
- формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- обеспечение контроля за соблюдением законодательства по использованию бюджетных средств;
- обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Основными элементами бюджетного учета являются: документация, инвентаризация, оценка, система счетов, двойная запись, баланс и отчетность.
Документация – это совокупность материальных носителей информации, составляемая по установленным требованиям в ходе ведения бухгалтерского учета, и включающая в себя: первичные документы, сводные документы, регистры бухгалтерского учета, данные внутренней бухгалтерской отчетности.
Инвентаризация – это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.
Оценка – это денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций.
Система счетов – это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам.
Двойная запись – это взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму.
Баланс – это способ экономической группировки и обобщения имущества по составу, размещению и источникам формирования, выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату; состоит из двух частей – актива и пассива.
Бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Принципы бюджетного учета
Бюджетный учет как вид бухгалтерского учета должен иметь собственные (свойственные только ему) принципы, - прикладные. Эти принципы вытекают из фундаментальных и включают такие принципы как государственная прерогатива, централизованность, иерархичность, единообразие, комплексность (рис. 1).
Государственная прерогатива Объектами бюджетного учета являются государственная собственность, поэтому государство устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета при использовании своей собственности.
Централизованность Прохождение информации, с одной стороны, в виде указаний и предписаний для бюджетных учреждений из единого руководящего центра (сверху вниз), с другой стороны, поступление учетной и аналитической информации от бюджетных учреждений в центр для создания сводной отчетности (снизу вверх).
Иерархичность Безоговорочная подчиненность нижестоящих бюджетных учреждений вышестоящим.
Единообразие Применение одной и той же методики учета органами государственной и местной власти, администраторами бюджетных средств, бюджетными учреждениями.
Комплексность Бюджетный учет – это надежный и качественный инструмент, гарантирующий прозрачность деятельности органов государственной и местной власти, администраторов бюджетных средств, бюджетополучателей и обеспечивающий необходимый объем информации на всех этапах бюджетного процесса – от анализа финансовых результатов их деятельности за предыдущий период, подготовки и представления проекта бюджета, его исполнения в течение финансового года до составления соответствующей бюджетной отчетности.
Рис. 1. Классификация постулатов и принципов бухгалтерского учета (позиция автора)
Сущность бюджетного учета наиболее полно проявляется в его функциях, которые находятся в органической связи и единстве друг с другом. К ним относятся:
1. Функция наблюдения, отражения и обобщения процесса исполнения бюджета.
2. Функция управления и руководства процессом исполнения бюджета и обеспечения планирования бюджета.
3. Функция контроля за процессом исполнения бюджета:
– обеспечивает получение информации о поступлении доходов и налогов, о расходах, состоянии и движении денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях. Эта информация используется для контроля за процессом исполнения бюджета;
– способствует реализации планов доходов и расходов в целом и по видам доходов, целевому направлению средств;
– играет важную роль в выявлении недостатков по взиманию налогов и доходов с плательщиков и их расчетов с бюджетом;
– помогает выявить и предупредить нарушения финансовой дисциплины, режима экономии, обеспечить рациональное и бережливое использование денежных средств и материальных ценностей.
4. Функция обеспечения сохранности средств бюджета как государственной собственности.
К основным функциям учета в бюджетных учреждениях относятся информационная, управленческая и контрольная.
Информационная функция учета заключается в накоплении, группировке, обобщении и предоставлении информации. Она играет роль первоисточника, так как предоставление учетной информации является первым подготовительным этапом процесса управления, регулирования, планирования и контроля. Этой функции принадлежит первенство, так как учетная информация составляет около 70 % от общего объема экономической информации.
К информации, формируемой бюджетным учетом, пользователями предъявляется ряд требований:
Адресность – предоставление конкретным пользователям
Оперативность – представление в короткие сроки
Достаточность – для подготовки управленческих решении
Аналитичность – возможность нетрудоемкого и результативного сопоставления учетных показателей
Гибкость – информация должна удовлетворять управленческие интересы пользователей
Полезность – информация представляет объективную оценку результативности произведенных расходов
Экономичность – ведение учета считается оправданным, если затраты на учетную информацию экономически эффективны
Управленческая функция учета заключается в обеспечении информации, необходимой для планирования, регулирования, оценки (анализа) объектов управления всех уровней для принятия решений.
Функция контроля связана с постоянным сплошным контролем, который осуществляется на всех этапах проведения хозяйственных операций: предварительный – до совершения операции, текущий – во время совершения операции и последующий – после совершения операции.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 321.