Расчеты по неналоговым доходам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно положениям п. 3 ст. 41 БК РФ неналоговыми доходами бюджетов являются:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ;

- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

В соответствии с ч.ч. 7, 8 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ приведенные положения БК РФ в части зачисления в доход бюджетов доходов от оказания казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности применяются с 01.01.2012.

Договорные обязательства регламентируются нормами гражданского законодательства. Так, договором в соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. При этом обязанность оплаты услуг (работ), оказанных (выполненных) по договору, возникает у контрагента при соблюдении следующих условий:

- услуга оказана (работа выполнена) и принята заказчиком;

- наступил срок уплаты, предусмотренный договором.

Таким образом, основание для начисления в учете неналоговых доходов, возникающих вследствие применения норм гражданского законодательства, необходимо отразить в учетной политике учреждения.

Учреждения могут быть наделены полномочиями по учету неналоговых доходов.

Доходы от использования имущества отражаются в учете администратора доходов бюджета, который начисляет соответствующие платежи, ведет учет их поступлений и отражает эти поступления в бюджетной (финансовой) отчетности.

Учреждение, наделенное полномочиями администратора доходов по учету поступлений от сдачи в аренду государственного имущества, для учета таких операций использует счет 0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности» (таблица 3).

Если учреждение не наделено полномочиями по учету доходов от предоставления имущества в аренду, то в бюджетном учете им такие операции с имуществом не отражаются.

Таблица 3

Бухгалтерские записи по учету доходов

от сдачи имущества в аренду

№ п/п Содержание операций Дебет Кредит
1 Начисление доходов от сдачи имущества в аренду КДБ 1 205 21 560 КДБ 1 401 10 120
2 Поступление администрируемых платежей от сдачи имущества в аренду:    
  - на счет бюджета КДБ 1 210 02 120 КДБ 1 205 21 660
  - в кассу учреждения КИФ 1 201 34 510 КДБ 1 205 21 660
  - отражение обязательства по оплате в доход бюджета суммы арендной платы КДБ 1 303 05 830 КДБ 1 205 21 660
3 Списание дебиторской задолженности, нереальной к взысканию КДБ 1 401 10 173 КДБ 1 205 21 660
4 Начисление сумм возвратов плательщикам от предоставления имущества в аренду КДБ 1 401 10 120 КДБ 1 205 21 660
5 Перечисление плательщикам сумм возвратов излишне уплаченных ими платежей за предоставление имущества в аренду:    
  - со счета бюджета КДБ 1 205 21 560 КДБ 1 210 02 120
  - со счета органа казначейства КДБ 1 205 21 560 КДБ 1 210 04 120

Расчеты по доходам от оказания платных услуг (выполнения работ)

Расчеты по суммам доходов в бюджет, начисленным администратором доходов от оказания за плату услуг (выполнения работ), отражаются в бюджетном учете на счете            0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (таблица 4).

До внесения изменений приказом Минфина России № 89н в Инструкцию № 157н на указанном счете 0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» также учитывались доходы в виде компенсации затрат государства.

После внесения изменений приказом Минфина России № 89н расчеты по компенсации затрат учитываются на счете 1 209 30 000.

Доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Источником финансового обеспечения осуществления указанной деятельности являются соответствующие лимиты бюджетных обязательств, доведенные до учреждения главным распорядителем бюджетных средств.

Таблица 4

Бухгалтерские записи по учету доходов

от оказания платных услуг (выполнения работ)

 

№ п/п Содержание операций Дебет Кредит
1 Начисление доходов от оказания платных услуг (выполнения работ) КДБ 1 205 31 560 КДБ 1 401 10 130
2 Начисление сумм заказчикам в соответствии с договорами и расчетной документацией за выполненные работы и сданные отдельные этапы выполненных работ, оказанных услуг, поставки готовой продукции КДБ 1 205 31 560 КДБ 1 401 40 000

3

Поступление администрируемых платежей:    
- на счет бюджета КДБ 1 210 02 130 КДБ 1 205 31 660
- в кассу учреждения КИФ 1 201 34 510 КДБ 1 205 31 660
4 Отражение исполнения плательщиком обязательства по перечислению в доход бюджета платы за оказанные услуги (выполненные работы) КДБ 1 303 05 830 КДБ 1 205 31 660
5 Начисление сумм возвратов плательщиком излишне полученных доходов КДБ 1 401 10 130 КДБ 1 205 31 660
6 Списание дебиторской задолженности, нереальной к взысканию КДБ 1 401 10 173 КДБ 1 205 31 660

7

Перечисление сумм возвратов доходов плательщикам:    
- со счета бюджета КДБ 1 205 31 560 КДБ 1 210 02 130
- со счета органа казначейства КДБ 1 205 31 560 КДБ 1 210 04 130

8

Начисление доходов в виде:    
- финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей КДБ 1 205 31 560 КРБ 1 206 хх 660
- подотчетных сумм при увольнении сотрудника КДБ 1 205 31 560 КРБ 1 208 хх 660

Расчеты по доходам от сумм принудительного изъятия

Согласно п. 3 ст. 41 БК РФ средства, полученные в результате принятия мер административной и уголовной ответственности, относятся к неналоговым доходам.

Администрируемые учреждением поступления, связанные с выполнением органом власти (учреждением) возложенных на него функций по начисленным суммам принудительного изъятия, в том числе по штрафам, конфискациям, суммам возмещения вреда, отражаются на счете 1 205 41 000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия».

В учете администратора доходов бюджета дебиторская задолженность по указанным суммам отражается в момент возникновения требований к плательщикам поступлений в бюджет по следующим денежным взысканиям:

1) денежные взыскания (суммы принудительного изъятия), предъявленные плательщикам и не оспариваемые ими;

2) денежные взыскания (суммы принудительного изъятия), предъявленные плательщикам и находящиеся на рассмотрении в судебных органах.

Расчеты по доходам от реализации активов

Расчеты по суммам доходов, начисленным администратором доходов от реализации активов, отражаются в бюджетном учете на группировочном счете 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» по счетам бюджетного учета 0 205 71 000 «Расчеты по доходам от операций с основными средствами», 0 205 72 000 «Расчеты по доходам от операций с нематериальными активами», 0 205 73 000 «Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами», 0 205 74 000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами», 0 205 75 000 «Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами» (таблица 5).

Таблица 5

Бухгалтерские записи по учету доходов от реализации активов

№ п/п Содержание операций Дебет Кредит

Отражение в учете администратора операций по учету доходов от реализации активов

1 Начисление доходов сумм от реализации активов КДБ 1 205 7х 560 КДБ 1 401 10 172

2

Поступление на счет бюджета администрируемых платежей от реализации активов:    
- основных средств КДБ 1 210 02 410 КДБ 1 205 71 660
- нематериальных активов КДБ 1 210 02 420 КДБ 1 205 72 660
- непроизведенных активов КДБ 1 210 02 430 КДБ 1 205 73 660
- материальных запасов КДБ 1 210 02 440 КДБ 1 205 74 660
3 Отражение исполнения плательщиком обязательства по оплате в доход бюджета сумм за реализованные ему активы КДБ 1 303 05 830 КДБ 1 205 7х 660
4 Списание нереальных к взысканию доходов от реализации активов КДБ 1 401 10 173 КДБ 1 205 7х 660
5 Начисление сумм возвратов плательщикам излишне полученных доходов от реализации активов КДБ 1 401 10 172 КДБ 1 205 7х 660
6 Перечисление со счета бюджета сумм возвратов излишне уплаченных платежей за реализованные активы КДБ 1 205 7х 560 КДБ 1 210 02 4х0
7 Перечисление с счета в органе казначейства сумм возвратов излишне уплаченных платежей за реализованные активы КДБ 1 205 7х 560 КДБ 1 210 04 170

 

Расчеты по прочим неналоговым доходам

Расчеты по суммам поступлений в бюджет прочих неналоговых доходов (таблица 6), в том числе доходов от внешнеэкономической деятельности (включая таможенные пошлины), начисленным администратором этих доходов, отражаются на счете 0 205 81 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов».

Приказом Минфина России № 89н Единый план счетов дополнен синтетическим счетом 205 82 «Расчеты по невыясненным поступлениям».

По нашему мнению, после внесения изменений приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н  на последний день отчетного периода 2014 года (если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения) на счете 1 205 82 000 учитываются доходы, требующие уточнения органами Федерального казначейства, которые являются администраторами невыясненных поступлений.

Таблица 6

Бухгалтерские записи по учету прочих неналоговых доходов

№ п/п Содержание операций Дебет Кредит
1

Отражение в учете администратора операций по учету прочих неналоговых доходов                            

1.1 Начисление прочих доходов КДБ 1 205 81 560 КДБ 1 401 10 180
1.2 Поступление администрируемых платежей по прочим доходам на счет бюджета КДБ 1 210 02 180 КДБ 1 205 81 660
1.3 Отражение исполнения плательщиком обязательства по оплате в доход бюджета прочих сумм КДБ 1 303 05 830 КДБ 1 205 81 660
1.4 Начисление сумм возвратов плательщикам излишне полученных доходов КДБ 1 401 10 180 КДБ 1 205 81 660
1.5 Списание дебиторской задолженности, нереальной к взысканию КДБ 1 401 10 173 КДБ 1 205 81 660

1.6

Перечисление сумм возвратов излишне уплаченных прочих доходов плательщикам:    
- со счета бюджета КДБ 1 205 81 560 КДБ 1 210 02 120
- со счета органа казначейства КДБ 1 205 81 560 КДБ 1 210 04 120
2

Отражение в учете администрирующего органа операций по учету невыясненных поступлений, требующих уточнения

2.1 Начисление сумм доходов, требующих уточнения, при поступлении этих сумм на счет бюджета КДБ 1 210 02 180 КДБ 1 205 82 660
2.2 Отражение сумм доходов по невыясненным поступлениям после их уточнения КДБ 1 205 82 560 КДБ 1 210 02 180

 

Безвозмездные поступления

Расчеты по доходам в виде пожертвований от юридических и физических лиц

Расчеты по доходам от безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, начисленным администратором этих доходов, отражаются на счете 0 205 81 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» (таблица 7).

Заметим, что добровольные пожертвования не являются обязанностью лиц, вносящих эти средства. Следовательно, такой вид поступлений может быть признан в качестве дохода только с момента фактического зачисления платежа на счет учреждения. В учетной политике администратора доходов порядок начисления данного вида поступлений может быть установлен, например, следующим образом:

Правовые отношения сторон по договорам дарения (пожертвования)

Правовые отношения сторон договора дарения регламентированы нормами гл. 32 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Заметим, что если жертвователь определил назначение использования пожертвования, то учреждение, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Пожертвования могут делаться лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям, другим учреждениям культуры, а также иным некоммерческим организациям. Учреждение может принять пожертвование без чьего-либо разрешения или согласия.

Денежные средства, полученные учреждением по договору пожертвования и использованные не по целевому назначению, указанному жертвователем, являются внереализационным доходом в целях налогообложения прибыли.

Поступления в виде грантов

Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» грантами признаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Действующее законодательство к грантам относит также дополнительную государственную поддержку, оказываемую организациям и физическим лицам. Например, постановление Правительства РФ от 30.05.2013 № 453 «О ежегодных размерах грантов Президента Российской Федерации в области культуры и искусства на 2013 – 2015 годы и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» или постановление Правительства Москвы от 14.08.2007 № 688-ПП «О грантах города Москвы на развитие театрального и музыкального искусства, адресованного подрастающему поколению, дополнительного образования, новаций в организации культурного досуга детей».

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации не ограничивает право казенного учреждения на участие в конкурсе на получение гранта. В случае если оно будет определено победителем конкурса, то финансовое обеспечение реализации целей, на достижение которых предоставляется грант, должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований.

Порядок указанного финансового обеспечения зависит от того, является ли главный распорядитель бюджетных средств (далее – ГРБС), в ведении которого находится казенное учреждение, организатором конкурса на представление гранта.

Так, в случае если казенное учреждение – победитель конкурса на предоставление гранта находится в ведении ГРБС:

являющегося организатором конкурса, – данный главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает доведение в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств до казенного учреждения - победителя конкурса;

не являющегося организатором конкурса, – соответствующие бюджетные ассигнования должны быть переданы в установленном бюджетным законодательством порядке ГРБС – организатором конкурса другому ГРБС, в ведении которого находится казенное учреждение – победитель конкурса, для доведения до указанного учреждения соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

При этом на основании п. 3 ст. 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения, увеличивающие бюджетные ассигнования, предусмотренные соответствующим получателям бюджетных средств, в объемах поступивших грантов.

Таблица 7

Бухгалтерские записи по учету доходов

от безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц

№ п/п Содержание операций Дебет Кредит
1

Отражение в учете администратора операций по учету безвозмездных поступлений денежных средств от физических и юридических лиц

1.1 Поступление денежных средств по договору дарения на счет бюджета КДБ 1 210 02 180 КДБ 1 205 81 660
1.2 Начисление сумм доходов от безвозмездного поступления денежных средств по договору дарения (пожертвования) КДБ 1 205 81 560 КДБ 1 401 10 180
2

Отражение в учете администратора операций по учету безвозмездных поступлений денежных средств в виде грантов

2.1 Поступление денежных средств КДБ 1 210 02 180 КДБ 1 205 81 660
2.2 Начисление сумм доходов в виде гранта КДБ 1 205 81 560 КДБ 1 401 10 180

Тема 6. Основы организации бюджетного учета и отчетности в финансовых органах и органах Федерального казначейства по расходам

1. Организация работы по доведению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до распорядителей (получателей) средств

2. Исполнение федерального бюджета по расходам

Дата: 2019-02-02, просмотров: 281.