Новый Класс состоит по меньшей мере из двух групп. Интеллигенция, чьи умственные интересы связаны прежде всего с техникой умственной работы ( whose intellectual interests are funda m entally «technical», и интеллектуалы, чьи интересы связаны с критикой, обеспечением прав, герменевтикой и политикой. Ни одна из них в принципе не заинтересована в статус-кво. Но интеллектуалы являются проводниками установившихся давным-давно моральных ценностей. А интеллигенция - проводником новой аморальности. Какая из двух элит более революционна?
Профессиональная жизнь интеллигенции хорошо поддается описанию с помощью понятия «нормальной науки», предложенного Томасом Куном. «В пределах «нормальной науки» решаются «головоломки» в рамках существующих парадигм.... Деятельность интеллектуалов, напротив, характеризуется отсутствием общепринятых парадигм. «Нормальную науку» с единой парадигмой интеллектуалы не считают обычным случаем. Интеллектуалы часто не считаются с разделением умственного труда на профессиональные сферы. Они не отрицают науку, но отрицают ее нормализацию» (p.49)
Соблазнительно думать, что из среды интеллектуалов выходят так называемые «львы» революции, а из среды интеллигенции – «лисы». На самом деле все сложнее. Кто становится львом, а кто лисой революции зависит от того, чей путь наверх более успешно блокирован. Иногда самые радикальные революционеры - выходцы из интеллигенции: Че Гевара был врач, врачем был и Жорж Хабаш, Ясир Арафат - инженер.
Тезис IX.Старая линейная бюрократия и новая кадровая интеллигенция
Марксизм упустил из виду важное обстоятельство: старый денежный класс не может контролировать государство или любую административную систему вообще без помощи Нового Класса. Дело здесь не в разделении функций управления и собственности в рамках капитализма. Это разделение свойственно и социализму. Речь идет не только о разделении функций в производственной сфере, но и в сфере насилия. И по мере того как экономика и государство все более бюрократизируются, старый денежный класс все больше нуждается в помощи Нового Класса.
Отношения между участниками этой коллизии все более усложняются. «Главная организационная форма нашего времени - бюрократический аппарат -все больше «сциентифизируется». Старая бюрократия поначалу покровительствует Новому Классу и способствует его росту. Но по мере того как численность и важность технических экспертов, оперирующих языком «обстоятельного и критического рассуждения – ОКР», возрастает, между старой бюрократией и технической интеллигенцией намечается раскол» (p.50).
Современная бюрократическая организация управляется неустойчивой коалицией трех сил: «директоратом», как правило, не принадлежащим ни к бюрократии, ни к интеллигенции; экспертами из Нового Класса; классическими чиновниками. И эксперты и чиновники - рационалисты, но их рационализм различен.
Рационализм бюрократа базируется на следовании правилам и приказам, на строгой иерархии. Интеллигенции с ее культурой ОКР эти принципы чужды. Ее культурный капитал - это способность производить все больше и больше товаров и услуг. Ее авторитет базируется на этой способности, а не на положении в официальной иерархии. Интеллигенция и бюрократия резко расходятся в том, что касается системы социального контроля. Бюрократическая система вознаграждает работника за его конформность; интелигенция настаивает на вознаграждении по труду.Интеллигенция Нового Класса считает иррациональным тот факт, что над нею стоит некомпетентное руководство.
«По сравнению с бюрократами интеллигенция - это настоящие философы. По сравнению же с интеллектуалами они «ученые идиоты». Ведь для интеллигенции нет ничего святого. Интеллигенция - прагматические нигилисты. Они хотят эмансипации человечества, но не знают предела эмансипации. Побочным результатом этой эмансипации оказывается распад культуры, аномия» (p.52).
Говоря коротко, как интеллектуалы, так и интеллигенция - революционные силы. Но их участие в революции протекает по разному, и их роль оказывается различной. Техническая суб-элита Нового Класса в каком-то смысле нейтральная и «мягкая» сила, но она тем не менее элита. Она не рассматривает себя как «умственный пролетариат» и тем более как пролетариат вообще. Она хочет обеспечить и, вероятно, может обеспечить участие рабочих в распределении доходов, увеличить потребности населения и удовлетворить их. Но она даже не думает обеспечивать равенство и не потерпит «рабочего контроля».
Рабочего контроля требует не техническая интеллигенция, а радикальные интеллектуалы. Таков был маоизм, пытавшийся укрепить позиции рабочего класса в его неизбежных и постоянных препирательствах с Новым Классом. Полной противоположностью ему был сталинизм, пытавшийся подчинить техническую интеллигенцию более архаичному сектору общества - бюрократии.
По мере того как старый класс вырождается, особенно с возникновением государственного социализма, единственный реальный выбор - это выбор между новой технической интеллигенцией и старой бюрократией. И это действительно реальный выбор.Две культуры представляют собой два разных жизненных уклада, если и не общественного строя.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.