ТезисV. Новый Класс как культур-буржузия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сначала Новый Класс не был отделён от старого класса. Это были главным образом дети, сестры и братья представителей старого класса. Но затем потребности производства привели к тому, что в число образованных стали вербоваться представители непривилегированных сословий. Так старый класс породил Новый Класс.  Возникшая при этом система общественного образования способствовала автономному воспроизводству Нового Класса.

 

Идеологией Нового Класса стал профессионализм. «Профессионализм» - это историческая фаза в развитии «коллективного самосознания» Нового Класса. Подчеркивая свой профессионализм, Новый Класс предъявляет права на авторитет в обществе и одновременно ставит под сомнение авторитет старого класса. В рамках этой идеологии Новый Класс выдвигает свой принцип справедливого распределения доходов: «от каждого по способностям - каждому по труду». Таков же и основной принцип социализма. Скрытая цель этого принципа - лишить старый класс его привилегий.И в этом смысле Новый Класс эгалитарен. «Однако он анти-эгалитарен, поскольку расчитывает на специальные цеховые привилегии - политическую власть и доходы - на том основании, что культура как капитал пр инадлежит ему» (p.20).

 

Очень важно понятие культур-капитала. Культура, то есть знания и специальные умения, может выполнять функции капитала столь же успешно и естественно, как и материальные производственные фонды. «Капитал... это произведенные трудом фонды. Его объявленная цель - увеличение экономической продуктивности общества, но его скрытая цель - увеличение дохода и расширение контроля над обществом для тех, кто этим капиталом владеет. Отсюда с очевидностью следует, что образование является в той же мере капиталом, как заводские корпуса и оборудование»..

 

Претензии Нового Класса растут. И наступает исторический момент, когда он должен быть либо кооптирован в правящий класс, либо поступить под контроль бюрократии, которая тем временем тоже растет. Решающей становится борьба между Новым Классом и государственным аппаратом. Новый Класс при этом переносит на государство ту критику, которую он ранее адресовал старому классу. «Но теперь эта критика приобретает мистифицированную форму. Она оформляется как требование господства и автономии для безличной технологии» (p.24). Это уже гораздо серьезнее, чем напоминание о собственной компетентности, учености и высокой культуре. Эти напоминания должны были обеспечить доход и престиж Новому Классу в старой общественной системе, не меняя ее. Теперь приводятся доводы в пользу нового порядка, где Новый Класс будет занимать господствующее положение.

 

Пожалуй, пришло время для построения общей теории капитала, где культура будет рассматриваться как форма капитала. Нам нужна политическая экономия культуры.

 

«Какой-то сегмент культуры становится капиталом,если возникает способ присвоения благ, производимых этим капиталом...Иными словами, доходы должны доставаться тем, кто обладает культурой или какими-либо из ее форм, а те, кто не обладает, не имеют права на соответствующий доход...Получение особого дохода теми, кто обладает культурно санкционированным знанием, в виде заработной платы, авторского гонорара, патентов, права на публикацию и профессиональных лицензий - это и есть капитализация знания»

 

«Профессиональное лицензирование (credentialing) - это удостоверение, выдаваемое индивиду или группе. Его выдает компетентная и авторитетная инстанция. Таким образом, официально устанавливается, что данный индивид располагает некоторым набором культурных компонентов и знаний. Лицензия дает преимущественное право на занятие определенных должностей, выполнение определенной работы и пользование определенными ресурсами для того, чтобы добыть себе средства существования».

 

«Размеры дохода с культуры, а значит ее капитальная стоимость, зависят от предложения и спроса на культуру и от некоторых свойств культурных фондов, а именно от срока их существования и способности сохраняться, так сказать, физически. Интересы культур-буржуазии, таким образом, заключаются в том, чтобы контролировать товарные запасы культуры, регулировать производство культоваров, нейтрализовать любую группу, пытающуюся ограничить ее контроль над культурой, и устранять любые правовые и моральные ограничения на использование культуры, так чтобы ею свободно могли пользоваться те, кому она продана." (pp25-27).

 

Итак, где «профессионализм», там и политическая экономия культуры. Общество как арена «профессионализмов» имеет свою политическую экономию.

 

«Классическая политэкономия как идеология восходящей буржуазии, толковала физическую форму капитала весьма ограничительно... именно как денежную собственность. Марксизм воспринял свойственное политической экономии протвопоставление труда и капитала и рассматривал труд в единицах простого физического труда, приписывая роль носителей культуры преимущественно предпринимателю и менеджеру. Но труд - это не простая затрата энергии, но энергия, затраченная в соответствии с требованиями данной культуры, ее стандартами и нормами. Работа может совершаться и без участия человека. Все, что требуется, это затрата энергии и система обратных связей, контролирующая соответствие этой процедуры установленным нормам. Труд создает ценность ...только когда он соответствует культурным нормам. Поскольку количество доступной энергии и форма, которую она принимает, есть функция культуры, стоимость рабочей силы зависит от вложений культурного капитала».

 

«Классическая политэкономия и ее радикализированный вариант - марксизм, основываясь на тогдашнем историческом опыте, исходили из того, что рабочая сила в среднем низкоквалифицирована. Чрезмерно обобщая этот исторический опыт, они неявно полагали культурный капитал равным нулю. Но огромный рост культурного капитала с тех пор требует создания новой общей теории капитала. Она в свою очередь нужна для того, чтобы построить политическую экономию культуры и теорию Нового Класса, чья привилегия - владение культурой».

"Обладание культурным капиталом одновременно объединяет Новый Класс с рабочим классом и разъединяет их. Новый Класс не один располагает культурным капиталом. Все классы обладают им в той или иной мере. Но если так, то чем же Новый Класс отличается от остальных? Во-первых, в его распоряжении находится относительно большая часть культур-капитала, и он получает более значительные доходы на этот капитал. Во-вторых, его культура специфична, по крайней мере отчасти.... Новый Класс отличается от других тем, что он представляет собой особое языковое сообщество. Принадлежащие к этому классу пользуются особым вариантом языка, особой лингвистической системой. Это ... язык обстоятельного и критического рассуждения - ОКР. (pp.25-27)

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 243.