ТезисXIV. Расколотый универсальный класс.
Новый Класс - наиболее прогрессивная сила современного общества. В его лице эмансипация человека достигает предела. Он не сдерживает развитие производительных сил, и его интересует не только доход. Он научно и технически вооружен. Новый Класс озабочен экологическими «побочным и эффектами» и пытается избежать отдаленного ущерба от технологического развития. Находясь в центре оппозиции всем формам цензуры, Новый Класс воплощает интересы всего общества.
Хотя Новый Класс находится в центре националистических движений, после достижения национальной эмансипации он оказывается склонен к интернационализму больше, чем все остальные слои общества. Его элита - самая космополитическая из всех. Он знает «чужие языки», как обычные иностранные, так и всевозможные социальные д иалекты. Это позволяет ему участвовать в наднациональной коммуникации. Представители Нового Класса играют важную роль в международном экспертном цехе.
Все это замечательно, но при всем этом «Новый класс вряд ли несет общетву освобождение от господства. Хотя в конечном счете его историческая задача состоит в устранении старого денежного класса, Новый Класс вызывает к жизни новую иерархию, базирующуюся на культуре как капитале» (p.83).
Пределы историческим возможностям Нового Класса ставит его собственная культура. Прежде всего свойственный ей культ теории. Несоответствие практики теории никак не компрометирует теорию; скорее наоборот. Доктринерство и конформизм доктрине неизбежно ведут к ритуализации и сектантству.
Приходится платить и за другие добродетели своей культуры. Тщательность и точность языка, требуемые культурой, ведут к само-редактированию, к нездоровому самосознанию, само-контролю, само-цензуре. Давление языковой дисциплины стерилизует текст, а затем и саму мысль, создавая новые и дополнительные условия для отчуждения. Негибкость языка интеллектуалов и их неспособность приспособиться к меняющимся контекстам и есть то самое, что издавна известно под именем «догматизма». «...склонность Нового Класса к догматизму в сочетании с его одержимостью «делом» ведет к пренебрежению человеческой личностью, к ее чувствованиям и реакциям, а это открывает путь к разрушению человеческой солидарности. Жестокость в осуществлении политики, таким образом, находит себе прочное основание в культуре критического рассуждения; новая рациональность может парадоксальным образом обернуться новой «тьмой в полдень» (аллюзия на роман А.Кестлера -А.К.) (p.84)».
Парадокс Нового Класса состоит в том, что он одновременно склоняется к эманципации общества и к элитизму. Он стремится к эмансипации общества для того, чтобы утвердить в качестве элиты самого себя. В его культуре содержится рационалистическое обоснование своего безусловного права на господство. Но в ней же содержится опровержение этого права. "Новый Класс - универсальный класс в эмбриональном состоянии, но глубоко внутренне противоречивый" (p.85)
Тезис XV.Политический контекст.
Противоречивость интересов Нового Класса и его культуры оборачивается в современных условиях его политической слабостью. Его языковая ментальность делает его слабо чувствительным к уникальности конкретных социально-политических ситуаций. У Нового Класса слабое тактическое чутье. Склонность к теории ослабляет его активность и не позволяет как следует понять чувства и реакции других.
Но есть по крайней мере одна идеология, которой не свойственны все эти слабости. Это марксизм. Специальный интерес к «единству теории и практики» и широкий анализ конкретных исторических ситуаций позволяют марксизму преодолеть политическую неполноценность Нового Класса. Марксизм прибегает к культуре критического рассуждения до тех пор, пока критикует статус-кво, но легко отказывается от нее, когда речь идет о нем самом. Это, а также стремление вырваться из рамок абстрактного формализма, обеспечивает ему оперативную политическую гибкость. Но эа это ему приходится платить утратой самосознания и способности к развитию.
Политические надежды Нового Класса связаны не столько с его добродетелями, сколько со слабостью и вырождением старого денежного класса. Слабеющий лев, чтобы сохранить свое господство, все больше прибегает к услугам Нового Класса, создавая своего рода систему косвенного управления, передавая непосредственным исполнителям свои функции, включая и функцию насилия.
Фактически все основания для господства старого класса отвергнуты общественным мнением, и он продолжает сохранять позиции лишь благодаря своей экономической продуктивности и способности удовлетворять потребительские амбиции широких масс. Но срывы экономики (отчасти обусловленные такими внешними факторами как нехватка ресурсов, особенно энергетических), инфляция, безработица, нарушение баланса производственной структуры приближают его неизбежный уход с исторической сцены.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 271.