Тезис Х. Революционные интеллектуалы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Интеллектуалы не только революционны сами по себе, но они - главная революционная сила в современном обществе. Это признают и сами практики революции, например, Фидель Кастро. Интеллектуалы преобладали в руководстве большевистской партией. Ту же самую картину мы видим в Третьем мире. Эта традиция восходит к самим Марксу и Энгельсу, к левым гегельянцам. В характере Маркса все выдает типичного буржуазного интеллектуала: тираническое обращение с домашними учителями, стремление к имущественной надежности, благоговение перед поэзией Гете и чтение Эсхила в подлиннике, страсть к чтению романов, которые он читал по два-три одновременно, досужая любовь к алгебре и кроссвордам, графоманство, в чем он сам скептически сознавался в письмах к дочери...

 

Тезис ХI. Отчуждение интеллектуалов и интеллигенции.

Маркс и Энгельс вскрыли причины отчуждения пролетариата, но они почти никак не комментировали радикализацию других классов. «Коммунистический манифест» содержит на этот счет лишь невнятные замечания. Удивительно их утверждение, что некоторые представители правящего класса радикализируются исключительно благодаря тому, что «созерцают» и «постигают» исторический процесс. Поразительно идеалистическое утверждение для отцов диалектического материализма. Неясность в сочинениях классиков марксизма на этот счет - явное свидетельство того, что здесь марксизм подходит к границе самопонимания. Мы теперь можем перейти эту границу и назвать процессы, ведущие к отчуждению интеллектуалов и интеллигенции: (а) культура критического рассуждения, делающая упор не на содержание, а на стиль или технику мышления; (б) препятствия к продвижению на верха общества; (в)несоответсвие между доходами и властью, с одной стороны, и культурным капиталом и самооценкой, с другой; (г) заинтересованность в состоянии общества в целом; (д)ограниченная возможность реализовать собственные интересы в области техники

Пункт (а) отражает систему ценностей Нового Класса. Пункты (б) - (д) - условия, влияющие на приверженность Нового Класса этой системе ценностей.

«Грамматика критического рассуждения претендует на право судить о действиях и претензиях любого общественного класса и правящей элиты. С точки зрения этой культуры все «правды», независимо от того, чьи это «правды»...должны подвергаться рассмотрению на равных основаниях. «Истина» демократизируется. Это значит, что все «истины» теперь равны перед лицом исследовательской процедуры. Претензии самых могущественных групп будут рассматриваться точно таким же образом, как и претензии самых низких и неграмотных.

Эта демонстративная беспристрастность имеет, однако, явный политический смысл, так как ниспровергает иерархию в обществе. Но этого мало. Речь идет о некоторой «перманентной революции», в ходе которой неравенство отрицется снова и снова, по мере того как оно возникает. Критическое рассуждение настаивает на рефлкксии, и в этом самая его суть. Оно само все время стремится к самокритике и к критике этой самокритики. Именно эта тенденция лежит в основе троцкизма. Именно с ней не может примириться сталинизм.

Но отчужденность Нового Класса не стандартна. Педставители его не деклассированы, а лишь остановлены в стремлении наверх. Таковы были радикальные интеллектуалы, составившие ядро якобинцев. Стремление интеллектуалов наверх легко обнаружить в националистических движениях Треьего мира, в социалистических движениях.

Новый Класс влияет на общество через средства массовой информации, где он особенно активен. Поэтому есественно, что его особенно волнует проблема цензуры. Борьба против цензуры более чем что-либо выражает его классовые интересы. Особенно в этом отношении показательны антицензурные настроения советской интеллигенции. В своей борьбе с цензурой она создала настоящий общественный институт - самиздат. Пожалуй, именно в этом интересы Нового Класса совпадают с интересами общества.

На Западе борьба с цензурой началась еще во времена Просвещения, когда денежная буржуазия тоже была заинтересована в свободе печати. С тех пор ее интересы разошлись с интересами Нового Класса, но цензура не была восстановлена в прежнем виде. Орудием цензуры стал, однако, рыночный механизм. Этот механизм оказался весьма эффективным, и его существование тоже споосбствовало отчуждению Нового Класса.

Значительное влияние на всю ситуацию Нового Класса оказывает его относительное перепроизводство. Новый Класс более многочислен, чем этого требует общество при данной системе ценностей и структуре производства. Ряды интеллигенции и интеллектуалов, чьи социальные амбиции остаются неудовлетворенными, неуклонно и быстро пополняются.

К серелине 90-х годов (писалось в 1979 г. - А.К.) 20% работающих будут иметь диплом об окончании коледжа. Обществу будут нужны 187 тысяч человек с ученой степенью, а степень будут иметь 580 тысяч человек. Куда они денут свои дипломы и как применят свою квалификацию? С этой проблемой уже столкнулись страны Третьего мира. Как бы ни было там мало образованных, их все равно намного больше, чем требуется. Индустриальные страны тоже движутся в этом направлении, и политические последствия этого будут примерно такими же.

Растущий рынок образованной рабочей силы обостряяет отчуждение и способствует консолидации Нового Класса. Такая ситуация уже возникала однажды во время Великой депрессии 30-х годов в Англии, США, Франции, не говоря уже о Германии, где Новый Класс поставил значительные кадры в нацистское движение. Кстати, «именно благодаря опыту нацизма и фашизма мы можем избежать поверхностного представления, будто отчуждение Нового Класса неизбежно толкнет его «влево», в направлении солидарности с рабочим классом» (p.70).

Вполне классовый характер имели студенческие волнения в США 60-х годов.Типичные активисты происходили из семей с доходом выше среднего. Семьи чиновников и предпринимателей играли в движении непропорционально большую роль. Обследования показали, что иделогически студенты оформились еще до поступления в университеты. Культура критического рассуждения была типична для них.Особенно активны были те, в чьих университетских программах были хорошо представлены теоретические и гуманитарные дисчиплины, куьтивирующие язык критического рассуждения. Дух критического рассуждения не только проникает в сознание вместе с изучаемыми предметами, но содержится в самой системе массового образования.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.