Систематизатор -самая, пожалуй, классическая роль в религиозных системах. Никакая секулярная школа не может обойтись без систематизатора (122). Они пишут учебники (127)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разработчики(контрибуторы) заняты коррекцией и редукцией индуктивных обобщений. Эта функция хорошо видна в диалогах Платона, широко практиковалась в античности и в Средние века положила начало регулярной функции, дополняющей систематизатора; она полностью развилась, когда ученые, следуя Аристотелю, отказались от генерализаций, навязываемых им извне, и стали сами заниматься индуктивными операциям и делать "правдоподобные" выводы методом редукции(129-130). Ныне это обязанность претендента на профессиональный статус ученого-- именно за это дают ученую (первую) степень24.

Зафиксировать роли систематизатора и разработчика не трудно. Им кстати вполне соответствуют такие функции "нормальной науки" Куна как "поиск важных фактов", "согласование фактов с теориями" и "артикуляция теории"25. Знанецкий добавляет к ним кое-что, требующее гораздо более развитого социологического воображения.

Борец за правду появляется в ходе борьбы школ, которые плодятся и фрагментируются. Почему это происходит, невозможно объяснить однозначно. Может быть, разнообразие научных школ коренится в разнообразии индивидуальностей, их выстраивающих и к ним примыкающих (136) Разногласия могут быть очень принципиальны как, например,между материализмом и спиритуализмом, но иногда они возникают по совершенным пустякам, отчего не перестают быть очень ожесточенными (136-137). Можно также предположить, что они нагнетаются искусственно в конкуренции за престиж и влияние (137). Воинствующий полемист, занятый только одной полемикой, фигура яркая, но не частая. Эту роль время от времени берут на себя открыватели, систематизаторы и контрибуторы26.

Независимо от успешности борьбы каждого из них, все вместе исполнители этой роли полезны для науки; они совершенствуют логический аппарат и язык науки(137), поскольку социальная функция борца требует от него создавать специальные формы демонстрации - словесные и знаковые (141). К тому же полемика требует семантической унификации дискурса, и ее результат - точные формализованные дефиниции (144).

Роль эклектика и историка знания появилась сравнительно недавно в атмосфере чрезвычайного разнообразия враждующих школ. Появляются люди, не желающие примкнуть ни к одной из них. Исполняющих эту роль теперь становится все больше.

Наконец, роль распространителя знания требует, вероятно, больше всего исполнителей. Это прежде всего армия учителей и примыкающих к ним популяризаторов знания. С ними связана экспансия науки и ее утверждение в самой важной, как считает Знанецкий,социальной роли. Эту роль он объясняет так: "Ученые хотят всех убедить,что.......... обладание знанием придает человеку "трансцендентную ценность"27, но не отрывает его от практики, поскольку"......индивид, вооруженный знанием, строго организованным по теоретическим стандартам, успешнее решит практические проблемы, чем тот, кто обучился лишь тому, что нужно непосредственно в практических целях.....Убеждение,что секулярное теоретическое знание есть самая важная часть личной культуры,повышает ценность личности для общества, выражено в том, что процесс демократизации повсюду......... сопровождается распространением все более высокого и широкого умственного образования, делая доступным для масс нейтральное общее знание (disinterested general knowledge)........Отсюда- возрастающая академизация подготовки к исполнению профессиональных ролей.....Их исполнение теперь поручается тем, кто в детстве и ранней юности обучался теоретическим дисциплинам, имеющим очень мало или вовсе никакого отношения к его будущей профессии, а потом несколько лет проходит профессиональную подготовку, где практические знания понимаются как приложение фундаментального корпуса систематического научного знания.....процесс обучения теперь все больше направляется секулярными учеными, которые убеждены в том, что хотя знание само по себе еще не сила, дает деловеку силу, но только в том случае, если это чиста теория, то есть объективная система истин, и человек должен правильно понимать реальность с тем, чтобы эффективно ее контролировать"28

Знанецкий здесь фиксирует самоутвердительный просветительски-гуманистический энтузиазм науки. Рост авторитета науки, конечно, продолжается с начала модерна и до сих пор, но и скептитизм в отношении науки в ХХ веке тоже нарастал (смотри, например, его обсуждение в знаменитом докладе Вебера "Наука как профессия"), и теперь отношение не только общества в целом, но и самой научной общины к возможностям и экзистенциальной ценности науки гораздо более двусмысленно, чем раньше.

Сам Знанецкий оставался верен духу гуманизма и просвещения до конца. Это не мешало ему видеть, как сами научные школы, достигая зрелости и утвердив свое положение в научной общине и в большом обществе, сами начинают тормозить развитие науки. Как скажет позднее Томас Кун "Нормальная наука не любит новое"29. Поэтому он не рассматривает фигуру исследователя в ряду других социальных ролей"школярской науки". Ему он посвящает отдельную главу, назвав ее"Исследователь как создатель нового знания".

Все развитие знания, пишет Знанецкий "обеспечивают те "знающие" ("scientists"), которые в своей социальной роли делают больше, чем их заказчик от них ждет (курсив мой -АК)"30. И это одиночки, хотя развитие коммуникаций теперь позволяет им все больше объединяться и даже нащупывать некоторые формы институционализации своей активности31. Коллеги чаще всего признают их достижения задним числом (ex post), хотя популяризаторы из сенсационалистских побуждений, наоборот, с этим неосторожно торопятся.

Знанецкий усматривает две разновидности исследователей -- открыватель фактов и открыватель проблем. Это могут быть разные индивиды, иди один индивид начинает с обнаружения новых фактов, а затем переходит к проблематизации и обобщениям.

Чем мотивирован открыватель фактов? Социологизм Знанецкого в этом месте обнаруживает агрессивность и, вероятно, вызовет недовольство самих профессиональных"научников" и эпистемологов науки. Знанецкий оговаривается, что отчасти открывателем движет чисто эстетическое и интеллектуальное возбуждение (thrills), то есть любопытство. Но прежде всего он бунтовщик. Его бунт главным образом мотивирован"желанием избавиться от интеллектуального ига профессиональной науки". Часто это технолог, мудрец или или ученый, не добившиеся успеха,которые не смогли быть конформны традиционным требованиям; иногда это аутсайдер и самоучка-любитель. Этот бунт (rebellion), однако,не только личная проблема неукорененности; он деперсонализирован и объективирован как сомнение в полноценности (валидности-validity) самого того знания, которое культивируют научные круги, провоцирующие его на восстание(revolt)32.

Такие персонажи существуют всегда, но в некоторые эпохи их становится особенно много и они особенно активны. Знанецкий упоминает доклассическую Грецию и Европу c начала XV века. А с середины XIX века именно такие открыватели новой фактуры создают психологию, социологию,экономику и политическую теорию

Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.