Коммуникационный процесс – это последовательность действий при общении людей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

· отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее и передающее информацию;

· сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов;

· канал – средство передачи информации;

· получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Основная задача отправителя – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это сложно, так как на каждом этапе смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен (рис.4 ;5,с.534).

В процессе движения информации происходит ее продвижение по следующим этапам:

· зарождение идеи;

· кодирование и выбор канала;

· передача;

· декодирование;

· обратная связь  (9).

Канал
Канал
Получатель Декодирование сообщения
    Кодирование обратной связи
Отправитель   Кодирование сообщения
    Декодирование обратной связи
Сообщение
Обратная связь
«Шум» (  

Рис. 4. Элементы коммуникационного процесса

Рассмотрим этапы коммуникационного процесса более подробно для того, чтобы показать, какие проблемы могут возникать в его разных точках.

1. Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. При этом отправитель решает, какую именно идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Его роль заключается в проектировании и кодировании информации с последующей передачей другим участникам процесса.

Очень важно правильно и тщательно сформулировать свою идею, с тем, чтобы она стала интересной и притягательной для получателя. Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова и не приобрела другой формы, в которой она послужит обмену информацией. Отправитель решил только, что именно он хочет передать.

2. Кодирование и выбор канала . Прежде чем передать идею, отправитель должен закодировать ее с помощью символов. Например, он может использовать в качестве символов слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся: передача речи, письменных материалов, электронные средства связи, включая компьютерные сети и электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Если канал не слишком соответствует идее, обмен информацией будет неэффективен.

Следует помнить, что выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или более средства коммуникации в определенном сочетании. В связи с этим процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы для передачи информации. Тем не менее, считается, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем обмен только письменной. Например, если на собрании начальников отделов, у начальника финансового отдела есть предложения по упрощению взаиморасчетов, эффективнее будет их представить письменно в виде раздаточного материала, на экране или флип-чарте в виде графиков, схем, или видеоролика, комментируя все это устно. При этом больше вероятность, что информация будет воспринята, во-первых, положительно, во-вторых, полностью (или в максимальном объеме), в-третьих, будут оперативно учтены пожелания и предложения заинтересованных коллег.

3. Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Здесь речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникации. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

4. Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом завершается.

5.Обратная связь. Обмен информацией можно считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи через обратную связь. Например, произвел действия, которых ждал от него отправитель.

       Несмотря на внешнюю простоту коммуникационного процесса, он редко протекает без помех. Существует множество потенциальных препятствий, которые мешают эффективным коммуникациям. Факторы, нарушающие чистоту передачи сообщений, принято называть «шумом» в процессе коммуникаций.

«Шум» – это любой фактор, способный нарушить четкость передачи послания в любой момент процесса коммуникации.

 

Источники шума варьируются от сложности или неточности языка послания до различий в восприятии людей его получающих, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования. Например, говорят о шуме, когда сообщения плохо закодированы (написаны неясно) или плохо декодированы (не поняты), или когда каналы коммуникации не эффективны (внимание получателя отвлечено от сообщения). Помехой может служить также различие в организационном статусе между руководителем и подчиненным, что также затрудняет точную передачу информации. Таким образом, шум по своей сути является барьером в процессе коммуникации.

Понятие «шум» для обозначения помех и преград присутствует в модели коммуникации Шеннона, которая относится к простым, линейным моделям и в настоящее время применяется в основном при рассмотрении технических аспектов. Существуют и многие другие модели коммуникации. Если в моделях рассматривается обратная связь, они называются циклическими. В большинстве циклических моделей коммуникационные преграды называют «коммуникационными барьерами».

Теория коммуникации, ее объект и предмет изучения, законы, парадигмы, модели 

http://ob-svyazy.ru/lektsii-po-osnovam-teorii-kommunikatsii/30-ponyatie-effektivnosti-kommunikacii.html

Определенный шум в процессе коммуникации присутствует всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Если уровень шума достаточно высок, то может происходить заметная потеря смысла послания или даже полная блокировка информационного обмена.

 

В обобщенном виде этапы коммуникационного процесса представлены на рис.5.

Рис.5. Этапы коммуникационного процесса

 

       Таким образом, коммуникационный процесс – это последовательность действий при общении людей. Цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. Коммуникационный процесс имеет определенные элементы и происходит поэтапно. На каждом из этапов может возникать «шум» (помехи в коммуникациях) который может существенно понижать их эффективность.

Как было отмечено выше, главная цель коммуникации – обмен различного рода информацией. Каждое предприятие пронизано сетью информационных каналов, которые предназначены для ее сбора, анализа и систематизации. При этом руководитель во многих случаях может выбирать и использовать наиболее удобные для него каналы общения с другими руководителями и подчиненными. Например, обсуждать проблему можно в личной беседе или по телефону; можно передать работникам информацию, написав записку или письмо, или повесить сообщение на доску объявлений. Конкретный канал во многом определяется природой сообщения.

Подходят для рутинных, четких, простых сообщений
Целесообразно использовать для стандартных, многозначных, трудных сообщений
Интерактивные каналы (телефон, электронные средства связи)
Личные статичные каналы (записки, письма)
Безличные статичные каналы (отчеты, бюллютени)
Физическое присутствие (контакт лицом к лицу)
Наиболее емкий канал
Наименее емкий канал
Коммуникативные каналы классифицируют по их пропускной способности.

 

Рис. 6. Коммуникационные каналы и их пропускная способность (5,с.537)

 

Пропускная способность канала – это объем информации, который может быть передан через него за один коммуникативный эпизод .

 

  В целом коммуникация становится более эффективной при использовании всего множества каналов, как письменных, так и устных.

  На емкость коммуникативных каналов влияют три фактора:

· способность обрабатывать несколько сигналов одновременно;

· возможность обеспечения быстрой, двусторонней обратной связи;

· способность обеспечивать личный подход к коммуникациям.

  С точки зрения этих возможностей самым лучшим средством является личное общение. Только оно гарантирует прямое воздействие, передачу множественных информационных сигналов, немедленную обратную связь и личный подход.

  Общение по телефону или с помощью других электронных средств ускоряют процесс коммуникации, однако в них отсутствует «эффект присутствия».

  Персональные письменные сообщения – записки, письма, замечания – тоже могут иметь личностную направленность, но они доносят только написанные на бумаге слова и не могут обеспечить быструю обратную связь. Безличные коммуникативные каналы – бюллетени, стандартные компьютерные отчеты – являются самыми «мелкими», их пропускная способность ограничена в наибольшей степени.

  По сути, эффективность способа коммуникации зависит от того, насколько он подходит для той информации, которую нужно передать. В частности, исследования показали, что в тех случаях, когда информация носит неоднозначный характер, (т.е. нуждается в разъяснениях) устные средства связи более эффективны, чем письменные. Однако письменная форма передачи сообщений более эффективна, когда информация очевидна, проста и прямолинейна. Например, доведение до работников рабочих заданий, информирование их о принятых решениях или закрепление в письменной форме достигнутых ранее договоренностей.

  В любом случае важен не только вопрос, какую форму коммуникации выбрать, но и как ее правильно использовать.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 341.