· работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться;
· планировать, организовывать и координировать катехизическую деятельность на приходах и/или благочиниях;
· организовывать мероприятия в области катехизации на приходе и/или благочинии.
В области учебного цикла «Основы православного вероучения» катехизатор должен:
знать:
· основные исторические и наиболее значимые события Ветхозаветной истории;
· историю Нового Завета;
· святоотеческое толкование событий Ветхого Завета и истории Нового Завета;
· Священное Предание;
· основные положения православного вероучения и нравственности, православной антропологии;
· отличительные особенности вероучения иных конфессий и основные принципы отношения Православной Церкви к инославию;
· основные особенности ислама, иудаизма, буддизма;
· структуру и основное содержание богослужения;
· основные события истории Вселенской Церкви и Русской Православной Церкви;
· особенности церковного искусства, его видов и жанров в архитектуре и иконописи;
· особенности церковнославянского языка (графические, лексические, грамматические) с целью понимания богослужения и осознанного в нем участия;
уметь:
· применять знания Священного Писания, его толкования, знания о вероучении в решении практических вопросов воцерковления мирян;
· передать (изложить) основы православного вероучения для разных целевых аудиторий и отдельных людей в доступной форме;
· объяснить основные, а также наиболее непонятные места православного богослужения;
· использовать знания по Истории Вселенской и Русской Православной Церкви для формирования представления о роли христианства в становлении и развитии государственности, культурно-исторических традиций России и европейских стран;
· объяснять непонятные места канонических текстов;
· аргументированно и убедительно отвечать на вопросы по заданной тематике;
владеть:
· церковной традицией в богослужебной жизни, личной молитве, общении, образе жизни, быте;
· навыком самосовершенствования в христианском благочестии;
· навыками самооценки и самоконтроля;
· навыками чтения и понимания церковнославянских текстов.
В области учебного цикла «Катехизическая деятельность» катехизатор должен:
знать:
· духовные основы катехизической деятельности;
· сущность и структуру, направления и формы катехизической деятельности;
· методы и методики катехизации;
· способы взаимодействия катехизатора с различными участниками духовно-просветительской деятельности;
· смежные формы катехизического и миссионерского служения;
· особенности реализации педагогической, катехизической деятельности в современных условиях на приходах и в благочиниях;
· способы взаимодействия катехизатора, педагога с различными участниками катехизации, педагогического процесса;
· основы духовной безопасности (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, тоталитарных сект и движений на территории России);
· решения Священноначалия, касающиеся духовно-просветительской деятельности;
· государственные нормативно-правовые документы, регламентирующие катехизическую деятельность Церкви;
· официальную позицию Церкви по различным социальным вопросам;
· основы церковного протокола;
· содержание и методики преподавания вероучительных дисциплин для разных целевых аудиторий;
· теории и технологии обучения и воспитания детей разного возраста;
· правовое регулирование экскурсионно-паломнической деятельности;
· технологии подготовки экскурсионного маршрута;
· основные методы ведения дискуссии;
· особенности дискуссии по религиозной проблематике;
· основы возрастной и семейной психологии, психологии общения, зависимости;
· особенности церковного соборного взаимодействия;
· способы профессионального саморазвития;
уметь:
· системно анализировать и выбирать способы, формы и методы катехизации;
· определять способы и методы катехизации в зависимости от целевой аудитории;
· выявлять и использовать национальные и региональные особенности, возможности в духовно-нравственном просвещении;
· разрабатывать и реализовывать программы по катехизации;
· консультировать взрослых по вопросам веры, богослужения и православного образа жизни;
· управлять деятельностью приходских работников и волонтеров, работающих в области катехизации;
· объяснять отличительные особенности ислама, иудаизма, буддизма от Православия;
· отличить толкование дискуссионных мест Священного Писания сектами от святоотеческого толкования;
· использовать и применять правовую информацию в катехизической деятельности;
· организовать духовно-просветительскую деятельность во время паломнических поездок, экскурсий;
· вести дискуссию по религиозной проблематике;
· выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов;
· оказывать помощь в социально-психологической адаптации к церковной среде, быту, традициям, по преодолению зависимостей;
· корректно взаимодействовать с участниками духовно-просветительской деятельности;
· вести диалог и избегать конфликтных ситуаций в общении с людьми разных социальных групп;
· использовать православные методы психологической и педагогической диагностики для решения задач катехизации;
· учитывать различные контексты (духовно-нравственные, социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы катехизации, обучения, воспитания и социализации детей разного возраста;
· проектировать и осуществлять образовательный процесс в воскресной школе с использованием современных технологий, не нарушая церковной традиции;
· использовать в образовательном процессе (воскресные школы) гуманитарные и естественнонаучные знания с позиций православного мировоззрения;
· использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации, в том числе религиозной, в катехизической деятельности;
· проявлять религиозную терпимость;
· анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;
владеть:
· методиками катехизации;
· методиками катехизического сопровождения Таинств и обрядов;
· методикой консультирования по вопросам веры и участия в жизни Церкви;
· основными нормативными документами, регламентирующими деятельность Церкви в сфере катехизации;
· способами, формами духовно-нравственного просвещения в разных возрастных группах;
· основами экскурсионно-паломнической деятельности;
· методиками преподавания вероучительных дисциплин для детей и взрослых;
· основами религиозной коммуникации и культуры речи;
· навыками разработки организационно-технической документации, церковного документооборота;
· способами психолого-педагогической поддержки и сопровождения в процессе приобщения к жизни Церкви, ее традициям;
· навыками психологического консультирования;
· правовыми, социальными, педагогическими, психологическими и иными основами работы с различными категориями людей.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 473.