Возрождение катехизации в последние годы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В начале ХХI в. некоторых епархиях Русской Православной Церкви начался процесс упорядочивания огласительной практики. Например, в 2005 г. в Ростовской-на-Дону епархии циркуляром правящего архиерея был утвержден порядок оглашения взрослых в течение месяца с посещением 4-х подготовительных бесед, а для родителей и восприемников младенцев была обозначена как обязательная одна подготовительная беседа. При этом не были описаны критерии готовности оглашенных и восприемников младенцев к участию в Таинстве.

В 2007 году Священным Синодом был утвержден документ «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», в котором была особо подчеркнута «каноническая недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации»[52]. При этом в документе не уточнялось, что следует подразумевать под полноценной катехизацией.

В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года указано, что «развитие церковной жизни серьезно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство. Необходимо систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности»[53].

Актуальность оглашения в 2009 г. отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «принятию церковного Таинства Крещения… должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования, хотя даже такая беседа лучше, чем отсутствие всякой катехизации»[54].

В 2011 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви утвержден документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В этом основополагающем документе были обозначены требования к организации катехизации и приведены четкие критерии готовности к Крещению. В соответствии с древнейшей практикой в огласительной практике были обозначены важнейшие направления подготовки: догматика, основы нравственности и богослужебный аспект.

25-26 декабря 2013 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери»». Как видно из названия документа, его основное назначение – выразить отношение Русской Православной Церкви к т.н. «суррогатному материнству». Кроме рассмотрения этой узкой темы в данном документе четко выражено мнение священноначалия Русской Церкви о препятствиях к совершению Таинства Крещения младенцев.

Обозревая историю Вселенской Церкви, мы можем упомянуть лишь два подобных документа, в которых обозначена необходимость внимательного отношения к уровню церковности родителей крещаемых младенцев. Отцы VII Вселенского Собора в 8-м правиле указали на недопустимость крещения детей мнимых христиан. В этом тексте говорится о людях, которые в духовном плане были иудеями и отрицали догматы Троицы и Боговоплощения, но в силу разных причин приняли Крещение и желали крестить своих детей. Таким людям Вселенский Собор предложил два пути: или открыто перейти в иудаизм, или же, отвергнув свои заблуждения, обратиться к вере во Христа, исповедуя ее от всего сердца. Лишь во втором случае указанных мнимых христиан Собор предписал воспринимать как людей Церкви и, как следствие, крестить их детей.

Второй пример из истории Церкви, касающийся крещения детей нецерковных родителей, относится к XII веку. В Византии случалось, что мусульмане обращались к православным священникам с просьбой окрестить их детей в суеверном убеждении, будто от крещеных детей будет отогнан злой дух и не будет неприятного запаха. Константинопольский Собор 1162 года не признал действительность такого Крещения, потому что родители этих детей не верили православно (и потому не было исполнено библейское требование: «кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк. 16:16)), а воспринимали Крещение своих детей как некое «телесное лекарство» и чародейство[55].

Документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери» является современным ориентиром для духовенства и катехизаторов при проведении подготовительных бесед перед крещением младенцев.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 449.