Обязательность катехизации обусловлена необходимостью спасения человека от греха и смерти, отчужденности от Бога и иных людей. Процесс духовного исцеления человека предполагает просвещение его ума, воли и чувств, а также формирование нового мировоззрения. Церковь является Телом Христовым и только в церковной среди человек может приобщиться к Откровению Божию и пережить соединение со Христом в Таинствах. Вне Церкви собственными усилиями человек не может обрести ни познания Бога, ни соединения с Ним в Таинствах, ни спасения в целом.
Вместе с тем, в настоящее время не только в околоцерковной среде, но и среди воцерковленных христиан возникают недоуменные вопросы относительно необходимости подготовительных бесед (оглашения) перед совершением Крещения над взрослыми людьми и младенцами.
Мотивации противников катехизации можно в виде следующей классификации:
- некоторые люди неспособны воспринимать советы катехизатора и даже священника (часто в основе этого противления лежит недоверие церковным людям или гордость);
- другая часть людей не желает «вникать в себя и в учение» (1Тим 4.16), так как это подразумевает последующее покаяние;
- кому-то кажется, что все необходимые духовные знания ими уже получены;
- иные пытаются найти аргументацию в истории Церкви ХХ века, когда катехизация была практически сведена к нулю.
- сопротивление катехизации иногда пытаются обосновать цитатами из Священного Писания. Будто крещение евнуха не требовало длительной катехизации[14] или якобы духовное просвещение является всецело Божиим делом и мало соотносится с усилиями и методиками катехизаторов[15].
Однако в наибольшей степени ныне распространено нехристианское и, по сути, магическое представление о том, что участие в любом церковном Таинстве само по себе приносит человеку благо и пользу (например, здоровье, удачу и даже спасение в Царствии Небесном). Иными словами, принимая Крещение, принося покаяние на Исповеди, вступая в церковный брак, или Причащаясь Святых Христовы Таин, человек якобы получает от Бога благодатную помощь независимо от своего духовно-нравственного состояния, осознанности такого шага и понимания значения Таинства, от способности воспринять влияние Духа Святого и принести плоды покаяния.
В отличие от благ земного мира духовные дары Божии воспринимается во спасение лишь теми людьми, которые способны принять эти дары, в обратном случае они могут принести неподготовленному человеку даже вред.
В Священном Писании и творениях святых отцов содержится множество указаний на важность приготовления к участию в Таинствах Церкви, а также на опасность участия в Таинстве себе «в суд и во осуждение».
1. Причащение Тела и Крови Христовых.
Божественное Причащение действует в соответствии с состоянием человека, становясь жизнью и светом для людей покаявшихся и стремящихся к святости, а для чуждых Христу бывает осуждением и смертью, - даже телесной смертью. Многие болезни, а иногда и смерть, как утверждает апостол Павел, своей причиной имеют недостойное Причащение Честных Даров: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1Кор. 11:27-30)». А бывает это потому, что «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1Кор. 11:29). Поэтому Апостол дает такой совет: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).
2. Таинство Покаяния
Если «исповедующийся человек недостаточно проникнут покаянным намерением, тогда может случиться, что когда духовный отец будет произносить: «прощаю и разрешаю», Господь скажет: «а Я осуждаю»»[16].
3. Таинство Крещения
Должен «христианин, как обновившийся Божией благодатью, к лучшему стремиться, расти во Христе и приходить в «мужа совершенного» (Еф. 4:13). Но он в худшее впадает и делается злее язычника и идолопоклонника. Такому Крещение будет во обличение в день Суда Христова, если не покается, и не исправится, и не омоет скверн своих сокрушением сердца и слезами»[17].
«Кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и незначительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою»[18].
«Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе, даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха… С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения»[19].
Вероятно, наиболее сильные предостережения желающим принять Крещение без подготовки и фактического изменения жизни дал святитель Григорий Нисский в своем «Огласительном слове»: «после сего оставляют без внимания многие из приступивших к благодати крещения, себя самих вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно таковыми делаясь. Ибо если баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот, напротив жизнь по тайнодействии сходна с жизнью до тайнодействия; то хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таковых вода останется водою»[20].
Таким образом, по мысли святых отцов Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, «печать веры» и одновременно благодатный залог дальнейшего следования за Христом. И было бы совсем неправильно понимать Крещение как способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания познавать волю Божию и стараться воплотить ее в своей жизни.
Говоря о целесообразности совершения Таинства Крещения, необходимо учитывать возможность отпадения от Бога не только новоначальных, но даже христиан, достигших высот святости. Поэтому людям, не изменившим свое отношение к Богу и ближним (продолжающим совершать смертные грехи), не воспринявшим учение Церкви в его догматическом и нравственном контексте, а также не участвующим в Таинствах Церкви после принятия Крещения грозит участь отпадения от Христа и Церкви в земной жизни и погибель в Вечности.
Рассмотрим каждое из упомянутых измерений церковности применительно к статусу крещеного, но не просвещенного светом Христовым человека:
1. Догматический аспект
Без церковного научения человек и после принятия Крещения сохраняет свои нецерковные (языческие, фольклорные и карикатурные) представления о Боге и Искупительном подвиге Богочеловека. Принятие Таинства не подменяет необходимости сознательного обучения основам веры. Богословские заблуждения в таком случае затрудняют достижения человеком спасения и выводят его за пределы Церкви. Канонически это было оформлено на III-м Вселенском Соборе в виде анафемы тем, кто не исповедует вероучение Церкви согласно Символу веры: «да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде... А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые… да будут преданы анафеме»[21].
Без научения основам веры приобщение человека к Церкви в момент Крещения уподобляется соприкосновению касательной с окружностью в одной единственной общей точке, после чего они никогда более не пересекаются. Поэтому святые отцы категорично говорили о допуске к Крещению лишь тех, кто исповедует христианский Символ веры: «быть крещенным во Христа значит креститься, веруя в Него. Но уверовать во Христа невозможно, не научившись исповеданию Отца, и Сына, и Святаго Духа»[22].
2. Нравственный аспект
Еще один важный элемент идентичности православного христианина относится к покаянию и соблюдению религиозных заповедей: «кто по принятии благодати Крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе»[23]. В настоящее время относительно взрослых крещаемых Священноначалие Церкви выработало четкое правило: «Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской нравственности»[24].
3. Богослужебный аспект
В Церкви Бог прославляется не только как Личностное Начало, но и как единство Трех Божественных Личностей, как Святая Троица. К общению с Лицами Троицы призваны все христиане, и, наоборот, без личных отношений человека с Богом во Христе в молитвах и Таинствах церковная жизнь по существу становится невозможной.
Сознательное и полноценное участие в Таинствах Церкви является важнейшим критерием и элементом идентичности православного христианина: верные - это те из христиан, кто принял Крещение (в противоположность оглашаемым) и регулярно участвует в Таинстве Евхаристии[25]. Следует отметить, что само понятие об отлучении христианина от Церкви всегда напрямую связывалось с запретом участвовать в Евхаристии.
Рассмотрев эти три направления огласительной деятельности, следует сделать вывод, что «Крещение является Таинством вступления в Церковь и предполагает согласие принявших Крещение с ее верой и учением, а также их дальнейшее участие в церковной жизни»[26]. На какой бы ступени духовного восхождения после Крещения ни находился христианин, он «имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода»[27]. Соответственно, подготовительный период перед Крещением призван дать возможность новым членам Церкви приобрести не столько новые знания, сколько начальный христианский опыт и навыки для реализации своего призвания в Церкви Божией.
Во время подготовки человека к Крещению в первую очередь необходимо задумываться о том, как оглашенный соотносит себя со Христом и Его Церковью: «надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху через Крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека»[28].
Не следует путать личную встречу человека и Спасителя с теми дарами, которые Господь ниспосылает на всех людей, независимо от их религиозной принадлежности. Бог посылает Свое благословение на грешных и праведных (Мф. 5:45), на христиан и некрещеных людей. Не ожидание даров Божиих, а стремление к познанию Бога и личностному общению с Ним отличает православных христиан: «Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!» (Пс. 23:6).
Для вступления с Богом в доверительные отношения и построения союза любви не достаточно спонтанного желания человека. Встреча с Богом всегда предполагает свободное и сознательное принятие Божьего Откровения, готовность человека начать новую жизнь: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Реализоваться эта свободная решимость человека должна не после, а еще задолго до принятия Таинства Крещения. Поэтому оглашение следует проводить со всеми взрослыми, желающими принять Крещение.
В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением, исповеданием веры во Христа и Крещением основана на словах Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить новообращенных и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19, 20). В своем толковании на этот евангельский текст святитель Афанасий Великий отмечает, что «Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство»[29].
Подобным образом значимость подготовки к Крещению описывал и блаженный Иероним Стридонский: «не может быть, чтобы тело приняло Таинство Крещения, если душа прежде не восприняла истины веры»[30].
Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:
- 46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру»;
- 78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере»;
- 47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися»;
- 7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их»[31].
Оглашение перед Крещением дает человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений. Святыми отцами I Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил. Под угрозой исключения из клира священникам предписано выделять определенный период на оглашение, так как это является благом для духовного роста оглашенного: «Поелику, по нужде, или по другим побуждениям человеков, многое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят… посему за благо признано, дабы впредь ничего такового не было. Поелику и оглашенному потребно время… А поступающий вопреки сему, яко дерзающий сопротивляться великому Собору, подвергает себя опасности исключения из клира» (2-е правило I Вселенского Собора).
Предварительное наставление в православной вере (этап предоглашения) в древности совершалось в течение двух-трех лет после «записи имени» в число катехуменов: «(Закон) не позволяет собирать несовершенные плоды с несовершенных деревьев, но (повелевает) после трех лет первые плоды урожая должны быть посвящены Богу (Лев. 19:23-24), когда дерево достигло совершенства. Такой земледельческий образ может послужить уроком: он учит нас необходимости очищения наростов прегрешений и бесплодного роста мысли, которая вместе с естественными плодами растет до тех пор, пока новый вид веры не приобретет свой совершенный объем и твердость. Именно в четвертый год — ибо для основательной катехизической подготовки требуется время»[32].
Самый интенсивный период подготовки к Крещению составлял 40 дней (этот период подготовки к Крещению перед праздником Пасхи впоследствии стал называться Великим постом).
В IV-V веках некоторые взрослые оглашенные откладывали Крещение на многие годы, боясь принять ответственность обетов Крещения. Соответственно они не изъявляли решительного желания принять Крещение и не участвовали в особых подготовительных беседах со священнослужителями в течение двух первых недель Великого поста. Имена таких оглашенных было запрещено принимать в списки просвещенных («иже ко просвещению»), то есть готовящихся к Крещению в Великую Субботу (45-й канон Лаодикийского Собора).
Упомянутые каноны Вселенской Церкви подчеркивают недостаточность спонтанного желания новообращенного человека принять Крещение, а также необходимость предварительного выявления его решимости принять Откровение Божие, исповедовать Символ веры и отвернуть прежний греховный образ жизни (покаяться).
В древности оглашение совершалось и над отроками не менее семи лет от роду (1-й канонический ответ свт. Тимофея Александрийского), так как в этом возрасте ребенок уже способен понимать основы веры и приносить Богу покаяние в грехах. Поэтому в современной практике к Таинству Покаяния допускают крещеных детей старше семи лет, а некрещеных детей с семи лет обязательно готовят к Крещению во время огласительных бесед[33].
Крещение младенцев и детей является посвящением их Христу приобщением к Церкви Божией ради избавления от повреждения человеческой природы и достижения спасения в Вечности. Как и в случае Крещения взрослых людей, Крещение младенцев должно совершаться при выявлении веры и покаяния их родителей и восприемников. В Таинстве Крещения родители и восприемники (крестные родители) младенцев принимают особую ответственность за воспитание в православной вере своих чад. Крещение являет собой лишь первый шаг на пути духовного совершенствования детей, это духовное семя, посеянное Богом в их сердце, и задача всей Церкви заключается в заботе о том, чтобы это духовное семя принесло добрые плоды.
Преподобный Симеон Новый Богослов, выражая учение Церкви о важности «умного дела», описывал опасность того, что без встречного движения человеческой свободной воли, без «разумения принятой благодати», покаяния и «принятия оглашения, восстановления веры и упования на Бога» дар Крещения так и остается не воспринятым, не усвоенным внутренне и даже утерянным даром Божиим: «...Крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в Крещении, потому что такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще не совершенны умом, чтобы разуметь принятую благодать. Посему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа; и благодать св. Крещения в иных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая ее искра, из которой потом великая сия милость опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются, как мы сказали, примут оглашение, восстановят веру, как следует, и возуповают на Бога»[34].
Учение о том, что благодать Крещения не действует на крещаемых младенцев и взрослых «сама по себе» излагал и свт. Игнатий (Брянчанинов): «Без такого приготовления, какая может быть польза от Крещения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся в полном неведении о том, что мы приняли?»[35].
Таким образом, Крещение младенцев не исключает их научения основам веры, проявления их личной веры и покаяния, но напрямую это предполагает. Ведь в обратном случае Крещение приносит крещеным людям не спасение, но осуждение: «принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие святую одежду Христову»[36].
Указанные тексты из канонического корпуса и творений святых отцов подчеркивают с одной стороны значение присоединения младенцев к Телу Церкви во Святом Крещении, а с другой - их нужду в духовном наставлении родителей, восприемников, священниками и всею Церковью для достижения спасения.
История катехизации
В Древней Церкви оглашение, как предкрещальная катехизация, во многом решало все те задачи, которые стоят перед катехизацией в целом. Его продолжительность фактически соответствовала времени, необходимому для воцерковления катехумена. Таинство Крещения должно было быть логическим итогом глубокого внутреннего изменения, зрелости, готовности к духовному рождению и ответственной церковной жизни человека, плодом его осознанной твердой веры.
Был создан целый институт катехумената – оформившийся в II-III веках как структурированный период наставления и включавший церемонии и обряды, совершаемые над желающими принять Таинство Крещения и стать членами Церкви.
Структура, основные элементы и этапы катехизической практики в главных чертах были едиными во всех Поместных Церквах.
Катехизация II-III вв. включала в себя следующие основные этапы:
- Первый период оглашения начинался собеседованием с епископом или иным уполномоченным на то представителем Церкви, с целью выявления мотивов принятия Таинства, выяснения обстоятельств жизни человека, и посвящением в катехумены. Оглашаемые этого периода назывались в древней Церкви «слушающими». Именно этот период катехизации продолжался 2-3 года и имел целью изменение жизни оглашаемых в соответствии с нравственными нормами христианства. В частности, катехумены должны были участвовать в практических делах милосердия. Основным содержанием катехизации данного пермода было участие катехуменов в церковном богослужении (за исключением Литургии верных и других Таинств) и слушание ими Священного Писания. Могли проводиться и специальные занятия.
- Второй период оглашения («просвещение») начинался собеседованием с епископом. В процессе собеседования выяснялось, главным образом, как изменилась жизнь катехуменов за период оглашения (был ли усерден к заповедям, посещал больных, помогал нуждающимся и т.д.). Об этом свидетельствовали не только сами катехумены, но и члены общины, выступающие в роле поручителей. Именно эти люди являлись затем восприемниками новокрещеных. Данный этап оглашения продолжался в среднем около сорок дней и завершался чином отречения от сатаны и сочетания со Христом, непосредственно за которым следовало Крещение. Катехизация «просвещаемых» имела своим основным содержанием систематическое наставление в христианском вероучении, наставление в нравственных нормах, объем и содержание которого во многом зависело от а также аскетическую подготовку к предстоящему Крещению. В конце оглашения проходил обряд «передачи» епископом Символа Веры и «возвращения», т.е. прочтения наизусть его просвещаемыми. Такая же процедура касалась молитвы Господней. Кроме того данный этап катехизации сопровождался экзорцистской практикой. Крещение совершалось в великие праздники: Рождество, Богоявление, Пасху, Пятидесятницу.
- Третий период оглашения («тайноводство») следовал непосредственно за Крещением и продолжался в среднем одну седмицу. Катехизация новопросвещенных заключалась в объяснении и приобщении их к сакраментально-литургической жизни Церкви.
Критерии готовности оглашаемого к принятию Таинства Крещения являлись следующие: изменение жизни; время пребывания в чине оглашаемых, достаточное, чтобы говорить о постоянстве намерений; свидетельство верного члена Церкви и личное исповедание своей веры.
В IV веке, после Миланского эдикта, в связи с массовым количеством людей, ищущих крещения, огласительная практика стала меняться. За оглашаемыми уже, как правило, не стало строгого наблюдения. Они могли как присутствовать, так и нет, на литургии оглашенных, исходя из своего благочестия и духовной ревности. Многие желали принять христианство из ложных, корыстных мотивов (для занятия определенной должности; для того чтобы не выделяться; для вступления в брак и т.д.). Наметилось две тенденции, которым одинаково противостояла Церковь:
- намерение отложить крещение на неопределенный срок, находясь при этом в чине оглашаемых долгие годы (это объяснялось, в том числе, тем, что к верным предъявлялись большие моральные требования, чем к катехуменам);
- желание креститься в ближайшее время без подготовки.
Все указанные обстоятельства привели к созданию новой системы катехумената, более короткого по времени и непосредственно предшествовавшего принятию Таинства Крещения. В частности, таким периодом стало время Великого Поста, в течение которого проводилась интенсивная подготовка ко крещению, по окончании которого следовало торжественное крещение на Пасху. Таким образом, второй этап катехизации стал центральным. Свою конкретную задачу – подготовку к Таинству Крещения оглашение в течение этого периода решало. Человек знакомился с христианским учением и выражал согласие с ним; принимал Священное Писание, как Божественное откровение; принимал дисциплину Поста; участвовал в богослужениях и в жизни общины; решался разорвать связь с грехом, с языческим или безрелигиозным прошлым и связать свою жизнь со Христом; сознательно приносил крещальные обеты, исповедовал Символ Веры. После крещения он слушал тайноводственные поучения, начинал участвовать в таинственной жизни Церкви. Процесс возрастания в вере, воцерковления, продолжался уже в чине верного.
На примере Иерусалимской Церкви рассмотрим основные черты практики катехизации в IV в.
Как было сказано выше предкрещальная катехизация во всех Поместных Церквях, в том числе, в Иерусалимской Церкви проводилось в два этапа. Первый – длительный (три года) для тех, кто хотел больше узнать о христианстве и в будущем войти в Церковь, уже не столь обязательный как во II-III в., продолжал существовать. Его длительность могла быть как увеличена, так и уменьшена. Обряд посвящения в катехумены мог включать в себя осенение лба печатью креста, возложение рук и первый экзорцизм. Катехумен допускался к участию в соответствующих богослужениях, мог читать Священное Писание, слушать проповеди.
О практике оглашения «просвещаемых» в Иерусалимской Церкви можно судить из заметок паломницы конца IVв. Эгерии.
Готовящиеся ко крещению в ближайшую Пасху должны были заявить себя до четыредесятницы и их имена записывал пресвитер. В первый день Поста «поставляется для епископа кафедра посреди большой церкви, то есть в Мартириуме: по ту и по другую сторону садятся на кафедры пресвитеры и становятся все клирики; затем приводятся по одному ищущие крещения: если это мужи, то приходят со своими отцами, если жены, то со своими матерями [крестными родителями] И затем епископ по одиночке расспрашивает соседей вошедшего, говоря: доброй ли он жизни, почитает ли родителей, не пьяница ли и хвастун, и расспрашивает о всех пороках, которые более тяжки в человеке. И когда он убедится, что тот безупречен во всем, о чем спрашивал епископ в присутствии свидетелей, то он собственноручно записывает его имя. Если же тот в чем-нибудь обвиняется, то епископ велит ему выйти, говоря: пусть он исправится, и когда исправится, пусть приступает к купели. Так он говорит, расспрашивая о мужах, и о женах. Если же кто чужестранец, то он не так легко приступает к крещению, если только не представить свидетельства лиц его знающих.»[37] Таким образом, нравственный облик катехумена играл решающее значение при допуске к крещению.
В течение сорока дней Поста (субботние и воскресные дни не включаются при этом в Пост) «заклинают клирики» (т.е. совершают экзорцизмы) утром после отпуста в Храме Воскресения. После этого в Мартириуме ставится епископская кафедра (т.е. оглашение проводится в храме, в отличие от Александрийской Церкви, где оно совершалось в отдельных помещениях). Все готовящиеся ко крещению садятся вокруг нее для слушания поучений. Могут присутствовать также и верные. Оглашенные (те, кто не принимают Таинство Крещения на ближайшую Пасху) не допускались к таким поучениям. Действует «Disciplina Аrcani» во избежание не правильного понимания преподаваемого учения. Disciplina Аrcani подразумевала запрет на разглашение чинопоследования Таинств и их смысла, а также точной формулировки крещального Символа веры и молитвы «Отче наш» до перехода желающего креститься в разряд «приступающих ко просвещению».
Эгерия описывает порядок оглашения, существовавший в конце IV в.: «и так, начиная от Бытия, в течение этих сорока дней он [епископ] проходит все писание, сперва излагая телесно, и потом разрешая его духовно. Точно так же в эти дни они поучаются и о воскресении и обо всем, относящемся к вере, и это зовется оглашением. И когда исполнится пять недель от начала поучения, тогда они получают символ [Символ веры]: смысл этого символа в его отдельных словах епископ объясняет им подобным же образом, как и смысл всех писаний, сперва телесно, затем духовно: так он объясняет и символ».
Оглашение продолжается три часа. По окончании оглашения епископа ведут в Храм Воскресения, где произносится отпуст третьего часа. Таким образом, обучение проводится ежедневно в течение семи недель. На Страстной неделе поучения прекращаются. В Мартириуме сзади алтаря ставится епископская кафедра. Просвещаемые подходят к епископу по одному со своими крестными родителями и отвечают наизусть Символ веры.
После Пасхи, когда совершалось крещение, в течение восьми дней для неофитов и желающих верных проводились тайноводственные беседы с изъяснением смысла и чинопоследования Таинств.
Главным образом, в связи с массовым крещением детей, институт катехумената постепенно исчезает. Просвещение новокрещенных членов Церкви переместилось из специальных огласительных школ в христианские семьи и церковные общины.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1002.