Катехизация осуществляется на основе определенных принципов. Некоторые из них специфичны, некоторые соответствуют принципам обучения в педагогике, но имеют характерные для катехизации особенности.
Можно выделить принципы церковности, личностного характера катехизации, доступности, систематичности, последовательности, целостности, сознательности, связи с жизнью, наглядности
1. Принцип церковности
Катехизация это церковное служение. Ответственность за организацию и проведение катехизации несет Церковь.
Катехизация должна совершаться в Церкви способными и подготовленными к этому служению людьми по благословению священноначалия и при его постоянном духовно-пастырском попечении.
Важна связь катехизации с конкретной приходской общиной, призванной содействовать катехизатору в его служении, а оглашаемым – в их воцерковлении. Жизнь Церкви – в первую очередь, литургическая – представляет собой один из основных научающих факторов. Важной формой духовного попечения евхаристической общины об оглашаемых является соборная молитва о них на Божественной Литургии.
Следование принципу церковности имеет определяющее значение при содержательном наполнении катехизических бесед. Катехизатор должен опираться при осуществлении своего служения на опыт Церкви, на Священное Писание и Предание.
2. Принцип личностного характера катехизации
Традиционная церковная катехизация имеет принципиально личностный характер. Необходимо создавать пространство встречи и общения, предполагающее живой устный диалог, возможность уникального подхода к каждому человеку и его духовному пути.
Следование этому принципу имеет определяющее значение при организации и выборе конкретных форм проведения катехизических встреч и бесед.
3. Принцип сознательности
Данный принцип предполагает сознательное и активное восприятие оглашаемыми вероучительных истин, нравственных норм; осознанное участие в богослужении, понимание смысла молитв, церковных установлений.
4. Принципы доступности, систематичности, последовательности
В течение всего процесса катехизации должна быть выстроена определенная логика последовательного, поступательного развития: от простых духовных навыков и познаний – к более сложным (от духовного «молока» к «твердой пищи» (ср. 1 Кор. 3, 2)). Передаваемое церковное учение должно быть доступно восприятию оглашаемых, соотносится с их предшествующим опытом, освящая его светом Христовой истины..
Следование данным принципам имеет определяющее значение при построении катехизических циклов для разных групп оглашаемых, с учетом их духовно-нравственного состояния и имеющегося опыта церковной жизни.
Также принцип систематичности и последовательности предполагает упорядоченность и логическою связь в изложении тем и содержательных линий катехизических бесед.
5. Принцип целостности
Важнейшим принципом катехизации, направленной на всестороннее воцерковление оглашаемого, является ее целостность.
Этот принцип предполагает взаимосвязь и соответствие друг другу реального опыта веры, молитвы и жизни оглашаемых, научение которым должно осуществляться одновременно и согласованно, в соответствии со словом Священного Писания: «До чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить (Флп. 3:16)».
Следование принципу целостности также имеет определяющее значение при конкретном содержательном наполнении катехизации и выборе ее основных направлений. Катехизация всегда должна включать в себя научение христианской вере, личной и церковной молитве и жизни по заповедям Божиим, а также нацелена на приобщение к жизни реальной приходской общины. При этом приоритет по времени и объему должен отдаваться духовно-нравствественной подготовке, побуждающей к покаянию, к осознанию необходимости спасения и невозможности спастись своими силами без Христа, к изменению жизни.
6. Принцип связи с жизнью
Катехизация не может быть оторванной от жизни оглашаемых. Переданные вероучительные истины, нравственные нормы, духовные ориентиры должны найти в ней практическое отражение. Должен формироваться покаянный опыт борьбы с грехом, навыки личной и церковной молитвы, чтения Священного Писания, доброделания, служения Богу и ближним.
7. Принцип наглядности
Этот принцип предполагает использование различных средств наглядности в процессе катехизации, помогающих восприятию духовных знаний. В первую очередь это средства внутренней наглядности (примеры, образы); предметы объективной реальности (храмы, иконы, святые мощи); церковное пение и чтение; изображения, фотографии; видео-аудио пособия.
Основным методом катехизации является катехизическая беседа.
Такая беседа предполагает диалог, общение, тесное взаимодействие с оглашаемыми. Главным преимуществом беседы, по сравнению монологическим наставлением является возможность получать постоянную обратную связь со слушателями и передавать, в первую очередь, то содержание, которое вызывает их живой отклик. Задачей катехизической беседы является не только трансляция определенного объема духовных знаний, но и не вполне формализуемая, передача живого опыта веры, необходимая для процесса катехизации. Реализация такого подхода возможна, как правило, при сравнительно небольшом количестве слушателей. Поэтому если слушателей много, их целесообразно распределять в относительно малые группы. Проведение катехизации в форме беседы целесообразно в первую очередь на ее начальном этапе, когда именно личное общение духовного содержания может побудить к духовно-нравственному возрастанию слушателя и укрепления его в вере.
На более поздних этапах катехизация может проводиться и в форме занятий (уроков), когда оглашаемые готовы к научению вере по системе школы. Однако и здесь элементы беседы должны сохраняться.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1067.