Новейшая история катехизации в Русской Православной Церкви. Практика массового крещения без оглашения и ее последствия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Празднование 1000-летия Крещения Руси стало поворотным моментом в новейшей истории Русской Церкви. Духовный вакуум, образовавшийся после краха коммунистической идеологии, требовал восполнения в душах людей. Многие из них возлагали на Церковь свои надежды и полагали, что христианство поможет им найти новый путь и обрести смысл жизни.

В поисках новой идентичности россияне стали массово принимать Крещение и крестить своих детей, не вполне понимая, какие последствия это может и должно иметь для их жизни.

Тот период истории Церкви характеризовался резкой нехваткой священнослужителей. Сказывался и низкий уровень богословского образования духовенства. В итоге даже после прекращения гонений на Церковь людей допускали к принятию Крещения без проведения огласительных бесед. Патриарх Алексий II неоднократно призывал духовенство проводить подготовительные беседы перед совершением Крещения взрослых и детей (как минимум одну беседу), но фактически оглашение проводили лишь энтузиасты.

Перечислим последствия такого подхода.

1. Потеря мотивации к духовному просвещению

 «Если человека крестить преждевременно, без подготовки, он потом не растет. Он уже свое получил, зачем ему еще чему-то учиться?»[50].

Подобно тому, как после свадьбы начинается семейная жизнь, а после присяги – воинская служба, так и в Крещении христианин видит начало большого Пути к Богу и с Богом. Не случайно в апостольский век церковная жизнь обозначалась как Путь Господень (Деян. 18:26, 19:9).

У людей с магическим мировоззрением таинство вхождения в Церковь воспринимается как христианский аналог языческого обряда инициации. При этом сам обряд инициации имеет самодовлеющее значение: прошедший его считается полноправным членом племени не зависимо от своих нравственных качеств и наличия отношений с Божеством.

Подобная подмена подстерегает и некоторых неофитов, полагающих, что принятие Крещения само по себе делает человека христианином и этот статус он якобы сохраняет независимо от причастности к церковной жизни и верности Христу. Массовое Крещение без оглашения привело к распространению идеи так называемого абстрактного христианства, оторванного от Церкви и даже противопоставляемого ей. Религиозность многих христиан, верящих в «бога в душе», сопоставима с деизмом. С Церковью их связывает лишь самоотождествление с христианством и наименование себя христианами, что в Священном Писании именуется духовной подделкой: «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3:1).

2. Перенос секулярных и языческих стереотипов в церковную ограду

Если человек принимает Крещение без отречения от прежней системы ценностей, заблуждений и обычаев «мира сего», если он не вникает в учение Церкви о Боге, об основах духовной жизни и не приобретает навыков в доброделании для уподобления Христу, то присоединение такого человека к Телу Церкви приносит обоюдный вред.

Во-первых, такой «притворный христианин» обманывает сам себя, будто следует по пути спасения.

Во-вторых, свои нецерковные идеи и греховные привычки он сознательно или бессознательно транслирует своим детям и окружающим людям, осуществляя своеобразную анти-миссию.

При отсутствии катехизации в церковной среде распространяются нецерковные и даже антихристианские мифологемы, оккультные и магические представления, ложные страхи и мирские обычаи. «Ветхий человек» продолжает жить в таких христианах, они остаются «рабами греху» (ср. Рим. 6:6). В какой-то момент эти люди осознают тупиковость своего пути, причем, в ряде случаев это приводит не к покаянию, а к разочарованию в Церкви, которая якобы не смогла им помочь. После подобного «прозрения» часть христиан покидает Церковь, переходя в иные религии или секты, а также пополняя число людей, верующих в Бога вне любой религиозной традиции.

 

3. Практика совершения Крещения без оглашения стала восприниматься как норма, что мешает возрождению огласительной практики

Крещение безо всяких условий воспринимается как установившаяся традиция, освященная временем. При упоминании о необходимости готовиться к Крещению некоторые россияне выражают негативное отношение к таким новшествам.

 

4. Допуск к Таинствам без научения подсказывает прихожанам, что о них не хотят духовно заботиться

Для многих россиян участие в церковных Таинствах и обрядах подчас является единственным поводом посетить храм, а также встретиться со священнослужителями и людьми Церкви. Для невоцерковленного человека почти все, происходящее в храме является загадкой, требующей разрешения.

Отсутствие желания представителей Церкви познакомиться, узнать о возникающих сложностях на пути воцерковления, дать пояснения и помочь разрешить возникшие недоумения, рассказать о значении церковных Таинств – всё это очень красноречиво говорит пришедшему впервые в храм о следующем:

1) в этой церковной общине не интересуются состоянием души пришедшего человека;

2) общение православных священников с мирянами не является непременным атрибутом церковной жизни;

3) прихожанин вправе иметь любые представления о догматах веры, нормах нравственности и значении церковных обрядов и богослужений. Обращаться при этом к сокровищам вероучения и опыта Церкви не обязательно для спасения;

4) в церковной деятельности прихожанин может проявлять себя лишь через пожертвование и элементарную обрядность (во многом, поэтому обряд зажигания свечей в храме – самый востребованный для редко приходящих в храм).

5. Распространение раскольнических настроений

Попытки воцерковления вне общения со священнослужителями и людьми Церкви в некоторых случаях приводит к формированию у христиан так называемой книжной религиозности, основанной на цитатах об идеалах церковной жизни из творений святых отцов и канонического корпуса. Проблематичность совместить эти идеальные построения с реалиями жизни подталкивает таких людей на разрыв общения с церковной иерархией и вступление в раскольнические структуры. Отсутствие доверительных отношений со священнослужителями канонической Церкви (в большинстве случаев это полное отсутствие опыта общения со священником) также способствует формированию чувства отторжения от церковной иерархии. Эту тенденцию отметил еще в XIX в. свт. Феофан Затворник: «народ неведением истины покрыт; а тут священники молчальники. И помышлений не имеют учить. А при этом еще та беда, что народ отшатнулся от иереев»[51].

Попытки самостоятельного изучения Священного Писания и отсутствие возможности найти традиционное в Православной Церкви толкование подталкивает некоторых ищущих Божьего Откровения людей в протестантские деноминации.

6. Отпадение от Церкви

Присоединившись к Церкви без оглашения, десятки миллионов россиян стали пытаться участвовать в Таинствах Церкви, самостоятельно читать Священное Писание, соблюдать пост и религиозные обряды. Однако, без постижения учения Церкви о значении Таинств, вне контекста святоотеческого толкования Библии и без духовного руководства священников очень многих новообращенных постигло духовное разочарование, приведшее к фактическому отпадению от Церкви. 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 638.