Для эффективного осуществления огласительного процесса настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора в штатном расписании прихода.
Катехизатор – специалист, получивший систематическое богословское образование (в соответствии с Церковным образовательным стандартом по подготовке катехизаторов), необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения духовно-просветительской деятельности.
Катехизатор должен иметь достаточный опыт церковной жизни, регулярно участвовать в церковных Таинствах, иметь хорошую репутацию в среде прихожан, активно участвовать в жизни прихода, иметь общую гуманитарную подготовку и готовность осуществлять все виды катехизации.
Катехизатору необходимо четко понимать смысл, цели своего служения, область и глубину своей компетенции – осознавать, что он не есть носитель полноты истины и может ошибаться, признавать свободу тех, к кому обращена проповедь.
Должностные обязанности, направления деятельности, требования к уровню образования приходского катехизатора изложены в «Рекомендациях к деятельности штатного помощника настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению»[44]. Этот документ введен в действие циркулярным письмом рекомендательного характера Управляющего делами Московской Патриархии № 01/3009 от 18.06.2012 г.
Компетенции, знания, умения и навыки, которыми должен обладать катехизатор[45]
Катехизатор должен обладать следующими компетенциями:
готовностью и способностью:
Компетенции в области церковного образа жизни
· сознательно участвовать в церковных Таинствах и обрядах;
· соблюдать церковную традицию в общении, образе жизни, быте;
· преломлять духовные знания в личный духовный опыт;
· к совершенствованию в христианском благочестии на протяжении всей жизни;
· к самооценке и самоконтролю;
Компетенции в области катехизической деятельности
· использовать знание Священного Писания, основных разделов православного вероучения, литургики, церковной истории в духовно-просветительской деятельности;
· использовать знания в области церковного искусства в духовно-просветительской деятельности;
· использовать навыки чтения Священного Писания и богослужебных текстов на церковнославянском языке и их перевода в духовно-просветительской деятельности;
· использовать знания православного вероучения и сектоведения для обеспечения духовной безопасности воцерковляющихся (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений);
· выявлять степень воцерковленности человека и в соответствии с ней определять содержание, объем, методы, формы, сроки катехизации;
· использовать знания в области психологии в катехизической деятельности и педагогической работе;
· применять основные методы катехизической деятельности в работе с воцерковляющимися;
· разрабатывать и реализовывать программы по различным направлениям катехизической деятельности;
· аргументированно и убедительно излагать церковную позицию перед невоцерковленной и воцерковляющейся аудиторией;
· обеспечить катехизическое сопровождение церковных мероприятий;
Компетенции в области педагогической деятельности
· применять традиции и методы православной педагогики и христианской антропологии в педагогической деятельности;
· решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в воскресной школе;
· разрабатывать и реализовывать программы по вероучительным дисциплинам для различных возрастных категорий детей;
Дата: 2019-02-02, просмотров: 814.