Детство и подростковый возраст (7-15 лет)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Оглашение должны проходить все … дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения», - так указано в документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»[58].

Для реализации этого требования относительно школьников необходимо понять особенность этой возрастной группы и выработать рекомендации для священников и катехизаторов.

Будет лучше, если оглашение детей после встречи со священником будет поручено на приходе опытному педагогу из приходской воскресной школы.

Много полезных советов по особенностям религиозного обучения детей можно найти в учебном пособии Т. В. Скляровой, О. Л. Юнушкявичене «Возрастная психология и педагогика», в котором предпринята попытка характеристики возрастов жизни человека с позиций православной антропологии.

Авторы этой книги отмечает, что идеал вероучительного урока с семилетним ребенком – урок, на котором ученики и учитель ощущают себя единомышленниками, устремленными к Богу. На обычном уроке педагог «выше» своих учеников: он дает им знания, которыми он обладает, а они только потребляют. На огласительной беседе такого неравенства быть не может. Мы не можем «возвышаться» над детьми, единственное, что мы можем, – это вместе с ними искать Бога.

Если в этом возрасте сказать детям о том, что Бог любит их, детские сердечки радостно раскроются навстречу этой любви и тут открывается возможность с ними общаться, разбирая на примерах, как нужно жить.

Оглашаемым 7-летнего возраста можно давать самые основные сведения о Боге, о грехопадении, о Евангельской истории, можно для этого использовать книгу О.Л. Янушкявичене «Дерево доброе» или другие аналогичные.

С детьми 8-9 лет можно вести разговор о существующих добродетелях, используя библейские сюжеты. Эти сюжеты красочны, связаны один с другим, в них представлен широкий спектр человеческих отношений.

Десятилетний ребенок способен понемногу читать Евангелие самостоятельно. Однако с ним необходимо подробно разбирать все прочитанные фрагменты.

Подростки 10-15 лет с большим интересом могут вступать в диалог со священником или катехизатором, который проявляет искренность и уважение к собеседнику. Ведь подростковый возраст - это время поиска смыслов и целей, когда «оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности»[59].

К оглашению школьников можно применить советы монахини Магдалины: «Гораздо важнее, если дети уходят из класса с большим желанием любить Бога, чем, если выполнена программа преподавателя. Бывает, что какой ни будь предмет особенно занимает сознание детей, и иногда может быть духовно плодотворнее поговорить об этом. ...Истинная проба таким урокам не в том, сколько фактов запомнили дети, а в том, вышли ли они из класса с более глубоко прочувствованным сердечным убеждением, что Церковный путь – путь настоящей жизни. Имена и факты – только крючки, на которых можно развесить перед детьми эту истину».

Также очень важно учитывать готовность конкретных детей, с которыми педагог общается, к восприятию того, о чем говорится. Монахиня Магдалина пишет: «Всегда можно увидеть детей с неодинаковыми способностями и расположенностью слушать о Боге, и легко можно нанести серьезный духовный вред, если не говорить с каждым соответственно его мере. Даже один и тот же ребенок может быть в одно время более духовно восприимчив, нежели в другое»[60].

 

2. Молодость и юность (15-21 год)

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви особо подчеркивает «каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения … молодежи без предварительной полноценной катехизации»[61].

Некоторые подростки испытывают значительные трудности при общении со взрослыми людьми, включая священников. Затруднения могут быть в самых разных плоскостях:

• Информация не опознается, не прочитывается в смысловом поле субъекта, так как в предпосылочном опыте ей нет соответствия;

• Содержание непонятно на уровне значения (слов), знаков

• Высок темп предъявления информации (или скорость обучения), а также объем. В силу этого предлагаемый объем не может уложиться в памяти и проходит «мимо».

• Слишком высока степень сложности материала (плотность информации, уровень новизны, степень обобщения, абстрагирования и др.).

• Учащемуся неясны перспективы применения предлагаемого со­держания (ощущается ненужность, избыточность информации; материал значительно опережает реальный информационный запрос).

 

В современном мире подростку навязываются зачастую не личностные, а потребительские идеалы, что подчас приводит его к ожесточению и цинизму. На это накладывается особенности личностного развития детей в 15 – 16 лет. Такие подростки являют, как кажется, регресс совести: начинают отвергать мораль, утверждать относительность нравственных ценностей, понятия долга, честности, добра становятся для них бессмысленными словами. Они утверждает, что никто не имеет право решать, как другому следует себя вести. Такие подростки часто переживают кризис потери жизненных смыслов. Результатом переживаемого кризиса является личное собственное принятие каких-то (не обязательно христианских) ценностей. Святитель Феофан Затворник характеризовал этот период как «время воскипения телесно-духовной жизни».

Поэтому беседа о Промысле Божием и духовной стороне христианской жизни как нельзя лучше отвечает этим потребностям молодых людей.

Особая сложность в общении с молодыми людьми возникает при изложении так называемого морального катехизиса, когда подчеркивается недопустимость совершения абортов и сожительства без регистрации брака в ЗАГСе.

Многие опытные педагоги (в частности Софья Куломзина[62]) уверены в том, что взрослый человек должен говорить с подростками на темы любви и взаимоотношения полов. Но как это делать, универсальный совет дать затрудняются. В педагогической литературе начала ХХ века встречаются советы знакомить подростков с содержанием Книг Ветхого Завета, где проявления любви человеческой представлены как Богом дарованные и освященные[63].

Живя в секуляризованном мире, молодые люди приходят к выводу, что стремление к целомудрию является или пережитком прошлого, или недостижимым в данных условиях.

Соглашаясь с недопустимостью убийства и воровства, такие оглашенные не видят проблемы в сожительстве вне брака. Психологи отмечают, что на определенном этапе взросления большинство подростков становятся «конформистами»: мнение большинства для них совпадает с понятием нормы и добра. В беседе с такими подростками следует отметить, что их новый статус христианина обязательно предполагает новые права и обязанности, иной уровень ответственности. Осознание личной ответственности – важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка: «Если ты не маленький, отвечай за всю ту сферу, в которой считаешь себя взрослым».

Иные молодые люди, напротив, мучительно переживают свою неспособность обуздать порывы молодости и ожидают Божией помощи для обретения истинной свободы от тирании страстей блуда, гнева, обидчивости и внутреннего отчуждения от людей.

Вступая во взрослый возраст, человек воочию сталкивается с повреждённостью собственного человеческого естества. Для верующей души становится совершенно очевидно, что никакие культурные, социальные и иные человеческие институты не в силах помочь ему в преодолении этой повреждённости, глубинной разобщённости её со всем остальным миром. Понимание и признание того, что только в лоне Церкви возможно преодоление тёмной преграды между Богом и собой, позволяет человеку в возрасте юности вступить в действительно взрослую жизнь[64].

В разговоре с юношей или девушкой катехизатору необходимо переключать их с мнения о самих себе, на объективные интересы, просить их помощи в делах милосердия.

Зрелый возраст (22-60 лет)

Зрелость заявляет о себе появлением духовных потребностей. Возникает необходимость (социальная и личная) подвести предварительные итоги и наметить перспективу дальнейшей жизни. Начинается поиск духовных опор в собственной жизни. Если человек далек от Бога, то, как правило, в первом десятилетии зрелости наступает мировоззренческий кризис. Это возраст массового обращения людей к религиозным ценностям, осознанного прихода в Церковь.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 374.