§ 6. Современное состояние и проблемы катехизации в Русской Православной Церкви
§ 7. Обзор аудиторий воцерковляющихся
§ 8. Современное оглашение
§ 9. Катехизация после крещения
§ 10. Организация катехизического служения Русской Православной Церкви на современном этапе
Список рекомендованной литературы
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В КАТЕХИЗАЦИЮ
§ 1. Катехизация: понятие, значение, цели, задачи, содержание
Понятие о катехизации.
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Каждый человек призван приобщиться к Свету Божественного Откровения, ведь Сам Господь стремится явить Себя людям и соединить с Собой каждую человеческую личность. Воплотившийся Бог «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9) и призывает к этому Свою Церковь. Основанное на учительстве просветительское служение Церкви включает в себя катехизацию и религиозное образование.
Катехизация (от греч. katecheo – «оглашать, устно наставлять, учить») — это начальный этап религиозного просвещения уверовавших людей, реализуемый через содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви[1].
Термины: катехизация и оглашение являются синонимами. Однако в настоящее время оглашением принято называть начальный этап катехизации - подготовку к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь. Оглашение имеет целью не только научение основным истинам веры, но и выявление искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой. Участников подготовительных бесед перед Крещением принято называть оглашаемыми, оглашенными (по-гречески катехуменами). Содержание огласительных поучений и соответствующего вида религиозной литературы именуется катехизисом.
Последующий за принятием Крещения этап катехизации называется тайноводством – это вводный курс в таинственную жизнь Церкви, содержащий беседы о значении Таинств в церковной жизни.
Далее за тайноводством следует этап - систематического наставления православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщения его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.
Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки.
Указанные этапы могут иметь различную продолжительность и должны вытекать один из другого, так как упущение любого из них ведет к негативным последствиям для духовного роста православного христианина.
Катехизация призвана содействовать воцерковлению человека. Она предполагает совместное действие священнослужителей, катехизаторов, членов церковной общины и катехуменов (оглашаемых): научение, передачу опыта, сопровождение со стороны священнослужителей, катехизаторов, членов общины и личный духовный труд катехуменов, их молитвенное делание, пост, участие в богослужении, в жизни прихода, в делах милосердия и т.д.
Цели, задачи, содержание катехизации.
Главной целью катехизации является не «интеллектуальный процесс передачи и усвоения знаний и информации, а благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью»[2], его сознательное приобщение к церковной жизни во всех ее проявлениях. Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42).
«Молитвы об оглашенных» и Чинопоследование Таинства Крещения содержат множество указаний на задачи катехизации. Они сводятся к тому, чтобы помочь человеку в:
- формировании христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании[3] и основах православного вероучения;
- исповедании православной веры, то есть открытом признании своих православных убеждений и прославлении Единого Бога в Трех Лицах[4];
- стремлении к духовному просвещению при соучастии своего восприемника[5];
- приобщении к евхаристической жизни общины[6] и сохранении живой связи со своим приходом[7];
- принятии и воплощении в своей жизни норм христианской нравственности и аскетического делания[8];
- совершении дел веры;
- соблюдении канонов и церковных предписаний;
- осознании своей ответственности за состояние Церкви и содействии благосостоянию своего прихода[9];
- отречению от суеверных, оккультных и иных учений, а также магических практик[10].
Дата: 2019-02-02, просмотров: 496.