Преклонный возраст и старость (от 60 лет и старше)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Весь предыдущий жизненный опыт человека ставит перед такими людьми вопрос: доволен ли я прожитой жизнью? Если человек, оглядываясь на прожитую жизнь, осознает глубинный смысл того, что было, он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

В изменившихся условиях пенсионерам открываются новые возможности и способности, которые доселе были не востребованы. Такие люди с усердием посещают не только огласительные беседы, но и вообще все внебогослужебные занятия при приходе, а также богослужения. Уместно при этом предлагать им принимать участие в делах милосердия (например, в деятельности сестричества) и творческих коллективов.

 

Люди с психическими заболеваниями

Бесноватые или одержимые злым духом (отвращающиеся от святыни и хулящие ее, хотя и бессознательно) не могут быть крещены до момента их выздоровления, исключая ситуацию смертельной опасности[65].

Оглашение людей с психическими заболеваниями необходимо проводить только в индивидуальном порядке, сокращая огласительный период и упрощая обсуждаемый материал. Общаясь с таким человеком, катехизатору следует остерегаться ощущения превосходства или брезгливости.

Если разговор на религиозную тему провоцирует приступ психического заболевания, оглашение необходимо отложить.

Проведение бесед с психически больными оглашенными лучше поручать православным психологам.

 

Люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию

У таких людей желание принять Крещение связано с ожиданием решения их проблем (болезни, сложности в семье, взаимоотношения с коллегами на работе, поиск новой работы и т.д.).

В ряде случаев человек с помощью Крещения стремится обрести свою идентичность, то есть твердо усвоенный и принимаемый самим человеком целостный образ себя в самых разных жизненных обстоятельствах[66].

Обзор религиозности россиян

Проводимые на протяжении многих лет социологические опросы населения России позволяют оценить религиозность россиян и выявить ее динамику.

В период возрождения Русской Православной Церкви происходило открытие и строительство храмов и монастырей. Россияне массово принимали Крещение и прилагали попытки к воцерковлению. За этот период количество верующих людей в России увеличилось почти в 4,5 раза (17% верующих с 1989 году и 75 % в 2013 году).

Опросы показывают, что 64-70% респондентов причисляют себя к православным христианам, причем очевидна положительная динамика этого показателя за прошедшие 25 лет. Эта часть россиян ощущает свою причастность Православию, доверяет Церкви, и это указывает на благоприятные возможности для распространения духовенством Русской Церкви и катехизаторами Света православной веры.

Однако социологические опросы указывают и на тревожные тенденции. Участники социологических опросов признаются в том, что, будучи даже крещеными в Русской Церкви, они:

- не верят в Бога или же сомневаются в Его существовании;

- идентифицируют себя в качестве православных, но непричастных к иерархической структуре Церкви людей;

- не воспринимают ипостасный (личностный) характер Божества и отрицают тринитарный догмат;

- не исповедают веру в воскресение мертвых и напротив, являются суеверными и причастными к оккультным практикам;

- не участвуют в богослужебной и сакраментальной жизни Церкви;

- не изучают основ православной веры и не стремятся исполнять заповеди Божии.

Сознавая невозможность «измерения» религиозности человека, следует, все же признать, что самоотождествление себя с верующими людьми не позволяет в большинстве случаев отнести конкретного человека к категории верных чад Церкви. Путая эти понятия, представители духовенства допускают к церковным Таинствам людей, именующих себя православными и верующими, но не утруждая себя выяснением, что же стоит за этими титулами. Подобное проявление ложной жалости и попустительства позволяет нецерковному и даже нерелигозному человеку утвердиться в мысли, будто присоединение к Церкви и сама принадлежность человека к Церкви может проявляться формально и без личных усилий самого человека. Вследствие этого в советский период возник даже феномен православного атеиста, указывающий на парадоксальность и противоречивость религиозности российского общества.

Перечислим признаки ложной религиозной идентичности.

Часть респондентов заявляет о своей вере в некую высшую силу, не являясь при этом, сторонниками определенной религиозной традиции. Проявление религиозного чувства (чувство Бога в сердце, жажда Бога) присуще каждому человеку как носителю образа Божия, при этом религиозной верой принято считать совокупный ответ всего существа человека на действие благодати Божию (мысли, устное исповедание и совершение дел веры).

Для значительной части россиян религия отождествляется с национальной традицией и верой предков, частью мировой культуры и истории, с соблюдением моральных и нравственных норм, а также соблюдением религиозных обрядов. Подобные убеждения сами по себе не могут быть отнесены к категории религиозных. Ведь религиозность – это не статичное состояние или отстраненное знание о существовании духовных существ. Её невозможно приобрести раз и навсегда. Этот процесс возобновления и поддержания связи с Богом требует от человека внутренней собранности и постоянства. Обретается этот опыт в глубине человеческого сердца, и уже затем выражается и совершенствуется (но не подменяется) внешними действиями верующего человека.

В этноконфессиональной идентичности и религиозно-философских системах мысли присутствует идея бытия Бога, однако, исповедующие их люди религиозными от этого не становятся (достаточно вспомнить слова апостола Иакова: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19)).

Катехизаторы и новообращенные должны понимать, что воцерковление представляет собой не принятие новой идеологии, а построение личных отношений с Лицами Троицы: «всё, что мы исповедуем как свою веру, создает личную связь и влечет за собой личные обязательства. Без личной связи вера немыслима»[67]. Митрополит Иоанн Зизиулас подчеркивает недопустимость отождествления Церкови с совокупностью религиозных идей и «исповеданием веры», ведь возможен вариант, когда в догматах можно оставаться православным и быть при этом раскольником, то есть не иметь никаких отношений со своим епископом[68].

До половины опрашиваемых россиян фактически не участвуют в религиозной жизни и заявляют, что религия фактически не оказывает на их жизнь какого-либо влияния.

Христианином может называться лишь уверовавший в Бога-Троицу человек, который сознательно считает себя участником истории спасения во Христе. Так называемого естественного богооткровения для этого не достаточно: догматы о Троице, воплощении и смерти Бога человек может воспринимать лишь через особое Божье Откровение[69], именно поэтому так важна учительская функция Церкви, готовность человека принять Божье Откровение и изменить свою жизнь в ответ на Божий призыв.

Любые религиозные убеждения, в которых отрицается пришествие Бога в мир людей и необходимость установления с Господом Иисусом Христом личных отношений доверия и служения не могут быть названы христианскими. Вера христиан «должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры»[70].

По мнению святителя Афанасия Великого, кто от веры в Троицу отпадает, «тот не может быть и даже называться христианином»[71]. Подобным образом, Церковь всегда стояла на страже веры в то, что Иисус Христос – Воплотившийся Бог, Который умер и воскрес. Отрицающих Боговоплощение апостолы именовали антихристами (1 Ин. 4:3), а веру, игнорирующую Воскресение Христово, называли тщетной (1 Кор. 15:17). В толковании 11-го правила Иппонского собора 393 года известный толкователь канонов Вальсамон сделал следующее замечание: «Принимают напрасный труд крещаемые, если имеют сомнение в воскресении, так как крещением и погружением в воду купели и восхождением из нее они возвещают смерть и воскресение, а своими словами показывают неверие оному»[72].

Отсутствие интереса к духовному просвещению у большинства россиян приводит к распространению таких «совершенно иноприродных по отношению к религии явлений»[73], как оккультные практики и суеверия.

Без церковного научения, покаяния и обновления уверовавшего человека под личиной христианства и Православия может скрываться так называемая «народная вера» - язычество. Приверженцы языческого мировоззрения чувствуют отчужденность Божества от человека, превратно понимают высшее Благо, а также подвержены мистическими страхам и суевериям. Вместо смирения и благодарения магически настроенный человек обращается к Божеству лишь с желанием получить земные дары, ошибочно полагая, что ритуалы и определенные фразы могут вынудить Бога исполнить просимое.

Еще менее к религии имеет исповедание деизма – учения о том, что Бог бесконечно удален от мира, абсолютно непознаваем для человека и никакое общение между человеком и Богом невозможно. К деистам можно отнести тех якобы верующих людей, которые отрицают Бога как Личность, Его Откровение человеку (например, Священное Писание), Божий Промысел и чудеса (замысел Бога о человеке и Его деятельное участие в жизни людей ради их спасения)

 Церковность человека предполагает не только способность считать себя «православным» и соглашаться с учением Православной Церкви. В современных условиях распространяется увлечение так называемым «христианством без Церкви». Согласно социологическим опросам лишь 41% россиян исповедают православие и выражают свою принадлежность к Русской Церкви как к религиозному институту. Нецерковное христианство является противоречием в определении, так как с самого своего зарождения христианство явило себя не как религиозно-философское учение, а как новая жизнь Богочеловеческого организма Церкви, причем спасение человека воспринималось как приобщение ко Христу в Церкви: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). Стремление дистанцироваться от видимой церковной организации и иных христиан является следствием процессов атомизации современного общества, а также проявлением самой сути грехопадения – отчуждения от Бога и окружающих людей. 

Сознательное и полноценное участие в Таинствах Церкви является важнейшим критерием и элементом идентичности православного христианина: верные - это те из христиан, кто принял Крещение (в противоположность оглашаемым) и регулярно участвует в таинстве Евхаристии[74].

Современный среднестатистический верующий и православный человек, не будучи вполне церковным (современные социологи различают 5 степеней воцерковленности: воцерковленные, полувоцерковленные, немного воцерковленные, слабо воцерковленные и очень слабо воцерковленные), все же чувствует свою причастность христианской культуре и системе нравственных ценностей. Он «неверен Христу» в церковном понимании, но имеет все возможности, чтобы стать христианином.

Руководитель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий отмечает, что в настоящий момент «в духовном просвещении нуждается подавляющее большинство граждан нашей страны, многие из которых крещены, но фактически не живут церковной жизнью… Люди, давшие обеты Крещения, продолжают совершать смертные грехи, подвержены той или иной форме идолопоклонства, суевериям. Содержанием их жизни остается суета мира сего, а не Христос и не исполнение Его заповедей. Христианство становиться лишь внешней формой бытования человека в мире». Поэтому развитие катехизической деятельности, по его мнению, «является важнейшей церковной задачей, решать которую следует абсолютно на всех уровнях»[75].

 


§ 8. Современное оглашение [76]

 

Предварительное наставление в православной вере (оглашение) в древности совершалось в течение двух-трех лет, а самый интенсивный период подготовки к Крещению составлял 40 дней. Его продолжительность фактически соответствовала времени, необходимому для воцерковления оглашаемого.

Такая длительность подготовки недостижима теперь для большинства приходов и не может пока рассматриваться как цель для общецерковной практики. В настоящее время люди, желающие принять Таинство Крещения или крестить своих детей, в большей части своей не готовы к длительному периоду оглашения. Поэтому следует искать приемлемые решения, с учетом реалий, но таким образом, чтобы подготовка не становилась профанацией. Оглашение, в первую очередь, должно укрепить и сделать осознанной веру в соответствии с православным Символом веры и подвигнуть к покаянию, твердому решению оставить то, что несовместимо с христианством.[77] Главная задача оглашения в современных условиях – это дать стимул для дальнейшего воцерковления человека.

Целесообразным является сосуществование разных по длительности вариантов оглашения, в зависимости от конкретных условий и возможностей.

Минимально приемлемый объем посильной подготовки к Крещению в соответствии с документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении Русской Православной Церкви» – это две беседы до Крещения, в сочетании с личным духовным трудом человека, и исповедальная беседа.

Безусловно, важно не ограничиться только этой подготовкой. На священнослужителях, катехизаторах, членах прихода, восприемниках лежит ответственность за дальнейшее воцерковление и проведение длительной последующей катехизации новокрещеных членов Церкви.

В приходах и благочиниях, где есть соответствующие возможности, могут быть увеличены длительность и объем подготовки к Таинству Крещения. В данных беседах могут участвовать не только те, кто готовится принять Крещение, но и крещеные, желающие изучить основы веры, если они ранее не прошли катехизацию.

 

Организация оглашения

Огласительные беседы могут проходить в форме групповых занятий или индивидуальных бесед.

В первом случае оглашенные собираются в назначенное время в определенном для проведения бесед помещении и беседуют с клириком прихода или катехизатором.

Индивидуальный подход в оглашении возможен на приходах, где функционирует полноценная катехизическая служба и духовно опытные прихожане готовы лично курировать (сопровождать) вхождение человека в церковную жизнь. В таком случае после первоначальной встречи со священником оглашенный общается с представителем катехизаторской службы прихода в индивидуальном порядке (согласуя с ним время проведения бесед), а в конце подготовительного курса участвует в исповедально-доверительной беседе со священником. Впоследствии указанный представитель катехизической службы сможет помогать христианину воцерковляться и после Крещения.

Оптимальный режим встреч с оглашенными на групповых занятиях – одна беседа в неделю. Готовящийся ко Крещению человек должен иметь возможность и время усвоить услышанное, прочесть необходимую литературу и начать жить по Евангелию.

Возможны несколько вариантов организации огласительных бесед: в будние дни и в выходные.

Например, если огласительный цикл рассчитан на один месяц, первый вариант предусматривает проведение огласительных бесед в следующем порядке: первая беседа проходит в понедельник вечером, вторая – во вторник 2-й недели, третья – в среду 3-й недели, и последняя – в четверг 4-й недели. Такая организация бесед позволяет начинать новый курс оглашения каждую неделю (в понедельник). Второй вариант больше подходит для катехизаторов и оглашаемых, работающих в будние дни. Беседы в таком случае проводят по субботам или воскресеньям. Однако новый цикл бесед при такой схеме начинается один раз в месяц (при условии проведения катехизатором одного занятия в день).

Продолжительность одной беседы не должна, по возможности, превышать 1–1,5 часа, так как усвоить большой объем новой информации для большинства слушателей будет проблематично.

Количество огласительных бесед должно определяться настоятелем прихода и учитывать степень подготовленности оглашенного к вхождению в Церковь, а также территориальные и прочие особенности приходов.

Прошедшим курс оглашения в храмах или в Духовно-просветительских центрах может выдаваться особое свидетельство, что позволит им принять Крещение в любом храме данной епархии.

Для организации полноценной катехизации взрослых возможен вариант организации Крещения как торжественного и значимого события в жизни всей приходской общины примерно 4-6 раз в год. При таком подходе станет возможным набирать группы желающих креститься и проводить их основательную подготовку к Крещению и Причащению. В таком случае целесообразно совершать Крещальную литургию накануне великих праздников в торжественной обстановке.

Общие принципы оглашения

Оглашение может быть построено только на основании искренних и доверительных отношений с людьми. Катехизация может быть только откликом на свободное произволение человека к спасению. Использование в катехизическом процессе любых средств и технологий, нарушающих свободу человека, недопустимо.

Катехизация должна быть, в первую очередь, встречей и диалогом, а не только монологом катехизатора. Подготовку оглашенных ко Крещению целесообразно проводить не в форме преподавания лекционного материала о христианстве и пассивного слушания, а в более эффективной с педагогической точки зрения живой беседе с постановкой вопросов и использованием примеров из повседневной жизни (притч) или исторических событий, поясняющих основные истины веры. Важно спрашивать, как человек осознает то или иное понятие (грех, зло, добро). В дальнейшем надо вести диалог, отталкиваясь от мнения оглашаемого. Если оно правильно, углубить его, если нет, то объяснить, почему нет, и, исходя из этого, показать истину.

Чтобы материал бесед лучше усваивался, желательно иллюстрировать основные события Священной Истории примерами икон и росписей храма. Желательно использование наглядных пособий (например, с текстом Символа веры) и современных средств обучения: видео-, аудио- и компьютерной техники. Хорошим подспорьем для катехизаторов может стать небольшая видеотека и библиотека. В книжной лавке каждого прихода должна быть литература, специально адресованная тем, кто пока только стучится в двери Церкви. Это должна быть литература, на разных уровнях – и общедоступном, и более углубленном – объясняющая основы Православия, а также открывающая мир Евангелия и богослужений.

В приходе следует распространять катехизические листки, посвященные праздникам, Таинствам, богослужению и отдельным вопросам церковной жизни, разместить информационный стенд, содержащий просветительскую информацию.

Уже на первой огласительной беседе целесообразно вручать оглашенным брошюру о Крещении (как минимум – текст Символа веры на церковно-славянском и русском языках) и Евангелие. Возможно распространение среди оглашаемых дисков с катехизическими фильмами [78] и текстами в электронном виде, а также с записью бесед в mp3-формате.[79]

Необходимо, чтобы за время подготовки ко Крещению оглашенные самостоятельно познакомились с содержанием Евангелия. В качестве минимального требования можно предложить прочтение одного из синоптических Евангелий. В процессе бесед важно уточнить, как оглашенные усвоили прочитанное, и ответить на вопросы.

Основной задачей катехизатора является свидетельство о Христе и жизни по вере. Во время подготовки человека ко Крещению необходимо обратить внимание на то, как оглашенный соотносит себя со Христом и Его Церковью.

Содержание оглашения должно соответствовать категориям слушателей. Необходимо учитывать возрастные особенности, социальный статус, религиозную мотивацию, уровень светского образования, психологические особенности, а также нравственное и культурное развитие человека.

Аскетические элементы подготовки к Таинству Крещения

Уже на начальном этапе оглашения очень важно помочь новообращенному человеку включить в свою личную жизнь следующее:

- регулярное чтение Евангелия;

- ежедневную молитву;

- посильное участие в богослужениях и церковно-общинной жизни прихода;

- стремление к нравственной жизни по Евангелию. Очень важно познакомить и приобщить человека к посильным делам милосердия.

Оглашенным следует рекомендовать соблюдать пост перед Крещением в течение 2-3 дней, а живущим в браке – накануне принятия Крещения воздержаться от супружеского общения. Приступать к Таинству Крещения необходимо предельно чистыми и опрятными (женщинам – без косметики и украшений).

Примерное содержание цикла огласительных бесед, рассчитанного на 1-1,5 месяца

План проведения бесед с готовящимися ко Крещению предполагает постепенный переход от одной темы к следующей, от простейших понятий до глубоких вероучительных истин. Приведенные здесь планы бесед являются лишь ориентиром для катехизатора, который в процессе общения с людьми некоторые темы может лишь затрагивать, а те, которые вызывают недоумение и смущение у оглашаемых, наоборот, рассматривать более тщательно.

При подготовке бесед необходимо помнить, что приходящие люди в большинстве случаев не имеют никакого представления о православной вере, или же их представления искажены и подвержены ложным стереотипам. Поэтому задача катехизатора заключается в том, чтобы доходчивым и ясным языком показать желающему креститься человеку незамутненный образ православного вероучения и помочь в преодолении стереотипов.

 


Вариант 1

В первой беседе внимание может быть уделено выяснению мотивов обращения человека с просьбой о Крещении и помощи ему в осознании подлинных христианских мотивов Крещения, ответам на его вопросы.

Огласительные беседы призваны помочь человеку обрести личную и живую веру в Бога, доверие Богу и верность Ему. Современный человек, желающий принять Крещение, как правило, не имеет точного представления о смысле жизни, вере и Боге. Поэтому катехизатор призван раскрыть перед ним евангельские основы веры, познакомить человека с тем, что Сам Бог открыл людям, а также с основами богословского осмысления этого Откровения. На этой беседе можно рассказать о Евангелии как Книге Жизни и Благой Вести о спасении во Христе.

Более продуктивно уже на первой беседе определиться с оглашаемыми в терминологии, чтобы говорить с ними на одном языке.

Схема рассуждений: Бог – человек – вера (религия). Эти понятия нужно раскрыть в следующих аспектах:

Бог – Кто? Или «что»? Безликая энергия или Личность? Молитва как общение с Богом. Бог как Творец и Промыслитель.

Человек – состав природы человека, образ и подобие Божие, динамичность личности, присущее ей неотъемлемое религиозное чувство и духовная жажда.

Вера как устремленность человека к Богу, как ответ человека на Откровение и призыв Божий, как доверие человека Богу и верность Ему.

Религия как живой и личностный союз Бога и человека. Ее кардинальное отличие от магии, в основе которой лежит попытка механически овладеть духовной силой и заставить ее служить своим земным целям.

Преодоление магических убеждений у новоначальных христиан является залогом построения их правильных отношений с Богом.

 

На второй беседе возможно рассмотреть учение Церкви о спасении человека («от чего и с помощью чего мы хотим спастись?»), понимаемом, с одной стороны, как избавление человека от греха и его последствий: отчужденности от Бога, рабства диаволу и смерти, а с другой стороны – как исцеление человеческой природы во Христе, восстановление живительной связи с Богом и обожение. Во время этой беседы полезно рассмотреть взгляд Церкви на истинное зло – грех (отступление от Бога).

Представление о грехе у людей бывает весьма искаженным или ограниченным списком смертных грехов и обрядовыми нарушениями. Без евангельского представления о грехе, о поврежденности человеческого естества, невозможно понимание спасения во Христе. Поэтому во время беседы необходимо заложить основы святоотеческого понимания как святости, так и греха и страстей как его первопричин.

Сопутствующие понятия: покаяние, обеты Крещения, отречение от сатаны. В этом контексте следует раскрыть понимание члена Символа веры «Исповедую едино Крещение во оставление грехов».

Немаловажно и введение в христианскую нравственность, раскрываемую через рассмотрение трех евангельских притч: о блудном сыне, о самарянине и о талантах.

 

Третья беседа с оглашенными предполагает обсуждение главных событий истории спасения в объеме Символа веры: творение мира и человека, человек до грехопадения, грехопадение, Промысл Божий в ветхозаветном мире, Боговоплощение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница, Церковь Христова.

Важно показать оглашенному, что, принимая Таинство Крещения и приобщаясь к церковной жизни, он становится участником общечеловеческой истории спасения и лично воспринимает спасительные плоды искупительного подвига Христа.

 

На заключительной четвертой беседе возможно подробно рассказать о чинопоследовании Таинства Крещения и показать, как центральное событие истории спасения (смерть и Воскресение Спасителя) актуализируется в литургической жизни Церкви и соотносится с жизнью каждого христианина.

Огласительные беседы призваны содействовать формированию у людей правильных понятий о Церкви: о ее устройстве, свойствах и Таинствах.

Во время этих бесед необходимо рассмотреть следующие аспекты:

- представления об абстрактной принадлежности к Церкви, существовании внецерковного христианства и веры в «Бога в душе» ошибочны;

- церковность христианина выражается через участие в определенном Евхаристическом собрании.

Желательно, чтобы заключительную беседу вел священник, которому оглашенные могут задать возникшие во время оглашения вопросы.

Вариант 2

Первая беседа. О Боге: Кто такой Бог. Учение о Его свойствах. Догмат Святой Троицы. Краткое учение о благодати. Откровение и его формы: Писание и Предание. Богодухновенность Библии в отличие от других писаний. Истинное понимание Библии только в свете Священного Предания Православной Церкви.

 

Вторая беседа. О Творении и человеке : Творение. Ангелы: их природа. Падение Денницы. Шесть дней Творения. Природа человека. Грехопадение прародителей (с подробным анализом текста Быт. 3 и его соотношения с обычным поведением современного человека). Искажение природы и попадание под власть сатаны. Краткая история Ветхого Завета (Каин и Авель, Потоп, Вавилонская башня, значение Закона, пророчества) с указанием его цели – Боговоплощения.

 

Третья беседа. О Христе: Христология. Необходимость для спасения именно Боговоплощения. Благовещение. Учение о единстве Ипостаси и двух природах во Христе. Крещение. Искушение Господа от сатаны. Христос как Царь, Пророк и Первосвященник. Преображение. Страсти Христовы (начиная с входа во Иерусалим, далее – предательство Иуды, Тайная Вечеря, Гефсимания, арест, суд, Голгофа, сошествие во ад). Искупительная Жертва Спасителя. Воскресение как победа над смертью. Вознесение как прославление человеческой природы. Признаки приближения Второго Пришествия. Антихрист. Страшный Суд. Мучение грешников и вечная жизнь праведников.

 

Четвертая беседа. О Церкви и Таинствах: Церковь. Что это такое. Разбор термина. Рождение Церкви — Пятидесятница. Свойства Церкви: Единство, Святость, Соборность, Апостольство. Церковная иерархия. Таинства. Крещение и Миропомазание (подробное толкование чина). Причастие (определение и указание необходимости частного причащения). Исповедь. Брак. Соборование. Священство. Что такое монашество. Посты и праздники. Ежедневная молитва.

 

Пятая беседа. О заповедях: Нравственное учение. Что такое добро и зло. Описание возникновения греха в сердце. Страсть как страдание. Добродетель как добро, вошедшее в навык, и как то, что уподобляет нас Творцу. Цель христианина — обожение. Десять заповедей (включая обоснование того, почему тот или иной грех — это зло, с описанием противоположной добродетели). Заповеди блаженств.

 

Примерное содержание длительного огласительного цикла

Представленный ниже план-конспект бесед с оглашаемыми является общей схемой, допускающей различные варианты содержательного наполнения бесед в соответствии с возможностями катехизатора и оглашаемых. Количество бесед, раскрывающих ту или иную тему, в каждом конкретном случае определяется катехизатором (как правило, это 2-3 беседы). Наиболее объемными и значимыми в подготовке ко Крещению являются темы V и VIII, раскрытие содержания и жизненное усвоение каждой из которых оглашаемыми может продолжаться не один месяц.

Предварительное собеседование

На первой встрече необходимо прояснить мотивы, побудившие человека прийти в храм для принятия Крещения, а также получить представление о характере и степени его знакомства с христианством. Наставление катехизатора на первой встрече должно открыть людям общий смысл христианской веры и образа жизни. На предварительном собеседовании желательно присутствие священника, который в завершение встречи мог бы прочитать над изъявившими твердое намерение стать христианами и готовиться ко Крещению молитву «во еже сотворити оглашеннаго».

 

Первая тема: О вере

Зов Божий в жизни человека. Вера и знание. Личностный характер христианской веры. Вера как доверие и верность Богу.

 

Вторая тема: О Боге

Общий смысл и значения понятия «Бог». Христианское понимание Бога: Бог-Троица и Бог-Любовь, Бог Живой и Воплотившийся. Имена и свойства Бога.

 

Третья тема: О Божественном Откровении

Мир как откровение. Совесть – голос Божий. Единство Бога и множественность религий. Полнота откровения в Предании Церкви. Основные формы Предания: Библия, Соборы, Литургия, творения отцов Церкви. Библия – средоточие Божественного Откровения. Состав Библии. Как правильно читать Библию. 

 

Четвертая тема: Бог Отец (1-й член Символа веры)

Почему христиане называют Бога «Единым», «Отцом», «Вседержителем» и «Творцом». Сотворение мира. Видимый и невидимый мир. Человек как образ и подобие Божие. Душа и тело. Происхождение зла и грехопадение. Первородный грех. Заветы и обетования Бога Ною, Аврааму, Моисею, Давиду. Ветхозаветная история как ожидание Христа. Мессианские пророчества.

 

Пятая тема: Основные нравственные законы. Десять Заповедей

Вера и дела. Понятие «заповеди». Две скрижали заповедей. Специфика нравственного учения Ветхого Завета. Раскрытие жизненного смысла каждой из десяти Заповедей Божиих.

 

Шестая тема: Бог Сын (2-й – 6-й члены Символа веры)

Значение слов «Господь», «Христос», «Сын Божий», «Сын Человеческий», «Слово». Две природы и единство личности Христа. Смысл и значение Боговоплощения. Пресвятая Богородица. Смирение и уничижение Христа. Крестная жертва Спасителя. Христианское понимание страдания. Воскресение Христово и христианское понимание смерти. Вознесение Христово и обожение человека.

 

Седьмая тема: Бог Святой Дух (8-й член Символа веры)

Учение Иисуса Христа о Святом Духе. Смысл и значение дарования Церкви Святого Духа. Дары и плоды Святого Духа. Преподобный Серафим Саровский о цели христианской жизни. Понятие «служения».

 

Восьмая тема: Новозаветное нравственное учение

Специфика нравственного учения Нового Завета. Заповеди блаженства и Нагорная проповедь. Закон и свобода во Христе. Христианское понимание любви. Следование за Христом в повседневной жизни. Смысл и значение поста. Сущность молитвы и ее виды. Молитва Господня. 

 

Девятая тема: Церковь (9-й член Символа веры)

Сущность и призвание Церкви. Свойства Церкви. Устройство Церкви. Церковь земная и небесная. Вера в Церковь. Почитание святых. Поминовение усопших. Церковь и церкви.

Десятая тема: Жизнь будущего века (7-й, 11-й и 12-й члены Символа веры)

Душа после смерти. Всеобщее воскресение и Второе Пришествие Господа Иисуса Христа. Страшный Суд. Рай и ад.

 

Одиннадцатая тема: Таинства Крещения и Миропомазания

Значение слова «крещение». Символика воды и елея. Крещение в Новом Завете. Учение апостола Павла о связи Крещения со смертью и воскресением Христа. Смысл и значение Миропомазания. Чинопоследование Таинства Крещения.

Заключительная беседа перед принятием Таинства

По окончании предкрещальной катехизации священник проводит с просвещаемыми духовно-нравственную беседу о покаянии как реальном изменении образа жизни, которое является необходимым условием для принятия Крещения. Также проводится индивидуальная исповедально-покаянная беседа.

Чинопоследование оглашения и Крещение

По окончании катехизации священник совершает в притворе храма чин оглашения. Просвещаемые должны сами произнести наизусть или прочитать Символ веры. В ближайший после этого воскресный или праздничный день совершается Таинство Крещения. Возможно и желательно совершение Крещальной Литургии.

 

Двенадцатая тема: Таинство Евхаристии

(Представленные ниже темы имеют тайноводственный характер и традиционно следуют после принятия оглашаемым Таинства Крещения. Вместе с тем в общем виде они могут быть представлены и до совершения Таинства Крещения, а затем получить более полное раскрытие)

Смысл и значение Таинств. Значение слов «евхаристия» и «литургия». Символика хлеба и вина. Евхаристия в Новом Завете. Последование Божественной Литургии.

Тринадцатая тема: Таинство Покаяния и другие Таинства

Значение слова «покаяние». Покаяние в Библии. Совершение Таинства Покаяния. Общий смысл Таинств Брака, Елеосвящения и Священства.

 

Четырнадцатая тема: Богослужение

Храм Божий. Общее содержание суточного, седмичного и годового богослужебных циклов. Праздники и посты. Личное литургическое благочестие.

Минимальные требования к оглашению

При отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться минимальные требования: необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением Таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу [80].

Основная задача такого краткого оглашения – это вызвать душевный и духовный отклик у людей, с тем, чтобы они затем продолжили свое воцерковление. Поэтому важно соотноситься с личным опытом людей, тем, что для них близко и понятно. Пример: каждый человек чувствует в себе печать греха, имеет опыт душевной и духовной опустошенности, бессилия и, наоборот, духовных проблесков, радости, готовности изменяться. Обозначив это, можно перейти к темам богообщения и спасения. Только Христос Бог, являясь Путем, Истиной и Жизнью, может нас преобразить. Для этого необходимо Крещение, участие в других Таинствах, церковная жизнь, молитва, жизнь по заповедям.

Ниже приводится возможное примерное содержание минимального оглашения:

 

Первая беседа. Тема: Основные представления о Таинстве Крещения

Краткое знакомство. Определение целей и задач встречи. Вера в Бога Творца. Предназначение человека. Человек как образ Божий и как призванный к уподоблению Богу. Бог есть любовь. Жизнь человека в единении с Богом. Грехопадение. Грех – первородный и личный. Смерть. Необходимость спасения, невозможность спастись своими силами. Обетование о Спасителе. Подготовка к принятию Спасителя в истории человечества и жизни каждого человека. Пришествие Спасителя и спасение Господом человека. Христос – Путь, Истина и Жизнь. Церковь.

Дверь в Церковь – Крещение во имя Пресвятой Троицы. Установление Таинства Крещения. Рождение от воды и Духа. Значение слова «крещение». Таинство Крещения – приобщение к крестной смерти и Воскресению Спасителя, освобождение от рабства диаволу и греху. Прообразы Крещения: Всемирный Потоп, переход Израиля через Чермное море, Иоанново крещение.

Условия Крещения: вера и покаяние, готовность изменить свою жизнь, жить с Богом. Жизнь по вере. Заповеди Божии. Оглашение как подготовка к Таинству Крещения, содействие укреплению в вере и покаянию.

Ответы на вопросы. Задание: прочитать одно из синоптических Евангелий, начать учить Символ веры и совершать краткое молитвенное правило.

Вторая беседа. Тема: Важные моменты чинопоследования Таинства Крещения

Краткое повторение предыдущей темы. Ответы на вопросы. О чинопоследовании Таинства Крещения. Совлечение одежд. Наречение христианского имени. Запрещение диаволу. Отречение от сатаны и дуновение и плюновение на него. Сочетание со Христом, исповедание веры в Него и готовности жить по Его заповедям. Произнесение Символа веры (Краткий разбор Символа веры). Поклонение Пресвятой Троице. Освящение воды и елея. Помазание елеем. Троекратное погружение с призыванием имени Пресвятой Троицы. Облачение новокрещеного в светлую одежду. Таинство Миропомазания. Шествие вокруг купели. Омовение частей тела, помазанных святым Миром. Пострижение волос. Воцерковление. Последующая жизнь в Церкви. Молитва. Богослужение. Евхаристия.

Практические вопросы по подготовке к Таинству Крещения.

 

Организация катехизических бесед с родителями крещаемых младенцев и восприемниками

Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения.

На приходе такие подготовительные беседы перед крещением детей могут быть организованы в нескольких формах:

- одна-две беседы о смысле и значении чина Таинства Крещения и его чинопоследования, о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их после Крещения. Присутствующим можно предложить для ознакомления памятки о Таинстве Крещения, катехизические фильмы о церковной жизни, предоставить список рекомендованной литературы о принципах религиозного воспитания детей и адреса интернет-сайтов, содержащих катехизические материалы и основы православной педагогики;

- курс тематических бесед;

- после проведения с родителями ребенка и восприемниками обязательной общей беседы им предлагают свободное посещение тематических бесед, посвященных осмыслению основ православной веры, ознакомлению с учением Церкви о семье, обсуждению принципов воспитания и воцерковления детей.

Основные темы подготовительных(ой) бесед(ы) с родителями крещаемых младенцев и восприемниками:

1. Смысл Крещения как Таинства соединения с Церковью, как смерти для греха и воскресения со Христом

При проведении беседы необходимо кратко рассказать об истории спасения в рамках Символа веры и раскрыть богословское значение Таинства Крещения.

2. Преодоление возможных суеверий, магического восприятия и профанирования Таинства Крещения

Некоторые мотивы для Крещения совершенно недопустимы для христиан (чтобы ребенка не сглазили, с целью дальнейшего лечения у целителей и «бабок» и т. д.). Иные мотивы сами по себе положительны, однако должны рассматриваться как второстепенные по отношению к центральной цели Крещения (Крещение ради здоровья младенца, чтобы был у него Ангел-Хранитель, чтобы был, как все русские, и т.д.).

3. Ответственность пред Богом и обязанности родителей крещаемого ребенка

Во время беседы следует раскрыть значение термина «вос-питание» в православной традиции как стремление родителей напитать личность ребенка, помогая ему обрести ощущение реальности присутствия Бога в жизни людей.

4. Ответственность пред Богом и обязанности крестных родителей

Обращаясь к восприемникам, следует напомнить, что восприемник является поручителем пред Богом о последующем воспитании ребенка в православной традиции, он должен быть учителем, обладающим необходимыми знаниями о вере и опытом полноценной церковной жизни, призван быть п омощником родителей, способным жертвовать своим временем, вниманием.

5. О подготовке к участию в Таинстве Крещения

Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии. Напоминать им о недопустимости участия в Таинствах, в том числе, в Таинстве Крещения лиц без нательного креста, с языческими амулетами.

Родителям и восприемникам детей старше 6 месяцев необходимо напомнить о полезности неоднократного посещения храма вместе с ребенком, что поможет преодолеть страх ребенка перед незнакомым местом и людьми. Знакомя ребенка с церковью, важно учить его правильно именовать священнослужителей и святыни.

6. Пояснения к чину совершения Таинства Крещения

В качестве пособия можно использовать труд митрополита Илариона (Алфеева) «Православие» (том 2), учебное пособие Малкова П.Ю. «Введение в литургическое предание. Таинства Православной Церкви», пособие протоиерея Геннадия Нефедова «Таинства и обряды Православной Церкви», книгу протопресвитера Александра Шмемана «Водою и Духом».

7. Советы о воспитании младенца и его воцерковлении

Во время беседы особо нужно отметить необходимость регулярного причащения ребенка после Крещения.

Восприемникам следует напомнить о необходимости регулярного посещения храма, что позволяет ребенку прочувствовать его Домом Божьим, и вместе с тем родным домом, где ребенка ждет Господь и Его милость.

Родители и восприемники призваны научить ребенка основам православной веры, вместе с ним регулярно читать молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево», научить его правильно и благоговейно налагать на себя крестное знамение.

Пришедшим на беседу родителям и восприемникам необходимо рассказать о деятельности приходской воскресной школы для детей.

8. Рекомендации по выбору икон и книг, которые восприемники могут дарить крестнику

Во время беседы с родителями и восприемниками младенца им необходимо напомнить о желательности приобретения для ребенка иконы его небесного покровителя, а также православной литературы:

- Детский молитвослов;

- Детская Библия;

- Закон Божий;

- Жития святых для детей.

 



Катехизация после крещения.

Со дня Крещения и причащения начинается заключительный этап катехизации – непосредственное вхождение в церковную жизнь. Этот этап предполагает более серьезное участие общины в жизни новокрещеного христианина. Его длительность и содержание следует определять исходя из конкретной ситуации.

Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает, что

просвещение прихожан, которое должно начинаться с катехизации перед Таинством Крещения, конечно же, не завершается ею. Следует пользоваться любой возможностью для научения людей, для сообщения им основ веры Христовой, евангельских истин[81].

Как минимум необходимо проводить внебогослужебные беседы, посвященные изучению Таинств и обрядов[82] (тайноводство), посещая которые, новообращенные христиане смогут полнее приобщиться к богослужебной и таинственной жизни Церкви:

Это сейчас категорическое требование Патриарха ко всей Церкви... В крупных приходах, особенно там, где есть молодежь, обязательно должна быть внебогослужебная деятельность[83].

Подобные беседы следует предлагать также тем, кто, будучи крещен ранее, хочет возобновить молитвенно-евхаристическое общение с Церковью или получить необходимое наставление в вере.

Необходимо расширять практику изучения на приходах Священного Писания в форме библейских бесед и кружков. Изучение и обсуждение Библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже понимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни, а также содействовать возрождению и развитию церковно-приходских общин. Следует также проводить для прихожан[84].

Клир прихода призван принимать самое непосредственное участие в процессе воцерковления новых членов общины, привлекая также активных мирян и катехизаторов.

Осуществляющие оглашение катехизаторы прихода должны помогать и дальнейшему воцерковлению их подопечных.

При крупных приходах и в благочиниях необходима организация специализированных центров духовного развития детей и молодежи, которые принимали бы непосредственное участие в катехизаторской, просветительской работе, обладали возможностью правильно организовать процесс катехизации и содействовать духовному развитию верующих.

Необходимо постоянно защищать жизнь церковной общины от проникновения духа индивидуализма, закрытости, сепаратизма и сектантства в любых его проявлениях.

При приходах желательно организовывать кружки и студии, как для детей и молодежи, так и для взрослых или всей семьи в целом.

По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы[85], во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении[86].

Катехизация может принимать самые различные формы: внебогослужебное общение священника с прихожанами (с чаепитием), просветительские беседы или занятия в воскресной школе для взрослых и детей, ненавязчивое распространение назидательных и просветительских листков, предоставление молящимся отдельных текстов богослужения.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 334.