Докажем, что образы базисных векторов расположены в столбцах матрицы, что именно при таком строении матрицы умножение её на вектор-столбец будет задано корректно, то есть оно будет действительно отображать базисные векторы в их образы.
Умножим произвольную квадратную матрицу на и : , .
Базисные векторы при умножении на квадратную матрицу отобажаются именно в такие векторы, координаты которых записаны в 1 и 2 столбце матрицы. Строение матрицы оператора: столбцы есть образы базисных векторов при данном отображении, то есть столбец номер матрицы оператора содержит вектор .
Итак, если задан какой-либо закон, по которому отображаются векторы, то чтобы задать матрицу оператора, надо найти, куда отображаются базисные векторы.
Задача 83. Найти матрицу оператора поворота плоскости на угол .
Решение. Красным показаны образы базисных векторов. Но мы повернули именно единичный вектор, т.е. 1 это длина гипотенузы, отмеченной красным. Тогда расстояния r1 и r2 равны и .
Для образа вектора соответственно, и .
Получаем матрицу .
Ответ. .
При получится Действие оператора на любой вектор задаётся матрицей так: - любой вектор поворачивается на 90 градусов.
При матрица будет иметь вид , и действительно, умножение на такую матрицу переводит любой вектор в , а при повороте на каждый вектор как раз и должен повернуться и стать противоположным исходному.
Задача 84. Построить матрицу линейного оператора проекции 3-мерного пространства на плоскость .
Решение. Найдём, куда переходят 3 базисных вектора. Первые 2 из них остаются на своих местах, 3-й обращается в 0.
Эти числа запишем в столбцы матрицы оператора.
Ответ. .
Матрица вырожденная, оператор не является обратимым.
Задача 85. Построить матрицу линейного оператора в 2-мерном пространстве, если действие оператора задано таким образом: .
Решение. Находим, в какие векторы отображаются два базисных вектора: , .
Эти результаты запишем по столбцам: .
Ответ. Матрица линейного оператора .
Проверка: . То есть действительно, вычисление координат образа вектора по данным формулам даёт точно такой же результат, как и с помощью умножения на матрицу.
Так, но ведь и по исходным формулам получилось бы то же самое: .
Задача 86. Построить матрицу линейного оператора в 3-мерном пространстве
Решение. Отобразим базис 3-мерного пространства.
Ответ. Матрица линейного оператора .
Задача 87. Найти матрицу оператора , отображающего каждый вектор в его векторное произведение на какой-то фиксированный вектор .
Решение. Отобразим базис.
Сначала найдём, куда отобразится вектор (1,0,0).
= =
= это и есть 1-й столбец матрицы оператора.
Аналогично, для нахождения 2 столбца надо отобразить (0,1,0).
= =
= .
Для третьего вектора
= =
= .
Ответ. .
Практика № 10. Дата 16.10.2018.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 262.