Понятие определителя 2,3 порядка. Перестановки. Методы вычисления определителей 2 и 3 порядка. Геометрический смысл
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

.

Пример с наглядным геометрическим смыслом.

 = .  

Для параллелограмма, построенного на базе системы векторов (2,1) и (1,2), площадь равна 3. Если область 2’ перенести в область 2, то видно, что получается половина прямоугольника площади 2 (выделено жёлтым). То есть площадь равна 1. Аналогично 3’ в 3. Там тоже площадь 1. Кроме того, в центре квадрат площади 1.

Задача 8. Найти определитель  

(можно любой аналогичный пример с другими числами).

Решение. Допишем копии первых двух столбцов, проведём 3 параллельных линии (главная диагональ и ещё две). Перемножим все эти тройки элементов и внесём в общую сумму с их исходным знаком. А вот для побочной диагонали и линий, ей параллельных, со сменой знака.

 =

.

 Ответ. .

Практика № 2. Дата 11.09.2018.

Задача 9А. Найти произведение: .

Задача 9Б. .

Решение. В 1-м случае размеры  и , согласованы, умножение возможно. Во 2-м случае  и , тоже согласованы (хоть столбцов и больше, но всё равно длина строки 1-й матрицы равна высоты столбца 2-й матрицы). Просто в ответе для 3Б получится ещё один лишний столбец справа.

 =  =

 = .

Для 3Б 1-я и 2-я строка умножаются не только на 1-й и 2-й, но ещё и на 3-й столбец. Дополнительно получаем

 =  = .

Выделим красным цветом новый столбец:

Ответ. 9А: , 9Б: .

Задача 10. Даны матрицы

, , . Найти .  

Решение. Так как матрица С находится справа во всех слагаемых, то для удобства можно использовать приведение подобных  =  - тогда умножение надо будет проводить всего один раз, а не два.

Сначала запишем .

= = .

Теперь умножим на матрицу С. Точно так же, как и в прошлом примере, мысленно обведём строку из 1-й матрицы на столбец из 2-й.

Есть 4 варианта это сделать:

 =  =  = .  

Ответ. .  

Задача 11. Даны матрицы . Найти .

Решение. =  = .

 = = .

Ответ. .

 

 

Задача домашняя № Д1.

Найти произведение матриц .

(Ответ: нулевая матрица)

 

Задача 12. Даны матрицы:  

Найти .  

Решение.

 = = .

Теперь поставим их наоборот, но при этом произведением будет уже не матрица 2 порядка, а матрица 3 порядка: теперь у первой 3 строки, но более коротких, а у второй 3 столбца. Вариантов умножить строку на столбец будет 9.

 = = .

Ответ. , .

Задача 13. Даны матрицы .     Найти

Решение.

 =  = .

= = .

Ответ. , .

Задача 14. Дана матрица . Найти

Решение. Сначала умножим две, и найдём .

 =  = .

Теперь домножим ещё на одну матрицу А, чтобы найти .

 =  = .

Ответ. .

Замечание. Несмотря на то, что в общем случае коммутативности по умножению матриц нет, но если матрица  совпадает с матрицей , тогда . Например, в этой задаче,  из-за ассоциативности, т.е. неважно, домножить третий раз слева или справа.

 

Домашняя № Д2. Найти  для этой же матрицы. Замечание. Здесь есть 2 метода решения: либо умножить , полученную в прошлой задаче, ещё раз на , либо взять , полученную на первом этапе, и её умножить саму на себя. Ответ.

Задача 15. Найти произведение , где

, , .

Решение. Вычислим , сначала умножим первые две матрицы:

 = . Теперь умножим на третью матрицу.

 = . Ответ. .

Замечание. Если вычислять , то получается точно такой же результат, т.к. выполняется закон ассоциативности. 

 

Замечание. При умножении квадратной матрицы на вектор-столбец получается снова вектор-столбец, то есть квадратная матрица фактически выступает в роли функции, отображающей векторы в пространстве (или на плоскости, если n = 2).

 

Определители.

Задача 16. Найти определитель .

Решение.  = .

Ответ. 18.     

Задача 17. Найти определитель .

Решение.

То, что перемножено по зелёным линиям, включим в сумму со знаком плюс, а по красным - со знаком минус.

 = .

Ответ. 5.

Задача 18. Найти определитель .  

Решение.

Ответ. 11.   

Практика № 3. Дата 14.09.2018.

Задача 19. Найти определитель .

Решение.

. Ответ. .

Задача 20. Найти параметр , при котором определитель равен 0:

.

Решение. Вычислим определитель и решим получившееся уравнение:

, , , .

Ответ. .

Задача 21. Найти объём тетраэдра, вершины которого

A(1,1,1), B(2,1,3), C(2,2,4), D(1,2,4). 

Решение. Объём тетраэдра ровно в 6 раз меньше объёма параллелепипеда с рёбрами AB, AC, AD.

Найдём эти векторы, и сначала вычислим объём параллелепипеда с помощью определителя, затем поделим на 6.

AB = (1,0,2), AC = (0,1,3), AD = (1,1,3).

 = , .

Ответ. Объём тетраэдра равен .

Задача 22. Вычислить определитель    с помощью разложения по первой строке.

Решение. Выберем дополняющий минор для каждого элемента 1-й строки, и домножим на

 =

 =  = 8.   Ответ. 8.

Важное свойство: если к любой строке прибавить другую строку, домноженную на число,  не изменится.

Доказательство.  

. Рассмотрим  =

.

Геометрический смысл. Если к вектору b прибавить вектор a, умноженный на любой коэффициент, то площадь параллелограмма не изменится, основание и высота остались старыми, см. чертёж:

Здесь площадь параллелограмма, образованного векторами a,b такая же, как для образованного векторами a, b+2a.

Задача 23. Вычислить определитель  методом Гаусса (приведением к треугольной форме) используя свойство, указанное выше.

Решение. Вычитаем из 2-й строки удвоенную 1-ю, и из 3-й 1-ю.

 =   затем вычитаем из 3-й строки 2-ю.

получили  = 2.  Ответ. 2.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 295.