Внутренняя КСО проявляется в отношениях собственников и руково-дства с работниками организации. При этом имеется ввиду не только ба-зовый уровень ответственности, определяемый законодательством, т. е. правовая или юридическая ответственность, но и в большей степени до-полнительный добровольный отклик организации на социальные пробле-мы, возникающие у ее работников.
В соответствии с таким пониманием к мерам внутренней корпоратив-ной социальной ответственности бизнеса можно отнести деятельность ор-ганизации, осуществляемую в следующих направлениях:
1) меры социальной защиты сотрудников организации;
2) развитие человеческого капитала организации;
3) выявление и учет интересов работников организации при приня-тии важных управленческих решений;
4) проведение социально ответственной реструктуризации.
К первому направлению — мерам социальной защиты сотрудников организации — можно отнести следующие конкретные ее виды:
– ликвидацию всяческой дискриминации при найме на работу, оплате работы, карьерном продвижении;
– меры по обеспечению защиты жизни и здоровья работников, а так-же оказание помощи работникам в критических ситуациях;
– поддержание достойной заработной платы — стабильной и при этом социально значимой.
Второе направление — развитие человеческого капитала организа-ции — происходит через обучающие программы и программы подготовки
и повышения квалификации, что повышает конкурентоспособность ра-ботников, снижает зависимость от одного работодателя, уменьшает на-грузку на государственный бюджет в случае потери работником своего места. Кроме обучения и профессионального развития, может включать также применение мотивационных схем оплаты труда, поддержание внут-ренних коммуникаций в организации.
Третье направление — система взаимодействия с работниками как основными стейкхолдерами любой компании. Это направление включает выявление и учет интересов сотрудников при принятии важных управлен-ческих решений.
Четвертое направление — социально ответственная реструктуризация. Это направление социальных программ компании, которое призвано обес-печить проведение реструктуризации социально ответственным образом.
В рамках каждого направления конкретная организация разрабатыва-ет и осуществляет свой комплекс мероприятий, создавая большое количе-ство внутренних видов КСО, применяемых на практике. Это:
1) социальная защита персонала;
2) отсутствие дискриминации в практике найма на работу;
3) отсутствие дискриминации при карьерном продвижении; 4) обеспечение защиты жизни и здоровья работников, в том числе
санаторно-курортное лечение для сотрудников; 5) достойное вознаграждение за труд, включая систему оплаты труда
и меры социальной поддержки;
6) участие компании в ипотеке и жилищном строительстве для своих сотрудников;
7) разработанная система взаимодействия с работниками как основ-ными стейкхолдерами любой компании;
8) обеспечение для работников возможности повышения квалифика-ции, постоянного обучения;
9) уважение семейных обязанностей работников, включая гибкую систему занятости и отпусков;
10) обоснованные меры, дающие возможность трудовой самореали-зации представителям уязвимых групп, таких как коренные представители местных сообществ, мигранты, инвалиды и т. д.;
11) участие в решении вопросов, связанных с молодежной или жен-ской безработицей;
12) информационно-разъяснительная работа, связанная с возможно-стью получения выплат и льгот на основе социальных программ;
13) обучение и информирование работников в области социальной ответственности.
Принимая решения о конкретной программе КСО, менеджеры долж-ны ориентироваться на стоящие перед организацией цели, а не на свои личные интересы или убеждения. Мотивами для увеличения социальной ответственности бизнеса могут быть следующие результаты внедрения мер КСО:
– развитие собственного персонала позволяет не только избежать те-кучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке;
– растет производительность труда в компании;
– проводится дополнительная реклама товара или услуги;
– происходит освещение деятельности компании в СМИ;
– достигается стабильность и устойчивость развития компании в дол-госрочной перспективе;
– создается дополнительная возможность привлечения инвестицион-ного капитала для социально-ответственных компаний;
– обеспечивается сохранение социальной стабильности в обществе в целом ;
– организация получает налоговые льготы.
Отличительными особенностями социальных программ являются добровольность их проведения, системный характер и обязательная увя-занность с миссией и стратегией развития компании.
Управление корпоративными социальными программами предполага-ет наличие таких этапов, как:
1) определение приоритетов социальной политики компании;
2) создание специальной структуры управления социальными про-граммами;
3) проведение программ обучения в области социальной ответствен-
ности;
4) разработка социальных программ компании;
5) реализация социальных программ компании;
6) оценка и доведение до сведения заинтересованных сторон резуль-татов реализации социальных программ компании.
Приоритеты социальной политики — это зафиксированные в доку-
ментальном виде основные направления реализации социальных про-грамм компании. Кроме социальных программ, для реализации на практи-ке КСО компании необходимо иметь социальный бюджет и желательно корпоративный кодекс, этический кодекс или подобный им документ.
Социальный бюджет — это финансовые средства, выделяемые ком-панией на реализацию собственных социальных программ.
55
Корпоративный кодекс — это формальное изложение ценностей и принципов построения деловых отношений компании. В кодексе, как прави-ло, содержатся общая идеология компании, ценности компании, этические нормы поведения, бизнес-нормы и обязательство компании их соблюдать.
Начальным этапом процесса разработки мероприятий социальной от-ветственности организации является анализ внутренних возможностей и потребностей организаций для их осуществления. Инициаторами потреб-ностей корпорации в осуществлении проектов социальной ответственно-сти, выходящих за рамки деятельности компании, могут быть сами корпо-рации. Потребности в инвестициях в данном случае определяются исходя из региональных условий реализации проектов КСО, количества рабо-тающих, текущих оценок и прогноза заболеваемости, демографических показателей, экологических характеристик среды. Возможности корпора-ций реализуются по схемам финансового взаимодействия на основе расче-тов экономической эффективности. Результаты начального этапа состав-ляют основу для формирования стратегических целей и социальной поли-тики в поведении каждого из участников проектов.
На основе экспертных оценок можно утверждать, что в России преоб-ладает внутренняя КСО.
Существующие методики определения уровня корпоративной соци-альной ответственности, используемые в России , можно условно разде-лить на две группы: первая группа основывается на использовании коли-чественных и качественных показателей деятельности компании; во вто-рой группе рассматриваемой методикой является оценка индекса соци-альных инвестиций, предложенная Ассоциацией менеджеров России [2].
Дата: 2019-02-02, просмотров: 281.