Стандарт SA 8000:2001: Социальная ответственность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Откликаясь на потребность в регламентации социальной ответственности, ряд общественных, промышленных и других организаций и фирм, а также служб управления США и Европы создали на основе консенсуса первый международный стандарт “Социальная ответственность 8000" (SA 8000: 1997) [6].

Первая версия стандарта SA 8000 была разработана Агентством по аккредитации Совета по экономическим приоритетам (Council on Economic Priorities Accreditation Agency – CEPAA) и введена в действие с октября 1997 г. Второе издание SA 8000 введено в 2001 г. Данный стандарт оговаривает требования по социальной ответственности, чтобы позволить компании сертифицироваться по SA 8000.

Стандарт считается международным, хотя официально не принят ни одной из международных организаций. Требования стандарта распространяются на любые географические регионы, отрасли промышленности и предприятия (независимо от их размера). Последние должны соблюдать эти требования (как и национальное законодательство), разрабатывать и проводить в жизнь политику, процедуры и методы, обеспечивающие управление указанными выше проблемами, демонстрировать заинтересованным сторонам их соответствие требованиям стандарта.

Высокий статус документа обеспечен тем, что его идеологическую основу составляют:

• Всеобщая декларация прав человека (the Universal Declaration of Human Rights),

• Конвенция ООН по правам детей (UN Convention on the Rights of the Child),

• Конвенция ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин,

• конвенции и рекомендации Международной организации труда и других служб по защите прав человека.

В стандарте 4 раздела, первые три – общие. Четвертый раздел (Требования социальной ответственности) содержит 9 подразделов; восемь рассматривают требования к деятельности, основанные на международных нормах прав человека; девятый — требования к системам менеджмента — предназначен для использования применяемой ранее практики в организационных процедурах и действиях:

1. Детский труд

2. Принудительный труд

3. Здоровье и безопасность

4. Свобода ассоциаций и право на коллективный договор

5. Дискриминация

6. Дисциплинарные порядки

7. Рабочее время

8. Заработная плата

9. Системы менеджмента

Стандарт обеспечивает определение этических критериев при производстве товаров и услуг и удачно дополняет стандарты ИСО серий 9000, 14000 и OHSAS 18001, являясь универсальным средством для практической реализации этической и нравственной деятельности администрации. Таким образом, социальная ответственность компаний выходит на одно из первых мест среди объектов стандартизации в области менеджмента. Система социального и этического менеджмента, соответствующая требованиям стандарта SA 8000, является дополнением системы менеджмента качества, отвечающей требованиям МС ИСО серии 9000, системы экологического менеджмента (МС ИСО 14001), системы управления профессиональными рисками (OHSAS 18001) и др. Их создание — это основа формирования интегрированной системы управления, позволяющей сокращать риски и повышать прибыльность предприятия.

Предприятия, создавшие систему социального и этического менеджмента и прошедшие сертификацию на соответствие требованиям стандарта SA 8000, получают ряд преимуществ.

1. Преимущества для работников:

• сокращение числа аварий на рабочих местах;

• возросшие возможности по организации профсоюзов и коллективному ведению переговоров;

• возможность улучшения условий труда;

• осведомленность об основных трудовых правах;

• возможность общаться непосредственно с работодателем по вопросам трудовых прав;

• доказательство того, что трудовые права — это благо не только для общества, но и для бизнеса;

• улучшение бизнес-деятельности приводит к экономическому росту и созданию новых рабочих мест.

2. Преимущества для работодателей:

• надежный и эффективный способ проявить социальную ответственность;

• улучшение репутации компании и повышение популярности ее торговой марки;

• дополнительные возможности привлекать и удерживать работников;

• повышение качества и рост производительности;

• экономия от сокращения потерянных рабочих дней и снижения числа страховых счетов;

• улучшение отношений с работниками, профсоюзами, компаниями, потребителями, неправительственными организациями и правительством.

3. Преимущества для потребителей и инвесторов:

• четкая и надежная информация для тех, кто при закупках руководствуется этическими критериями;

• полезная информация для социально ответственных инвесторов;

• подтверждение того, что продукты произведены с соблюдением всех гуманитарных норм;

• идентификация компаний, делающих значительные успехи в деле соблюдения всех гуманитарных норм;

• расширение ассортимента товаров и географии производства.

SA 8000 представляет лишь одну из возможных методологий управления социальной ответственности. Он построен на тех же системных подходах, что и стандарты ИСО 9000 (управление качеством) и ИСО 14001 (управление охраной окружающей среды), однако существенно отличается от них по базовым значениям применяемых оценочных показателей.

SA 8000 устанавливает определенные базовые требования, и только при их выполнении организация может быть признана соответствующей данному стандарту. Одна из особенностей, отличающих аудиты социальной ответственности, состоит в том, что помимо традиционных инспекций фактической ситуации в организации осуществляется опрос и изучаются мнения большого круга заинтересованных лиц (не только сотрудников, но и представителей местного сообщества). Для этого проводятся интервью с целевыми группами. Субъективная информация, полученная в ходе опросов (например, относительно злоупотреблений при найме на работу), обобщается и используется для составления объективных свидетельств. Если аудит не дал положительного результата, необходимого для выдачи сертификата соответствия требованиям SA 8000, эксперты должны подготовить рекомендации, которые помогли бы организациям улучшить положение дел. Стандарт становится, таким образом, не только средством оценки реального соблюдения социально-этических норм, но и инструментом помощи проверяемой фирме.

Первой организацией, получившей сертификат соответствия требованиям стандарта SA 8000, стала фабрика компании Avon Cosmetics в Нью-Йорке, и число таких фирм растет.

Общим для стандартов ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001 и SA 8000 является требование разработки системы менеджмента, нацеленной на постоянное улучшение. В основе этих стандартов лежит сходная методология, предусматривающая аудиты аккредитованных органов. Но между ними существуют и различия. Во-первых, в отличие от стандартов ИСО, SA 8000 обладает показателями деятельности: чтобы обеспечить соответствие этому стандарту, недостаточно просто наличия системы менеджмента. Во-вторых, стандарты ИСО вначале были разработаны на национальном уровне, а затем гармонизированы, в то время как стандарт SA 8000 с самого начала был создан как международный документ. В-третьих, в силу того внимания, которое стандарт SA 8000 уделяет правам работников, в нем значительно большее значение придается проведению бесед с персоналом, чем в стандартах ИСО.

Компания, которая берется работать в соответствии с требованиями стандарта SA 8000, как бы подписывает «хартию порядочности» в бизнесе. Речь идет о рациональном построении производственных отношений, о гуманизации производственного процесса, о влиянии нравственности на результаты труда и успехи в бизнесе.

Прогнозируется, что со временем, в результате пересмотра стандарта и его модернизации, он будет охватывать более широкий спектр этических, социальных и экологических вопросов, но уже сейчас можно сформулировать основные преимущества, которые получат организации. Прежде всего, формируется более привлекательный образ организации в обществе, возрастает доверие и лояльность к ней; становится возможным привлекать, мотивировать и удерживать хороших работников; увеличивается число клиентов, повышается товарооборот, появляется возможность получения выгодных заказов. Благодаря возросшему авторитету организация способна вести более активную, эффективную политику в обществе, расширяя свою деятельность.

Отчетность и оценка социальной ответственности

Вторым элементом системы, формирующей механизм социальной ответственности является, отчетность. Для ряда ведущих международных корпораций отчеты по социальным вопросам стали такими же привычными составными частями деловой практики, как и ежегодные финансовые отчеты.

Основными принципами социальной отчетности выступают следующие:

· определение существенных показателей;

· указание временных границ расчетов;

· допущение неизменности существенных показателей;

· консерватизм или принцип осторожности;

· соответствие концепции существенности или значимости.

При создании отчетности по социальной ответственности остается серьезная проблема, суть которой в том, что ни акционеры, ни менеджеры не способны достоверно оценить количественно соотношение между этикой и финансовыми результатами деятельности организации, а все, что не поддается измерению, как правило, игнорируется. В то же время этические и социальные аспекты являются важными движущими силами в достижении организацией качественных успехов, и их значение в ближайшее годы многократно возрастет.

Покупатели и наемные работники становятся сегодня все более сведущими в вопросах этики. Они создают группы давления (например, общество охраны прав потребителя), которые в богатых странах располагают значительными ресурсами, а в бедных пользуются большей поддержкой и имеют достаточно широкий объем информации. Чем чаще группы давления говорят о социальной и экологической деятельности организации, тем сильнее их влияние на ее репутацию. Нанесенный же репутации ущерб чреват для компании огромными убытками.

На сегодняшний день корпоративная социальная отчетность на законных основаниях запрашивается государственными органами в Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Франции и Великобритании. В Украине социальная отчетность представляется на добровольной основе.

Общественный аудит

Третьим элементом рассматриваемого механизма социальной ответственности является общественный аудит, требования к которому возрастают в связи с необходимостью для организации, а также государственных и общественных структур систематической оценки эффективности своих отношений с обществом. Термин «общественный аудит» был введен в Англии в 30-х гг. ХХ в., и с тех пор его содержание неоднократно менялось. В 1970-е гг. общественный аудит предполагал некие действия организационно-экономического характера, предпринятые в отношении предприятия критически настроенными неправительственными организациями или частными лицами (формирование негативного общественного мнения, реакции прессы, бойкот производимых товаров и т.д.). В 1990-е гг. ситуация изменилась и в настоящее время общественный аудит рассматривается как способ оценки достижений организации и основа для их распространения.

Главная его задача – получение ответа на вопрос, достаточно ли эффективно работает фирма в данной области. Конечной целью процедуры аудита выступает улучшение взаимодействия компании и общества, а оценка взаимодействия и соответствующая отчетность позволяют оценить, происходит ли это на практике.

Для оценки качества общественного аудита целесообразно использовать следующие принципы:

Участие в аудите всех заинтересованных лиц, включая тех, кто традиционно не обладает достаточным влиянием для принятия решений;

Оценка результатов социально значимой деятельности в процессе общения, открытости, честного обмена информацией между сторонами. Этот принцип охватывает отчетность, информационные потоки и двусторонние диалоги. Чем информированнее человек, тем проще ему участвовать в процессе аудита. Во многих случаях на его начальной стадии может возникнуть потребность в реализации программы распространения и изучения информации относительно задач и деятельности организации;

Сопоставимость. Важнейшая исходная точка общественного аудита – вовлечение всех основных заинтересованных лиц в процесс выбора применяемых показателей. Выбранные показатели должны не только точно характеризовать качество и быть удобными для использования, но, главное, давать возможность сопоставления с показателями деятельности аналогичных организаций, с нормами, установленными государством и обществом, а также с результатами оценки данной организации, проводимой спустя некоторое время.

Полнота, т.е. охват всех сторон деятельности организации, а не только тех, в которых она добилась успеха.

Регулярность и эволюционность. Это новый подход, при котором особое внимание обращается на развитие во времени отношений между организацией и обществом. Оценка не может быть одномоментной, она должна стать составной частью непрерывно совершенствуемого, эволюционного процесса, который постоянно углубляется и развивается.

Внешняя проверка служит важным средством усиления ответственности и законности общественного аудита. Для обеспечения ее легитимности органы, осуществляющие проверку, должны пользоваться доверием как со стороны оцениваемой организации, так и всех заинтересованных лиц. В противном случае организация не поверит представленным результатам, а остальные лица не будут полностью вовлечены в этот процесс. Твердые правила относительно выбора проверяющих, пока не разработаны и лица не обладающие необходимой квалификацией для проведения подобных проверок, часто затрудняют процедуры аудита. Выбор проверяющих иногда выступает предметом торга между организацией и обществом, а также между отдельными группами.

Непрерывное совершенствование. Главная цель общественного аудита – выявление областей, в которых организация способна со временем улучшить свои отношения с обществом, а также определение перечня задач, которые необходимо решить в ближайшем или отдаленном будущем, обеспечив непрерывность процедуры совершенствования.

Социальная ответственность в рейтингах

Согласно многочисленным исследованиям и регулярно проводимым опросам среди котирующихся на мировых рынках компаний, уровень корпоративного управления и капитализация компаний находятся, как правило, в прямо пропорциональной зависимости. Важную роль в определении объективных уровней корпоративного управления играют различные рейтинги, в которые ведущие рейтинговые компании уже прочно инкорпорировали элементы и показатели корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности. Так, Standard & Poors, имеющая четыре основных фактора анализа корпоративного управления, в двух из них («права акционеров и отношения с финансово заинтересованными лицами» и «прозрачность, раскрытие информации и аудит») использует все основные элементы и показатели современной корпоративной социальной ответственности. Новые стандарты корпоративной социальной ответственности улучшают качество корпоративного управления, положительно влияют на имидж и деловую репутацию, повышая таким образом инвестиционную привлекательность компаний, что в конечном итоге результируется в росте их капитализации.

 

Среди причин, побудивших крупные компании обратить более пристальное внимание на политику взаимоотношений с обществом, можно выделить следующие:

• усилившееся давление со стороны государства, которое в Великобритании и других странах Западной Европы под давлением общества выдвинуло более жесткие стандарты в сфере трудового законодательства, охраны окружающей среды. В США роль государства была значительно ниже, однако и в Соединенных Штатах постепенно ужесточались нормы экологической безопасности, усложнялось трудовое право;

• давление профсоюзов, прежде всего, в сфере охраны труда и в социальной политике;

• значительно возросшую взаимосвязь между общественным мнением и уровнем продаж. Отношение к тому или иному товару или бренду определялось теперь не только качеством самого товара, эффективностью рекламы, но на поведение потребителей влиял и общий имидж компании, в том числе ответственность ее поведения в отношении партнеров, работников, окружающей среды, общества в целом.

Пример:

Классическим примером катастрофического снижения продаж вследствие плохой общественной репутации может служить компания «Нестле», которая в конце 80-х годов пострадала из-за непродуманной политики продвижения молочных смесей в развивающихся странах. Негативное общественное мнение привело к фактическому бойкоту всей линии товаров «Нестле» в Западной Европе и серьезным финансовым потерям для корпорации.

Вопрос о корпоративной социальной ответственности как производстве общественных или социальных благ связан с регулированием производства этих благ. Производство благ, в том числе и социальных, общественных, нуждается в упорядочивании. Упорядочивают это производство, прежде всего, макрорегуляторы.

В соответствии со структурой рыночной макроэкономики макрорегуляторы КСО также можно представить в виде совокупности трёх объектов:

Во-первых, это – совокупный спрос на общественные блага. Такой спрос – сумма социальных потребностей, которую членам общества необходимо удовлетворить для улучшения качества жизни в обществе. Объем совокупного спроса зависит от ряда факторов:

ü наличия социальных проблем;

ü структуры и величины социальных потребностей населения;

ü мирового уровня социальных потребностей;

ü национальных или культурных особенностей общества.

Во-вторых, объектом макрорегулирования является совокупное предложение. Оно представляет собой сумму благ общественных, которые их производители предлагают обществу. Объем совокупного предложения определяется такими факторами:

ü потенциально возможным объемом изготовления благ в стране;

ü уровнем издержек производства общественных благ;

ü коммерческой выгодой производства общественных благ;

ü уровнем социальной ответственности производителей.

В-третьих, объектом макрорегулирования является совокупное производство. Под ним подразумеваются все виды хозяйства нации, выпускающие общественные блага. К ним относятся как бизнес-структуры, так и государственные предприятия и учреждения, производящие на вынужденной или добровольной основе общественные блага.

Все регулируемые объекты внутренне взаимосвязаны друг с другом. Между ними устанавливаются прямые связи: а) совокупное предложение во многом определяет совокупный спрос, и наоборот, спрос в масштабе национального рынка прямо воздействует на общий объем предложения;        б) производство непосредственно предопределяет суммарное предложение. Имеются также косвенные связи: совокупный спрос воздействует на суммарное предложение, а через него – на все производство.

Наконец, между объектами регулирования существуют необходимые объемные соотношения. При их нарушении возникает социальное неравновесие. Чаще всего в данном вопросе мы не сталкиваемся с процессом перепроизводства. Чаще производство общественных благ оказывается на уровне существенно меньше того, что нужно для людей, то есть – это кризис недопроизводства.

Главным условием нормального развития общества является соблюдение пропорциональности. Это означает: во-первых, равенство объемов суммарных величин спроса, предложения и производства нации и, во-вторых, соответствие друг другу структур этих объектов. Речь идет об объективном экономическом законе пропорционального развития макроэкономики. Закон выражает условие существования нормальной народнохозяйственной системы: необходимость постоянного поддержания соответствия объемов и структуры совокупных величин спроса, предложения и производства. Нарушение закона пропорционального развития общественных благ проявляется в социальной нестабильности и общественных кризисах.

Для постоянного поддержания общей сбалансированности общественных благ нужны какие-то регуляторы всей социальной активности государственных и бизнес-структур. Те регуляторы, которые влияют на производство общественных благ бизнес-сообществом и будут относиться к макрорегуляторам КСО.

Макрорегуляторы КСО аналогичны макроэкономическому регулятору, который рассматривается как общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства. Он выполняет следующую роль:

· объединяет все хозяйство нации в единую систему;

· направляет деятельность всех низовых звеньев экономики;

· распределяет труд и средства производства по отраслям и видам хозяйства в соответствии с общественными потребностями;

· стимулирует высокоэффективное предпринимательство.

Макрорегуляторы КСО также объединяют производство общественных благ в бизнес-секторе в единое целое, направляют деятельность отдельных хозяйствующих субъектов в сфере удовлетворения социальных потребностей общества, распределяют труд и средства производства общественных благ, стимулируют социальное предпринимательство.

Так как КСЛ изначально связана не с принуждением, а со свободным волеизъявлением предпринимателей, из двух форм макрорегулирования – саморегулирования системы и регулирования процессов со стороны тех или иных субъектов – применяется лишь первая.

Существует различное представление о структуре макрорегуляторов КСО. Среди факторов макрорегулирования можно встретить следующий их перечень:

1. Конкуренция.

2. Социальная и экономическая политика государства.

3. Уровень развития страны.

4. Национальные особенности.

5. Международные стандарты.

Конкуренция представляет собой ведущий фактор макрорегуляции КСО. Организации, которые реализуют социальные проекты или долгосрочные социальные программы, получают большую известность, становятся более привлекательными со стороны ответственных потребителей. Данный фактор связан с социально ориентированным маркетингом. Соотносясь с базовыми концепциями КСО, нетрудно определить, что данный фактор является основным в теории разумного эгоизма. Конкуренция определяет уровень предложения общественных благ со стороны бизнес-структур. Чем выше в стране конкуренция, тем более социально ориентированным становится бизнес, то есть, конкуренция влияет на совокупное предложение.

Социальная и экономическая политика государства является мощным фактором, создающим внешнюю среду организаций, побуждающую их к социально ориентированным действиям. Социальная политика государства определяет уровень общественных благ, производимых в государственном секторе. Политика налогообложения воздействует на возможность и интерес коммерческих структур к социально ориентированным проектам и программам. Наконец, социальная политика государства напрямую воздействует на уровень социальных потребностей членов общества и на их структуру. Таким образом, социальная и экономическая политика государства влияет как на совокупный спрос на общественные блага, так и на их совокупное предложение и совокупное производство.

Уровень развития страны влияет на развитость рыночных отношений, на возможности коммерческих организаций в социально ориентированных действиях, а также на уровень социальных потребностей населения. Однако социальные потребности населения не соответствуют напрямую уровню развития страны. Современная мобильность населения планеты, повышение информатизации сказываются на относительном выравнивании уровня социальных притязаний населения в различных странах. То есть, совокупный спрос на общественные блага может быть выше, чем уровень развития страны.

Национальные особенности влияют на совокупный спрос на общественные блага, на их структуру и объём. Они связаны с культурными различиями, которые основаны на предпочтениях тех или иных общественных ценностей.

Международные стандарты оказывают существенное влияние на социально ответственную деятельность организаций. Прежде всего, повышение ответственности относится к вопросам охраны труда и защиты окружающей среды. Многие международные организации в конце прошлого века начали разрабатывать повышенные требования к различным вопросам ведения предпринимательской деятельности. Эти вопросы касались, прежде всего, защиты прав человека на качественную окружающую среду. В результате стали появляться требования к организации производственной среды и к защите природной среды. Частично этому способствовала базовая концепция корпоративного альтруизма, но более всего общественные движения.

Самыми мощными оказались экологическое и профсоюзное движения. Международная организация труда (МОТ) оказала влияние на разработку и принятие Базовой конвенции о трудовых стандартах, Декларации о фундаментальных принципах и правах на рабочем месте, Трипартистской декларации принципов относительно мультинациональных предприятий и социальной политики. Экологические организации (наиболее известные среди них Фонд дикой природы, Гринпис) взаимодействуют с международными корпорациями в области социальной политики. Они публикуют рейтинги деловой репутации, списки экологически неблагонадежных организаций, списки организаций, использующих «зелёные технологии». Разработана система добровольной лесной сертификации. Наконец, разработаны международные стандарты в области корпоративной социальной политики (AccountAbility 1000, ISO 14000 Management System Standards, Social Accountability 8000, Sunshine Standards for Corporate Reporting to Stakeholders).

Международные стандарты как фактор, оказывающий значительное влияние на макрорегуляцию КСО, влияет, прежде всего, на совокупное предложение социально ответственной деятельности организаций и совокупное производство общественных благ.

Представленные пять макрорегуляторов находятся в различной взаимосвязи с объектами макрорегулирования, что представлено в табл. 5 (ячейки, окрашенные серым цветом соответствуют связи между макрорегуляторами и объектами регулирования).

 

Таблица 5

Макрорегуляторы КСО

Объекты макро-регуляции Макро- регуляторы совокупный спрос ОБ совокупное предложение ОБ совокупное производство ОБ
1. Конкуренция      
2. Социальная и экономическая политика государства      
3. Уровень развития страны      
4. Национальные особенности      
5. Международные стандарты      

 

В какой-то степени к макрорегуляторам можно отнести и ряд стимулов, влияющих на использование практики КСО, которые выделяют исследователи. К таким стимулам относятся:

1. Этический консьюмеризм. Консьюмеризм – организованное движение защиты интересов и прав потребителей, связанное с обеспечением физической безопасности потребителей, защитой их экономических интересов, борьбой с выпуском недоброкачественной продукции, недобросовестной конкуренцией и т.д. Потребители больше узнают об экологической и социальной составляющей своих повседневных потребительских решений и начинают принимать решения о покупке, связанные со своими экологическими и этическими предпочтениями.

2. Глобализация и рыночные силы. Некоторые компании используют методику КСО в качестве стратегической тактики для получения общественной поддержки своего присутствия на глобальных рынках, помогающей им сохранять конкурентные преимущества, используя их социальные вклады для распространения рекламы на подсознательном уровне.

3. Осведомленность общества и образование. Сами акционеры и инвесторы при помощи инвестирования социальной ответственности оказывают давление на корпорации, призывая их к ответственному поведению. Неправительственные организации также играют все большую роль, используя возможности средств массовой информации и сети Интернет для повышения своего контроля в области корпоративного поведения.

4. Законодательство и регулирование. Повышается роль независимых посредников, в частности, правительства, в обеспечении предотвращения нанесения корпорациями ущерба всеобщему социальному благу, включая людей и природную среду.

5. Кризисы и их последствия. Зачастую необходим кризис, чтобы привлечь внимание к вопросам КСО. Например, гигантский производитель игрушек Mattel использовал ядовитую краску, что привело к отравлениям многих детей. В результате компании пришлось организовать отзыв миллионов игрушек по всему миру и внедрить новые процессы управления рисками и контроля качества. Другой пример: компания Magellan Metals в западноавстралийском городе Эсперанс понесла ответственность за крупное загрязнение, приведшее к гибели тысяч птиц в этом районе. Компания вынуждена была немедленно прекратить деятельность и работать с независимыми регулирующими органами для проведения очистки.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 396.