Внешняя корпоративная социальная ответственность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.4.1. Поддержка корпорациями образования и науки

 

В последние годы основой формирования деловой репутации и поло-жительного имиджа корпораций становятся их социальные инициативы. Одни компании рассматривают реализацию социальной ответственности через следующие три принципа:

 

1) социальная ответственность за воздействие на экономику;

2) социальная ответственность за воздействие на общество;

3) социальная ответственность за воздействие на экологию. Социальная деятельность компаний может вестись по таким направ-

лениям, как:

 

– содействие развитию науки, образования, охраны окружающей среды;

 

– сохранение и приумножение культурного наследия в виде под-держки проектов, способствующих развитию национальной культуры;

– поддержка социального развития и общественных инициатив;

– охрана здоровья и благополучия людей;

– социальная ответственность за экологию.

 

Другие компании выстраивают свою деятельность в сфере социаль-ной ответственности по двум стратегическим направлениям:

1) социальные инвестиции;

2) программы спонсорства и традиционной благотворительности. Перечень социальных инвестиций может включать:

– поддержку детских домов и детских образовательных учреждений;

– программы в области образования, позволяющие на начальной ста-

 

дии влиять на процесс подготовки квалифицированных кадров для работы в самой компании и ее филиалах;

 

– поддержку медицинских учреждений;

 

– сохранение культурного и исторического наследия;

– программы поддержки ветеранов войны и труда, инвалидов, соци-ально незащищенных групп населения;

– программы помощи народам Крайнего Севера (в основном для кор-пораций, работающих в таких регионах).

Реализация внешних социальных программ происходит на основе ряда принципов:

– компания добровольно осуществляет партнерские программы и проекты развития местных сообществ, на территориях которых находятся

ее предприятия;

– внешние социальные программы реализуются строго в соответст-вии с требованиями российского законодательства и внутренних норма-тивных актов в области благотворительности;

– управление затратами на внешние социальные программы осуще-ствляется на основе бюджетного контроля и в соответствии с социальны-ми приоритетами в конкретном регионе;

 

– по окончании отчетного периода компания оценивает эффектив-ность реализованных внешних социальных программ в регионе на основе анализа трех основных составляющих: 1) затраты, 2) результаты, 3) нали-чие долгосрочного позитивного воздействия;

– руководство компании ежегодно анализирует и в случае необходимо-сти пересматривает приоритеты социальной политики в конкретном регионе.

Многие благотворительные инициативы компаний получают развитие в целевых долгосрочных программах.

Свои социальные проекты компании реализуют на основе договоров о сотрудничестве и социальном партнерстве с представителями регио-нальных органов исполнительной власти.

 

Полноценное социально-экономическое развитие компаний обеспе-чивается их деятельностью, включая:

– уплату налогов в полном объеме;

– установление экономически обоснованного размера заработной платы ;

– дополнительное пенсионное обеспечение работников;

– вложение средств в профессиональное развитие персонала и охрану труда;

– формирование собственной социальной инфраструктуры;

– социальное инвестирование;

– добровольное занятие благотворительностью.

 

Чтобы эти условия стали нормой и обеспечивали устойчивость бизне-са, необходимо соответствие их деятельности ожиданиям заинтересован-

 

68


ных сторон — государства, местных властей, персонала, акционеров, ин-весторов, потребителей.

 

В социально-экономических системах выделяют два типа:

 

1) саморегулирующий тип, которая складывается из обычаев, тради-ций, норм морали, религиозных верований;

2) институциональный тип на основе сознательной деятельности ин-ститутов управления с применением экономических, политических и со-циальных технологий.

 

Эти два типа управляющего воздействия взаимодействуют друг с другом. На региональном уровне социальная ответственность реализуется

в различных формах социального партнерства.

 

Обычно в структуре корпорации имеется специализированная управ-ляющая компания, на базе которой формируются корпоративные органы экономического регулирования, осуществляющие в том числе партнер-ские, договорные связи с государственными органами управления, а также подготовку, координацию и контроль за выполнением программ социаль-ного взаимодействия. Очень важно для компаний, входящих в социально ориентированную корпорацию, наличие эффективного информационного обмена на всех уровнях управления и взаимодействия.

Критериями отбора социальных программ для реализации могут слу-жить следующие позиции:

– оригинальность и новизна способов решений социальных проблем;

– социальная эффективность реализации проекта;

– качество проработки проекта;

– экономическая эффективность реализации проекта;

– организационная и экономическая состоятельность участника кон-курса, наличие у него опыта работы в данной сфере деятельности;

– привлечение участником конкурса дополнительных средств.

 

Очень важно, чтобы средства корпораций использовались на реаль-ные социальные проекты, а не на финансирование политических объеди-нений и мероприятий.

 

Крупномасштабные социальные проекты, которые имеют широкое общественное значение, компании стремятся реализовать в сотрудничест-ве с другими корпорациями в формах социального партнерства.

 

Управляющие компании не участвуют напрямую в планировании со-циальных расходов предприятий и компаний группы, не контролируют жестко реализацию социальных программ. Их компетенция — формиро-вать условия для реализации эффективной социальной политики. Компа-ниям группы обычно рекомендуется принять участие в тех или иных со-циальных программах и проектах либо обратить внимание на тенденции в этой области. Это необходимо для повышения координированности и эф-

 

69


фективности деятельности всех структур корпорации, занимающихся реа-лизацией ее социальной политики.

 

Последние десятилетия в мировой практике формой поддержки внешней среды бизнеса стали гранты и льготные займы.

 

Под грантами понимаются денежные или иные материальные средст-ва, выделяемые на реализацию конкретных проектов с обязательной после-дующей отчетностью в установленные сроки. Гранты выделяются на кон-курсной основе. Соревновательный характер грантов соответствует прин-ципам функционирования рыночной экономики и способствует повыше-нию конкурентоспособности грантополучателей. Широкому распростране-нию грантов способствует их адресность и целевой характер. Большое рас-пространение такой подход получил в сфере образования и науки. Истори-чески грантовые схемы финансирования начали использоваться как инст-румент деятельности частных и корпоративных благотворительных фон-дов. Наибольшее развитие система таких фондов получила в США, кото-рые и сейчас являются лидером в сфере негосударственной поддержки об-разования, науки культуры и социальной сферы. К настоящему времени в образовательной сфере большинства стран мира утвердился принцип сме-шанного финансирования и сотрудничества различных социальных парт-неров. Важным объектом финансирования в рамках грантовых программ является поддержка учащихся, особенно высшей школы [8].

 

Говоря о действующих в России системах грантового финансирования, необходимо отметить, что на пути их развития достигнуты определенные успехи, но в то же время существуют немалые сложности. Это объясняется недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы грантовых механизмов финансирования. Подобная система оказалась для постсовет-ской России во многом непривычным новшеством, поскольку в условиях плановой экономики использовались принципы централизованного плани-рования, долгосрочности и уравнительности финансирования хозяйствую-щих субъектов, а не принципы адресности, срочности и целевого назначе-ния. Поэтому законодатель и субъекты правоприменения шли в трактовке понятия «грант» от конкретных случаев, что привело к противоречивости понимания этого термина в различных законодательных актах. В настоя-щее время наиболее четкое определение гранта дано в Налоговом кодексе Российской Федерации в подпункте 14 пункта 1 ст. 251 НК РФ 16.

 

В сфере науки существенно способствовали развитию грантовых про-грамм принятие закона «О науке и государственной научно-технической политике» 17 и деятельность специализированных внебюджетных фондов.

 

Начало реализации грантовых программ на территории РФ с середи-ны 1990-х гг. положили зарубежные фонды, однако к ним очень быстро

 

16 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173171/?frame=34.

17 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172547.

 

70


подключились российские организации. Начали действовать внебюджет-ные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности: Рос-сийский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций. Постепенное внедрение грантовых программ, реализуемых внебюджет-ными фондами и органами власти РФ, создало почву для более широкого развития этого механизма финансирования науки, культуры, образования

 

и социальной сферы. Однако в настоящее время назревает необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ специального определения гранта и условий связанной с ним сделки для избегания разночтений трактовок за-конодательных актов, связанных с регулированием отношений по получе-нию и реализации грантов.

 

Широкое использование грантовых механизмов предусматривается в приоритетном национальном проекте «Образование». Ежегодно выделя-ется серия грантов — федеральных, региональных и муниципальных (по-следние две категории на условиях софинансирования и привлечения вне-бюджетных средств).

 

Достаточно часто грантовые программы, реализуемые в настоящее время бизнесом, — это гранты, близкие по характеру к инвестициям, т. е. вложениям, от которых ждут конкретной экономической отдачи. В сфере образования это предполагает выделение грантов корпорациями учащим-ся тех направлений профессиональной подготовки, которые наиболее вос-требованы в самих компаниях и в развитии которых заинтересован совре-менный бизнес. Нередко именно такие «профессиональные» гранты ста-новятся важнейшей формой финансовой поддержки, которую оказывают бизнесмены опекаемому вузу.

 

Формой материальной помощи, близкой по характеру к гранту, явля-ется льготный заем, который отличается от обычных займов пониженны-ми процентными ставками, отсрочками платежа и т. д. На практике займы выделяются как самим студентам, так и их родителям. При этом государ-ство выступает гарантом при предоставлении займов, выделяемых банка-ми и университетами. Данная практика начинает активно использоваться

и в России.

 

Положительная или отрицательная информация о социальной актив-ности компании существенно влияет на потребительское поведение. К сожалению, социальная ответственность бизнеса пока не охватывает все отрасли нашей экономики.

 

71






Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.