Макрорегуляторы корпоративной социальной ответственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время выделяют четыре основных подхода к анализу и оценке социальной ответственности бизнеса:

·рыночный подход;

·подход с позиций государственного регулирования;

·подход с позиций «корпоративной совести»;

·подход с позиций «заинтересованного лица».

Рыночный подход

Действенность этого подхода в том, что он обеспечивает готовую форму регулирования деятельности корпорации, устраняя надобность в бюрократическом вмешательстве государства. Согласно рыночному подходу, потребитель всегда находится в наиболее выгодном положении в таком обществе, где корпорации руководствуются только принципом умножения прибыли в условиях свободной конкуренции и не распыляет средства на социальную благотворительность. Этот подход находит значительную поддержку в рамках общей экономической теории.

Недостатком данного подхода является то, что не принимаются во внимание побочные эффекты, часто возникающие в процессе экономической деятельности и которые производитель не может самостоятельно разрешить. Поэтому необходимо объединение всех заинтересованных сторон для совместной разработки проблем и важна помощь производителей. Задачей государственных органов управления является организация и координация работ.

Согласно рыночному подходу, как только мы поручаем регулирование деятельности корпорации чему-либо, кроме рынка, мы таким образом открываем ящик Пандоры с бюрократическим управлением и экономической неэффективностью. Таким образом, решая одну проблему, мы создаем много новых. Однако проблема «последствий», или побочных эффектов, конечно же немалая. И еще менее привлекательным будет выглядеть рыночный подход, если мы откажемся от представления о свободной конкуренции на рынке и признаем существование многих форм давления на рынок со стороны олигархов и монополий. Но тем не менее такой подход к корпоративной социальной ответственности приобрел много последователей в США и других странах.

Подход с позиций государственного регулирования

Государство как высшая регулирующая сила должно осуществлять действия, направленные на стимулирование или принуждение производителей вести рациональную с точки зрения общества политику, а следовательно, осуществлять социальные мероприятия. Этичное поведение многих компаний является не внутренним свойством, а действием под влиянием юридических сил. Аргументом в пользу этого подхода является то, что закон часто используется как основа для принятия этических решений, несмотря на то что он плохо приспособлен для этих целей (большинство законов, действующих как в развитых, так и развивающихся государствах несовершенны с точки зрения морали либо игнорируют главные моральные принципы. Кроме того, множество законов преследуют цель ограничения членов сообщества и лоббируются определенными группировками в процессе из принятия).

Недостатки данного подхода связаны с большой сложностью управления бизнесом в современном индустриальном государстве. В большинстве стран мира гражданское законодательство уступает уголовному в ясности и последовательности. Более того, хотя на какое-то государственное ведомство возложена задача по регулированию деятельности какой-либо отрасли промышленности, чаще всего оно само попадает в зависимость от отрасли. Это происходит из-за нескольких факторов.

Во-первых, каждая отрасль требует специфического подхода в управлении, и государственным структурам приходится прибегать к помощи экспертов, работающих в этих же отраслях. Это ведет к «самообслуживанию» в управлении. В результате отрасль сама устанавливает порядок регулирования и управляет собственной деятельностью под не очень строгим контролем государственной структуры.

Во-вторых, очень часто служащие попадают в государственные управленческие структуры из соответствующей отрасли и по окончании государственной службы вновь возвращаются в отрасль. У такого служащего возникает внутренний конфликт: с одной стороны, он хочет достойно выполнять свои управленческие обязанности, с другой — нельзя обострять отношения со своими будущими работодателями в лице управляющих отраслью.

Несмотря на эти трудности, подход с позиции государственного регулирования показал себя эффективным в некоторых отраслях управления бизнесом (особенно в защите прав потребителя). Более того, мы не знаем, как сильно могут ухудшиться дела, если бизнес хоть в малой степени не будет регулироваться государством. Ясно, что мы не можем ни полностью отвергнуть этот подход к корпоративной социальной ответственности, ни принять его с энтузиазмом.

Подход с позиций «корпоративной совести»

Сила этого подхода в том, что его критерием является моральная ответственность, возникшая внутри корпорации, а не какой-то фактор, внешний по отношению к ней, т.е. здесь есть возможность для саморегулирования, а не регулирования отношений спроса и предложения государственными структурами. В свете явной неспособности и рынка, и государства к стимулированию высокоэтичного поведения (ибо их функции, скорее, направлены на подавление вредного поведения) подход с позиции корпоративной совести представляет собой многообещающий способ внешнего регулирования.

Двигателем этого подхода является здоровая, этически выдержанная корпоративная культура. Ценности этой корпоративной культуры могут быть сведены в этический кодекс корпорации или просто отразиться в ее репутации. В любом случае подход с позиции корпоративной совести опирается в большей степени на общечеловеческие ценности, которыми дорожат и руководство, и подчиненные.

Подход с позиций «заинтересованного лица»

Термин «заинтересованные лица» (стейкхолдеры, от англ. stakeholder – акционер) впервые был использован во внутреннем меморандуме в Стенфордском исследовательском институте в 1963 г. и был определен как группы, без поддержки которых организация прекратила бы свое существование. В настоящее время общий смысл концепции заключается в том, что корпорация для достижения своих стратегических целей должна согласовывать свои интересы с менеджерами, сотрудниками, акционерами, поставщиками, кредиторами и потребителями, а также обществом. Таким образом, разрешается множество социальных проблем.

Р.Фримен и Д.Рид предложили два определения «заинтересованного лица»: одно — в широком смысле, которое включает группы, выступащие как союзники или противники, и второе — в узком смысле, которое схватывает суть определения, но является более конкретным.

«Заинтересованное лицо» в широком смысле — это любые поддающиеся идентификации группа или лицо, которые могут повлиять на достижение поставленных организацией целей или на которых может повлиять достижение поставленных организацией целей. В этом смысле «заинтересованными лицами» являются объединенные общими интересами общественные группы, правительственные организации, профобъединения, конкуренты, союзы, а также рабочие и служащие, группы покупателей, владельцы акций и др.

«Заинтересованное лицо» в узком смысле – это любые поддающиеся идентификации группа или лицо, от которых зависит дальнейшее выживание организации. В этом смысле «заинтересованными лицами» являются рабочие и служащие, группы покупателей, некоторые поставщики, основные правительственные организации, некоторые финансовые органы и др.

На протяжении последнего десятилетия данная проблема анализировалась И.Ансоффом и Р.Стюартом, Р.Аккофом, школой бизнеса при Гарвардском университете, Центром прикладных исследований при школе Хартона.

В современной интерпретации концепция «заинтересованных лиц» используется на трех уровнях: как теория менеджмента, как практический инструмент стратегического управления и как координационная система для анализа.

Для целей управления используется деление понятия «заинтересованное лицо» на общие заинтересованные лица (в широком смысле слова) и частные заинтересованные лица (в узком смысле слова). Конкретизация понятия дает возможность четко обосновать этапы управления и достичь поставленных целей наиболее эффективными способами.

Стандарты социальной ответственности

В ряде стран мира все большую роль играют документы, содержащие нормативные требования, политическую линию и процедуры, определяющие социальную ответственность бизнеса в первую очередь в областях, определенных Всемирной декларацией прав человека, конвенцией ООН по правам детей, конвенциями и рекомендациями МОТ и других международных организаций.

Современные международные стандарты корпоративной социальной ответственности и нефинансовой (в области устойчивого развития) отчетности предусматривают принципы и процессы эффективного взаимодействия компании со своими стейкхолдерами.

Один из наиболее популярных в мире – стандарт АА1000S.

Глобальная инициатива по отчетности в области устойчивого развития, GRI — предусматривает систему показателей по всем направлениям устойчивого развития в соответствии с концепцией «троичной результативности деятельности» (Triple Bottom Line). Уже третье поколение этого стандарта отчетности G3 (введен в действие в конце 2006 г.) включает 121 элемент стандартной отчетности, в том числе 9 экономических, 30 экологических и 40 социальных показателей, позволяющих в первую очередь стейкхолдерам, а также широкой общественности правильно оценивать уровень социальной ответственности той или иной компании. На сегодняшний день международной отчетностью в области корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития уже охвачено порядка 4000 ведущих компаний мира.*

Глобальный договор ООН (UN Global Compact) – международная инициатива Организации Объединенных Наций, которая объединяет на добровольной основе компании из различных стран мира с целью поддержки универсальных принципов экологической и социальной ответственности. Участники Глобального Договора ООН активно продвигают 10 принципов, включающих нормы в области прав человека, достойных условий труда, охраны окружающей среды и противодействия коррупции.

Принципы Глобального договора вытекают из следующих документов:

• Всеобщая декларация прав человека (1943 г.);

• Декларация Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.);

• Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.);

• Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции .

Идея Договора была выдвинута на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) в январе 1999 г. Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, а официальный старт этой инициативе был дан в июле 2000 г. в штаб-квартире ООН (Нью-Йорк, США). Глобальный договор ставит задачу развития принципов социальной ответственности бизнеса, участия в решении наиболее острых проблем общества, как на глобальном, так и на местном уровне. Договор призывает деловые круги руководствоваться в своей деятельности десятью основополагающими принципами в области соблюдения прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. В рамках Договора создаются условия для сотрудничества частного бизнеса с учреждениями ООН, международными организациями труда, неправительственными организациями и другими сторонами, заинтересованными в развитии более доступного и справедливого глобального рынка.

Цель Глобального договора – содействовать формированию общих ценностей и принципов, которые придадут глобальному рынку человеческое лицо.

К Глобальному договору уже присоединились около 3000 компаний из всех регионов мира, представляющих самые разные отрасли экономики. У всех этих компаний имеются две общие отличительные особенности — они являются лидерами в своей отрасли и стремятся к ответственному решению вопросов глобального развития с учетом интересов широкого круга заинтересованных сторон, включая работников предприятий, инвесторов, клиентов, деловых партнеров и представителей общественности. Руководители корпораций, участвующих в Глобальном договоре, считают, что глобализация, которую несколько лет назад многие считали закономерной и неизбежной тенденцией экономического развития, на самом деле отличается хрупкостью и неопределенностью перспектив. Цель создания Глобального договора — помочь организациям в переосмыслении ими своих стратегий и конкретной деятельности с тем, чтобы глобализация была выгодна всем, а не узкому кругу избранных. Глобальный договор не является нормативной базой или сводом норм поведения. В его цели не входит также контроль за политикой и методами управления. Не является он и спасительной гаванью для тех компаний, которые лишь декларируют свое участие, не руководствуясь при этом на практике принципами Глобального договора. Договор является добровольной инициативой, направленной на создание глобальной основы для содействия устойчивому экономическому росту и повышению уровня гражданской ответственности посредством активного и творческого участия в этом процессе руководителей корпораций.

Организацией ООН по промышленному развитию (UNIDO) и REAP (Responsible Entrepreneurs Achievement Programme) разработан и представлен на официальном сайте инструмент для поддержки малых и средних предприятий, которые хотят оценить свою деятельность в области корпоративной социальной ответственности. Он основан на 10 принципах «Глобального договора ООН» и подходе «triple-bottom-line» UNIDO, сочетающем финансовые, экологические и социальные данные при оценке компании и включает детализированную оценку и описание различных аспектов социальной ответственности.

Кодекс поведения для электронной отрасли – Electronics Industry Supplier Code of Conduct (EICC)

Данный стандарт разработан в 2004 г. компаниями Hewlett - Packard (НР), Dell, и IBM. Кодекс был разработан для установления и продвижения единых стандартов ожидаемого социально ответственного поведения для всех поставщиков электронной отрасли в мире. Помимо указанных выше компаний, этот стандарт приняли другие крупнейшие корпорации электронной отрасли, такие как Intel, Microsoft, Cisco.

Для его внедрения была организована специальная рабочая группа при участии некоммерческой организации Business for Social Responsibility (BSR), которая оказывает консалтинговые и другие услуги в области социальной ответственности многим компаниям.

Цель создания рабочей группы – разработка общих механизмов и взносов для внедрения данного кодекса.

Кодекс состоит из следующих разделов:

A. Труд

Права человека и достойные условия труда рабочих.

B. Здоровье и безопасность

Обеспечение безопасности на производстве и здоровых условий труда

C. Охрана окружающей среды

Экологическая ответственность

D. Система управления

Устанавливает минимальные требования к системе управления, которая обеспечивает соответствие Кодексу

E. Деловая этика

Компании и их представители должны соблюдать стандарты этичного поведения – такие как неиспользование взяток, честная конкуренция, соблюдение авторских прав и др.

Стандарт И CO 26000

С 2005 г. разрабатывается версия нового международного стандарта социальной ответственности ИСО 26000 — последовательного руководства для организаций о том, как внедрять социальную ответственность шаг за шагом. Главной целью и задачей этого документа является внедрение единой терминологии корпоративной социальной ответственности и разработка руководства по внедрению социальной ответственности для всех организаций, а не только для бизнес-компаний. К процессу разработки стандарта привлечены представители правительств, бизнес-компаний, организаций защиты прав потребителей, общественных организаций, профсоюзов, исследовательских институтов (около 400 экспертов из 80 стран мира).

Впервые к процессу разработки стандарта Международная организация стандартизации (ею разработано около 16000 стандартов) привлекла общественные структуры. На международном уровне процесс возглавляют два института стандартизации — один из развитой страны (Швеция), второй — из развивающейся (Бразилия). Официально заявлено, что стандарт будет добровольным, без сертификации третьей стороной. Украина присоединилась к этому процессу 1 ноября 2007 г. Сейчас готова четвертая версия стандарта, в соответствии с которой социальная ответственность — это ответственность организации за влияние своих решений и деятельности на общество и окружающую среду, реализующаяся через прозрачное и этическое поведение.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 414.