Здравоохранение — это система организационных, социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения.
Социальная политика организации в области здравоохранения как элемент системы КСО может быть представлена:
– предоставлением бесплатной медицинской помощи сотрудникам организации и членам их семей;
– медицинскими мероприятиями, направленными на охрану и вос-становление здоровья работников, продление их трудоспособности и про-фессионального долголетия (ежегодные, комплексные, целевые осмотры, вакцинопрофилактика и др.).
Предприятие может иметь в своем штате высококвалифицированных и опытных сотрудников, но если по состоянию здоровья они вынуждены час-то пропускать рабочие дни, то это мешает слаженной и максимально эф-фективной деятельности всего коллектива. Особое внимание к сохранению
и поддержке здоровья следует уделять тем предприятиям, на которых осу-ществляется так называемое вредное или опасное производство. Работа в этом направлении должна проводиться в строгом соответствии с законода-тельством Российской Федерации по охране труда и здоровья. Однако в со-временной компании необходимо и наличие специально разработанных внутренних документов, регламентирующих данный круг вопросов. Кроме того, возможно заключение определенного вида дополнительных догово-ров с профсоюзными организациями по важнейшим вопросам здоровья и безопасности персонала, в котором в обязательном порядке должно быть уделено особое внимание снижению травматизма и риска аварий на произ-водстве. Однако независимо от степени вредности производства, современ-ная организация, поддерживающая принципы КСО, должна заботиться о безопасности рабочего места каждого сотрудника и ежегодных профилак-тических медицинских обследованиях работников. Установка современно-го оборудования по очистке воды, систем кондиционирования, обеспечение персонала современными средствами индивидуальной защиты, проведение учений в случае возникновения чрезвычайной ситуации и многое другое поможет сохранить здоровье сотрудников предприятия.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголе-тия и полноценного выполнения социальных функций, для активного уча-стия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. Актуальность здорового образа жизни вызвана воз-растанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи
72
с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Всемирная ор-ганизация здравоохранения (ВОЗ) уделяет особое внимание оценке нега-тивного влияния на экономические показатели таких поведенческих фак-торов риска, как курение, нездоровое питание, низкая физическая актив-ность, избыточная масса тела и др.
Многие западные и российские фирмы давно и активно ведут борьбу за здоровый образ жизни. Методы у всех свои, но практически каждый применим на любом предприятии. Например:
1. Спортивные соревнования, проводимые в компании между коман-дами курящих и некурящих сотрудников. Большинство курильщиков, как правило, показывают худшие результаты. Учитывая элемент состязатель-ности, можно надеяться, что сотрудники все-таки задумаются о последст-виях своей пагубной привычки.
2. Удержание небольшой части заработной платы или премии. Мате-риальный фактор способен творить чудеса, а уж в вопросе бессмысленно-го и вредного курения тем более.
3. Прибавка к годовому бонусу или ежегодной премии каждому не-курящему сотруднику также отличный стимул отказаться от курения.
4. Крупные фирмы могут позволить себе приглашать специалистов, помогающих людям бросить курить.
5. Наконец, самый жесткий метод борьбы с курильщиками — не брать таких специалистов на работу.
С учетом запрета курения в общественных местах и производствен-ных и административных помещениях, законодательно принятого на уровне Федерации, эффективная политика охраны здоровья персонала становится неотъемлемой частью корпоративной культуры компании. Реализация данной политики в рамках КСО способствует устранению факторов риска, провоцирующих возникновение непредвиденных эконо-мических потерь.
Современным организациям целесообразно заботиться о поддержа-нии здорового уровня жизни сотрудниками не только в рабочее время. Есть положительный опыт компаний, которые имеют свои волейбольные, баскетбольные, футбольные команды, команды, занимающиеся очень по-пулярным сегодня тимбилдингом 18, что способствует поднятию корпора-тивного духа в организации. Регулярная физическая тренировка, повы-шенный двигательный режим у людей разного возраста способствует рос-
18 Тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) — это набор активных мероприятий, направленных на сплочение коллектива и формирование навыков решения общих задач в команде [URL: http://efsol.ru/articles/Teambuilding-results-and-persepktivy.html].
73
ту функциональных возможностей организма, улучшению здоровья и по-вышению работоспособности.
Здоровый образ жизни в единстве его биологического и социального компонентов представляет собой социальную ценность, укрепление кото-рой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.
Вообще, важность вопроса здравоохранения объясняется тем, что че-ловек проводит на работе значительную часть своей жизни, поэтому усло-вия, в которых он работает, оказывают прямое влияние на его работоспо-собность и здоровье в целом.
Огромное влияние на любого человека оказывают стрессы, в том чис-ле и на работе. Стресс — всякое внешнее воздействие на организм, тре-бующее ответной реакции путем мобилизации тех или иных защитных сил. Стресс — это обычное и часто встречающееся явление, естественная часть его существования. Незначительные стрессы неизбежны и доста-точно безвредны. Чрезмерный стресс создает проблемы для работников и организации в целом. При высокой частоте негативных воздействий утра-чивается способность ориентироваться в конкретной обстановке и прини-мать верные решения. Чрезмерный стресс дорого обходится организации, поскольку в итоге прямо или косвенно увеличивает затраты на достиже-ние поставленных целей.
К причинам стресса, зависящим от менеджера, относятся:
– неравномерность нагрузки, устанавливаемой для работника;
– противоправность требований («конфликт ролей»);
– срочность выполнения поручений;
– множество оперативных вопросов;
– неумение делегировать полномочия;
– неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе;
– информационная перегрузка;
– нарушение деловой этики;
– крайне жесткий стиль руководства;
– отсутствие санитарно-гигиенических условий.
Причины стресса, зависящие от работников, включают:
– личные качества (например, высокое честолюбие);
– неумение отключаться от служебных проблем;
– отсутствие хобби;
– незагруженность или сильная перегруженность;
– неудовлетворенность работой;
– недостаточная компетентность;
– угроза потерять работу;
– неумение найти баланс между работой и остальными ценностями человеческой жизни.
74
В составе личных причин выделяют семейные отношения, болезни, выход на пенсию, переход на другую работу, смерть или болезнь близкого человека и др.
Существуют и общегосударственные причины стресса, вызывающие социальную напряженность в обществе (политическая, экономическая не-стабильность, снижение уровня жизни, сложная криминальная обстановка, правовой беспредел, экологические проблемы, возрастающая урбанизация).
Предупреждение и профилактика стресса включают множество ме-тодов и приемов. Общими мерами борьбы со стрессом являются:
1) организационно-экономические:
– рациональная система управления;
– научная организация туда;
– повышение уровня культуры управления с учетом соблюдения эти-ческих, правовых, эстетических норм;
– решение экологических проблем;
– развитие физической культуры населения; 2) психологические меры;
3) использование различных форм самоконтроля.
Кроме того, в настоящее время все чаще используют такой тип управ-ления, как стресс-менеджмент (большинство практиков понимают под этим терминов что-то вроде «управление собой в момент стресса»). Дан-ный тип управления включает в себя три главных направления: профилак-тику стрессовогенных факторов (стрессоров), уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негатив-ных последствий. В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.
В рамках корпоративной социальной ответственности наибольший интерес вызывают меры по управлению стрессом на уровне организации.
К организационным мерам, направляемым на управление стрессами, от-носятся изменение организационного климата и оказание соответствую-щей помощи персоналу в рамках социальных программ. Благоприятный организационный климат является наилучшей профилактикой стрессов. При возникновении стрессогенной ситуации организационный климат может как усилить ее воздействие, так и преобразовать негативную реак-цию в позитивную. Трудная ситуация может еще больше сплотить орга-низацию и усилить ее творческий потенциал. Следующим фактором стресс-менеджмента на организационном уровне служит предоставление работникам большей ответственности за результаты своего труда. Данный фактор действует в сочетании с факторами четкого определения должно-стных обязанностей и распределения нагрузки, чтобы избежать перегру-женности и незагруженности работой. Также к организационным факто-
75
рам, смягчающим стресс на работе , можно отнести меры социальной под-держки персонала. К таким мерам можно отнести специальные програм-мы и тренинги управления стрессами в организации. Опыт зарубежных компаний свидетельствует о значительных положительных результатах данных программ, которые называют «прививками против стресса».
Эффективным антистрессовым фактором являются различные фит-несс-программы и спа-процедуры, которые достаточно многие компании могут предоставить своим сотрудникам. Цель этих программ — укрепле-ние физического здоровья и душевного равновесия. Сложность заключа-ется в том, что невозможно однозначно контролировать, ведут ли сотруд-ники, реализующие данные программы, здоровый образ жизни или нет. И тем не менее подобная забота о сотрудниках со стороны организации всегда воспринимается положительно и позволяет рассчитывать на адек-ватное поведение со стороны самих сотрудников.
Поскольку болезнь ценного работника может дорого стоить компании, работодатели начали не только вкладывать средства в здоровье персонала, но и разнообразными способами подвигать его к заботе о здоровье.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 767.