Особенности здравоохранения как объекта корпоративной социальной ответственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Здравоохранение — это система организационных, социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения.

 

Социальная политика организации в области здравоохранения как элемент системы КСО может быть представлена:

– предоставлением бесплатной медицинской помощи сотрудникам организации и членам их семей;

– медицинскими мероприятиями, направленными на охрану и вос-становление здоровья работников, продление их трудоспособности и про-фессионального долголетия (ежегодные, комплексные, целевые осмотры, вакцинопрофилактика и др.).

Предприятие может иметь в своем штате высококвалифицированных и опытных сотрудников, но если по состоянию здоровья они вынуждены час-то пропускать рабочие дни, то это мешает слаженной и максимально эф-фективной деятельности всего коллектива. Особое внимание к сохранению

 

и поддержке здоровья следует уделять тем предприятиям, на которых осу-ществляется так называемое вредное или опасное производство. Работа в этом направлении должна проводиться в строгом соответствии с законода-тельством Российской Федерации по охране труда и здоровья. Однако в со-временной компании необходимо и наличие специально разработанных внутренних документов, регламентирующих данный круг вопросов. Кроме того, возможно заключение определенного вида дополнительных догово-ров с профсоюзными организациями по важнейшим вопросам здоровья и безопасности персонала, в котором в обязательном порядке должно быть уделено особое внимание снижению травматизма и риска аварий на произ-водстве. Однако независимо от степени вредности производства, современ-ная организация, поддерживающая принципы КСО, должна заботиться о безопасности рабочего места каждого сотрудника и ежегодных профилак-тических медицинских обследованиях работников. Установка современно-го оборудования по очистке воды, систем кондиционирования, обеспечение персонала современными средствами индивидуальной защиты, проведение учений в случае возникновения чрезвычайной ситуации и многое другое поможет сохранить здоровье сотрудников предприятия.

 

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголе-тия и полноценного выполнения социальных функций, для активного уча-стия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. Актуальность здорового образа жизни вызвана воз-растанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи

 

72


с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Всемирная ор-ганизация здравоохранения (ВОЗ) уделяет особое внимание оценке нега-тивного влияния на экономические показатели таких поведенческих фак-торов риска, как курение, нездоровое питание, низкая физическая актив-ность, избыточная масса тела и др.

 

Многие западные и российские фирмы давно и активно ведут борьбу за здоровый образ жизни. Методы у всех свои, но практически каждый применим на любом предприятии. Например:

 

1. Спортивные соревнования, проводимые в компании между коман-дами курящих и некурящих сотрудников. Большинство курильщиков, как правило, показывают худшие результаты. Учитывая элемент состязатель-ности, можно надеяться, что сотрудники все-таки задумаются о последст-виях своей пагубной привычки.

 

2. Удержание небольшой части заработной платы или премии. Мате-риальный фактор способен творить чудеса, а уж в вопросе бессмысленно-го и вредного курения тем более.

3. Прибавка к годовому бонусу или ежегодной премии каждому не-курящему сотруднику также отличный стимул отказаться от курения.

4. Крупные фирмы могут позволить себе приглашать специалистов, помогающих людям бросить курить.

5. Наконец, самый жесткий метод борьбы с курильщиками — не брать таких специалистов на работу.

С учетом запрета курения в общественных местах и производствен-ных и административных помещениях, законодательно принятого на уровне Федерации, эффективная политика охраны здоровья персонала становится неотъемлемой частью корпоративной культуры компании. Реализация данной политики в рамках КСО способствует устранению факторов риска, провоцирующих возникновение непредвиденных эконо-мических потерь.

 

Современным организациям целесообразно заботиться о поддержа-нии здорового уровня жизни сотрудниками не только в рабочее время. Есть положительный опыт компаний, которые имеют свои волейбольные, баскетбольные, футбольные команды, команды, занимающиеся очень по-пулярным сегодня тимбилдингом 18, что способствует поднятию корпора-тивного духа в организации. Регулярная физическая тренировка, повы-шенный двигательный режим у людей разного возраста способствует рос-

 

 

18 Тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) — это набор активных мероприятий, направленных на сплочение коллектива и формирование навыков решения общих задач в команде [URL: http://efsol.ru/articles/Teambuilding-results-and-persepktivy.html].

73


ту функциональных возможностей организма, улучшению здоровья и по-вышению работоспособности.

 

Здоровый образ жизни в единстве его биологического и социального компонентов представляет собой социальную ценность, укрепление кото-рой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

 

Вообще, важность вопроса здравоохранения объясняется тем, что че-ловек проводит на работе значительную часть своей жизни, поэтому усло-вия, в которых он работает, оказывают прямое влияние на его работоспо-собность и здоровье в целом.

 

Огромное влияние на любого человека оказывают стрессы, в том чис-ле и на работе. Стресс — всякое внешнее воздействие на организм, тре-бующее ответной реакции путем мобилизации тех или иных защитных сил. Стресс — это обычное и часто встречающееся явление, естественная часть его существования. Незначительные стрессы неизбежны и доста-точно безвредны. Чрезмерный стресс создает проблемы для работников и организации в целом. При высокой частоте негативных воздействий утра-чивается способность ориентироваться в конкретной обстановке и прини-мать верные решения. Чрезмерный стресс дорого обходится организации, поскольку в итоге прямо или косвенно увеличивает затраты на достиже-ние поставленных целей.

 

К причинам стресса, зависящим от менеджера, относятся:

 

– неравномерность нагрузки, устанавливаемой для работника;

 

– противоправность требований («конфликт ролей»);

 

– срочность выполнения поручений;

 

– множество оперативных вопросов;

 

– неумение делегировать полномочия;

 

– неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе;

 

– информационная перегрузка;

 

– нарушение деловой этики;

 

– крайне жесткий стиль руководства;

 

– отсутствие санитарно-гигиенических условий.

 

Причины стресса, зависящие от работников, включают:

 

– личные качества (например, высокое честолюбие);

 

– неумение отключаться от служебных проблем;

 

– отсутствие хобби;

 

– незагруженность или сильная перегруженность;

 

– неудовлетворенность работой;

 

– недостаточная компетентность;

 

– угроза потерять работу;

 

– неумение найти баланс между работой и остальными ценностями человеческой жизни.

 

74


В составе личных причин выделяют семейные отношения, болезни, выход на пенсию, переход на другую работу, смерть или болезнь близкого человека и др.

Существуют и общегосударственные причины стресса, вызывающие социальную напряженность в обществе (политическая, экономическая не-стабильность, снижение уровня жизни, сложная криминальная обстановка, правовой беспредел, экологические проблемы, возрастающая урбанизация).

Предупреждение и профилактика стресса включают множество ме-тодов и приемов. Общими мерами борьбы со стрессом являются:

1) организационно-экономические:

– рациональная система управления;

– научная организация туда;

– повышение уровня культуры управления с учетом соблюдения эти-ческих, правовых, эстетических норм;

– решение экологических проблем;

– развитие физической культуры населения; 2) психологические меры;

3) использование различных форм самоконтроля.

Кроме того, в настоящее время все чаще используют такой тип управ-ления, как стресс-менеджмент (большинство практиков понимают под этим терминов что-то вроде «управление собой в момент стресса»). Дан-ный тип управления включает в себя три главных направления: профилак-тику стрессовогенных факторов (стрессоров), уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негатив-ных последствий. В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.

 

В рамках корпоративной социальной ответственности наибольший интерес вызывают меры по управлению стрессом на уровне организации.

К организационным мерам, направляемым на управление стрессами, от-носятся изменение организационного климата и оказание соответствую-щей помощи персоналу в рамках социальных программ. Благоприятный организационный климат является наилучшей профилактикой стрессов. При возникновении стрессогенной ситуации организационный климат может как усилить ее воздействие, так и преобразовать негативную реак-цию в позитивную. Трудная ситуация может еще больше сплотить орга-низацию и усилить ее творческий потенциал. Следующим фактором стресс-менеджмента на организационном уровне служит предоставление работникам большей ответственности за результаты своего труда. Данный фактор действует в сочетании с факторами четкого определения должно-стных обязанностей и распределения нагрузки, чтобы избежать перегру-женности и незагруженности работой. Также к организационным факто-

 

75


рам, смягчающим стресс на работе , можно отнести меры социальной под-держки персонала. К таким мерам можно отнести специальные програм-мы и тренинги управления стрессами в организации. Опыт зарубежных компаний свидетельствует о значительных положительных результатах данных программ, которые называют «прививками против стресса».

 

Эффективным антистрессовым фактором являются различные фит-несс-программы и спа-процедуры, которые достаточно многие компании могут предоставить своим сотрудникам. Цель этих программ — укрепле-ние физического здоровья и душевного равновесия. Сложность заключа-ется в том, что невозможно однозначно контролировать, ведут ли сотруд-ники, реализующие данные программы, здоровый образ жизни или нет. И тем не менее подобная забота о сотрудниках со стороны организации всегда воспринимается положительно и позволяет рассчитывать на адек-ватное поведение со стороны самих сотрудников.

 

Поскольку болезнь ценного работника может дорого стоить компании, работодатели начали не только вкладывать средства в здоровье персонала, но и разнообразными способами подвигать его к заботе о здоровье.

 

 





Дата: 2019-02-02, просмотров: 767.