Корпоративная социальная ответственность: поддержка государством и бизнесом культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Культура — область человеческой деятельности, касающаяся наи-лучших образцов или эталонов самовыражения субъективности человека. Культура всегда связана с рефлексией и основывается на творчестве.

 

Бурный взлет культурологической мысли в России объясняется, глав-ным образом, социальными переменами в стране.

Классификация видов культуры зависит от деятельности, а сущест-вующее многообразие видов человеческой деятельности позволяет выде-лить: культуру труда , быта, досуга, художественную культуру, физиче-скую культуру и т. п. Отдельные виды культуры образуют так называемое вертикальное сечение, в которое входят экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура. В современном обществе эти виды культуры играют важную роль и поэтому занимают особое положение.

 

Культура является основой любой цивилизации. Рассмотрим этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:

1. Первобытнообщинное общество—Средние века. Культура и ци-вилизация как понятия не разведены, культура рассматривается как следо-вание человека за космической упорядоченностью мира, а не как резуль-тат его творения.

2. Возрождение. Культура впервые связывается с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация — с историческим про-цессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

 

76


3. Просвещение—Новое время. Культура и цивилизация как поня-тия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в кото-ром царит свобода, равенство, образование, просвещение, т. е. цивилиза-ция использовалась для обозначения культурного качества общества.

 

4. Новейшее время. Культура и цивилизация разделены. Современ-ные исследователи в основу классификации цивилизации кладут культу-ру, исходя из этого выделяя традиционную и техногенную цивилизации.

 

Для техногенной цивилизации характерно:

1) особое представление о природе, природа — это сфера приложе-ния сил человека;

2) человек рассматривается как активное существо, призванное пре-образовать мир;

3) направленность деятельности человека вовне, т. е. соответственно на преобразование предметов, а не на самого себя;

4) акцент на технико-технологическую оптимальность развития тех-ники и технологий.

Для традиционной цивилизации характерно:

1) невмешательство в природу, человек — созерцатель, он не навя-зывает свою волю миру, не преобразовывает его, а пытается слиться с ритмами;

 

2) направленность человека на самосовершенствование;

3) направленность развития техники и технологии на автономию личности и т. д.

Таким образом, современная техногенная цивилизация, которая при-обретает доминирующую роль, сопровождается утратой человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Агрессивность техни-ческого вмешательства человека в природу породила одну из острейших проблем современной цивилизации — глобальный экологический кризис.

 

Роль государства в управлении социально-культурной сферой пред-полагает использование ряда рычагов.

Законодательство — создание правовых условий, норм, гарантий деятельности в сфере культуры, учредителями которых выступают госу-дарственные органы.

 

Контроль и администрирование — деятельность государственных органов управления и контроля со стороны учредителей и вышестоящей инстанции, а также вневедомственный контроль.

Культурная политика — выработка приоритетных направлений раз-вития сферы культуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

Финансирование — выделение средств из федерального и местного бюд-жетов как на содержание государственных учреждений культуры соответст-вующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» — проектов и программ.

 

77


Воспроизводство профессиональной среды — подготовка и перепод-

 

готовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учреждениях, а также контроль за соблюдением соответ-ствующих государственных образовательных стандартов в образователь-ных учреждениях и организациях вне зависимости от их формы собствен - ности и ведомственной принадлежности (лицензирование, аккредитация).

 

Стимулирование — налогообложение и прочие действия, побуждаю-щие к поддержке и развитию культуры и искусства.

Информация — информационное обеспечение выработки решений, деятельности, анализа ее результатов.

В зависимости от форм государственного регулирования развития со-циально-культурной сферы, выделяют четыре основные роли государства по отношению к культуре и искусству.

 

1. «Помощник» — когда государство все свое внимание концентри-рует на поддержании и развитии разнообразия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве, достигая это под-держкой скорее культурной деятельности в целом, а не каких-то отдель-ных стилей и направлений. Источники финансирования — разнообразные,

а роль государства — в поощрении этого разнообразия (например, США).

 

2. «Патрон» — когда государство больше концентрирует свое вни-мание на том, чтобы обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности (например, Великобритания).

 

3. «Архитектор» — когда помощь культуре и искусству со стороны государства является частью его программы повышения благосостояния общества. В основе его политики лежат скорее стандарты общества, чем профессиональные стандарты профессиональной среды сферы культуры (например, Франция).

4. «Инженер» — когда государство владеет и распоряжается средст-вами осуществления культурной деятельности и художественного творче-ства (например, бывший СССР).

 

Разумеется, каждое государство в той или иной мере играет каждую из указанных ролей. Все зависит от экономической, политической, а в на-стоящее время еще и от геополитической ситуации.

Общепринято считать, что наиболее масштабную поддержку в мире культура получает в Соединенных Штатах Америки. Финансирование ис-кусства в США осуществляется по четырем каналам:

 

1) за счет доходов собственной деятельности (примерно 55 %);

 

2) доходов от инвестиций (около 12 %);

 

3) за счет средств бюджета (25 % средств бюджетов разных уровней);

 

4) за счет поддержки, оказываемой частными и корпоративными фондами (около 9 %).

 

78


Считается, что такая модель финансирования, которая складывалась последние 40 лет, адекватна как состоянию американской экономики, так

 

и запросам потребителей культурной продукции.

В Великобритании финансирование культуры осуществляется за счет двух каналов: государства и бизнеса. В стране создан ряд посреднических агентств, которые аккумулируют денежные средства для культуры и искус-ства. Миссия этих агентств заключается в привлечении средств для разви-тия культуры из бизнес-сектора экономики. Стратегия британского корпо-ративного спонсорства строится на том, что оно при профессиональной реализации, как со стороны бизнеса, так и со стороны искусства и культу-ры, может стать важным маркетинговым ресурсом, эффективным инстру-ментом интегрированных коммуникаций. В Великобритании к настоящему моменту сложились три типа взаимодействий бизнеса и культуры:

 

1) взаимодействие на уровне крупного бизнеса — поддержка круп-ных проектов;

2) взаимодействие на уровне среднего бизнеса в регионах — парт-нерство с целью развития территории;

3) взаимодействие на уровне малого бизнеса.

Для Великобритании — это новая модель реализации культурных проектов, получившая название творческой индустрии.

Во Франции государственные культурные учреждения получают за счет бюджета 100 % финансирование, что составляет 80 % бюджета на культуру вообще. 20 % средств бюджета, выделенных на культуру, гут распределяться на конкурсной основе среди негосударственных организа-ций и проектов. Однако французское государство очень активно поощряет спонсорство. В настоящее время французская культура финансируется из нескольких каналов:

 

- за счет средств Министерства культуры и коммуникаций; - за счет средств региональной и муниципальной власти;

- за счет средств государственных и некорпоративных фондов; - корпоративная филантропия; - спонсорство; - собственный доход.

 

В России работает большое количество благотворительных фондов, поддерживающих культуру, которые были созданы в основном по ини-циативе общественности. Последние годы очень активно крупные компа-нии создают собственные благотворительные фонды.

Частные фонды — это благотворительные фонды, основанные по желанию и на средства частного лица, состоятельного человека, выделив-шего часть своего состояния. Большинство частных фондов в мире не за-нимаются осуществлением благотворительных программ самостоятельно. В основном частные фонды выделяют гранты — целевые средства другим

 

79


общественным организациям, школам, университетам — на благотвори-тельные проекты.

 

Семейный фонд — это фонд, созданные на средства не только одного состоятельного человека, но и членов его семьи. Устроен и действует та-кой фонд практически так же, как и частный фонд , с одним отличием: в состав управления фонда входят все основатели или же их представители.

Корпоративный фонд — создается на средства компании. В боль-шинстве случаев (95 %) — это фонд одной компании, полностью ею фи-нансируемый. Гораздо реже объединяются несколько компаний, напри-мер, работающих в одном регионе или одной стране.

В мире существуют две модели финансирования корпоративных фон-дов: ежегодные отчисления от прибыли компании, которые аккумулиру-ются в корпоративном фонде, или же сочетание отчислений с созданием постоянного капитала. В первой модели корпоративный фонд не очень отличается от ежегодных корпоративных социальных программ компа-нии — он является управляющей структурой для благотворительной дея-тельности компании и расходует все средства в течение года. Как правило, такой фонд занимается только благотворительными проектами, спонсор-ская деятельность ведется отдельно. Но и благотворительные проекты мо-гут быть различны: от программы корпоративных грантов до проведения благотворительных мероприятий. Во второй модели корпоративных фон-дов компания выделяет часть прибыли для создания капитала, эти средст-ва инвестируются, а процент расходуется на благотворительные програм-мы компании. Иногда компании выделяют даже свои акции в капитал корпоративного фонда. Плюсы такой модели в том, что даже не в очень удачный для компании год за счет капитала корпоративного фонда ком-пания может не снижать объемы своих социальных программ, что для многих компаний, особенно градообразующих, является очень важным.

 

Объединяет частные и корпоративные фонды стремление к созданию капитала, финансирование социальных программ, а не их непосредствен-ное самостоятельное осуществление.

В РФ в последние годы ряд корпораций создали корпоративные фон-ды с целью формирования эффективного инструмента осуществления своей социальной политики.

 

Корпоративное волонтерство традиционно является частью внешней корпоративной социальной ответственности бизнеса во всем мире. Однако

в России до недавнего времени оказание помощи социально-незащищенным группам осуществлялось преимущественно в виде мате-риальных пожертвований бизнеса. Это важная и нужная работа, но корпо-ративное волонтерство является более адресным и эффективным спосо-бом решения значимых проблем общества. Корпоративное волонтерство является частью корпоративной культуры и предполагает добровольную

 

80


деятельность работников на благо общества при поддержке и поощрении со стороны компании. Добровольчество является не просто добрым де-лом, оно позволяет сотрудникам участвовать в решении общественных задач, внося свой вклад в решение проблем своей территории.

 

В качестве бесспорно главной социальной проблемы современной Рос-сии бизнес видит бедность населения (40 %), включая необеспеченность и беззащитность ветеранов; 11 % связывает главные социальные проблемы с детьми и молодежью; 10 % — с экологией. ЖКХ и наркомания, по мнению бизнеса, — проблемы производные, зависимые от решения главной. Исхо-дя из этого, становится понятным и обоснованным восприятие бизнесом социальных инвестиций: 30 % понимает их как вложения в общество, 28 %

 

— как социальную политику компании, 26 % еще продолжает понимать социальные инвестиции как благотворительность, но зато уже только 1 % связывает их с PR и никто — с давлением со стороны органов власти. Ина-че говоря, отечественный бизнес понимает социальные инвестиции как собственный свободный и ответственный выбор 19.

*       *       *






Выводы

 

1. КСО присуще в первую очередь развитым государствам, которые интегрированы в мировую торговлю и другие международные институты.

В неразвитых странах, а также странах с переходной экономикой характе-рен низкий уровень ответственности бизнеса перед социумом и государ-ством. При этом постоянное стремление бизнеса к снижению операцион-ных рисков, созданию стабильной деловой среды, в том числе благодаря решению социальных проблем, расширению рынка, повышению произво-дительности труда, является основой для дальнейшего развития практики социальной ответственности бизнеса.

 

2. Понять культуру можно лишь через понимание человеческой дея-тельности. Участие человека в культурном самоопределении позволяет ему раскрыть свой потенциал во всей полноте от правил этикета до созна-тельного личностного бытия, таким образом проявляется универсальная сущность культуры, которая вплетена в общественную жизнь и присуща любой личности.

3. В современных направлениях науки под цивилизацией понимают качественный этап в истории общества, в котором существуют различные слои культуры, различающиеся по социальному и историческому проис-хождению, слияние которых приводит в конечном итоге к синтезу и ста-новлению самой цивилизации.

4. Государство, ориентируясь на повышение качества жизни населе-ния, развитие культуры, призвано опираться на социальную политику корпораций, предоставляя в обмен экономически привлекательный кли-

 

19 URL: http://www.hse.ru/data/2012/06/27/1255909757/verst_26.04.2012.pdf.

 

81


мат, гарантии устойчивости и благополучия. Взаимодействие на основе взаимных интересов власти и бизнеса — это самый целесообразный в со-временных условиях способ поддержки культуры, определяющей лицо нашей цивилизации.

 

5. Деятельность по КСО — сложная работа, требующая от компаний существенной стратегической и организационной перестройки, а также вложений, в первую очередь в специалистов в этих областях , разработку планов «устойчивого развития» и корпоративных отчетов о социальной ответственности. Рост капитализации и имиджа компании, безусловно, окупят эти вложения в случае успеха.

 

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 404.