Охарактеризовать средневековые Китай и Японию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для средневекового Китая характерно появление династийных сводов законов, у истоков которых обычно находился основатель династии. Особенно явственно комплексный, многоотраслевой характер династийного законодательства проявил себя в минском кодексе XIV в. Все законы, изложенные в 460 статьях, собраны в 30 главах, но параллельно законы также подразделяются соответственно тради­ционным для Китая шести ведомствам, названия которых указывают одновременно на отраслевой характер законодательного регулирова­ния. Законы подразделяются на законы по ведомству чинов, ведом­ству финансов, ведомству церемоний, военному ведомству, ведомст­ву наказаний и ведомству работ. Китайское средневековое законодательство сосуществует с обыч­ным правом, для которого характерно использование принципа равновозмездности (талиона) либо откупа от наказания (композиции) и изгнания преступника из рода-племени (атимия).

Наряду с кодексами существовало своеобразное «указное право» императоров, которое затем в виде кратких записей решений и по­становлений с добавлениями составляло особый жанр законодательствования и специфический источник права — собрание указов («чи»), или китайскую разновидность прецедентного императорско­го права. Иногда собрания указов — «чи» — выполняли роль новых уголовных законов (во времена династии Сун), и практикующий су­дья сначала смотрел в сборник указов, а затем в уголовный кодекс.

 

В 604 г. японский принц Сётоку (Сётоку-тайси) излагает свои законы в виде Конституции 17 статей, где основные принципы правления изложены в духе буддизма и конфуцианства. Здесь зафиксирован принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему.

В 701 г. при императоре Момму в Японии началось составление нового кодекса «Тайхо рицуре», который состоял из двух частей, фактически двух кодексов «Тайхо рё» и «Тайхо рицу». Тер­мин «рё» обозначает акты конституционного (общеустроительного) и административного назначения, а термин «рицу» — карательные и судебные установления.

«Тайхо рё» представляет собой сборник 30 законоустановлений, регулирующих широкий спектр налоговых и трудовых повинностей, обязанностей должностных лиц, а также общих рекомендаций и ус­тановок на справедливое осуществление общественных обязанно­стей правителя и народа и на соблюдение традиционных морально-этических требований.

«Тайхо рицу» регулирует преимущественно сферу управления, включая судебную. К наиболее тяжким преступлениям отнесены по­сягательства на носителей государственно-властных обязанностей, а также на родственников по восходящей линии. Утверждается соли­дарная ответственность наряду с персонализированной должност­ной. Различается соучастие в исполнении преступных действий. Для привилегированных предусмотрено смягчение наказания.

Перемены наступают в XII в., когда к власти приходят сегуны — военные диктаторы, которые образуют свои правящие ди­настии. На их правление приходится расцвет городов, ремесел и тор­говли, причем цехи и гильдии регулировали не только свою, но и общественную и личную жизнь своих сотоварищей. Сегуны правили под девизом «начал, продолжил, завершил».

Термин «сёгунат» происходит от слова «сёгун» — сокращенного обозначения одной из функциональных должностных обязанностей военачальника (в данном случае обязанностей по усмирению мятеж­ных варварских племен). В более общем значении это военный дик­татор, ставший наследственным должностным лицом, которое доми­нировало над всеми властными структурами в Японии с 1192 по 1867 г.

На протяжении нескольких веков статус императора в качестве главы государства был номинальным, поскольку вся административ­ная и судебная иерархия находилась под контролем сегуна — воена­чальника. Император почти безвыездно жил в своем дворце, его ли­цезрели преимущественно прислуживавшие ему лица и близкие род­ственники. Власть сегуна переходила к сыну.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 226.