Охарактеризовать свод законов «Эклога» и влияние византийского законодательства на Русь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Византия усваивала римское правовое наследие, а также многие политические учреждения и идеи в тот период, когда там действова­ло так называемое постклассическое римское право. Последнее стало изменяться несколько иначе, чем реципированное римское право в странах Западной Европы.

Корпус (свод) законов под названием «Эклога» был задуман как сокращенная выборка из законодательства времен Юстиниана, од­нако с внесением в него «исправления в духе большего человеколю­бия». Реформаторская нацеленность сборника ориентирована на об­ласть процессуального права: был провозглашен принцип равенства перед судом вне зависимости от имущественной обеспеченности, было введено жалованье всему судебному персоналу из казны и ус­тановлена безвозмездность суда для лиц, привлеченных к участию в судебных тяжбах.

Здесь были введены такие составы преступлений, как нарушение святости алтаря и права церковного убежища, клятвопреступление и вероотступничество, разграбление и осквернение могил, а также прелюбодеяние и другие преступления против нравственности и семейного уклада жизни.

Включен также уточненный перечень телесных и членовреди­тельских наказаний: битье палками и плетью, отрезание носа, выры­вание языка, отсечение руки, ослепление, бритье головы, выжигание волос. Другим направлением смягчения судебных кар стало введение менее жестоких способов и процедур казни — с отказом от распятия, со­жжения и т. п. В этом следует видеть благотворное влияние христи­анской трактовки соотношения божественных и человеческих уста­новлений и восприятие соразмерности преступлений и наказаний в делах человеческих.

Смертная казнь сохранялась за кровосмесительную связь с близ­кими родственниками или мужеложство, за умышленный поджог, за отравление с летальным исходом, колдовство, убийство, разбой, а также за некоторые ереси. Дети до семи лет не считались субъ­ектами преступлений. Состояние аффекта освобождало от наказа­ния.

Штраф предусматривался за укрытие раба, связь с рабыней, рас­тление малолетних и изнасилование.

Кроме того, сборник включал нормы семейного и брачного пра­ва, наследственного права, опеки и дарений наряду с регулировани­ем договоров купли-продажи, найма или займа. Особые статьи регу­лировали статус рабов, крестьян-ополченцев (стратиотов), институт эмфитевсиса (земельных держаний). Впервые тщательно регулирова­лись вопросы военного права, в том числе местного управления на базе военных округов (фемов) во главе со стратигами (генералами), сочетавшими военную власть с гражданской.

Процесс был инквизиционный: допрос проводился отдельно для обвиняемых и свидетелей, применялись пытки. Представительство сторон исключалось. Свидетели отбирались по тщательно продуман­ной системе: не допускались несовершеннолетние, жены, наемные работники, слуги, бедные, сыновья за отцов. Все стадии оформля­лись письменно, в том числе исковые заявления, свидетельские по­казания, приговор.

Еще в правление императора Юстиниана был провозглашен глав­ный принцип взаимоотношений между главой светской власти и главой церкви: император и патриарх в содружестве правят один — телом, а другой — душой человека.

Знакомство с византийским законодательством на Руси началось во время военных набегов киевской дружины и последующего за­ключения мирных договоров с правителями Византии и продолжа­лось в ходе ведения торговых дел и связанных с этим промыслов, однако самым устойчивым и результативным каналом приобщения к византийской культуре стал христианский церковный клир. На пер­вых порах он был представлен греками и выходцами из южных сла­вян, которые и познакомили киевских славян с каноническими эле­ментами византийского законодательства (церковного права).

Влияние ви­зантийского законодательства сказалось на первых законодательных реформах Владимира, последовавших после крещения Руси в 988 г. Крещение поставило общество перед необходимостью принять не только христианские догматы, но и тщательно разработанную систе­му церковного и переплетающегося с ним светского права, относя­щуюся не только ко всем слоям клира, но и к мирянам, особенно в делах брачно-семейных и наследственных.


26. Охарактеризовать Арабский хали­фат.

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский хали­фат, созданный пророком Мухаммедом (Мухаммадом, Магометом) и его преемниками.

Аравийский полуостров, где возникло первое исламское государ­ство, расположен между Ираном и Северо-Восточной Африкой. Во времена пророка Мухаммеда, родившегося около 570 г., он был сла­бозаселенным. Арабы были тогда кочевым народом и обеспечивали торгово-караванные связи между Индией и Сирией, а затем североафриканскими и европейскими странами.

Мухаммед уверовал в свою великую миссию примерно в сорока­летнем возрасте, после первого общения с Аллахом (Богом). Он, в частности, провозгласил, что «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник Аллаха». Свою проповедническую деятельность он внача­ле развернул в своем родном городе Мекке, но под угрозой пресле­дований был вынужден удалиться с единомышленниками в соседний город Медину. Новая религия получила название ислам (мир с Богом, покорность воле Аллаха) и довольно быстро распространилась по всему полуострову и за его пределами. В общении с представителями других религий последователи Мухаммеда сохраняли веротерпимость.

К моменту смерти Пророка почти вся Аравия подпала под его власть, его первые преемники — Абу Бекр, Омар, Осман, Али, про­званные праведными халифами (от «халиф» — преемник, замести­тель), — пребывали с ним в дружественных и родственных связях. Уже при халифе Омаре (634— 644) к этому государству были присое­динены Дамаск, Сирия, Палестина и Финикия, а затем и Египет. На востоке Арабская держава расширилась за счет территории Месопо­тамии и Персии. В течение следующего столетия арабы завоевывают Северную Африку и Испанию, но дважды терпят неудачу с завоева­нием Константинополя, а позже во Франции терпят поражение при Пуатье (732), однако в Испании удерживают свое господство еще на семь веков.

Мусульманская держава неко­торое время после Мухаммеда оставалась теократией в смысле при­знания ее истинным владением Бога (государственное имущество именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять государст­вом по заповедям Бога и примеру его Посланника.

При Османе была осуществлена канонизация (составлена официальная редакция) текста Корана. По завету Пророка Коран, кроме богослужебных целей, имел предназначение в качестве руководства при отправлении правосу­дия.


27. Охарактеризовать мусульманское право периода Арабского хали­фата.

Мусульманское право нередко обозначают словом шариат (от араб, «шариа» — правильный путь), смысл которого передается вы­ражением «то, что открыто Богом». Для законоведов особое значение приобрели Коран и Сунна.

 

Коран — первый источник мусульманского права. Коран делится на 114 глав (или сур по-арабски), состоящих из строф (аятов) общим числом 6219. Здесь имеется ряд положений определенно правового характера и назначения, включенных в ша­риат. По подсчетам, к ним относится примерно 500 аятов отдаленного и косвенного юридического назначения, связанных с правилами праведного поведения, и около 80 положений собствен­но юридического характера, в основном карательного права и о бра­ке и семье.

Сунна (от араб, «тропа, по которой ходил Пророк») – собрание преданий о словах и поступках Пророка

 

Пять основных обязанно­стей мусульманина (или «аркан» — пять столпов веры):

• исповедание веры (таухид) — обращение в ислам и исповеда­ние веры в то, что «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник Аллаха»;

• молитва (салят), которой предшествуют очистительные омове­ния. Дома молитва произносится пять раз в день;

• месяц рамадан (саум) — верующий с восхода до заката солнца должен соблюдать пост и воздержание;

• милостыня (занят) — налог, который платят богатые, чтобы помочь бедным. Он именовался также очистительным налогом и со­ставлял 1/40 доли дохода от всего недвижимого имущества;

•   паломничество (хадж) — раз в жизни побывать в Мекке.

Полноправным статусом по шариату пользовались только мусульмане. Было известно ограничение дееспособности для малолетних, слабоумных, находящихся в состоя­нии опьянения.

Особую разновидность составили вещи, которые не могли находиться в собственности му­сульман (чистые вещи — воздух, море, пустыня, мечети ) - так называемые нечистые вещи — вино, свинина, запретные книги.

Заключение брака рассматривалось как своеобраз­ная торговая сделка с необходимым согласием сторон и значитель­ным выкупом за невесту ее отцу.

Коран допускает иметь мужчине до четырех жен, но оговаривает это обязанностью предоставлять каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Принуждать рабыню к сожительству воспрещалось. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число разводов не фиксировалось. Муж мог развес­тись без объяснения причин, при помощи простого произнесения ритуальных фраз.

Жена могла добиться развода только при содействии суда и при наличии следующих оснований: муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с же­ной или не выделяет средств для ее содержания. Родившийся ребенок должен был оставаться в доме отца. Мусульманкам запрещалось выходить замуж за иноверца.

Тяжким религиозным грехом считались разбой, кра­жа, употребление вина, прелюбодеяние, умышленное убийство или смертельное поранение, которые по обычному праву влекли кров­ную месть. С появлением ислама стало возможным возмещать ущерб денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу.

Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дела уголовные и гражданские рассматривались обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были вес­ти свои дела сами, не прибегая к помощи адвокатов. Доказательствами счита­лись признания ответчика, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться в одно заседание. Судья имел в городе боль­шую группу потенциальных свидетелей и осведомителей, помогав­ших ему в работе.


28. Охарактеризовать вестготское го­сударство и судебник «Салическая правда».

 

Первыми из германских племен на территорию сегодняшней Ис­пании вторглись вандалы, уступившие затем вестготам. Первый период вестготского го­сударства получил название «тулузского периода» (по названию сто­лицы) и длился до 549 г.; второй период, толедский, — до 711 г.

Король Эрик был правителем Испании и Галлии в тулузский период существования государства вестготов. Кодекс Эрика (475 г.) был составлен при помощи юриста из Нарбонны Леона и получил название «Статут легум» (законный статут). В него вошли нормы обычного права, законы королей V в. и римские зако­ны.

Суд вершили лица, которые были одновременно и судьями, и военачальниками, и администрато­рами, и потому они часто злоупотребляли своей властью.

Семья оставалась патриархальной. Она возглавлялась отцом, хра­нителем домашнего культа и строгой дисциплины, которой подчи­нялись все (люди и вещи), причем жена находилась на положении, приравненном к положению детей и внуков.

Наследование было трех родов — по завещанию, по закону и необходимое (обязательное) наследование, которое оп­ределялось в четвертую часть имущества.

Обязательственные отношения строились по образцу римских. Они возникали из договоров и деликтов.

 

Первые короли франков получили опыт государственного и во­енного управления у римлян. Самый знаменитый и удачливый король салических франков Хлодвиг (482—511).

Салическая правда (ок. 510 г.) представляет собой запись древних обычаев приморских франков, и потому ее можно назвать судебни­ком франков. Составлен он из конкретных судебных случаев (казу­сов), превратившихся в результате многократных повторений в тече­ние длительного времени в судебные обычаи. Судебник, именуемый по-латыни Салическим законом и Салическим законным пактом, состоит из Пролога, 65 титулов и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв. Весь сборник заполнен в основном перечнем наказаний и штра­фов за причиненный вред личности или имуществу. Гражданско-правовым отношениям посвящены только две статьи.






Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.