Византия усваивала римское правовое наследие, а также многие политические учреждения и идеи в тот период, когда там действовало так называемое постклассическое римское право. Последнее стало изменяться несколько иначе, чем реципированное римское право в странах Западной Европы.
Корпус (свод) законов под названием «Эклога» был задуман как сокращенная выборка из законодательства времен Юстиниана, однако с внесением в него «исправления в духе большего человеколюбия». Реформаторская нацеленность сборника ориентирована на область процессуального права: был провозглашен принцип равенства перед судом вне зависимости от имущественной обеспеченности, было введено жалованье всему судебному персоналу из казны и установлена безвозмездность суда для лиц, привлеченных к участию в судебных тяжбах.
Здесь были введены такие составы преступлений, как нарушение святости алтаря и права церковного убежища, клятвопреступление и вероотступничество, разграбление и осквернение могил, а также прелюбодеяние и другие преступления против нравственности и семейного уклада жизни.
Включен также уточненный перечень телесных и членовредительских наказаний: битье палками и плетью, отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление, бритье головы, выжигание волос. Другим направлением смягчения судебных кар стало введение менее жестоких способов и процедур казни — с отказом от распятия, сожжения и т. п. В этом следует видеть благотворное влияние христианской трактовки соотношения божественных и человеческих установлений и восприятие соразмерности преступлений и наказаний в делах человеческих.
Смертная казнь сохранялась за кровосмесительную связь с близкими родственниками или мужеложство, за умышленный поджог, за отравление с летальным исходом, колдовство, убийство, разбой, а также за некоторые ереси. Дети до семи лет не считались субъектами преступлений. Состояние аффекта освобождало от наказания.
Штраф предусматривался за укрытие раба, связь с рабыней, растление малолетних и изнасилование.
Кроме того, сборник включал нормы семейного и брачного права, наследственного права, опеки и дарений наряду с регулированием договоров купли-продажи, найма или займа. Особые статьи регулировали статус рабов, крестьян-ополченцев (стратиотов), институт эмфитевсиса (земельных держаний). Впервые тщательно регулировались вопросы военного права, в том числе местного управления на базе военных округов (фемов) во главе со стратигами (генералами), сочетавшими военную власть с гражданской.
Процесс был инквизиционный: допрос проводился отдельно для обвиняемых и свидетелей, применялись пытки. Представительство сторон исключалось. Свидетели отбирались по тщательно продуманной системе: не допускались несовершеннолетние, жены, наемные работники, слуги, бедные, сыновья за отцов. Все стадии оформлялись письменно, в том числе исковые заявления, свидетельские показания, приговор.
Еще в правление императора Юстиниана был провозглашен главный принцип взаимоотношений между главой светской власти и главой церкви: император и патриарх в содружестве правят один — телом, а другой — душой человека.
Знакомство с византийским законодательством на Руси началось во время военных набегов киевской дружины и последующего заключения мирных договоров с правителями Византии и продолжалось в ходе ведения торговых дел и связанных с этим промыслов, однако самым устойчивым и результативным каналом приобщения к византийской культуре стал христианский церковный клир. На первых порах он был представлен греками и выходцами из южных славян, которые и познакомили киевских славян с каноническими элементами византийского законодательства (церковного права).
Влияние византийского законодательства сказалось на первых законодательных реформах Владимира, последовавших после крещения Руси в 988 г. Крещение поставило общество перед необходимостью принять не только христианские догматы, но и тщательно разработанную систему церковного и переплетающегося с ним светского права, относящуюся не только ко всем слоям клира, но и к мирянам, особенно в делах брачно-семейных и наследственных.
26. Охарактеризовать Арабский халифат.
Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом (Мухаммадом, Магометом) и его преемниками.
Аравийский полуостров, где возникло первое исламское государство, расположен между Ираном и Северо-Восточной Африкой. Во времена пророка Мухаммеда, родившегося около 570 г., он был слабозаселенным. Арабы были тогда кочевым народом и обеспечивали торгово-караванные связи между Индией и Сирией, а затем североафриканскими и европейскими странами.
Мухаммед уверовал в свою великую миссию примерно в сорокалетнем возрасте, после первого общения с Аллахом (Богом). Он, в частности, провозгласил, что «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник Аллаха». Свою проповедническую деятельность он вначале развернул в своем родном городе Мекке, но под угрозой преследований был вынужден удалиться с единомышленниками в соседний город Медину. Новая религия получила название ислам (мир с Богом, покорность воле Аллаха) и довольно быстро распространилась по всему полуострову и за его пределами. В общении с представителями других религий последователи Мухаммеда сохраняли веротерпимость.
К моменту смерти Пророка почти вся Аравия подпала под его власть, его первые преемники — Абу Бекр, Омар, Осман, Али, прозванные праведными халифами (от «халиф» — преемник, заместитель), — пребывали с ним в дружественных и родственных связях. Уже при халифе Омаре (634— 644) к этому государству были присоединены Дамаск, Сирия, Палестина и Финикия, а затем и Египет. На востоке Арабская держава расширилась за счет территории Месопотамии и Персии. В течение следующего столетия арабы завоевывают Северную Африку и Испанию, но дважды терпят неудачу с завоеванием Константинополя, а позже во Франции терпят поражение при Пуатье (732), однако в Испании удерживают свое господство еще на семь веков.
Мусульманская держава некоторое время после Мухаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное имущество именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять государством по заповедям Бога и примеру его Посланника.
При Османе была осуществлена канонизация (составлена официальная редакция) текста Корана. По завету Пророка Коран, кроме богослужебных целей, имел предназначение в качестве руководства при отправлении правосудия.
27. Охарактеризовать мусульманское право периода Арабского халифата.
Мусульманское право нередко обозначают словом шариат (от араб, «шариа» — правильный путь), смысл которого передается выражением «то, что открыто Богом». Для законоведов особое значение приобрели Коран и Сунна.
Коран — первый источник мусульманского права. Коран делится на 114 глав (или сур по-арабски), состоящих из строф (аятов) общим числом 6219. Здесь имеется ряд положений определенно правового характера и назначения, включенных в шариат. По подсчетам, к ним относится примерно 500 аятов отдаленного и косвенного юридического назначения, связанных с правилами праведного поведения, и около 80 положений собственно юридического характера, в основном карательного права и о браке и семье.
Сунна (от араб, «тропа, по которой ходил Пророк») – собрание преданий о словах и поступках Пророка
Пять основных обязанностей мусульманина (или «аркан» — пять столпов веры):
• исповедание веры (таухид) — обращение в ислам и исповедание веры в то, что «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник Аллаха»;
• молитва (салят), которой предшествуют очистительные омовения. Дома молитва произносится пять раз в день;
• месяц рамадан (саум) — верующий с восхода до заката солнца должен соблюдать пост и воздержание;
• милостыня (занят) — налог, который платят богатые, чтобы помочь бедным. Он именовался также очистительным налогом и составлял 1/40 доли дохода от всего недвижимого имущества;
• паломничество (хадж) — раз в жизни побывать в Мекке.
Полноправным статусом по шариату пользовались только мусульмане. Было известно ограничение дееспособности для малолетних, слабоумных, находящихся в состоянии опьянения.
Особую разновидность составили вещи, которые не могли находиться в собственности мусульман (чистые вещи — воздух, море, пустыня, мечети ) - так называемые нечистые вещи — вино, свинина, запретные книги.
Заключение брака рассматривалось как своеобразная торговая сделка с необходимым согласием сторон и значительным выкупом за невесту ее отцу.
Коран допускает иметь мужчине до четырех жен, но оговаривает это обязанностью предоставлять каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Принуждать рабыню к сожительству воспрещалось. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число разводов не фиксировалось. Муж мог развестись без объяснения причин, при помощи простого произнесения ритуальных фраз.
Жена могла добиться развода только при содействии суда и при наличии следующих оснований: муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств для ее содержания. Родившийся ребенок должен был оставаться в доме отца. Мусульманкам запрещалось выходить замуж за иноверца.
Тяжким религиозным грехом считались разбой, кража, употребление вина, прелюбодеяние, умышленное убийство или смертельное поранение, которые по обычному праву влекли кровную месть. С появлением ислама стало возможным возмещать ущерб денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу.
Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дела уголовные и гражданские рассматривались обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были вести свои дела сами, не прибегая к помощи адвокатов. Доказательствами считались признания ответчика, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться в одно заседание. Судья имел в городе большую группу потенциальных свидетелей и осведомителей, помогавших ему в работе.
28. Охарактеризовать вестготское государство и судебник «Салическая правда».
Первыми из германских племен на территорию сегодняшней Испании вторглись вандалы, уступившие затем вестготам. Первый период вестготского государства получил название «тулузского периода» (по названию столицы) и длился до 549 г.; второй период, толедский, — до 711 г.
Король Эрик был правителем Испании и Галлии в тулузский период существования государства вестготов. Кодекс Эрика (475 г.) был составлен при помощи юриста из Нарбонны Леона и получил название «Статут легум» (законный статут). В него вошли нормы обычного права, законы королей V в. и римские законы.
Суд вершили лица, которые были одновременно и судьями, и военачальниками, и администраторами, и потому они часто злоупотребляли своей властью.
Семья оставалась патриархальной. Она возглавлялась отцом, хранителем домашнего культа и строгой дисциплины, которой подчинялись все (люди и вещи), причем жена находилась на положении, приравненном к положению детей и внуков.
Наследование было трех родов — по завещанию, по закону и необходимое (обязательное) наследование, которое определялось в четвертую часть имущества.
Обязательственные отношения строились по образцу римских. Они возникали из договоров и деликтов.
Первые короли франков получили опыт государственного и военного управления у римлян. Самый знаменитый и удачливый король салических франков Хлодвиг (482—511).
Салическая правда (ок. 510 г.) представляет собой запись древних обычаев приморских франков, и потому ее можно назвать судебником франков. Составлен он из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи. Судебник, именуемый по-латыни Салическим законом и Салическим законным пактом, состоит из Пролога, 65 титулов и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв. Весь сборник заполнен в основном перечнем наказаний и штрафов за причиненный вред личности или имуществу. Гражданско-правовым отношениям посвящены только две статьи.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.