В Англии складывалась система феодально-зависимых отношений с ее двумя главными принципами:
1) каждый человек имеет своего господина;
2) каждый господин имеет землю для пожалования в обмен на обещание верности и услуг.
Земельный лорд также имел определенные обязанности по отношению к вассалу - он должен был предоставить тому землю и защиту (покровительство).
Великая хартия вольностей — это жалованная королевская грамота, ставшая итогом борьбы феодальной знати (баронов) и примкнувших к ней других социальных сословий и групп против королевского налогового и административного произвола. Хартия была подписана 15 июня 1215 г. в долине Темзы, близ местечка Раннимед, где король встретился с мятежными вооруженными баронами.
Текст хартии был написан на латыни и впоследствии разбит на 63 статьи. Их можно сгруппировать по отдельным областям регулирования:
1. Права церкви.
2. Права и вольности баронов и других свободных людей.
3. Гарантии обеспечения прав и вольностей со стороны короля.
4. Изменение режима заповедности лесов и рек.
5. Гарантия соблюдения хартии со стороны баронов.
Ряд положений Великой хартии обрели новую силу и значение благодаря возникновению парламента — представительного сословного собрания, созываемого и распускаемого по желанию короля. В последующем парламент был разделен на палату господ (лордов) и палату общин с образованием устойчивого союза и взаимодействия между сословиями рыцарей, горожан, других свободных людей.
Законы, существовавшие в романо-британский период, не оказали существенного влияния на формирование британского права, которое датируется лишь с момента проникновения на остров англосаксов.
В 1149 г. в Англию по приглашению архиепископа прибывает Вацарий, юрист из Ломбардии, который учился в Болонье и стал преподавать в Оксфорде, где подготовил и опубликовал трактат с выдержками из Дигест и Кодекса Юстиниана. Римской правовой терминологией пользуются и классики английского правоведения, авторы трактов под одинаковым названием «О законах и обычаях Англии» Глэнвилл (1189 г.) и Брайтон (середина XIII в.).
Наиболее значительные обновления в судопроизводстве и правовом регулировании приходятся на правление Генриха II Анжуйского (1154—1189). К его правлению относится законодательное оформление суда присяжных (Большая ассиза 1166 г.)
В XIV в. было учреждено обвинительное жюри судей, которое стало постепенно дополняться жюри приговора (приговора малым жюри). В состав жюри обычно входили зажиточные слои населения — рыцари, землевладельцы с достаточным уровнем дохода и выплачивающие налоги. С XVI в. в судебном разбирательстве произошло разграничение функций свидетелей и присяжных: первые, как и полагалось, сообщали известные им факты, а вторые постановляли судебный вердикт о виновности или невиновности обвиняемого в суде. С 1670 г. утратило силу правило, по которому присяжный заседатель в суде мог быть наказан за свой вердикт (вердикт — справедливое показание).
Вначале нормы общего права фиксировались в виде описаний судебных решений, заметок юристов-профессионалов иди записей отчетов о судебных решениях за определенный период. С конца XIII в. начинается регулярное составление ежегодников судебных отчетов, которые стали потом предметом цитирования в судебных разбирательствах и выносимых решениях. С появлением книжной печати (в конце XV в.) эта задача упростилась, и записи о судебных решениях (Свитки тяжб) стали издаваться ежегодно. Система апелляций в высшие суды позволяла отбирать лучшие из конкурирующих решений и включать их в ежегодник.
После 1340 г. сохранявшиеся пробелы в обычном и общем праве начали исправляться существующей параллельно системой «права справедливости», основанного на понятии добра и справедливости и чем-то напоминающего римское преторское право и требования христианских заповедей. Суд справедливости вершился канцлерами королевства. Первыми в этой должности были лица духовного звания (епископы). Со временем, помимо обычного общего права и права справедливости, все большее значение стало приобретать статутное право — парламентские законы (акты), сменившие королевские конституции и ассизы (постановления).
30. Охарактеризовать правителей и реформаторов средневековой Франции.
После развала империи Карла Великого Франкское королевство разделилось на множество княжеств.
В правление Людовика XI (1461 — 1483) вся Франция, за исключением Бретани, подпала под королевский контроль. Однако после испытаний периода столетней войны страну стали сотрясать конфликты и распри католиков и гугенотов, которые поутихли только после того, как король Генрих IV Наваррский из протестантов перешел в католики и ввел в обязательном порядке религиозную терпимость по эдикту 1598 г., изданному в г. Нанте (знаменитый Нантский эдикт о веротерпимости).
Этот же правитель явился основателем династии Бурбонов, которые правили вплоть до 1789 г. При них Франция стала могущественной и процветающей за счет не только ремесел и торговли, но и колонизации заморских владений.
В 1610 г. на трон вступил Людовик XIII, который приблизил к себе выдающегося политика-реформатора, известного как кардинал Ришелье. Под началом и контролем последнего шла победоносно завершившаяся борьба против мятежных феодалов и гугенотов, по-новому была использована система интендантов для надзора за местными властями, налогами и правосудием.
Важными эпизодами его реформаторской деятельности стали эдикт против дуэлей (1626), Королевская декларация о снесении замков (1626), усмирение гугенотов (1626), эдикт, запрещавший парламентам (судебным учреждениям) вмешиваться в государственные дела и администрацию, а также меры по расширению полномочий интендантов юстиции, полиции и финансов (1637).
Ришелье поощрял создание королевских мануфактур, заморских кампаний (Канада, Сенегал, Мадагаскар) и развитие торгового флота. Ему принадлежит заслуга создания Французской академии (1635), ставшей важным средоточием культурной и просветительской деятельности, в том числе по сохранности и защите чистоты французского языка.
Следующим правителем стал Людовик XIV (1643—1715). Он сосредоточил в своих руках всевозможную верховную власть, превратил столицу и свою резиденцию в Версале в центр поклонения и культуры. При нем был отменен Нантский эдикт и возобновлено преследование гугенотов. Последние тысячами эмигрировали в Англию и другие страны. Его главный министр финансов Жан Батист Кольбер (1619—1683) стал вдохновителем политики меркантилизма (защита и поощрение местной промышленности и торговли для пополнения казны) с одновременным вмешательством административной власти во все дела.
Кольбер стал реформатором промышленности, финансов, юстиции, морского дела (с обучением морскому ремеслу и созданием кассы страхования на случай инвалидности, гибели и др.). Он стал вдохновителем кодификационной работы, которая воплотилась в шесть ордонансов — о гражданском судопроизводстве (1667), о следствии по уголовным делам (1670), о торговле (1673), о водных путях и лесах (1674), о мореплавании (1683), об использовании труда рабов в колониях, так называемый черный кодекс (1686). Ему принадлежит заслуга в создании обсерватории (1667).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.