Охарактеризовать государственное устройство средневековой Германии. Мартин Лютер – идеолог протестантского движения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Германия как обособленное государство возникла в IX в. на зем­лях восточных франков после раздела Франкской империи Карла Великого. В состав Германии вошли герцогства Саксонское, Фран­кония, Швабия (Аллемания) и Бавария. Несколько позднее у Фран­ции было отвоевано герцогство Лотарингия.

В XIV в. рейхстаг — сословное собрание империи — стал состо­ять из трех коллегий: коллегии курфюрстов (территориальных прави­телей-наместников), коллегии князей, графов и свободных людей и кол­легии представителей имперских городов. Особыми привилегиями об­заводились отдельные корпорации внутри городов — ремесленные, купеческие, а также союзы городов, в частности объединение севе­ро-германских городов под названием Ганза (XIV—XV вв.) и воен­но-религиозные объединения, такие как Тевтонский орден (XIIXVI вв.).

В 1356 г. германский император Карл IV выпускает постановле­ние, известное как Золотая булла (грамота с золотой печатью и в особой упаковке). Этот документ возводил в ранг законного порядка избрание рим­ского короля (императора) коллегией курфюрстов. Всего князей-избирателей было семь человек. Решения курфюрстов постановлялись большинством голосов. Булла запрещала вассалам поднимать оружие на сюзерена. Война считалась законной только в том случае, если была торжественно объявлена за три дня до ее начала. Булла также запрещала городам заключать союзы между собой, но они с этим запретом не смири­лись. Швабские города образовали вначале союз 89 городов, затем он был преобразован в Союз рейнских городов.

 

Мартин Лютер (1483—1546), один из главных идеологов преобразования в церкви, выступал с призывом ко всем светским людям исправлять католическую церковь, пребывающую в греховном состоянии, поскольку само ее духовенство не в состоянии себя ис­править. Он призывал также относиться критически к учению като­лической церкви о таинствах: из семи таинств он призывал оставить только два — крещение и причащение.

Человек вообще и человек греховный не может спастись никаким количеством добрых дел, и тем более не освободит его от грехов прощение священника (индульгенция). Заступничество Христа на последнем суде приобретается верою, а добрые дела при этом со­ставляют следствие веры и любви к ближнему.

Когда в 1530 г. рейхстаг, собравшийся в Шпейере, стал от имени императора и папы грозить применением Вормского эдикта против еретиков, пять князей из 14 городов имели смелость подписать про­тест против такой меры. Так движение за реформу церкви обрело дополнительное наименование — протестантского движения.


32. Охарактеризовать каноническое и городское право в средневековой Европе.

 

В средние века наряду с обычным, королевским и феодальным (ленным, манориальным, поместным) правом, торговыми и морски­ми обычаями существовало еще несколько партикулярных (обособ­ленных) правовых систем, среди которых выделялись каноническое право, городское право и рецепированное римское право.

 

Каноническое, или церковное, право возникает вместе с христи­анской церковью, но оформление получает не сразу, а по прошест­вии некоторого времени. В 1075—1122 гг. происходит важная внутрицерковная реформа, связанная с деятельностью папы Григория VII, в результате которой появляется особая церковная система права, названная новым правом, а также новым католическим правом.

Первыми кодификациями канонического права были частные собрания канонов, например, собрание 74 титулов (1050 г.) и произведение Ивона Шартрского, впервые изложившего все каноническое право, под на­званием Собрание всех норм. В это же время Григорий VII объявляет о полномочиях папы «создавать новые законы в соот­ветствии с нуждами времени». Эти законы получили название декре­талий, которые воспринимались уже не как дополняющие и уточ­няющие постановления, а как совершенно новые.

На протяжении XII—XIII вв. из юрисдикции церкви над таинст­вами вырастает регулирование брачно-семейных отношений, из юрисдикции над завещаниями — наследственное право, из юрис­дикции над церковными бенефициями — имущественное право, из юрисдикции над клятвами — договорное право, из юрисдикции над грехами — карательное каноническое право.

В 1582 г. был составлен Свод канонического нрава. В него, помимо традиционных источников права — кано­нов вселенских соборов и постановлений пап, вошли нормы о строе и организации церкви.

 

Городское право — это совокупность пра­вовых обычаев и требований городских статусов, жалованных гра­мот, а также уставов цехов и гильдий. Это право городской общины выбирать собственные властные учреждения, издавать законы, осуществлять суд над жителями, поддерживать порядок с помощью собственной полиции и ополчения.

Важным признаком городского самоуправления считалось также получение от феодальных сеньоров (королей, герцогов, архиеписко­пов) налоговых льгот и вольностей. По отношению к своему сеньору город был обязан нести определенные повинности — военную служ­бу, участие в курии и суде сеньора и др.

Источниками городского права можно считать местные обычаи и вольности, законы (хартии, жалованные сеньорами), статуты город­ских властей, решения городских судов, реципированное римское право, влияние ленного и канонического права, а также торговое, морское, вексельное и цеховое право. Последнее подразумевало обя­зательность вступления в корпорацию, обязанность соблюдения «за­поведной мили» (запрет на производство конкурентного товара вблизи города), штрафы за нарушение «городского мира», принцип талиона при посягательстве на личность, но уже от имени коммуны.

Городское право оказывало поддержку возникновению и разви­тию купеческого (торгового) права в рамках сотрудничества городов, таких как ганзейские союзы (в позднем средневековье). Ганза — это средневековый городской союз с торговлей от Новгорода до Лондо­на, купеческое товарищество, организованное особым образом. На их основе возникла Великая не­мецкая ганза. Ганзы немецких купцов были в Лондоне, Брюгге, Нов­городе, на острове Готланд и других пунктах Балтики и Средиземно­морья.




Дата: 2019-02-02, просмотров: 200.