Германия как обособленное государство возникла в IX в. на землях восточных франков после раздела Франкской империи Карла Великого. В состав Германии вошли герцогства Саксонское, Франкония, Швабия (Аллемания) и Бавария. Несколько позднее у Франции было отвоевано герцогство Лотарингия.
В XIV в. рейхстаг — сословное собрание империи — стал состоять из трех коллегий: коллегии курфюрстов (территориальных правителей-наместников), коллегии князей, графов и свободных людей и коллегии представителей имперских городов. Особыми привилегиями обзаводились отдельные корпорации внутри городов — ремесленные, купеческие, а также союзы городов, в частности объединение северо-германских городов под названием Ганза (XIV—XV вв.) и военно-религиозные объединения, такие как Тевтонский орден (XII — XVI вв.).
В 1356 г. германский император Карл IV выпускает постановление, известное как Золотая булла (грамота с золотой печатью и в особой упаковке). Этот документ возводил в ранг законного порядка избрание римского короля (императора) коллегией курфюрстов. Всего князей-избирателей было семь человек. Решения курфюрстов постановлялись большинством голосов. Булла запрещала вассалам поднимать оружие на сюзерена. Война считалась законной только в том случае, если была торжественно объявлена за три дня до ее начала. Булла также запрещала городам заключать союзы между собой, но они с этим запретом не смирились. Швабские города образовали вначале союз 89 городов, затем он был преобразован в Союз рейнских городов.
Мартин Лютер (1483—1546), один из главных идеологов преобразования в церкви, выступал с призывом ко всем светским людям исправлять католическую церковь, пребывающую в греховном состоянии, поскольку само ее духовенство не в состоянии себя исправить. Он призывал также относиться критически к учению католической церкви о таинствах: из семи таинств он призывал оставить только два — крещение и причащение.
Человек вообще и человек греховный не может спастись никаким количеством добрых дел, и тем более не освободит его от грехов прощение священника (индульгенция). Заступничество Христа на последнем суде приобретается верою, а добрые дела при этом составляют следствие веры и любви к ближнему.
Когда в 1530 г. рейхстаг, собравшийся в Шпейере, стал от имени императора и папы грозить применением Вормского эдикта против еретиков, пять князей из 14 городов имели смелость подписать протест против такой меры. Так движение за реформу церкви обрело дополнительное наименование — протестантского движения.
32. Охарактеризовать каноническое и городское право в средневековой Европе.
В средние века наряду с обычным, королевским и феодальным (ленным, манориальным, поместным) правом, торговыми и морскими обычаями существовало еще несколько партикулярных (обособленных) правовых систем, среди которых выделялись каноническое право, городское право и рецепированное римское право.
Каноническое, или церковное, право возникает вместе с христианской церковью, но оформление получает не сразу, а по прошествии некоторого времени. В 1075—1122 гг. происходит важная внутрицерковная реформа, связанная с деятельностью папы Григория VII, в результате которой появляется особая церковная система права, названная новым правом, а также новым католическим правом.
Первыми кодификациями канонического права были частные собрания канонов, например, собрание 74 титулов (1050 г.) и произведение Ивона Шартрского, впервые изложившего все каноническое право, под названием Собрание всех норм. В это же время Григорий VII объявляет о полномочиях папы «создавать новые законы в соответствии с нуждами времени». Эти законы получили название декреталий, которые воспринимались уже не как дополняющие и уточняющие постановления, а как совершенно новые.
На протяжении XII—XIII вв. из юрисдикции церкви над таинствами вырастает регулирование брачно-семейных отношений, из юрисдикции над завещаниями — наследственное право, из юрисдикции над церковными бенефициями — имущественное право, из юрисдикции над клятвами — договорное право, из юрисдикции над грехами — карательное каноническое право.
В 1582 г. был составлен Свод канонического нрава. В него, помимо традиционных источников права — канонов вселенских соборов и постановлений пап, вошли нормы о строе и организации церкви.
Городское право — это совокупность правовых обычаев и требований городских статусов, жалованных грамот, а также уставов цехов и гильдий. Это право городской общины выбирать собственные властные учреждения, издавать законы, осуществлять суд над жителями, поддерживать порядок с помощью собственной полиции и ополчения.
Важным признаком городского самоуправления считалось также получение от феодальных сеньоров (королей, герцогов, архиепископов) налоговых льгот и вольностей. По отношению к своему сеньору город был обязан нести определенные повинности — военную службу, участие в курии и суде сеньора и др.
Источниками городского права можно считать местные обычаи и вольности, законы (хартии, жалованные сеньорами), статуты городских властей, решения городских судов, реципированное римское право, влияние ленного и канонического права, а также торговое, морское, вексельное и цеховое право. Последнее подразумевало обязательность вступления в корпорацию, обязанность соблюдения «заповедной мили» (запрет на производство конкурентного товара вблизи города), штрафы за нарушение «городского мира», принцип талиона при посягательстве на личность, но уже от имени коммуны.
Городское право оказывало поддержку возникновению и развитию купеческого (торгового) права в рамках сотрудничества городов, таких как ганзейские союзы (в позднем средневековье). Ганза — это средневековый городской союз с торговлей от Новгорода до Лондона, купеческое товарищество, организованное особым образом. На их основе возникла Великая немецкая ганза. Ганзы немецких купцов были в Лондоне, Брюгге, Новгороде, на острове Готланд и других пунктах Балтики и Средиземноморья.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.