Институции Гая (ок. 160 г. н. э.) представляют собой элементарное изложение цивильного права с очень ценными для нас юридико-догматическими и историческими пояснениями относительно правоспособности и дееспособности участников правового общения и способов защиты личных и имущественный прав.
Гай вначале излагает в своем труде вопросы правоспособности и дееспособности лиц, затем имущественных правоотношений (вещи телесные и бестелесные, к последним относятся и обязательства) и завершает сочинение изложением вопросов охраны прав.
Институты римского частного права изложены Гаем по схеме: «лица — вещи — иски». Они написаны в 4 частях (книгах-комментариях).
В первой книге изложены следующие вопросы личного права: о правовом состоянии людей, об отпущении на волю и о тех, кого по каким-либо причинам нельзя отпускать на волю; учение о власти господ над рабами, родителей над детьми, а также учение о браке, случаи невозможности заключения брака. Аренда или наем городской недвижимости характеризуется как «владение от нашего имени, но нам не подвластного». Завершает книгу обсуждение вопросов установления и прекращения опеки.
Вторая книга излагает учения о разделении и подразделении вещей, о способах приобретения телесных вещей и вещей бестелесных, о способах приобретения вещей в собственность, затем учение о наследственном праве, которое переходит в следующую книгу.
Третья книга открывается учением о наследовании без завещания. Следующее за ним учение об обязательствах начинается с обсуждения реальных контрактов, после чего автор переходит к литеральным и консенсуальным контрактам. За общим учением об обязательствах следуют договоры купли, найма, товарищества и договор доверенности. Завершается книга учением об обязательствах из деликтов — кражи, насилия, причинения вреда.
Четвертая книга начинается с изложения общего учения о видах исков, затем разговор идет о законных исках, о формулах, о постоянных и временных исках. Далее следует учение о возражениях (интердиктах), разбираются порядок и последствия интердиктного процесса. Книга о процессе заканчивается изложением вопросов о вызове в суд и о поручительстве в явке на суд к сроку.
Свод Юстиниана стал со временем основным источником для изучения римского права. В XII в. он получил сохраняющееся доныне название Corpus juris civilis — Свод гражданского права. Он состоит из четырех основных частей:
1. Кодекс (Codex ) - собрание императорских установлений (конституций) в 12 книгах со времени Андриана до времени составления кодекса, 529 г. (первое издание), 534 г. (второе издание).
2. Институции ( Institutiones ) - в четырех книгах опубликованы в 533 г. с приданием им специальным указом императора силы, равной всем другим частям свода.
3.Дигесты, или Пандекты ( Digesta ( Pandectae ), в составе 7 частей и 50 книг, 432 титулов и 9123 фрагментов; изданы в 533 г.
4. Новелы ( Novellae ) — 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции Кодекса в 535—565 гг.
Дигесты — собрание отрывков из произведений знаменитых римских юристов классического периода и некоторых греческих авторов, с цитатами по-гречески.
Структура Дигест:
1. Общие понятия, история источников права, учреждения и лица с их правоспособностью и дееспособностью (кн. 1);
2. Суд, процесс, иски (кн. 2—4);
3. Наследство и имущественные отношения (кн. 5—11);
4. Купля-продажа (кн. 12—19);
5. Залоговое право (кн. 20—22);
6. Имущественные отношения супругов (кн. 23—25);
7. Опека и попечительство (кн. 26—27);
8. Завещания, наследование по закону (кн. 28—38), пятая часть текста;
9. О рабстве (кн. 40);
10. Вербальные контракты (кн. 45—46);
11. О преступлениях и наказаниях — «страшные книги» (кн. 47—48);
12. Разъяснение терминов и некоторых общих понятий (кн. 50).
24. Охарактеризовать политические формы правления в европейском средневековье и Римскую империю в средние века.
Средние века обычно воспринимаются промежуточным, а также переходным этапом к современной эпохе (новой и новейшей истории), от времени падения Западной Римской империи до периода Возрождения и Реформации, т. е. представляют собой период в 10- 12 веков начиная с 476 г.
Правовое регулирование в эпоху позднего средневековья, когда наряду с централизованным королевским законодательством появились дифференцированные по методам собирания и фиксации обособленные системы права канонического, городского, торгового, поместного и земского. Своеобразным хранителем античной языковой и правовой культуры стало христианство.
Политическая форма правления проходит в европейском средневековье эволюцию из трех последовательных фаз:
Ø феодальной, или сеньориальной, монархией, поскольку она предполагает царствование одного из представителей феодальной знати в момент перехода от первобытнообщинной организации к военно-бюрократической или феодально-бюрократической.
Ø сословно-представительной монархией, т. е. монархией (единодержавием), ограниченной властью совещательного либо решающего голоса собрания представителей сословий светского и духовного, а также представителей горожан, купечества, рыцарства и др.
Ø абсолютная монархия, которая отличается высокой степенью централизации бюрократического управления и верховной властью монарха в делах законодательных, судебных и административных.
Средние века стали периодом возникновения и распространения двух систем права, претендующих на вселенский характер, — канонического права христианской церкви и мусульманского права. Церковь в средние века сумела выработать и предложить единый свод весьма трудных для упорядочения канонов и текстов, названный по образцу Юстинианова свода Сводом канонического права (с XVI в.).
Судьба Восточной Римской империи со столицей Константинополь (бывший Византии), возникшей после раздела 395 г., еще при императоре Феодосии I, оказалась совсем иной, нежели судьба Западной империи. Волны варварских нашествий не смогли разрушить или перестроить сложившийся порядок, и многие из пришельцев предпочли остаться на пустующих землях рядом с местными земледельцами. Православие вплоть до VIII в. мало чем отличалось от католицизма.
После Юстиниана наступил период перехода к феодально-сословному строю с уменьшением наполовину общей территории державы. В VIII—IX вв. возникает сильная централизованная власть, а особенности в эпоху иконоборчества (против почитания икон и мощей), когда феодальное закабаление крестьян сопровождалось конфискацией богатства церкви и монастырей. С этого периода выбор патриарха и некоторых епископов стал зависеть от усмотрения императора. После восстановления иконопочитания в 843 г. вплоть до XII в. происходит возвышение централизованного бюрократического аппарата государственной власти, контролировавшей многие сферы жизни подданных.
В XIII в. Византия переживает период децентрализации и упадка, особенно после 1204 г., когда она распадается на несколько государств. В 1261 г., после изгнания крестоносцев из Константинополя, империя восстанавливается, но уже не обретает прежнего величия и могущества. Централизованному управлению вновь препятствует феодальная раздробленность.
В центре все управление сосредоточивалось вокруг императора — верховного военачальника, законодателя, судьи, к тому же раздающего титулы и должности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 303.