Охарактеризовать Институции Гая и Свод Юстиниана
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Институции Гая (ок. 160 г. н. э.) представляют собой элементарное изложение цивильного права с очень ценными для нас юридико-догматическими и историческими пояснениями относи­тельно правоспособности и дееспособности участников правового общения и способов защиты личных и имущественный прав.

Гай вначале изла­гает в своем труде вопросы правоспособности и дееспособности лиц, затем имущественных правоотношений (вещи телесные и бестелес­ные, к последним относятся и обязательства) и завершает сочинение изложением вопросов охраны прав.

Институты римского частного права изложены Гаем по схеме: «лица — вещи — иски». Они написаны в 4 частях (книгах-комментариях).

В первой книге изложены следующие вопросы личного права: о правовом состоянии людей, об отпущении на волю и о тех, кого по каким-либо причинам нельзя отпускать на волю; учение о власти господ над рабами, родителей над детьми, а также учение о браке, случаи невозможности заключения брака. Аренда или наем город­ской недвижимости характеризуется как «владение от нашего имени, но нам не подвластного». Завершает книгу обсуждение вопросов ус­тановления и прекращения опеки.

Вторая книга излагает учения о разделении и подразделении ве­щей, о способах приобретения телесных вещей и вещей бестелес­ных, о способах приобретения вещей в собственность, затем учение о наследственном праве, которое переходит в следующую книгу.

Третья книга открывается учением о наследовании без завеща­ния. Следующее за ним учение об обязательствах начинается с обсу­ждения реальных контрактов, после чего автор переходит к лите­ральным и консенсуальным контрактам. За общим учением об обя­зательствах следуют договоры купли, найма, товарищества и договор доверенности. Завершается книга учением об обязательствах из де­ликтов — кражи, насилия, причинения вреда.

Четвертая книга начинается с изложения общего учения о видах исков, затем разговор идет о законных исках, о формулах, о посто­янных и временных исках. Далее следует учение о возражениях (ин­тердиктах), разбираются порядок и последствия интердиктного про­цесса. Книга о процессе заканчивается изложением вопросов о вы­зове в суд и о поручительстве в явке на суд к сроку.

Свод Юстиниана стал со временем основным источником для изучения римского права. В XII в. он получил сохраняющееся доны­не название Corpus juris civilis Свод гражданского права. Он состоит из четырех основных частей:

1. Кодекс (Codex ) - собрание императорских установлений (конституций) в 12 книгах со времени Андриана до времени составления кодекса, 529 г. (первое издание), 534 г. (второе издание).

2. Институции ( Institutiones ) - в четырех книгах опубликованы в 533 г. с приданием им специальным указом императора силы, рав­ной всем другим частям свода.

3.Дигесты, или Пандекты ( Digesta ( Pandectae ), в составе 7 час­тей и 50 книг, 432 титулов и 9123 фрагментов; изданы в 533 г.

4. Новелы ( Novellae ) — 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции Кодекса в 535—565 гг.

Дигесты — собрание отрывков из произведений знаменитых рим­ских юристов классического периода и некоторых греческих авто­ров, с цитатами по-гречески.

Структура Дигест:

1.  Общие понятия, история источников права, учреждения и ли­ца с их правоспособностью и дееспособностью (кн. 1);

2.  Суд, процесс, иски (кн. 2—4);

3.  Наследство и имущественные отношения (кн. 5—11);

4.  Купля-продажа (кн. 12—19);

5.  Залоговое право (кн. 20—22);

6.  Имущественные отношения супругов (кн. 23—25);

7.  Опека и попечительство (кн. 26—27);

8.  Завещания, наследование по закону (кн. 28—38), пятая часть текста;

9.  О рабстве (кн. 40);

10. Вербальные контракты (кн. 45—46);

11. О преступлениях и наказаниях — «страшные книги» (кн. 47—48);

12. Разъяснение терминов и некоторых общих понятий (кн. 50).


24. Охарактеризовать политические формы правления в европейском средне­вековье и Римскую империю в средние века.

 

Средние века обычно воспринимаются промежуточным, а также переходным этапом к современной эпохе (новой и новейшей исто­рии), от времени падения Западной Римской империи до периода Возрождения и Реформации, т. е. представляют собой период в 10- 12 веков начиная с 476 г.

Правовое регулирование в эпоху позднего средневеко­вья, когда наряду с централизованным королевским законодательст­вом появились дифференцированные по методам собирания и фиксации обособленные системы права канонического, городского, торгового, поместного и земского. Своеобразным хра­нителем античной языковой и правовой культуры стало христианство.

Политическая форма правления проходит в европейском средне­вековье эволюцию из трех последовательных фаз:

Ø феодальной, или сеньориальной, монархией, поскольку она предполагает царствование одного из представителей феодальной знати в момент перехода от первобытнообщинной орга­низации к военно-бюрократической или феодально-бюрократиче­ской.

Ø сословно-представительной монархией, т. е. монархией (единодержа­вием), ограниченной властью совещательного либо решающего го­лоса собрания представителей сословий светского и духовного, а также представителей горожан, купечества, рыцарства и др.

Ø абсолютная мо­нархия, которая отличается высокой степенью централизации бюро­кратического управления и верховной властью монарха в делах зако­нодательных, судебных и административных.

Средние века стали периодом возникновения и распространения двух систем права, претендующих на вселенский характер, — кано­нического права христианской церкви и мусульманского права. Церковь в средние века сумела вырабо­тать и предложить единый свод весьма трудных для упорядочения канонов и текстов, названный по образцу Юстинианова свода Сво­дом канонического права (с XVI в.).

Судьба Восточной Римской империи со столицей Константино­поль (бывший Византии), возникшей после раздела 395 г., еще при императоре Феодосии I, оказалась совсем иной, нежели судьба За­падной империи. Волны варварских нашествий не смогли разрушить или перестроить сложившийся порядок, и многие из пришельцев предпочли остаться на пустующих землях рядом с местными земледельцами. Православие вплоть до VIII в. мало чем отличалось от католи­цизма.

После Юстиниана наступил период перехода к феодально-со­словному строю с уменьшением наполовину общей территории дер­жавы. В VIII—IX вв. возникает сильная централизованная власть, а особенности в эпоху иконоборчества (против почитания икон и мо­щей), когда феодальное закабаление крестьян сопровождалось кон­фискацией богатства церкви и монастырей. С этого периода выбор патриарха и некоторых епископов стал зависеть от усмотрения им­ператора. После восстановления иконопочитания в 843 г. вплоть до XII в. происходит возвышение централизованного бюрократического аппарата государственной власти, контролировавшей многие сферы жизни подданных.

В XIII в. Византия переживает период децентрализации и упадка, особенно после 1204 г., когда она распадается на несколько госу­дарств. В 1261 г., после изгнания крестоносцев из Константинополя, империя восстанавливается, но уже не обретает прежнего величия и могущества. Централизованному управлению вновь препятствует феодальная раздробленность.

В центре все управление сосредоточивалось вокруг императора — верховного военачальника, законодателя, су­дьи, к тому же раздающего титулы и должности.




Дата: 2019-02-02, просмотров: 273.