Охарактеризовать философские и религиозные взгляды, преступления и наказания, судебный процесс в Древнем Китае
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Согласно древним представлениям, изложенным в Книге перемен, все существующее в мире пронизано взаимоотношениями двух основополагающих начал — мужского и женского. Мужское на­чало инь — позитивное, светлое, небесное; женское начало янь — не­гативное, мрачное, земное.

В VI в. до н. э. появляется свод законов под названием Чжоу-ли, который стал основой регулирования вместо обычного права.

В VI—V вв. до н. э., в Китае жили и творили такие учителя мудрости, как Лао-цзы , Конфуций и Мэн-цзы.

Важной модификацией древнего учения стал даосизм. Его основателем был Лао-цзы — архи­вариус при чжоуском дворе, удалившийся затем в далекие края. Дао (тао) трактовался даосами как надлежащий путь, как «путь, сущест­вующий помимо воли людей» и воплощаемый в законах природы и космоса, а также в обычном праве. Дао — это путь природы и одно­временно «путь мудрой жизни».

Конфуций (Кун-цзы, 551—479 гг. до н. э.) пребывал на разных должностях у правителей нескольких царств и затем занялся преподаванием,

По Конфуцию, отношения в семье и государстве должны осно­вываться на морали и человечности, выраженных в пяти добродете­лях: взаимной любви, этикете, мудрости, нравственности и скромно­сти, а также в трех беспрекословно соблюдаемых принципах: подчи­нения сына отцу, народа — правителю и женщины — мужчине.

Наиболее известный последователь Конфуция мудрец по имени Мэн-цзы (372—289 гг. до н. э.) считал, что человек по своей натуре добр, добродетелен, но влияние внешней среды его портит, оно «не­доброе». «Управлять государством нетрудно, — учил он. — Для этого нужно не обижать знатные фамилии». Мэн-цзы признавал право на­рода и чиновников на восстание против недобродетельного правите­ля.

Конфуцианство со временем стало выполнять роль светской ре­лигии, т.е. официальной государственной доктрины морали и нрав­ственности. Влияние нравственной и политической философии Конфуция сохраняется на всем протяжении средневековой и новой истории, включая ее новейший период.

Самым древним китайским кодексом был уголовный, состоявший, по преданию, из 3 тыс. статей и разработанный в X в. до н. э. Такое обилие статей во многом объяснялось тщательностью классификации и дифферен­циации различных видов преступлений, которые еще в древности исчислялись 500 разновидностями. Подобную неэффективность пытались компенсировать жестоки­ми наказаниями.

Традиционная система наказаний включала пять видов: татуиро­вание, отрезание носа, отрубание ноги, кастрацию, смертную казнь. В начальный период (шань-иньский) пятичленная система наказа­ний (сян) имела символический характер: татуирование заменялось черной повязкой, отрезание носа — раскраской одежды в красно-бу­рый цвет, отрезание ноги — покраской тушью колена, а смертная казнь — ношением холщевой рубахи без ворота.

Широко практиковалось наказание, нацеленное на перевоспита­ние правонарушителя путем привлечения всеобщего внимания к его делу и наказанию.

Судебный процесс был состязательным, а затем всецело розыскным. Расследование в циньском Китае поручалось особому чиновнику. Оно начиналось по жа­лобе либо по доносу. Последний поощрялся, и щедрость поощрения зависела от тяжести преступного деяния. Важнейшим доказательством наряду с вещественными счита­лась клятва. В ходе расследования прибегали к пыткам в том случае, если преступник оказывался изобличенным, но отказывался признавать вину либо если он менял свои показания в ходе дознания.


15. Охарактеризовать Хеттскую цивилизацию

Хеттская цивилизация датируется 2000—1000 гг. до н. э.

Хетты принадлежат к индоевропейской семье народов, которые появились в Анатолии около 200 г. до н. э. из междуморья Каспийского и Чер­ного морей и создали поначалу несколько государств. Они уже ос­воили секреты изготовления железных военных доспехов — мечей и дротиков, сумели завоевать половину Ближневосточного региона и ввязались в длительную борьбу с Египтом, которая их истощила. После завоевания Сирии и Вавилона они стали господствовать на территории от Средиземного моря до Персидского залива. Около 1200 г. до н.э. их империя рухнула под натиском «народов моря», которые жили на островах Средиземного моря, на побережье Анатолии и в Греции.

В одной древнехеттской копии законов (ок. XVI в. до н. э.), найденной при раскопках древней столицы хеттов Хаттутас (совр. Богазкей в Турции), можно найти требования, свиде­тельствующие о сравнительно высоком уровне законодательной тех­ники в регулировании мер наказания за типичные для древних об­ществ преступления и о гораздо большем внимании к путям и спо­собам компенсации за причиненный ущерб. Древние хетты различали в своеобразном варианте законода­тельной фиксации умышленное и неосторожное причинение вреда.

Правосудие у хеттов осуществлялось на основе судебных преце­дентов. Имело место также совмещение обязанностей начальника гарнизона и судьи. Обычно созывались все жители, имеющие жало­бы и основания для иска, включая рабов, служанок и женщин. Ре­шение выносилось на основе справедливости. Если дело было слож­ным, его передавали царю. Если кто-либо противился приговору ца­ря, то уничтожалось его хозяйство, если противился приговору сановника-наместника, то отрубали голову.


16. Охарактеризовать Ханаанскую и Персидскую цивилизации.

Ханаанская цивилизация датируется 2200—1000 гг. до н. э., иранская (персидская) — 1000 г. до н. э. — 2000 г. н. э.

Ассирийцы относятся к семитской группе племен, расположившихся пона­чалу в северо-восточной части Месопотамии. Они жили неподалеку от хеттов и зарекомендовали себя народом воинственным и одновре­менно народом-строителем. Первое Ассирийское царство возникает в конце XIX в. до н. э. и затем разрушается под натиском вавилонян, а затем и миттанийцев. Следующее царство возникло в XIV в. до н. э. и достигло наивысшего могущества и процветания при Тиглатпаласаре I (1115—1077 гг. до н. э.), когда была создана большая им­перия.

В период наибольшего могущества она включала Месопотамию, все плато к востоку, а также Сирию, Левант, Палестину и Нижний Египет. В 614 г. до н. э. мидийцы и вавилоняне покончили с владыче­ством ассирийцев и создали Нововавилонское царство, которое про­существовало до похода Александра Македонского (323 г. до н. э.).

Документы с ассирий­скими законами, датируемые 2-м тысячелетием до н. э., свидетельст­вуют о редкой жестокости в назначении наказаний за малейшие провинности. Женщин продавали, как скотину или как рабов. Должников также продавали в рабство в чужую страну. Своеобразие ассирийских законов состояло в том, что они излагались в особой манере: каждая из глиняных таб­личек представляла собой своеобразный кодекс, регулировавший не­кую комплексную отрасль правовых отношений и требований.

Персидская держава — од­на из крупных держав Древнего мира. С VII в. в Персии распространяется зороастризм, культ бога доб­ра Ахурамазды (наилучший господин), который мудр, всемогущ и вездесущ, но пребывает в постоянной борьбе с богом зла Ариманом.

Авеста — главная священная книга зороастрийцев. В устной форме долгое время использовались древней­шие тексты, прежде всего Гаты (лаконичные стихотворные резюме проповедей), приписываемые Заратуштре. Затем идут Яшты, гимны отдельным божествам, которые относят к XI1-X вв. до н. э. В основе мировоззрения зороастрийцев лежало учение о противо­борстве двух взаимоисключающих сил.

Всеобщий моральный закон мироздания Арта, овеществленный в свете и огне, противостоял воплощению лжи, мрака, ритуальной скверны — Другу.

В Авестийском писании нашли выражение идеи необходи­мости обеспечивать мирные условия существования оседлого ското­водства и земледелия под началом сильной власти и путем реши­тельной борьбы с соседями-кочевниками, а также проповедь едино­божия, необходимости и святости постоянной борьбы с врагами, борьбы добра со злом, правды с ложью.

Среди преступников различали виновников в приобщении ве­рующего к другой вере, в причинении вреда побоями и поранения­ми, в мужеложстве, в действиях против собаки, охраняющей стада и дом. В последнем случае имелись специальные наказания за увечье и даже за плохое кормление собак (костями или слишком горячей ни­щей). Особо почтительное отношение проявлялось к огню, воде и земле; полагалось оберегать их чистоту больше, чем чистоту собст­венного тела. В брак вступали по договору с 15 лет, возможен был также «брак внутри родни». Преждевременное прерывание беремен­ности воспрещалось — наказывали мать и отца ребенка и бабку, сде­лавшую аборт. Преследовались также и иные преступления прогни нравственности, сокращавшие рождаемость детей (мужеложство, проституция), и, напротив, проявлялась терпимость к кровосмеси­тельным бракам с матерью, сестрой или дочерью.

Сурово преследовался отказ — по скупости или жадности — в справедливой просьбе. Скупого человека считали «вором испраши­ваемой вещи». Судебное разбирательство было прерогативой общи­ны, особую роль выполняли при этом учителя закона (жрецы), судьи закона. Процедура разбирательства начиналась с произнесения фор­мулы, которой признавалась существующая в законе обязывающая и справедливая сила предписаний (Ясна, XX, 3—4).

Разбирательство сопровождалось чтением молитв, произносимых в определенном виде в следующих случаях: по делам лиц, подлежа­щих прошению; по делам подлежащих смертной казни; молитвенная формула при очищении оскверненного. Вендидад содержит пять глав о грехах и наказаниях и завершается мыслью о том, что «есть лишь один путь — это путь праведности; все остальное — беспутье».





Дата: 2019-02-02, просмотров: 225.