Согласно древним представлениям, изложенным в Книге перемен, все существующее в мире пронизано взаимоотношениями двух основополагающих начал — мужского и женского. Мужское начало инь — позитивное, светлое, небесное; женское начало янь — негативное, мрачное, земное.
В VI в. до н. э. появляется свод законов под названием Чжоу-ли, который стал основой регулирования вместо обычного права.
В VI—V вв. до н. э., в Китае жили и творили такие учителя мудрости, как Лао-цзы , Конфуций и Мэн-цзы.
Важной модификацией древнего учения стал даосизм. Его основателем был Лао-цзы — архивариус при чжоуском дворе, удалившийся затем в далекие края. Дао (тао) трактовался даосами как надлежащий путь, как «путь, существующий помимо воли людей» и воплощаемый в законах природы и космоса, а также в обычном праве. Дао — это путь природы и одновременно «путь мудрой жизни».
Конфуций (Кун-цзы, 551—479 гг. до н. э.) пребывал на разных должностях у правителей нескольких царств и затем занялся преподаванием,
По Конфуцию, отношения в семье и государстве должны основываться на морали и человечности, выраженных в пяти добродетелях: взаимной любви, этикете, мудрости, нравственности и скромности, а также в трех беспрекословно соблюдаемых принципах: подчинения сына отцу, народа — правителю и женщины — мужчине.
Наиболее известный последователь Конфуция мудрец по имени Мэн-цзы (372—289 гг. до н. э.) считал, что человек по своей натуре добр, добродетелен, но влияние внешней среды его портит, оно «недоброе». «Управлять государством нетрудно, — учил он. — Для этого нужно не обижать знатные фамилии». Мэн-цзы признавал право народа и чиновников на восстание против недобродетельного правителя.
Конфуцианство со временем стало выполнять роль светской религии, т.е. официальной государственной доктрины морали и нравственности. Влияние нравственной и политической философии Конфуция сохраняется на всем протяжении средневековой и новой истории, включая ее новейший период.
Самым древним китайским кодексом был уголовный, состоявший, по преданию, из 3 тыс. статей и разработанный в X в. до н. э. Такое обилие статей во многом объяснялось тщательностью классификации и дифференциации различных видов преступлений, которые еще в древности исчислялись 500 разновидностями. Подобную неэффективность пытались компенсировать жестокими наказаниями.
Традиционная система наказаний включала пять видов: татуирование, отрезание носа, отрубание ноги, кастрацию, смертную казнь. В начальный период (шань-иньский) пятичленная система наказаний (сян) имела символический характер: татуирование заменялось черной повязкой, отрезание носа — раскраской одежды в красно-бурый цвет, отрезание ноги — покраской тушью колена, а смертная казнь — ношением холщевой рубахи без ворота.
Широко практиковалось наказание, нацеленное на перевоспитание правонарушителя путем привлечения всеобщего внимания к его делу и наказанию.
Судебный процесс был состязательным, а затем всецело розыскным. Расследование в циньском Китае поручалось особому чиновнику. Оно начиналось по жалобе либо по доносу. Последний поощрялся, и щедрость поощрения зависела от тяжести преступного деяния. Важнейшим доказательством наряду с вещественными считалась клятва. В ходе расследования прибегали к пыткам в том случае, если преступник оказывался изобличенным, но отказывался признавать вину либо если он менял свои показания в ходе дознания.
15. Охарактеризовать Хеттскую цивилизацию
Хеттская цивилизация датируется 2000—1000 гг. до н. э.
Хетты принадлежат к индоевропейской семье народов, которые появились в Анатолии около 200 г. до н. э. из междуморья Каспийского и Черного морей и создали поначалу несколько государств. Они уже освоили секреты изготовления железных военных доспехов — мечей и дротиков, сумели завоевать половину Ближневосточного региона и ввязались в длительную борьбу с Египтом, которая их истощила. После завоевания Сирии и Вавилона они стали господствовать на территории от Средиземного моря до Персидского залива. Около 1200 г. до н.э. их империя рухнула под натиском «народов моря», которые жили на островах Средиземного моря, на побережье Анатолии и в Греции.
В одной древнехеттской копии законов (ок. XVI в. до н. э.), найденной при раскопках древней столицы хеттов Хаттутас (совр. Богазкей в Турции), можно найти требования, свидетельствующие о сравнительно высоком уровне законодательной техники в регулировании мер наказания за типичные для древних обществ преступления и о гораздо большем внимании к путям и способам компенсации за причиненный ущерб. Древние хетты различали в своеобразном варианте законодательной фиксации умышленное и неосторожное причинение вреда.
Правосудие у хеттов осуществлялось на основе судебных прецедентов. Имело место также совмещение обязанностей начальника гарнизона и судьи. Обычно созывались все жители, имеющие жалобы и основания для иска, включая рабов, служанок и женщин. Решение выносилось на основе справедливости. Если дело было сложным, его передавали царю. Если кто-либо противился приговору царя, то уничтожалось его хозяйство, если противился приговору сановника-наместника, то отрубали голову.
16. Охарактеризовать Ханаанскую и Персидскую цивилизации.
Ханаанская цивилизация датируется 2200—1000 гг. до н. э., иранская (персидская) — 1000 г. до н. э. — 2000 г. н. э.
Ассирийцы относятся к семитской группе племен, расположившихся поначалу в северо-восточной части Месопотамии. Они жили неподалеку от хеттов и зарекомендовали себя народом воинственным и одновременно народом-строителем. Первое Ассирийское царство возникает в конце XIX в. до н. э. и затем разрушается под натиском вавилонян, а затем и миттанийцев. Следующее царство возникло в XIV в. до н. э. и достигло наивысшего могущества и процветания при Тиглатпаласаре I (1115—1077 гг. до н. э.), когда была создана большая империя.
В период наибольшего могущества она включала Месопотамию, все плато к востоку, а также Сирию, Левант, Палестину и Нижний Египет. В 614 г. до н. э. мидийцы и вавилоняне покончили с владычеством ассирийцев и создали Нововавилонское царство, которое просуществовало до похода Александра Македонского (323 г. до н. э.).
Документы с ассирийскими законами, датируемые 2-м тысячелетием до н. э., свидетельствуют о редкой жестокости в назначении наказаний за малейшие провинности. Женщин продавали, как скотину или как рабов. Должников также продавали в рабство в чужую страну. Своеобразие ассирийских законов состояло в том, что они излагались в особой манере: каждая из глиняных табличек представляла собой своеобразный кодекс, регулировавший некую комплексную отрасль правовых отношений и требований.
Персидская держава — одна из крупных держав Древнего мира. С VII в. в Персии распространяется зороастризм, культ бога добра Ахурамазды (наилучший господин), который мудр, всемогущ и вездесущ, но пребывает в постоянной борьбе с богом зла Ариманом.
Авеста — главная священная книга зороастрийцев. В устной форме долгое время использовались древнейшие тексты, прежде всего Гаты (лаконичные стихотворные резюме проповедей), приписываемые Заратуштре. Затем идут Яшты, гимны отдельным божествам, которые относят к XI1-X вв. до н. э. В основе мировоззрения зороастрийцев лежало учение о противоборстве двух взаимоисключающих сил.
Всеобщий моральный закон мироздания Арта, овеществленный в свете и огне, противостоял воплощению лжи, мрака, ритуальной скверны — Другу.
В Авестийском писании нашли выражение идеи необходимости обеспечивать мирные условия существования оседлого скотоводства и земледелия под началом сильной власти и путем решительной борьбы с соседями-кочевниками, а также проповедь единобожия, необходимости и святости постоянной борьбы с врагами, борьбы добра со злом, правды с ложью.
Среди преступников различали виновников в приобщении верующего к другой вере, в причинении вреда побоями и поранениями, в мужеложстве, в действиях против собаки, охраняющей стада и дом. В последнем случае имелись специальные наказания за увечье и даже за плохое кормление собак (костями или слишком горячей нищей). Особо почтительное отношение проявлялось к огню, воде и земле; полагалось оберегать их чистоту больше, чем чистоту собственного тела. В брак вступали по договору с 15 лет, возможен был также «брак внутри родни». Преждевременное прерывание беременности воспрещалось — наказывали мать и отца ребенка и бабку, сделавшую аборт. Преследовались также и иные преступления прогни нравственности, сокращавшие рождаемость детей (мужеложство, проституция), и, напротив, проявлялась терпимость к кровосмесительным бракам с матерью, сестрой или дочерью.
Сурово преследовался отказ — по скупости или жадности — в справедливой просьбе. Скупого человека считали «вором испрашиваемой вещи». Судебное разбирательство было прерогативой общины, особую роль выполняли при этом учителя закона (жрецы), судьи закона. Процедура разбирательства начиналась с произнесения формулы, которой признавалась существующая в законе обязывающая и справедливая сила предписаний (Ясна, XX, 3—4).
Разбирательство сопровождалось чтением молитв, произносимых в определенном виде в следующих случаях: по делам лиц, подлежащих прошению; по делам подлежащих смертной казни; молитвенная формула при очищении оскверненного. Вендидад содержит пять глав о грехах и наказаниях и завершается мыслью о том, что «есть лишь один путь — это путь праведности; все остальное — беспутье».
Дата: 2019-02-02, просмотров: 250.