Охарактеризовать Историю Древней Индии и законы Ману
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История Древней Индии распадается на два крупных периода:

- хараппская цивилизация - период протоиндуистской культуры(конец 4 – середина 2 тыс. до н.э.)

- ведическая цивилизация - период связан с экспансией и расселением в этом районе арийских племен. В этот период были созданы несколько новых царств и распространились священные гимны и песнопения ариев под назва­нием Веды (от слова с тем же корнем, что и русское «ведать», т. е. знать).(1500-600 г.г. до н.э.)

- магадско-маурийская цивилизация -  (V в. до н. э. — II в. н. э.). получил назва­ние от государства Магадха и империи Маурьев.

После вторжения Александра Македонского в Индию здесь в ускоренном темпе возникла (после 327 г. до н. э.) империя Чандрагупты, основателя династии Маурьев, который правил 21 год и значи­тельно расширил свои владения. Империя Маурьев простиралась от реки Брахмапутра до гор Гиндукуша и Герата.

Внук Чандрагупты, император Ашока (268—232), стал первым объединителем Индии. Его борьба за трон сопровождалась крово­пролитными битвами, а после ее завершения Ашока провозгласил отказ от насилия и обратился в буддизм. Одновременно он принял меры по распространению буддизма на всей территории империи. После Ашоки произошел подъем индуизма с его учением о переселении душ, про­исходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за доброде­тельное или дурное поведение.

Традиционную буддистскую литературу дополнили записанные в этот период народные притчи — джатаки, дополнившие Дхаммападу (Стезя благого закона), знаменитый сбор­ник изречений Будды. Тогда же появился сборник назидательных повестей Панчатантра (Пятикнижие).

Законы Ману (Манусмрити — запомненное от Ману, Манавад-хармашастра — наставление Ману в дхарме) представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихо­творной форме от имени легендарного прародителя человечества по­лубога Ману и относящихся в своей окончательной редакции к сере­дине II в. н. э.

Слово «дхарма» происходит от санскритского «то единое, что ох­ватывает и поддерживает все вещи вместе» и означает вечный кос­мический порядок или закон, включающий природные и моральные нормы, а также нормы обычного права и установления государства, не расходящиеся с первыми двумя разрядами норм.

Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов. Ритмизированная форма изложения — характерная особенность многих древних зако­нодательных и в особенности религиозно-законодательных сводов и текстов.

Известны также тексты Артхашастра (Наука политики) Каутильи (IV в. до н. э.) и Камасутра (Наука любви) Ватсьяяны (ок. III в. н. э.).

Артхашастра — трактат о политике, в переводе с санскрита означающий «Трактат о науке об извлечении полезного». Авторство приписывают Каутилье — другу, советнику и министру Чандрагупты I династии Маурьев. Содержание трактата очень разнородно — от характеристики основных философских школ до перечня практиче­ских рекомендаций правителю и отдельным варнам и кастам в их повседневном семейном, групповом и межсословном общении. Осо­бое внимание уделено характеристике правил и принципов дея­тельности отдельных учреждений власти и управления государством.

 


11. Охарактеризовать структуру Законов Ману.

Глава I Законов Ману излагает сведения о мироздании и его Творце (божественном Самосущем), о происхо­ждении основных четырех сословий (варн) и главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которо­му следуют и люди.

Глава II повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, в частности «того священного Закона, которому следуют люди, изучившие Веды, и который запечатлен в сердцах людей добродетельных, всегда чуждых ненависти и стра­стей» (II, 1). После изучения Вед человек считался приуготовленным для новой духовной жизни — «дваждырожденным» (двиджати). В этой же главе говорится о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также «запомненной священной мудрости» дхармашастр.

Глава III содержит нормы и требования к семейной жизни, пра­вильному браку (анулома), а также повествует о последствиях непра­вильных браков (пратилома) и требованиях к соответствующим об­рядам.

Главы IV, V и VI содержат сведения о способах сакрализации по­вседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни.

Глава VII рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в право­судии, поддержании порядка и «защите всех творений»; в ней дают­ся советы по делам административным, налоговым, военным и др.

Глава VIII посвящена 18 поводам для обращения в суд (наруше­ние договорных отношений, преступные деяния: кража, насилие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодеяние, оск­вернение ложа духовного наставника-гуру, распитие хмельных на­питков и др.), а также роли закона и правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в слу­чае необходимой обороны (защита от насилия ребенка, женщины и священника-брахмана).

Глава IX повествует о «вечном законе для мужа и жены» в их се­мейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложе­нии наказаний.

Глава X содержит правила, общие для трех дваждырожденных варн; семь законных способов приобретения собственности; десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; дхармы, общие для всех четырех варн.

Глава XI посвящена регулированию образа жизни касты непри­касаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших дхарму).

Глава XII дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственно­сти человека за недостаточный контроль за своими мыслями, слова­ми и своим телом.

Существовало семь законных способов приобретения имущества (X, 115): приобретение лица в рабство, наследование, получение в каче­стве дара или в виде находки, покупка, завладение, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений (7-й способ приобрете­ния — только для жрецов-брахманов).

После смерти отца и матери братья собирались и делили между собой в равных долях отцовское имущество, на которое они не име­ли права при жизни родителей.

К числу законных способов пропитания и существования были отнесены следующие: ученый труд, механические ремесла, работа за плату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, довольст­во малым, милостыня, получение процентов на деньги.

 




Дата: 2019-02-02, просмотров: 195.