В крупной коммерческой организации головной корпоративный финансовый отдел оказывал услуги оперативным подразделениям. На самом деле многие «услуги» традиционно являлись частью систем центрального корпоративного финансового контроля, и у оперативных подразделений не было выбора в пользовании ими. Подразделения возмущались своей несвободой в приобретении этих услуг от других провайдеров, поскольку чувствовали необоснованность возложенных на них затрат на финансирование услуг. Кроме того, оперативные подразделения возмущались властью, которую захватил над ними финансовый отдел в предоставлении своих услуг. Одной такой услугой была, например, занесенная в компьютер ведомость, которой финансовый отдел пользовался для проверки того, что подразделения держатся в рамках согласованных штатных смет.
Совет директоров корпорации по ряду причин решил немного ослабить свой контроль над оперативными подразделениями, и в том числе — позволить им приобретать определенные финансовые услуги у любых поставщиков. Это со всей очевидностью затрагивало финансовый отдел, а особенно одну его секцию, которая отвечала теперь за свободно выбираемые услуги: она могла выжить лишь при условии, что ее услуги будут покупать. Налицо были три проблемы. Во-первых, цены на услуги секции должны были быть конкурентоспособными. Во-вторых, ее услуги должны были действительно являться услугами, а не системой контроля, то есть должны были учитывать нужды оперативных подразделений, а не осуществлять контролирующие функции корпоративного финансового отдела. В третьих, должны были потеплеть традиционно холодные отношения между секцией и подразделениями. Все эти проблемы были даже более насущными в силу того, что растущая конкуренция и другие перемены на рынке организации влияли на оперативные подразделения и обостряли их критику в адрес стоимости и качества услуг их поставщиков.
Директор корпорации, ответственный за финансовый отдел, обратился ко мне за помощью. Совместно с его заместителем, который отвечал за непосредственно затронутую секцию, мы договорились о трехэтапной стратегии. Во-первых, нам представлялось важным гарантировать, чтобы персонал секции осознал все факторы, влияющие на его будущее, чтобы после включить его в разработку решений; таким образом, были организованы «информационные дни». Последние фактически занимали всего лишь полдня, но были исключительно конструктивными. Старшие менеджеры всех оперативных подразделений посещали эти сессии, чтобы описать свои операции, проблемы и требования к финансовым службам. На сессиях председательствовал заместитель директора (финансового), и после презентаций оперативных подразделений персонал обсуждал выводы, которые должна была сделать из сказанного их секция.
Во-вторых, была использована форма обзора обратной связи, вовлекавшая весь персонал в управление необходимыми изменениями. Это была разновидность собрания, посвященного идентификации проблем. Весь персонал посетил серию сессий, занимавших полный рабочий день и проводившихся под председательством финансового директора; я же совместно с заместителем директора способствовал их проведению. Персонал выполнил подготовительную работу. На этих собраниях была достигнута договоренность о первоочередных приоритетных направлениях, в которых должен был поработать персонал секции и сам финансовый директор. Это привело к формированию четырех проектных групп, что явилось третьим этапом стратегии; эти группы должны были выработать рекомендации по изменениям, которые должны были произойти в секции для преодоления грядущих проблем. В этих проектных группах участвовали сотрудники со всех уровней секции, а их работа координировалась руководящим комитетом под председательством начальника секции. Как только проектные группы приступили к работе, мое участие прекратилось, но мне известно, что в первый же год секция выиграла контракты со всеми оперативными подразделениями.
Вопрос 1. Каковы главные изменения, которые коснутся вашей организации в течение ближайших нескольких лет?
Вопрос 2. Как повлияют эти изменения на работу вашей секции?
Вопрос 3. Как должна изменить свою работу ваша секция с учетом грядущих изменений?
Вопрос 4. Что нужно сделать для этих изменений вам и вашим коллегам?
Вопрос 5. Что должен сделать для этих изменений прочий персонал финансового отдела?
Вопрос 6. Что еще, если таковое есть, должно произойти, чтобы помочь вашей секции в будущем?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 269.