ПОНЯТИЕ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ситуационный анализ (или анализ актуальных ситуаций) любой человек осуществляет сознательно или неосознанно, но повседневно — от младенчества до глубокой старости. На бытовом уровне это анализ текущей ситуации с целью определения своих сиюминутных перспективных действий и поведенческой линии.

Таким образом, ситуационный анализ представляет собой процесс оценивания внешних и внутренних обстоятельств (в прошлом, настоящем и будущем времени) с целью определения наиболее рациональной поведенческой линии. Ситуационный анализ прошлых событий дает неоценимый опыт оценки степени правильности своих предшествовав­ших рассуждений и действий. Ситуационный анализ текущих событий необходим нам, чтобы определиться, как себя вести. Ситуационный анализ ожидаемых событий называют прогнозированием.

«ситуация» часто используется в жизни просто для указания состояния основных внешних (или внутренних) обстоятельств и усло­вий, в соответствии с которыми мы выбираем ту или иную поведенческую линию.

 «проблема» обычно определяет не локальное, а принципиальное изменение линии поведения, вплоть до корректировки прежних стратегических ориентиров деятельности.

Проблема никогда «не сваливается с неба». Она является результатом:

· изменившихся внешних условий;

· изменившихся внутренних условий (состояний);

· появления неожиданного препятствия;

· проявления новых аспектов, перспектив, открывшихся в резуль­тате наших действий;

· нашего намерения заняться новой тематикой, новой сферой отношений (деятельности, производства), т. е. заняться тем, в чем нет ранее сложившегося опыта.

Также термин «проблема» используется для освоения ранее неизведанных данным лицом (организацией) новых «ниш» в производстве, в исследовании, в управленческой деятельности и в личной жизни.

В ситуационном анализе под «ситуацией» понимается описание тех обстоятельств, факторов и условий, результатом взаимодействия кото­рых является анализируемая проблема.

Итак, почему же необходимо специально заниматься формированием навыков ситуационного анализа, если мы им и так постоянно пользуемся?

Дело в том, что так называемый бытовой ситуационный анализ часто нас подводит, и мы не слишком доверяем результатам собственного ана­лиза и обращаемся за помощью к сведущему человеку. В чем основные недостатки бытового ситуационного анализа?

1) Недостаточная развитость «дисциплинированного» мышления: ха­отичность рассуждений, постоянное перескакивание с одних обсто­ятельств на другие, не законченный анализ предшествующих, «за­цикливание» на деталях, блуждание в собственных ассоциациях;

2) анализ, как правило, одного, наиболее очевидного сценария действий (так как большее число сценариев «не удерживается» в голове);

3) недостаточное внимание к «второстепенным» обстоятельствам (фактам, условиям, личностным состояниям), которые, может быть, попали у нас в разряд «второстепенных» из-за недостатка ин­формации о них, а не из-за их действительной незначительности;

4) поспешное стремление выйти на конечный результат анализа, пренебрежение к видимым «мелочам»;

5) сильный эмоциональный фон, на котором и под воздействием которого осуществляется хаотичный (или даже истеричный) анализ ситуации;

6) отсутствие внутренней уверенности и убежденности в надежности результатов своего анализа.

Ситуационный анализ — это не что иное, как системный анализ в приложении к исследованию динамично меняющейся во времени и во взаимном воздействии друг на друга совокупности различных внутрен­них и внешних факторов. При этом сами факторы обычно именуются обстоятельствами (условиями), а анализируемая их совокупность — си­туацией. Темп изменения ситуации, ее динамика может быть в реальной жизни любой — от вялотекущей до стрессовой.

Технологически «классический» ситуационный анализ включает в свой состав три последовательных автономных этапа (про­цедуры).

I этап ситуационного анализа — «Создание поля идей, вариантов, сценариев». Этот этап предполагает составление полного множества (перечня) возможных сценариев развития анализируемой ситуации. Причем отбираются только те возможные сценарии, которые представляют интерес для того, кто анализирует. Термин «сценарий» здесь более умес­тен, чем термин «варианты», так как предполагает определенные действия (поведенческую линию в сценарном развитии данной ситуации).

Условия выполнения I этапа:

1. Не отвлекаться на экспресс-анализ наиболее интересных, простых или предпочтительных сценариев.

2. Перебрать все в принципе возможные сценарии.

Первый этап ситуационного анализа необходимо (особенно на начальном этапе формирования навыка) выполнять письменно даже для простых ситуаций, так как:

· письменное изложение дисциплинирует мышление;

· наглядность всего набора возможных сценариев дает возможность не держать их в памяти постоянно;

· появляется возможность вернуться к прерванному анализу (даже в будущем — для проверки качества своего анализа).

Первый этап завершается, когда перед глазами членов команды (или ее руководителя) имеется исчерпывающий набор сценариев. Безусловно, легче составить полный список сценариев всей команде, чем одно­му специалисту, пусть и высококвалифицированному.

II этап ситуационного анализа — «Оценка и отбор». Этот этап предполагает проведение экспресс-анализа всех сценариев с целью отбора наиболее вероятных (перспективных, желательных). По окончании этапа должно быть оставлено не менее двух и не более трех-четырех рацио­нальных сценариев. Исключение из рассмотрения остальных сценари­ев или перевод их в промежуточную память осуществляется на основе оценки рисков их отбрасывания. Критерий риска в каждой ситуации разный — общим объединяющим для них свойством является высокая значимость для анализирующего лица или членов команды.

III этап ситуационного анализа — «План действий». На этом этапе происходит следующее:

1. Сопоставление отобранных рациональных сценариев по ключевым параметрам их динамического развития.

2. Поиск дополнительной информации по второстепенным факторам, которые потенциально могут в реальном ходе событий из второстепенных «перекочевать» в ключевые.

3. Оценка возможных последствий по каждому варианту в перспективе развития.

4. Выбор и обоснование окончательного сценария действий по уровню надежности наибольшей вероятности и наименьшего риска негативных последствий.

5. Перевод на перманентный контроль остальных сценариев с целью оперативного переключения на них в случае негативного изменения прогнозируемого хода событий.

6. Составление согласованного плана действий, направленных на реализацию наиболее рационального сценария.

Все этапы ситуационного анализа необходимо протоколировать с целью:

· формирования навыка «дисциплины» мышления;

· последующего анализа ошибок и открытий.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 258.