В своей сути «Решетка лидерства» опирается на ряд очень простых положений:
1. у всех организаций есть три общие черты.
Последние удобно обозначить как «Три "Р"» (purpose,people, power — задача, люди, власть). Первые две «Р» вполне очевидны и легко объяснимы. Все организации, независимо от размера или отрасли экономики, рождаются на свет и стремятся выжить, чтобы служить некой задаче, из которой проистекают их цели и стремления. В теории организации и менеджмента сейчас это принято называть «миссией организации». То, что все организации характеризуются работающими в них людьми, заложено в самом слове «организация» — за исключением, возможно, характера деятельности собственника/менеджера. Третье «Р» (власть) более интересно. Каждый знает по себе, что в организациях существует власть. Обычным делом является также неравное распределение власти и то, что этот порядок проистекает из ряда. Источник власти и контроль ее распределения традиционно обеспечиваются с помощью иерархической структуры. В теории менеджмента хорошо понимается, что существуют многие другие источники или формы власти, например позиционные, умудренные, харизматические, и что неправильно было бы думать о власти в конечных терминах. Она может зарождаться и усиливаться в пределах организаций. Однако для большинства, если не для всех, организаций справедливо, что наиболее значительная и действенная власть придается иерархическим статусом, и именно этот источник власти обычно понимается в составе «Трех "Р"».
2. наиболее важным переменным фактором, определяющим организационную эффективность, является способ, которым осуществляется власть.
Проще говоря, в организациях главное — как в стремлении к цели осуществляется власть над людьми, и достижение цели зависит от формы, в которой осуществляется эта власть. Очевидно, что успех организации определяется многими факторами, и некоторые из них находятся вне сферы ее контроля. Но главным, в соответствии с «Решеткой лидерства», является осуществление власти лицами, занимающими «властные» позиции. Эта власть осуществляется и проявляется через «стиль управления». Менеджеры по-разному осуществляют свою власть над подчиненными в соответствии со своими индивидуальными взглядами на такие факторы, как работа, они сами люди вообще и их подчиненные в частности. Это позволяет утверждать, что стиль управления играет решающую роль в определении эффективности организации.
3. при широком разнообразии стилей последние различны по эффективности и эффективным может быть какой-то один стиль.
Другими словами, существует один «оптимальный», или «правильный», или «самый эффективный» способ осуществления власти над людьми, который наверняка приведет к тому, что организация будет неизменно добиваться своих целей.
4. для достижения организацией успеха необходимо, чтобы этот стиль был принят и его согласованно придерживались все властные лица, то есть все руководители.
Стиль руководства и лидерство
Основываясь на этих положениях и опираясь на собственные и чужие исследования лидерского поведения и эффективности, Блейк и Моутон разработали свой подход к ОР, известный как «Решетка лидерства», воспроизводящая разные стили менеджеров. Эти стили представлены на рисунке.
Рис. Решетка лидерства
высокая | 9 | 1,9 | 9,9 | |||||||
Забота о людях
Руководство загородным клубом
Продуманное внимание к потребности людей в удовлетворяющих отношениях приводит к уютной, дружеской атмосфере и соответствующему ритму работы.
Руководство командой
Работа выполняется благодаря обязательствам людей; взаимозависимость в силу "общей заинтересованности" в достижении цели организации приводит к отношениям доверия и уважения
5,5
Умеренное руководство
Адекватное выступление организации возможно благодаря соответствию между необходимостью выполнить работу и поддержанием на должном уровне морали людей
Ослабленное руководство
Минимальные усилия, направленные на выполнение необходимой работы, благоприятны для поддержания членства в организации
Дата: 2019-02-02, просмотров: 542.