Компьютерный язык и интернет-сленг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Компьютерный язык и интернет-общение во многом оказывают влияние на состояние русского языка и культуру речи. Компьютерный язык неоднороден. Его основу составляет профессиональная терминология (апгрейд, апдейт, аккаунт, скриншот, баннер, девайс), которая быстро изменяется в связи со стремительным развитием компьютерных технологий. Так, давно ушли в прошлое дискеты, их заменили флеш-накопители, или флешки.

Компьютер и Интернет – это те сферы жизни, которые быстрее всего осваиваются молодёжью. Именно молодёжь придумывает разного рода «словечки» и сокращения, которые мгновенно становятся общеизвестными и пополняют общий жаргон. На основе звукового сходства с английскими названиями возникли слова: дрова – драйвера, хомяк–  home hage, каша–  кэш-память, Емеля, мыло –  e-mail. Путём метафорического переосмысления образовались ставшие расхожими напильник– чистящий диск, Карлсон–  система охлаждения, блохи – ошибки в программе, мозги –  перативная память, бацилла – комьютерный вирус, мышкодром, крысодром, подмышка, подкрысник – коврик для мыши, глаз –  монитор, блины–  компакт-диски.

Повсеместное распространение Интернета в России сделало сленговые слова ещё боле популярными. Общение на форумах, в блогах и чатах требовало не только быстроты, краткости формулировок, но и оригинальности, своеобразия. В начале XX в. в молодёжной среде вошло в моду намеренное искажение русского языка, возникла специфическая языковая субкультура – «падонкаффский язык», или «олбанский ». Все помнят фразы: «Превед, кросавчег!», «Ф Бабруйск, жывотнае!», «Аффтар жжот». Началось массовое увлечение «орфиграфией»: орфографию – на фиг, «пешу каг хачу». Конечно, эта игра была запущена грамотными людьми[20].Нужно знать, как слов пишется нормативно, чтобы искажение было «правильным» (глухой согласный вместо звонкого и наоборот, А вместо О и т.д.) и давало нужный эффект. Однако любая игра, даже самая увлекательная, со временем надоедает. Так, к счастью, прошла мода и на эту игру, столь опасную для тех, кто только овладевает правописанием.

Интернет-общение, Viber/WhatsApp- и СМС-переписка продолжают существовать – без этого невозможно сейчас представить нашу жизнь – и продолжают создавать свой особый стиль, особую разговорную речь в письменной форме с жаргонными и просторечными вкраплениями, отсутствием знаков препинания, неполными предложениями, продолжают способствовать распространению безграмотности. Необходимость сэкономить время на введении знаков, сжать текст до минимума заставляет использовать аббревиатуры, ненормативные усечённые формы слов, смайлики и скобки для выражения чувств. В ходу сокращения и изменения русских слов (ща вместо сейчас; пж –вместо пожалуйста; че вместо чего, тя вместо тебя; дратути вместо здравствуте; какдила вместо как дела; серавно вместо всё равно; споки ноки вместо спокойной ночи; с ДР вместо с днем рождения), английских слов и выражений (бро  от brother  брат; сабж от subject тема; ОМГ или OMGOh my God – междометие, выражающее удивление, т.е. о боже мой; ИМХОIn My Humble Opinion, т.е. по моему скромному мнению; ТНХ или TNX – thanks, т. е. спасибо; LOL laughing out loud или lots of laughs,  т. е. смешно, SYSee You, – т. е. увидимся, и др.).

Частое использование сокращений в интернет-коммуникации молодёжи и СМС-сообщениях получило названия «сетеяз», «скорояз», «киберстиль». Это прогрессирующее явление, по мнению ряда исследователей, может оказать влияние на грамматическую систему русского языка: отпадёт необходимость в формах словоизменения. Есть основания опасаться, не станет ли следствием «урезания» языка скудоумие и падение нравственности, ведь, как известно, мышление и язык взаимозависимы.

 Однако не всё пространство Рунета засорено жаргонизмами, искажениями и акронимами. Интеллигентные, образованные люди не позволяют себе такого глумления над родным языком.

Какие бы негативные явления ни наблюдались в русском языке нашего времени, им нужно пытаться противостоять. Необходимо следить за своей речью, задумываться над сказанным, чаще заглядывать в словари и справочники, не оставаться безразличными к выбору слов и выражений, помнить, что во всём нужна мера. В заключение вспомним слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»[21].

 

Контрольные вопросы и задания к главе 1

1. Чем можно объяснить актуальность проблем культуры устной и письменной речи на современном этапе?

2. Что такое культура речи?

3. Какие три компонента включает в себя культура речи?

3. Как вы оцениваете современное состояние русского языка?

4. В чём причина массового нарушения норм литературного языка в устной речи наших современников?

 5. Какие умения и навыки речевого общения необходимы в вашей будущей профессиональной деятельности?

6. Дайте характеристику собственной речевой культуре:

1) знание норм литературного языка;

2) умение грамотно говорить и писать;

3) умение слушать собеседника;

4) владение речевым этикетом;

5) умение дифференцированно использовать языковые средства в разных ситуациях общения;

6) наличие слов-паразитов;

7) наличие жаргонных и бранных слов.

Выделите две-три основные задачи, решение которых поможет вам повысить собственную речевую культуру.

 

      Темы для публичных выступлений и презентаций

 

1. Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.

2. Речевой вкус нашего современника.

3. Язык Интернета: тенденции и перспективы.

4. Пути совершенствования речевой культуры.

Выскажите ваше мнение!

1. Объясните смысл следующих пословиц:

Дурное слово, что смола: пристанет – не отлепишь.

Мал язык, да всем телом владеет.

Словесный яд хуже змеиного.

Видна птица по перьям, а человек по речам.

Хороша веревка длинная, а речь короткая.

Не давай воли языку во пиру, во хмелю, в беседе и во гневе.

Каков разум – таковы и речи.

2. Можно ли утверждать, что жаргонизмы не следует употреблять ни при каких условиях?

 3. Следует ли законодательно закреплять обусловленные современным состоянием общественной жизни изменения в языке?

4. Нужно ли стремиться к тому, чтобы в бытовом общении мы всегда говорили нормированным книжным языком?

5. Удовлетворяет ли требованиям культуры речи фраза из учебника, адресованного студентам вузов: «Синергетика акцентирует внимание на антиэнтропийных процессах в диссипативных структурах»?

 

 



Глава 2

Дата: 2019-02-02, просмотров: 295.