Речевой этикет во взаимоотношениях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Начальника и подчинённого

Каждый из вас в будущем станет начальником или подчинённым, поэтому знание правил речевого этикета в этом дискурсе тоже необходимо.

Правило первое: если вы новый начальник, то должны представиться своим подчиненным сами, а краткие характеристики сотрудникам должен дать ваш заместитель.

Правило второе: когда руководитель входит в отдел, он всегда здоровается первым.

Правило третье: в деловых разговорах руководителя с подчиненными должна соблюдаться служебная субординация, однако при этом всем участникам таких разговоров необходимо соблюдать вежливость.   

Нередко мы сталкиваемся с тем, что руководитель, чтобы подчеркнуть свою занятость, не отрывает взгляда от бумаг и не поднимает головы при появлении посетителя. Вошедший – будь то руководитель рангом ниже или рядовой работник – должен с первой минуты, как переступит порог, почувствовать, что он воспринят не в качестве неодушевленного предмета, а как человек, заслуживающий уважения.

Правило четвёртое: как бы руководитель ни был занят, он должен извиниться за задержку разговора. Беседуя с подчиненным, необходимо быть предельно внимательным к нему. Нужно до минимума свести телефонный разговор, который неожиданно может возникнуть, или диалог с третьим лицом, вторгшимся во время встречи.

Следует помнить, что любое проявление категоричности суждений, раздражительность в разговоре с подчиненным противоречат этике деловых взаимоотношений.

Правило пятое: не нужно перебивать подчиненного, отчитывать с порога, не выслушав его объяснений по тому или иному вопросу, прерывать репликами, в которых в той или иной степени проявляется высокомерие.

Каждому старшему по должности сотруднику очень часто приходится давать оценку труда подчиненных. Некоторые руководители считают, что их обязанность - отмечать только ошибки и просчеты в их работе. Между тем именно положительная оценка оказывает благоприятное воздействие на настроение, а следовательно, и на работу сотрудников.  

Служебный речевой этикет предполагает , кроме того, соблюдение следующих правил: не следует давать отрицательную оценку действиям подчиненного в его отсутствие, а также не всегда уместно делать это в присутствии третьих лиц.  

 

Контрольные вопросы и задания к главе 2

1. Какие выводы можно сделать о человеке, слушая его речь?

2. Какие качества определяют компетентную языковую личность?

3. Что означают слова «глубина постижения текста»?

4. Что такое аллюзии и реминисценции?

5. Что такое языковая рефлексия и почему её необходимо развивать?

6. Что такое литературный язык?

7. Что такое кодификация языка?

8. Почему нормы языка обладают лишь относительной устойчивостью?

9. Почему происходит изменение языковой нормы?

10. Можно ли остановить процесс изменения норм языка?

11. Что такое императивные и диспозитивные нормы?

12. Каковы причины возникновения коммуникативных барьеров в общении людей?

13. Каким по форме может быть речевое воздействие на человека?

14. Чем речевое воздействие отличается от манипулирования?

15. Что такое кодирование и декодирование?

16.  Каковы причины неправильного выбора слова?

17. В каких случаях имеет место сознательный неправильный выбор слова?

18. Что такое ассоциативная ошибка в речи?

19. Почему при выборе слова необходимо учитывать его эмоциональную или стилистическую окраску?

20. Что такое многословие и какие типы ошибок включает в себя это понятие?

21. Что такое речевая недостаточность и какие типы ошибок включает в себя это понятие?

22. Как соотносятся между собой понятия «этикет» и «внутренняя культура»?

23. Почему обязательность соблюдения норм этикета носит двоякий характер?

24. Каковы правила речевого этикета для приветствия?

25. Каковы правила речевого этикета для представления?

26. Каковы правила речевого этикета для общения, в том числе делового?

27. Каковы правила речевого этикета во взаимоотношениях начальника и подчинённого?

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 296.