На программе в течение дня мы проводим несколько общих сборов с детьми. Как минимум, ежедневно у нас есть один общий сбор утром и вечером. Давайте разберемся зачем они нужны и как их проводить.
В первую очередь эти сборы нужны, чтобы создавать единое информационное поле, в котором находятся все участники. Задача утреннего общего сбора узнать, как дети поспали, были ли нарушения правил за прошлый день, заболел ли кто-то. В начале каждого утреннего сбора мы делаем такой срез по бытовым моментам: физическое состояние, соблюдение правил и здоровья, подведение игровых итогов прошлого дня, вспоминаем, а что было вчера, какие у нас планы на сегодня, создать планы на следующий день.
Важно снизить утреннюю тревожность, которая есть у ребенка, рассказать, что его ждет сегодня, какие будут мастер-классы. То есть задать какую-то структуру дня, рассказать детям кто куда сейчас пойдет, замотивировать их на это все.
Вечерний сбор нужен для подведения итогов, если они есть. Плюс необходимо структурировать вечерний этап времени. Основная задача сделать так, чтобы участники в каждый момент времени знали, что им нужно делать.
Рекомендации по проведению общего сбора.
★ Сигнал. Во-первых, здорово, когда есть какой-то сигнал, который обозначает, что через минуту начнется общий сбор. Колокол, музыка, кодовое слово — какой-то понятный для всех процесс, который поможет всем участникам собраться. Возможно, это будет назначенное время, например, каждое утро в 10 утра вы собираетесь на общий сбор. Участники должны быть готовы к тому, что через столько им нужно будет придти на общий сбор. Может быть они там запланировали какие-то свои личные дела, например, девочки заплетают 53 косы и получаются, что они будут оторваны от своих дел этим общим сбором. Поэтому лучше, какую-то ритуальность и традиционность в это дело ввести.
★ Команда должны быть вовремя и целиком. Второе, вся команда обязательно должна сидеть на общем сборе. Недопустимо, чтобы на знаковых общих сборах кто-то из команды спал или не присутствовал. Команда должна быть на сборе и она должна быть включена в процесс. Естественно, недопустимо чтобы кто-то из команды спал, храпел, играл в телефон и своим примером показывал, что общий сбор — это не интересно, не важно и не актуально сейчас.
★ Инструктора равномерно распределяются. Рекомендуется инструкторам садиться не рядом друг с другом, а равномерно распределяться в кругу детей. И лучше всего, чтобы рядом со сложными участниками, ребятами, которые требуют определенного внимания обязательно сидел инструктор. Если у вас 25 детей и 5 инструкторов, то вы должны сидеть примерно так: 5 участников — 1 инструктор, 5 участников — 1 инструктор. А не кучка инструкторов и все дети. Когда инструктора равномерно сидят между участниками, это создает структуру у детей. Дает им чувство значимости, потому что инструктора не сели между собой поговорить, а вместе с детьми делают какой-то процесс. Инструктора могут сесть все вместе отдельно только если это обусловлено самим процессом и это важно. Например, они все вместе приходят и говорят вводную в игру или это какие-то завершающие моменты программы. Если вы понимаете, что сейчас актуальней сесть всем вместе, тогда да, делайте это. А если это ежедневный общий сбор, тогда садитесь вместе с участниками, так вам будет легче и проще проводить общий сбор.
★ Включенность команды. Естественно, когда говорит координатор или другой инструктор недопустимо, чтобы инструктора перемигивались между собой, перешептывались, болтали с участниками или вообще своим поведением как-то обесценивали то, что сейчас происходит и мешали проведению мероприятия.
★ Общий круг. Важно, чтобы на общем сборе все сидели в едином кругу и едином пространстве. Зачем это нужно. Когда 20 человек сидят, а один лежит — это провокация. Когда 20 человек сидят в кругу на полу, а один сидит отдельно на стуле — это провокация. Если мы все вместе сидим на равных, плечом к плечу, не загораживая другу друга, это удобно. Каждый видит каждого и может обратиться к любому участнику. Во-вторых, это объединяет, мы чувствуем общность. В-третьих, это на каком-то духовном уровне дает нам возможность энергию между собой закручивать. Ничего этому не препятствует, никто не выбивается, никто не искажает течение эмоции, энергии между нами. Поэтому садитесь в круг, если позволяет пространство.
★ Комфорт. Делайте так, чтобы всем было удобно и комфортно. Если вы знаете, что общий сбор будет длинным, готовьте пространство заранее, свет, пенки, чтобы людям было комфортно сидеть и они могли высидеть то количество времени, которое вы запланировали. Если сбор будет на улице в вечернее время, помните про комаров, возьмите с собой репелленты, чтобы насекомые не отвлекали от сути общего сбора. Чем комфортнее будет пространство, тем продуктивней будет запланированное вами мероприятие.
Есть отдельные общие сборы, которые должны не только помочь структурировать пространство, но призваны создать определенную атмосферу. Таким общим собором является свечка.
Если вы собираетесь проводить свечку, сразу же определитесь, какими будут правила у свечки и поддерживайте этот контекст у детей. Прежде всего свечка проводится с определенными правилами. Как мы это делаем? Мы садим детей в круг, выключаем свет и в полной темноте объясняем им суть происходящего. Своими эмоциями, своей интонацией, своим подходом создавая то отношения, которого вы ждете от участников. Что можно сказать участникам для создания атмосферы свечки? Например, это может быть такой текст: «Ребята, не так часто в нашей жизни бывают ситуации, когда мы говорим и у нас есть 100% вероятность, что мы будем услышаны. И свечка — это то прекрасное событие, во время которого каждый из тех, кто решил высказаться, обязательно будет услышан. Для того, чтобы это событие свершилось, есть определенные правила, которые я вам сейчас расскажу.
➔ Первое правило: свеча зажигается только 1 раз, это тот огонь, который мы будем передавать друг другу. То тепло, то взаимопонимание, то внимание, которое мы будем бережно хранить. Поэтому свеча зажигается только один раз.
➔ Второе правило: говорит только тот, у кого в руках находится свеча. Мы не спорим, не задаем уточняющих вопросов, мы просто внимательно слушаем того, кто решил с нами поделиться. Ведь если человек говорит со свечой в руках, он говорит то, что для него важно, говорит о том, что идет от его сердца, а мы слушаем, что он говорит.
➔ Третье: свечка заканчивается в тот момент, когда гаснет свеча. Если все высказались, свечка ставится в круг и мы все вместе ее задуваем. Так завершается данный процесс».
Если вы знаете какой-то стих или какую-то притчу, которая поможет участникам настроиться на нужный лад — используйте это. В данном случае словом вы можете задать либо открытость, искренность, которая будет сопровождать всю свечку. Либо сделать свечку формальным событием, которое будет восприниматься как нечто нудное, скучное и никому не нужное. Это то самое мероприятие, тот общий сбор, когда каждый из команды должен захотеть стать открытым, искренним и честным. И всем своим существом именно это проецировать участникам, задавая пододщую атмосферу. И тогда ребята раскроются, захотят говорить, делиться, захотят, чтобы все их услышали. И конечно же, слушайте то, что говорят участники. Если они рассказали это на свечке, значит это важно.
Возрастные особенности.
Есть минимальные знания о возрастной психологии, которые могут помочь инструкторам вести диалог и выбирать мероприятия, которые будут подходить и соответствовать тем возрастным задачам и особенностям, которые есть у участников.
Общая информация:
У нас есть физический возраст, который исчисляется годами и его легко посчитать, когда ты вычитаешь сегодняшнюю дату и дату рождения. Мы получаем сколько человеку лет. И есть психологический возраст. Все, что будет говориться в этом блоке — это про психологический возраст. Он не всегда совпадает с возрастом физическим. Иногда ребенку 8 лет, а психологический возраст на 6,5-7 лет. Это зависит от многих факторов. Конечно же до 21 года наши телесные изменения, наше физическое взросление толкает и продвигает наш психологический возраст. Поэтому до 21 года разница между психологическим и физическим возрастом может быть не слишком сильной. Но тем не менее не надо думать, что если ребенку 8 лет, то он соответствует психологическим задачам именно 8-ми лет.
Психологический возраст измеряется 7-ми летними циклами. И каждые 7 лет происходит какой-то кризис. Психологический кризис — это выбор между чем-то и чем-то. То есть 6 лет человек отрабатывает определенную тему и, когда он ее полностью отработал, перед ним стоит выбор. Либо принять психологическое новообразование в своей личности, либо остаться в предыдущем возрасте. Чаще всего, конечно, до определенного возраста, мы выбираем идти вперед, развиваться, расти, взрослеть, совершенствоваться на своем пути. Но для того, чтобы принять это решение, происходит некоторый кризис. Он может длиться один день, а может длиться целый год. Это проявляется в нестабильности поведения. Если вы вы видите, что ребенок ведет себя то так, то так, это скорее всего говорит о том, что он находится в некотором кризисе, в выборе между чем-то и чем-то
Психологический возраст ребенка 5-6 лет - это время до первого кризиса.
На программе у нас есть дети 5-6 лет. Чем характерны эти дети. Они еще очень, очень сильно привязаны к своему физическому взрослению. То есть по сути дела для ребенка в этом возрасте важнее всего — это его физический рост и этим обусловлено все остальное. Он еще только учится управлять своим телом. До 7-ми лет происходит максимальный рост ребенка, он потом на столько же сантиметров в пропорции к остальному телу никогда так сильно не вырастает. Поэтому все его эмоциональные, физические, интеллектуальные силы затрачены именно на это, на все остальное остается очень мало.
1. Фокус внимания.Ребенок 5-6 лет мало фокусирует свое внимание, он не может как ребенок 7-8 лет 40 минут сидеть на мастер-классе. Его умение сосредотачиваться на каком-то процессе намного меньше. Не считая медитативных процессов, когда он может просто наблюдать. Наблюдать человек в любом возрасте может сколько угодно долго...
Если процесс не связан с наблюдением, то ребенок 5-6 лет может спокойно усидеть за занятием 5-7 минут, а дальше нужна какая-то смена. Нужно учитывать это, когда вы планируете мастер-класс. Если у вас дети такого возраста, необходимо планировать игру и процесс таким образом, чтобы была какая-то смена деятельности. Какие-то этапы, микроэтапы в деятельности.
2. Правила. Дети 5-6 лет не всегда могут осознанно соответствовать правилам. Им это не так интересно. Поэтому очень часто мы им не объясняем суть правила или объясняем, но понимаем, что на самом деле работает выставление границ «это можно, это нельзя». И повторы «это нельзя», и снова «это нельзя». Когда мы повторяем ребенку, что это можно, а это нельзя, для ребенка 5-6 лет — это нормальное явление.
3. Игры иОсобенности развития мозга. Очень сильный скачок роста фантазии происходит в этом возрасте. Появляется много хотелок, желаний, вопросов у ребенка в этом возрасте. Соответственно основные игры, в которые ребенок играет в этом возрасте, связаны с воображением, фантазией. У него ручка сейчас может быть кораблем, потом волшебной палочкой, потом забором. Ролевые игры, игры с предметами, хороводы — вот во что играют дети этого возраста.
• Пальчиковые игры (например, «Сорока-ворона», «Барашка купишь?», «Пальчик-мальчик», «Большаку дрова рубить» и другие)
• Игры с предметами (с куклами, мячами и прочее)
• Сюжетно-драматические игры (рассказ сопровождается действиями, например, «У оленя дом большой»)
• Словесные игры («Города», «Ассоциации» и др.)
• Хороводы («Оленюшка», «Зайка», «Как на Танины именины»)
• Ролевые игры (дочки-матери и прочее)
• Игры на местности («Прятки», «Ляпы» и др.)
4. Авторитет. Главный авторитет у ребенка 5-6 лет — это мама и папа. Нужно это учитывать, выстраивая диалог с ребенком.
5. Психологические задачи:
С 5-6 лет работа с зонами желаний и фантазии. Основная задача социального взросления — осознать, что когда Я вырасту у меня будет своя семья и свои правила в этой семье. Там я смогу реализовать свои желания в соответствии со своими фантазиями.
Когда ребенок достигает 7 лет и проходит первый цикл взросления, это может быть чуть раньше, чуть позже, у него происходит первый кризис. Во время этого кризиса он должен понять и принять, что вокруг него живые люди. Конечно, он и до 7 лет понимает, что люди вокруг живые. Но он понимает это на каком-то поверхностном уровне. А в 7 лет он реально осознает, что есть другие дети и это здорово. Есть другие живые люди и это ресурс, который можно использовать.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 289.